Кадровый аудит в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:30, реферат

Описание работы

Объектом аудита персонала является состояние трудовой сферы экономического субъекта, а предметом – трудовой коллектив, его деятельность; организация, нормирование, условия и охрана труда персонала; соблюдение прав и обязанностей всех уровней, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Следует особо отметить, что в странах с рыночной экономикой придается огромное значение состоянию работающих, так как они являются важнейшим фактором, обеспечивающим прибыльность деятельности фирмы, и это уже давно подтверждено существованием на предприятиях специальных служб персонала, в функции которых включаются организация трудовой деятельности персонала предприятия во всех ее проявлениях, а также анализ эффективности этой деятельности[4].

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
3
Часть I. Управленческий аудит в организации …………………………..
6
1.1. Цели и задачи управленческого аудита …………………………..
6
1.2. Персонал и кадровая политика организации …………………….
11
1.3. Место аудита в системе управления персоналом организации ...
19
1.4. Философия аудита персонала ……………………………………..
28
Часть II. Изучение аудиторской деятельности на предприятии ………..
35
2.1. Уровни проведения аудита персонала ……………………………
35
2.2. Исследовательские подходы к аудиту персонала ………………..
45
2.3. Инструментарий проведения аудита персонала …………………
48
2.4. Последовательность проведения аудита персонала ……………..
55
Часть III. Практическая работа аудитора по персоналу …………………
66
3.1. Анализ численности и состава работников ООО «ХХХ» ……...
66
3.2. Анализ движения кадров на ООО «ХХХ» ………………………
74
Заключение …………………………………………………………………

Работа содержит 3 файла

Диплом.doc

— 521.50 Кб (Скачать)

1)     рефлексия – осознание присутствующих в организации стереотипов в отношении наиважнейших параметров корпоративной культуры (миссия и цель организации в целом и по отдельным направлениям, предпочитаемый клиент, стратегия развития, используемые технологии и т.д.);

2)     нормирование – формулирование общих принципов и целей работы с персоналом в соответствии с целями, ценностями и стратегией развития организации;

3)     программирование – построение системы процедур и мероприятий - кадровых технологий;

4)     мониторинг персонала – обработка конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала, оценка эффективности этих мер.

Кадровая политика фиксируется в подробных общефирменных документах и инструкциях, регламентирующих все аспекты работы руководителей средних и низших звеньев управления с различными категориями персонала.

В кадровой политике в идеальном случае реализуется следующая последовательность этапов работы:

      разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов и целей;

      организационно-штатная политика: планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры  и штата, назначения, создание резерва, перемещения;

      информационная политика: создание и поддержка системы движения кадровой информации;

      финансовая политика: формирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;

      политика развития персонала: обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;

      оценка результатов деятельности: анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (Центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности).

Имеющиеся у руководства соображения об управлении персоналом могут квалифицироваться как кадровая политика, если они:

      сформулированы в письменном виде, понятны каждому и охватывают все направления работы с кадрами;

      предусматривают пути доведения основных программ управления персоналом до всех сотрудников;

      по сути своей соответствуют целям и задачам организации;

      обеспечивают согласованность между отдельными направлениями деятельности, например, принципы отбора кадров не противоречат системе их дальнейшего обучения или характеру принятых отношений руководства и подчиненных.

Управление персоналом в организации выступает средством реализации кадровой политики. Основные направления деятельности службы управления персоналом (УП) организации, служащие развитию ее кадрового потенциала приведены в таблице 2.

 

Таблица 2. Пути реализации кадровой политики.

 

 

Направления деятельности

Конкретные мероприятия в рамках системы управления персоналом

1

Планирование трудовых ресурсов

Расчет потребности в персонале (в количественном и качественном аспектах). Подготовка целевой программы привлечения и/или подготовки персонала.

2

Набор персонала

Отбор источников, через которые (посредством которых) будет производиться отбор кандидатов. Создание конкурсной комиссии (в случае проведения конкурсного отбора). Подготовка программы (технологии) набора персонала. Реализация программы и принятие итогового решения.

3

Оценка и аттестация персонала

Формулирование целей оценки и/или аттестации. Выделение формальных и психологических критериев, которым должен соответствовать работник. Разработка программ оценки соответствия работников требованиям должности. Реализация программ оценки и/или аттестации.

4

Разработка системы мотивации

Разработка принципов стимулирования, структуры зарплаты и льгот в целях привлечения и сохранения работников. Поиск и определение ресурсов для создания системы мотивации (прежде всего - финансовых). Внедрение системы мотивации и оценка ее эффективности

5

Обучение персонала

Определение реальной потребности персонала в обучении. Разработка целевых программ подготовки персонала. Отбор образовательных учреждений для реализации программ. Контроль качества и применимости получаемых знаний, умений и навыков.

6

Оценка трудовой деятельности

Определение и формализация критериев эффективности деятельности. Разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение их до персонала.

7

Ротация кадров и планирование индивидуальной карьеры

Разработка принципов и схемы кадровых перемещений. Разработка программ индивидуального развития сотрудников (по необходимости) и планирования карьеры.

8

Подготовка руководящих кадров (создание резерва)

Подготовка программ формирования резерва, функционирования и развития. Отбор участников программы подготовки резерва. Реализация программы и оценка ее эффективности. Внедрение системы командного менеджмента.

9

Сокращение персонала

Определение целей и необходимости сокращения персонала. Разработка программы высвобождения персонала с учетом требования сохранения организационной культуры и профессионального ядра коллектива. Реализация программы. Контроль и профилактика социально-психологических последствий.

 

1.3.           Место аудита в системе управления персоналом организации.

 

Аудит персонала занимает особое место в рамках управленческого аудита. Являясь системным, он несопоставим с диагностикой отдельных сторон деятельности организации. Отражая интегрирующую роль управления персоналом, аудит персонала исследует вопросы: управления организацией в целом (подконтрольные высшему уровню управления организацией); линейного управления подчиненными организационными функциями (трудовыми коллективами) в разрезе его объектов и функциональной (технической) работы организационных функций (в том числе подразделения по управлению персоналом). Уровни управленческого аудита, взаимосвязанные с аудитом персонала, могут соответственно быть названы аудитом управления организацией, аудитом линейного управления и аудитом организационных функций (аудит организационной функции «управление персоналом»).

Аудит персонала может применяться в качестве метода, определяющего эффективность системы принятия управленческих решений и контроля эффективности системы управления персоналом. С последней целью целесообразно регулярно осуществлять внутренний аудит персонала.

Сотрудники и руководство службы управления персоналом фирмы не могут быть уверены, что все делают правильно. Случаются технические ошибки, устаревает политика управления. Проводя самооценку, отдел зачастую обнаруживает проблемы прежде, чем они станут серьезными. Глубокие исследования методов и процедур управления персоналом могут открыть новые возможности службы управления персоналом способствовать удовлетворению общественных, организационных, функциональных и персональных целей организации. Если эта оценка выполнена должным образом, то она приведет к усилению взаимной поддержки службы управления персоналом и линейных менеджеров.

Объектами аудита в этом случае являются персонал, принципы организации его работы, управления и деятельности, т.е. результаты работы.

Аудит протекает в виде анализа системы социально-трудовых показателей, оценивает деятельность службы управления человеческими ресурсами организации и может охватывать отдельные подразделения или компанию в целом. Посредством обратной связи линейные менеджеры и специалисты по управлению персоналом получают представление о функционировании человеческих ресурсов и выявляют, насколько хорошо менеджеры выполняют свои обязанности по управлению персоналом.

Какую пользу дает организации проведение аудита персонала? Удит дает представление линейным менеджерам о вкладе их подразделений в успех фирмы, формирует профессиональный образ менеджеров и специалистов службы УП, помогает прояснить роль службы управления персоналом, что приводит к большей стабильности внутри фирмы. Наиболее важно, что он раскрывает проблемы и гарантирует согласие с многообразием законов. Этим объясняется увеличением интереса к аудиту персонала во многих странах в последние годы.

Итак, аудит персонала:

      показывает вклад кадровой службы в достижение конечных целей организации;

      повышает профессиональный имидж службы УП;

      стимулирует рост ответственности и профессионализма работников службы УП;

      уточняет права и обязанности службы УП;

      обеспечивает соответствие стратегии, кадровой политики и практики ее реализации;

      выявляет основные кадровые проблемы;

      гарантирует постоянное соблюдение трудового законодательства;

      обеспечивает оптимизацию затрат на осуществление кадровых мероприятий и содержание службы управления персоналом;

      стимулирует прогрессивные нововведения в области управления персоналом;

      осуществляет оценку системы информационного обеспечения кадровой работы организации.

С каждым годом исследования в области управления персоналом приобретают все большую важность по ряду причин:

      работа службы управления персоналом имеет большой юридический смысл для работодателей. Отказ от исполнения требований законов о равной занятости или безопасности труда может служить предметом служебных разбирательств и подвергнуть организацию искам;

      вложения в персонал увеличиваются, что обуславливает важность проблемы их окупаемости. Для большинства предпринимателей зарплата и льготы часто представляют главные операционные расходы. Неудачный план вознаграждений может быть дорогостоящим, даже гибельным в смысле выживания компании;

      деятельность службы управления персоналом помогает управлять производительностью организации и качеством рабочей жизни;

      в условиях жесткой конкурентной борьбы за освоение новых рынков сбыта товаров, необходимости завоеваний популярности у покупателей, организации начинают все больше заботиться о создании своего позитивного имиджа. А он складывается, в том числе, и из отношения организации к своим работникам, соблюдения их прав и гарантий. Таким образом, возрастающая сложность работы с персоналом диктует необходимость такого исследования.

Управление персоналом призвано обеспечить эффективное взаимодействие человека и организации. Менеджер, налаживая это взаимодействие, должен знать и постоянно отслеживать характеристики личности, определяющие поведение человека в организации и параметры окружающей среды, влияющие на включение человека в деятельность организации, а также уметь применять методы эффективного управления людьми. К ним относятся:

      анализ работы (определение характера работы каждого сотрудника);

      планирование потребности в персонале и найм кандидатов на работу;

      отбор кандидатов;

      ориентация и обучение новых работников;

      управление вознаграждением и оплатой труда;

      обеспечение мотивации и льгот;

      оценка исполнения;

      общение;

      обучение и развитие;

      создание у работников чувства ответственности;

      здоровье и безопасность работников;

      работа с жалобами и трудовые отношения.

Внутрифирменное управление персоналом – это совокупность форм и методов воздействия на интересы, поведение и деятельность персонала (индивидов и групп) в целях максимального использования их интеллектуального и физического потенциала для получения эффективного результата.

Управление персоналом, его поведением, межличностными и групповыми отношениями – специальная и специфическая деятельность в системе управления организацией. Участниками процесса управления персоналом выступают: служба управления персоналом, руководители, сотрудники, совет предприятия (совет акционеров в случае акционерного общества).

Каждый из этих участников вносит свой вклад в менеджмент персонала, являясь либо субъектом, либо объектом управления или тем и другим одновременно. Каждый выполняет определенные задачи, как в деловой сфере, так и в сфере взаимоотношений.

Концепция управления персоналом – это концентрированное выражение методологии менеджмента в той ее части, которая составляет содержание социально-экономической стороны управления организацией и имеет непосредственное отношение к человеку. Таким образом, УП используется в аспектах:

      функций, которая специальная группа людей (работники службы управления персоналом) выполняет внутри организации;

      управленческой силы организации, включающей как аппарат управления ею, так и линейных менеджеров.

Главная функция руководства персоналом – непосредственное повседневное руководство людьми в процессе достижения основных, стратегических целей организации. Этой области управления персоналом присущи следующие особенности:

      постоянство и непосредственность общения с работниками. В течение всего рабочего времени сотрудники находятся в поле действия руководителя, несущего ответственность за их деятельность;

      основополагающий характер управленческих функций. Деятельность руководителей непосредственно направлена на реализацию главных целей организации;

Рецензия на дипломную работу.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Отзыв научного руководителя на дипломную работу.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Кадровый аудит в организации