Кадровый аудит в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:30, реферат

Описание работы

Объектом аудита персонала является состояние трудовой сферы экономического субъекта, а предметом – трудовой коллектив, его деятельность; организация, нормирование, условия и охрана труда персонала; соблюдение прав и обязанностей всех уровней, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Следует особо отметить, что в странах с рыночной экономикой придается огромное значение состоянию работающих, так как они являются важнейшим фактором, обеспечивающим прибыльность деятельности фирмы, и это уже давно подтверждено существованием на предприятиях специальных служб персонала, в функции которых включаются организация трудовой деятельности персонала предприятия во всех ее проявлениях, а также анализ эффективности этой деятельности[4].

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
3
Часть I. Управленческий аудит в организации …………………………..
6
1.1. Цели и задачи управленческого аудита …………………………..
6
1.2. Персонал и кадровая политика организации …………………….
11
1.3. Место аудита в системе управления персоналом организации ...
19
1.4. Философия аудита персонала ……………………………………..
28
Часть II. Изучение аудиторской деятельности на предприятии ………..
35
2.1. Уровни проведения аудита персонала ……………………………
35
2.2. Исследовательские подходы к аудиту персонала ………………..
45
2.3. Инструментарий проведения аудита персонала …………………
48
2.4. Последовательность проведения аудита персонала ……………..
55
Часть III. Практическая работа аудитора по персоналу …………………
66
3.1. Анализ численности и состава работников ООО «ХХХ» ……...
66
3.2. Анализ движения кадров на ООО «ХХХ» ………………………
74
Заключение …………………………………………………………………

Работа содержит 3 файла

Диплом.doc

— 521.50 Кб (Скачать)

 

Проанализируем эти подходы. Сравнительный подход — возможно, самая простая форма исследования — использует в качестве модели другую компанию. Аудиторская команда срав­нивает результаты или процедуры с таковыми другой организа­ции. Сравнительный подход часто используется, чтобы сравнить абсентеизм, текучесть и уровень зарплаты. Этот подход имеет смысл, когда какая-либо новая процедура вводится впервые. На­пример, если компания вводит программу посталкогольного вос­становления, можно скопировать подобную программу в другой фирме. Тогда результаты двух программ сравнимы.

Альтернативно, служба управления персоналом может пригласить внешних консультантов-экспертов. Предложенные консультантом либо опубликованные исследовательские стандарты служат как бы базой для аудиторской команды. Например, консультант может указать, что бюджет управле­ния персоналом составляет 0,75 % от валового объема прода­жи. Это число тогда служит как «указательный столб» при оценке общего бюджета службы управления персоналом. В настоящее время внешнее сравнение один из наиболее попу­лярных подходов при оценке действий и услуг персонала.

Третий подход состоит в развитии статистических методов оценки исполнения, основываясь на существующей информа­ционной системе компании. Например, изучение отчетов компании позволяет выявить показатели абсентеизма и текучести. Эти данные указывают, насколько хорошо менеджеры управления персоналом и линейные менеджеры управляют этими процессами. Такой статистический подход обычно до­полняется сравнением с внешней информацией, которая мо­жет быть собрана в других фирмах. Эта информация часто выражается в виде дробей, по которым нетрудно сделать рас­четы для дальнейшего использования. Например, предприни­матель, у которого в среднем из двухсот работников в течение месяца двенадцать увольняется, считает, что показатель теку­чести составляет 6%.

Число уволенных (12) делится на среднее число работни­ков (200) и умножается на 100%.

Аналогично, если восемь служащих пропустили работу в рабочий день, то показатель абсентеизма — 4%. Число служа­щих, отсутствующих на работе (8) делится на общее количество работающих (200) и умножается на 100%. Получается 4%.

Подход соответствия - другая стратегия аудита персонала - рассматривает прошлый период для определения того, как выполняется кадровая политика компании. Аудиторская команда чаще всего рассматривает вопросы труда и занятости, вознаграждений, трудовой дисциплины и форм оценки работ­ников. Цель такого исследования гарантировать, что служба управления персоналом и линейные менеджеры исполняют внутренние правила и правовые предписания.

И, наконец, подход для специалистов в области управления персоналом и линейных менеджеров, позволяющий урегули­ровать цели и области их ответственности - это МВО (management-by-objectives) подход, при котором устанавлива­ются определенные цели, выполнение которых может быть измерено. Тогда аудиторская команда исследует фактическое выполнение и сравнивает его с предварительно выработанны­ми целями. Например, таким способом линейные менеджеры могут на своем уровне урегулировать большую часть кон­фликтов, не доводя их до передачи на вышестоящий уровень или в арбитраж. Аудит оценивает количественные и качест­венные тенденции в этой области. Этот принцип популярен и при оценке деятельности службы управления персоналом.

 

2.3. Инструментарий проведения аудита персонала.

 

Независимо от выбранного подхода аудиторам необходимо собрать данные относительно деятельности службы управле­ния персоналом организации. Практически это достаточно трудная задача. Частично причина этого находится в том, что очень трудно определить эффективность этой службы. Мно­гие из доступных показателей субъективны по своей природе и организационно зависимы. Кроме того, эффективность уп­равления персоналом на организационном уровне может весьма отличаться от эффективности службы управления пер­соналом непосредственно.

В аудите персонала используются типичные для управлен­ческого аудита инструменты, описанные в предыдущей главе. Здесь остановимся на наиболее часто применяемых аудитора­ми управления персоналом инструментах. Каждый инструмент исследования обеспечивает частичное понимание дейст­вий управления персоналом фирмы. Если эти инструменты используются умело, команда может соткать из них ясную картину действий управления персоналом организации. Это:

     интервью;

     анкетные опросы и обзоры;

     анализ официальных документов;

     внешняя информация;

     эксперименты в области управления персоналом.

Интервью. В аудите персонала интервью - наиболее применимый инструмент сбора информации, применяемый для получения информации для анализа рабочего процесса, выяснения суж­дений работников по определенным вопросам. В ходе беседы каждый последующий факт дополняет или опровергает пре­дыдущие, раскрывает побочные факты и неожиданные взаи­мосвязи, влияния или ограничения. В области управления персоналом получаемые комментарии позволяют аудиторам определить сферы, требующие оптимизации. Критицизм работников может свидетельствовать о низком уровне удовлетворения их потребностей и о необходимости повернуть рабо­ту службы управления персоналом в эту область. Но когда права служба управления персоналом, вероятно, придется предпринять обучение линейных менеджеров фирмы, объяс­няя им подвергаемые сомнению процедуры управления.

Разновидность интервью — такой полезный источник ин­формации как «выходное» интервью. Интервью с увольняю­щимися работниками проводятся, чтобы изучить их представ­ления об организации. Анализ данных такого интервью позволяет выявлять и осуществлять меры по предотвращению текучести, которые могут носить как априорный характер (бо­лее тщательный отбор сотрудников с учетом предотвращения еще на этой стадии наиболее часто встречающихся причин увольнений работников), так и апостериорные (целенаправленную работу по удержанию на предприятии кадровых работни­ков).

Анкетные опросы и обзор отношений. Известно, что влияние отношения к работе на трудовое по­ведение работника очень велико. Оценивая удовлетворенность работников трудом, можно определить их отношение к рабо­чему процессу, руководству, взаимоотношениям в коллективе и специфике организации труда. На базе такой информации можно производить организационные изменения, которые по­высят у работников удовлетворенность трудом. Один из наи­более объективных и экономичных подходов — это проведе­ние опросов об отношении работников к работе. Использование анкет позволяет получить большое количество фактов от большого числа людей. Такие опросы представля­ют, как правило, собой самостоятельное заполнение респон­дентом вопросников или анкет. Эти инструменты используют­ся довольно часто, потому что интервью дорогостоящая процедура, и обычно используется только в отношении не­многих работников. Опросы работников особенно результа­тивны для оценки взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и системы вознаграждений и компенсаций. Кроме того, анкетные опросы обычно приводят к более искренним ответам, чем лицом к ли­цу с интервьюером.

Один из видов опросов в современной практике управления персоналом — «обзор отношений». Это многостраничное «бу­мага и карандаш» (paper-and-pencil) исследование используется, чтобы узнать, как служащие рассматривают своего менеджера, свою работу и службу управления персоналом. Иногда задают до нескольких сотен вопросов по критическим проблемам. От­веты группируются и анализируются с целью выяснения фак­торов риска в системе взаимоотношений в коллективе.

Анализ может выявить проблемы с определенными руко­водителями, рабочими местами или льготами.

Анализ отчетов. Не все проблемы можно увидеть из обзоров отношений. Иногда проблемы могут быть вскрыты только после изучения отчетов фирмы. Изучение отчетов помогает определить соот­ветствие деятельности в области управления персоналом тре­бованиям законодательства и положениям кадровой политики организации, а также выявить проблемные области. Обычно в ходе аудита персонала используются следующие отчеты:

Отчет о безопасности и здоровье. Определяет различия до и после реализации программ уп­равления персоналом, нацеленных на снижение уровня теку­чести и абсентеизма. Показывает нарушения КЗОТ и норм здоровья.

Жалобы. Изучает сущность и причины недовольства, отсутствие яс­ности в области деятельности по управлению персоналом. Ищет ответы на вопросы:

     Относится ли причина недовольства к определенным пунктам контракта или к работе менеджеров?

     Имеются ли в трудовом соглашении пункты, неясные профсоюзу или должностным лицам управления?

Аудиторская команда может раскрыть модель недовольст­ва. Недовольства могут порождаться рабочими местами, ме­неджерами, представителями профсоюза, возрастными груп­пами или неточностями контракта. Если модель обнаружена, специалисты в области управления персоналом уточняют ос­новные причины и предпринимают корректирующее дейст­вие. Интервью с менеджерами и представителями профсоюза могут указать на основные причины недовольства. И если представители профсоюза участвуют в обнаружении моделей недовольства, то они могут поддержать предложенные изме­нения в управлении.

Изучение системы вознаграждений.

      Соответствует ли уровень заработной платы условиям рынка труда?

      Понятен ли работникам принцип дополнительных выплат и льгот?

      Соответствует ли система премий и пакет дополнитель­ных льгот местным условиям и конкурентам?

Аудиторская команда тщательно рассматривает методы компенсации, используемые службой управления персоналом и прежде всего уровень заработной платы, льгот и услуг. В случае должного представления рабочих мест, например, с помощью разряда тарифной сетки, и уровни зарплаты будут справедливыми. Система дополнительных льгот также изуча­ется с целью выяснения ее конкурентоспособности и согласо­ванности с правительственными нормами.

Права человека.

      Соответствует ли управление фирмой требованиям зако­нодательства?

      Имеется ли план корректирующих действий в случае не­соответствия требованиям законодательства?

      Есть ли прогресс в области приближения к требованиям законодательства?

Аудиторы уделяют особое внимание найму, расстановке и вознаграждениям представителей меньшинств и других уяз­вимых категорий (женщины, инвалиды, ранее судимые).

Изучение кадровой политики и программ.

      Достигает ли каждая программа заявленных целей?

      Следуют ли программам и кадровой политике специалис­ты службы управления персоналом и линейные руково­дители?

Аудиторы оценивают согласованность программ в области управления персоналом друг с другом и их интегрированность в общефирменное управление, а также их выполнение.

Уровень конфликтности.

     Сократилось ли число конфликтных ситуаций, благодаря обучению, премированию или другим социальным про­граммам?

Текучесть/абсентеизм.

      Есть ли в этом вопросе явные причины или тенденции? Связанные с возрастом? Полом?

      Как эти данные сопоставимы с таковыми у других работодателей?

Аудитор определяет изменения в показателях текучести и абсентеизма до и после реализации программ по управлению персоналом.

Повышение квалификации.

      Улучшают ли ориентация или программы обучения вы­полнение работы?

Продвижение по службе.

      Какой процент рабочих мест заполнен с внутреннего рынка труда?

      Насколько хорошо исполняется программа внутреннего продвижения?

      Показывают ли результаты продвижения действительно эффективный результат?

Подбор персонала.

      Зависит ли качество работы новичков от источника вер­бовки?

      Являются ли затраты на вербовку и отбор персонала со­поставимыми с таковыми других фирм?

Учет работников.

      Содержится ли картотека работников в должном порядке?

      Содержат ли отчеты кадровой службы точную, современ­ную и полезную информацию?

      Разумен ли карьерный рост для данного работника?

      Является ли данный работник источником нарушения дисциплины или межличностных проблем?

Специальные программы.

      Достигают ли специальные программы в области управ­ления персоналом желаемых результатов?

Внешняя информация. Другой инструмент контрольной бригады — внешняя ин­формация. Исследование, ограниченное только изучением внутренних отношений в организации и отчетов, может рас­крыть неблагоприятные тенденции. А внешние сопоставления дают контрольной бригаде перспективу, с позиций которой фирмы могут быть оценены действия фирмы.

Большинство внешней информации поступает из опубли­кованных государственных статистических данных, отрасле­вых сборников, периодики научно-практического характера. Ряд организаций регулярно издает информационную литера­туру по вопросам перспективы занятости, показателей текуче­сти работников, проектирования рабочей силы, заработной платы, льгот и вознаграждений, серьезности и частоты несчастных случаев, и других данных, которые могут служить ба­зой для сравнения с внутренней информацией.

Рецензия на дипломную работу.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Отзыв научного руководителя на дипломную работу.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Кадровый аудит в организации