Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:30, реферат
Объектом аудита персонала является состояние трудовой сферы экономического субъекта, а предметом – трудовой коллектив, его деятельность; организация, нормирование, условия и охрана труда персонала; соблюдение прав и обязанностей всех уровней, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Следует особо отметить, что в странах с рыночной экономикой придается огромное значение состоянию работающих, так как они являются важнейшим фактором, обеспечивающим прибыльность деятельности фирмы, и это уже давно подтверждено существованием на предприятиях специальных служб персонала, в функции которых включаются организация трудовой деятельности персонала предприятия во всех ее проявлениях, а также анализ эффективности этой деятельности[4].
Введение ……………………………………………………………………
3
Часть I. Управленческий аудит в организации …………………………..
6
1.1. Цели и задачи управленческого аудита …………………………..
6
1.2. Персонал и кадровая политика организации …………………….
11
1.3. Место аудита в системе управления персоналом организации ...
19
1.4. Философия аудита персонала ……………………………………..
28
Часть II. Изучение аудиторской деятельности на предприятии ………..
35
2.1. Уровни проведения аудита персонала ……………………………
35
2.2. Исследовательские подходы к аудиту персонала ………………..
45
2.3. Инструментарий проведения аудита персонала …………………
48
2.4. Последовательность проведения аудита персонала ……………..
55
Часть III. Практическая работа аудитора по персоналу …………………
66
3.1. Анализ численности и состава работников ООО «ХХХ» ……...
66
3.2. Анализ движения кадров на ООО «ХХХ» ………………………
74
Заключение …………………………………………………………………
Социальная политика (управление персоналом). При описании социальной политики устанавливаются наиболее значимые факторы, которые зависят от цели аудита:
труд (определяется уровень занятости, природа предложенного труда, безопасность и защита занятости, внедрение инноваций, стабильность, политика продвижения, труд женщин и других социально уязвимых категорий).
вознаграждения (чаще всего оценивается относительный уровень вознаграждений, эволюция во времени, внутренняя структура вознаграждений, нижний уровень зарплаты и иерархическое распределение, виды вознаграждений).
безопасность и улучшение условий труда (здесь выделяют два аспекта - финансовые средства, вложенные в эту область и оценка полученных результатов).
профессиональное образование (объем, содержание, продолжительность, стоимость).
информация (процедуры прохождения информации, собрания персонала, индивидуальные беседы и переговоры).
Глобальная диагностика. На этой стадии аудита выявляются:
соответствия и несоответствия между должностными характеристиками и проводимой политикой;
связи и случайные нестыковки между различными сторонами социальной политики;
принципиальные источники социальных рисков;
зоны социальных сверхиздержек.
в) Анализ организационного поведения
Любая организация - своеобразный метаорганизм, отличающийся организационным поведением, т.е. особенностями и закономерностями взаимодействия объединения людей с внешней и внутренней средой. В организациях, имеющих определенную историю, неизбежно формируется особый уклад жизни, свои традиции, ритуалы. По мере развития организации в ней складывается своя собственная система ценностей, убеждений, норм и правил поведения и деятельности. У каждой организации появляются уникальные черты, позволяющие характеризовать ее как специфическое сообщество людей, возникает уникальная общая психология или сильная организационная культура.
Аудитор знакомится с признаками внешней адаптации организации. Это:
миссия организации;
цели, отражающие эту миссию;
средства достижения целей;
критерии оценки результатов деятельности;
стратегия корректировки направлений развития в случае, если цели по разным причинам недостижимы.
Процесс становления коллектива, или внутреннюю интеграцию аудитор изучает по следующим признакам:
язык общения;
критерии определения того, кто «наш», а кто «не наш»;
критерии и правила распределения власти и статуса;
правила неформальных отношений внутри организации;
критерии распределения поощрений и наказаний;
внутренняя идеология.
После анализа социальной политики и организационного поведения становится возможным сгруппировать сильные и слабые стороны управления персоналом для завершения в целом предварительной диагностики.
Аудиторское заключение
Аудит персонала как любой другой вид аудита заканчивается написанием отчета. Аудиторский отчет - это всестороннее описание действий по управлению персоналом, которое включает в себя как подчеркивание сильных сторон в работе с персоналом, так и рекомендации по улучшению методов, которые являются неэффективными. Баланс сильных и слабых сторон в работе с персоналом, а также определение угроз и выявление возможности их предотвращения - цель аудиторского заключения.
Чаще всего аудиторское заключение состоит из трех частей. Одна часть – для линейных менеджеров, другая — для специалистов службы управления персоналом и третья — для менеджеров управления персоналом.
Отчет для линейных менеджеров. Аудиторское заключение (отчет) для линейных менеджеров суммирует их цели и обязанности в области управления персоналом. Их целями могут быть стремление к уменьшению абсентеизма или текучести, дальнейшему развитию работника, улучшению отношений с профсоюзом, или достижению других целей. Обязанностями могут быть: привлечение к интервьюированию претендентов, обучение работников, проведение оценки, мотивация работников и удовлетворение их потребностей.
В заключении также вскрываются проблемы в области управления персоналом. Нарушения кадровой политики и закона выдвинуты на первый план, указаны как обнаруженные недостатки в методах управления, так и соответственные рекомендации.
Отчет специалистам в области управления персоналом. Специалисты службы управления персоналом, имеющие дело с занятостью, обучением, компенсацией, и другими действиями в области управления персоналом, также нуждаются в обратной связи. Аудиторский отчет, который они получают, выделяет области хорошего и недостаточного исполнения. Например, одна аудиторская команда обнаружила, что много рабочих мест не имеют квалифицированной замены. Эта информация передана менеджеру по обучению и развитию персонала наряду с рекомендацией увеличения числа обучающих программ, чтобы осуществить программу подготовки перспективных супервайзеров и менеджеров.
Отчет также обеспечивает специалистов управления персоналом обратной связью относительно мнения линейных менеджеров об усилиях специалистов управления персоналом. Иногда в отчет включаются сравнительные данные по другим родственным фирмам.
Отчет менеджеру по управлению персоналом. Отчет менеджеру управления персоналом содержит всю информацию, необходимую для улучшения работы службы управления персоналом. Кроме того, менеджер по управлению персоналом получает обратную связь относительно:
мнения линейных менеджеров и работников о пользе от услуг службы управления персоналом;
необходимости корректировки целей службы в рамках стратегии организации;
проблем персонала и их значимости, сгруппированных по приоритету рекомендаций для необходимых изменений.
С информацией, содержащейся в аудиторском отчете, менеджер по управлению персоналом может получить широкое представление о функции управления персоналом. Вместо решения проблем случайным способом, менеджер теперь может сосредотачивать внимание на областях, имеющих самый большой потенциал для улучшения вклада службы управления персоналом в фирму. Находящиеся на стадии становления тенденции могут быть изучены и предприняты корректирующие действия, в то время пока проблемы все еще незначительны. Пробудив ответственность к проблемам линейных менеджеров, можно заработать дополнительную поддержку среди них.
Даже мораль и мотивация в пределах службы управления персоналом может быть усилена, например, своевременным поздравлением тех, кто хорошо работает. Персонал должен ощутить, что изменения и улучшение управления результат аудиторской работы. Иначе аудит может служить только для того, чтобы всколыхнуть ожидания работников, а фактически сделать управление хуже, чем прежде.
Возможно, что наиболее важно, аудит служит ориентиром будущих усилий и как контрольная точка для будущих ревизий. Используя сведения аудиторского заключения, менеджер по управлению персоналом может составить долгосрочный план модернизации работы службы с учетом критических замечаний и постановки новых целей. И эти цели служат как стандарты, которые будущие аудиторские команды используют для оценки деятельности по управлению персоналом фирмы.
ЧАСТЬ III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА АУДИТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ
3.1. Анализ численности и состава работников ООО «ХХХ»
Все работники предприятий подразделяются на рабочих, руководителей и специалистов. Группировка кадров по категориям облегчает определение потребности в работниках соответствующей профессии и квалификации, установление форм оплаты труда и материального стимулирования, организацию подготовки и переподготовки персонала, способствует лучшему их использованию.
Анализ структурных сдвигов в составе персонала позволяет выявить основные тенденции в распределении и перераспределении кадров, их качественном изменении.
В категории рабочих, в свою очередь, выделяются работники, непосредственно участвующие в производстве продукции либо способствующие его осуществлению, занятые управлением машинами, механизмами или агрегатными установками, наблюдением, управлением и регулированием автоматов, автоматических линий и автоматических приспособлений (если они оплачиваются по тарифной сетке рабочих), а также работники, занятые ремонтом, наладкой и обслуживанием оборудования, погрузочно-разгрузочными работами или оказанием производству других услуг. Рабочие делятся по производственному признаку на основных и вспомогательных. К основным относятся рабочие, занятые осуществлением технологического процесса, а к вспомогательным - рабочие, непосредственно не участвующие в технологическом процессе, но способствующие его осуществлению.
Они подразделяются на функциональные группы:
организационно-
поддержания в рабочем состоянии оборудования, механизмов, аппаратов;
изготовления технологической оснастки; поддержания в рабочем состоянии зданий и сооружений;
контрольную, транспортную и погрузочно-разгрузочную; осуществляющую приемку, хранение и выдачу материальных ценностей;
группу энергоснабжения;
обеспечения охраны труда, техники безопасности и промсанитарии;
подготовки и совершенствования производства.
При анализе структуры рабочих кадров надо изучить количественные соотношения между отдельными группами рабочих в отчетном и плановом периодах.
Руководители составляют категорию работников, управляющих деятельностью трудовых коллективов.
Специалисты — это работники, для замещения должностей которых в соответствии с квалификационными требованиями необходимо наличие высшего или среднего специального образования. Рассмотрим показатели численности и состава работников ООО «ХХХ». В соответствии с планом реструктуризации предприятие определяет общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждает штаты. Различают численность промышленно-производственного персонала, общую, списочную и плановую численность.
Численность промышленно-производственного персонала (Чппп) предприятия включает рабочих (Чрб), руководителей (Чрк), служащих (Чсл), специалистов (Чсп) и соответственно определяется по формуле:
Чппп = Чрб + Чрк + Чсл + Чсп
На ООО «ХХХ», согласно формуле:
Чппп = 2 чел. + 1 чел. + 1 чел. + 2 чел. = 6 чел.
Общая численность рабочих (Чобщ) представляет собой сумму численности промышленно-производственного персонала и персонала, занятого в непромышленных хозяйствах и организациях, состоящих на балансе предприятия.
Списочная численность включает общее число всех работников предприятия (постоянных, сезонных и временных), в том числе фактически работающих, находящихся в командировках, отпусках очередных и по беременности и родам, не вышедших на работу в связи с выполнением общественных и государственных обязанностей, по болезни, с разрешения администрации, а также совершивших прогулы.
В списочную численность включаются работники, получившие учебные отпуска для сдачи экзаменов, проходящие учебу на курсах повышения квалификации, занятые изготовлением продукции на дому.
Для расчета численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности работников. Он применяется, например, при расчете средней производительности труда.
Среднесписочная численность работников за месяц () исчисляется по формуле:
где - сумма списочного числа работников на каждый календарный (рабочий и нерабочий) день данного месяца;
Дк — число календарных дней в данном месяце.
В нашем случае. В течение месяца среднесписочная численность работников составляла: с 1-го по 20-е число - 7 человек, с 22-го по 29-е число - 6, с 30-го по 31-е число — 6 человек. Определим среднесписочное число работников за месяц:
Списочное число работников равно сумме всех явок и неявок на работу. Поэтому среднесписочное число работников может быть определено как частное от деления суммы явок и неявок на работу за весь месяц на полное календарное число дней месяца.
Среднесписочная численность работников за квартал или несколько месяцев определяется суммированием среднемесячной численности за каждый месяц периода и делением результата на количество месяцев в данном периоде.
Для определения списочной численности работников сначала рассчитывают минимальное количество рабочих, необходимое для выполнения планового задания по производству продукции (работы) за смену. Это так называемая явочная численность. Она исчисляется по участкам, цехам и операциям производственного процесса. С учетом ее и рассчитывают списочное число работников по формуле: