Кадровый аудит в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:30, реферат

Описание работы

Объектом аудита персонала является состояние трудовой сферы экономического субъекта, а предметом – трудовой коллектив, его деятельность; организация, нормирование, условия и охрана труда персонала; соблюдение прав и обязанностей всех уровней, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Следует особо отметить, что в странах с рыночной экономикой придается огромное значение состоянию работающих, так как они являются важнейшим фактором, обеспечивающим прибыльность деятельности фирмы, и это уже давно подтверждено существованием на предприятиях специальных служб персонала, в функции которых включаются организация трудовой деятельности персонала предприятия во всех ее проявлениях, а также анализ эффективности этой деятельности[4].

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
3
Часть I. Управленческий аудит в организации …………………………..
6
1.1. Цели и задачи управленческого аудита …………………………..
6
1.2. Персонал и кадровая политика организации …………………….
11
1.3. Место аудита в системе управления персоналом организации ...
19
1.4. Философия аудита персонала ……………………………………..
28
Часть II. Изучение аудиторской деятельности на предприятии ………..
35
2.1. Уровни проведения аудита персонала ……………………………
35
2.2. Исследовательские подходы к аудиту персонала ………………..
45
2.3. Инструментарий проведения аудита персонала …………………
48
2.4. Последовательность проведения аудита персонала ……………..
55
Часть III. Практическая работа аудитора по персоналу …………………
66
3.1. Анализ численности и состава работников ООО «ХХХ» ……...
66
3.2. Анализ движения кадров на ООО «ХХХ» ………………………
74
Заключение …………………………………………………………………

Работа содержит 3 файла

Диплом.doc

— 521.50 Кб (Скачать)

В зарубежных странах промышленные ассоциации и тор­говые палаты обычно распространяют среда своих членов специализированные данные, связанные с промышленностью. Аудиторы чаще всего используют статистику по промышлен­ным нормам: показателям текучести н абсентеизма, стандарт­ным ставкам заработной платы, темпам роста, стандартизиро­ванным описаниям работ, числу несчастных случаев, затратам на дополнительные льготы, и образцы соглашения между профсоюзом и администрацией.

Профессиональные ассоциации часто обеспечивают по­добную информацию членам своего профсоюза.

Аудиторы также могут заказать необходимую информацию внешним консультантам или, что весьма распространено за рубежом, научно-исследовательскому отделу вуза.

Эксперименты в области управления персоналом. Это инструмент, доступный службам управления персона­лом и аудиторским командам. Идеальный проект исследования — «полевой» эксперимент, позволяющий службе управ­ления персоналом сравнивать экспериментальную и контрольную группы в реальных условиях.

Например, служба управления персоналом может осущест­вить программу обучения технике безопасности для половины менеджеров фирмы. Эта половина — экспериментальная группа. Группа контроля — менеджеры, которые не обучают­ся. Затем сравниваются последующие отчеты по безопасности обеих групп спустя несколько месяцев после окончания обу­чения. Если экспериментальная группа имеет значительно более низкое число несчастных случаев, это свидетельствует, что программа обучения безопасности была эффективной.

Экспериментирование связано с некоторыми препятствия­ми. Многие менеджеры отказываются экспериментировать с отдельными рабочими из-за нравственных проблем и потен­циальной неудовлетворенности среди тех, кто не был отобран для эксперимента. Вовлеченные же могут чувствовать, что ими манипулируют.

Эту проблему можно упростить, когда в проект вовлечены две разные организации, например, две школы.

Итак, мы рассмотрели основные методологические подходы к аудиту персонала и показали его специфичность по от­ношению к управленческому аудиту. Значительную часть времени аудиторская команда посвящает аналитической рабо­те с полученными данными.

Для практических целей направления диагностического исследования конкретизируются. В рамках направлений ауди­та персонала формируется последовательность его практичес­кого осуществления. Решение о первоочередном внимании к тем или иным вопросам принимается аудитором, проводящим аудит персонала с позиции максимизации его эффективности. С позиции изучения стратегического, функционального и ли­нейного уровней управления персоналом, в рамках направле­ний исследования элементов аудита персонала, исследуются соответствующие уровню управления персоналом вопросы.

 

2.4. Последовательность проведения аудита персонала.

 

Для конкретизации направлений исследований в рамках аудита персонала может быть осуществлена предварительная диагностика, определяющая зоны, требующие первоочередно­го внимания для целей оптимизации системы управления пер­соналом. При этом, наибольшую долгосрочную эффектив­ность полномасштабный аудит персонала имеет в форме последовательности диагностических операций.

Аудит персонала начинается на стратегическом уровне уп­равления. Оценка системы управления персоналом проводит­ся с использованием критериев эффективности. Аудит персо­нала служит совершенствованию процесса управления персоналом. Изучая конкретные характеристики деятельности по управлению персоналом, используемые для оценки его со­ответствия критериям эффективности, принимаются решения о необходимости привести в «соответствие, о возможности повысить степень «соответствия» («необходимо оптимизиро­вать») или об удовлетворительном «соответствии» критерию.

Убедившись в удовлетворительном состоянии системы уп­равления персоналом, делается переход к обследованию ни­жестоящего уровня управления персоналом — уровня функ­ционального подразделения. На основании результатов аудита персонала на стратегическом и функциональном уровнях вы­являются причины неэффективности линейного управления персоналом по вскрытым симптомам неэффективности рабо­ты конкретных линейных руководителей.

Аудит персонала временно приостанавливается после об­наружения совокупности проблем, без практического решения которых не имеет смысла осуществлять дальнейшую диагнос­тическую работу. Это существенно сокращает время аудитор­ского исследования, высвобождая дорогостоящее время ауди­торов, за счет концентрации усилий на изучении проблем, требующих первоочередного внимания. По окончании аудита персонала на конкретном предприятии подготавливается аудиторское заключение, служащее основой дальнейшего со­вершенствования управления. Использование рекомендаций, означающее приведение в соответствие управления персона­лом представленным критериям, дает возможность продол­жить процесс совершенствования управления и, соответствен­но, продолжить аудит персонала.

Рассмотрим подробнее важнейший этап аудита персонала — предварительную диагностику.

Предварительная диагностика

а) Предварительная анкета

Любая миссия аудита обязательно предусматривает прове­дение предварительного анкетирования для ознакомления с предприятием и проблемой, которую следует решать. Анкета позволяет лучше составить рабочую программу и отобрать значимые вопросы, на которых следует сосредотачивать дальнейшие действия.

Условия, управляющие присутствием и работой людей на предприятии, зависят от внешних и внутренних факторов, вы­бранной стратегии и бремени прошлого. Для предварительно­го знания об аудируемой организации надо определить техно­логические, коммерческие, экономические и финансовые характеристики, напрямую сталкивающиеся с человеческим и социальным факторами. Социальный паспорт (в зарубежной литературе — социальный баланс) организации содержит зна­чительную информацию. Анализ этого документа дополняет предварительное представление об организации с точки зре­ния социальных характеристик, проводимой кадровой поли­тики и груза прошлых решений. Он (анализ) также необходим, чтобы понять социальную политику фирмы и принцип ее формирования. Предварительная анкета позволяет совместить эти направления с направлениями аудиторской экспертизы.

Помимо многочисленных внутрифирменных правил, суще­ствуют правила, определенные гражданскими властями, а также согласительные документы между предприятием и профсоюзом. Во многих индустриально развитых странах, за­кон, нормативы и согласительные документы особенно богаты социальной направленностью. Перечень этих правил должен быть, в том числе, и в предварительной анкете.

Анкета позволяет составить общее представление об орга­низации, ее социальной стратегии и существующей в ней рег­ламентации.

Общее представление об аудируемой организации предпо­лагает изучение технических, коммерческих и финансовых характеристик организации. Начинается это изучение со сбора информации и заканчивается составлением информационной карточки.

Общая информация. Аудитор собирает и группирует наиболее значимую коли­чественную информацию о фирме, исторические сведения и структурную схему ответственных должностей.

Технические характеристики. Речь идет о выделении факторов, влияющих на организа­цию и проведение работ, физические условия работы, режим работы, квалификационный уровень работников, опасностей, т.е. всю совокупность условий жизни и труда наемных работ­ников на предприятии.

Необходимо составить краткое описание производственно­го цикла, оборудования и рабочих мест. Аудитор должен быть особенно внимательным к техническим аспектам, могущим оказать влияние в контексте своей миссии.

Если миссия аудита относится к образованию, анализ тех­нических характеристик сосредоточен на квалификации, тре­бующейся для различных операций и на ее среднесрочной эволюции. Перспективы нововведений и технологических из­менений, влекущие за собой потребность в переквалификации и усиления компетенции, являются предметом особенного ин­тереса.

Коммерческие характеристики. Речь идет об определении факторов, влияющих на условия жизни и труда наемных работников. Так, на фабрике елочных игрушек, существенным коммерческим фактором является сезонный характер продаж и спонтанный характер пополнения запасов торговцами. Игрушки продаются в розницу в конце года. Коммерсанты запасаются в сентябре и в октябре. Сред­ства производства и наемные рабочие фабрики, должны реа­гировать на эти факторы. Поэтому там существуют периоды низкой и высокой активности деятельности, непредвиденные моменты. Эти факторы влияют на время использования обо­рудования и природу предлагаемых рабочих мест: модуляция расписаний, сверхурочная работа, частичная безработица, се­зонные работники, контракты на фиксированный срок.

Другой пример. В работе ресторана влияние коммерческо­го фактора также очень велико. Существуют колебания спроса в течение дня, недели, сезона. Не всегда можно предвидеть эти колебания. Запасы не могут долго храниться. Влияние «мертвого времени» и «часа пик» на совокупность рабочих условий работника ресторана весьма значительно.

В таких случаях должны быть предприняты прогнозные изменения объема продаж и тенденций сбыта (продление или сокращение серий, разнообразие продукции, скидки).

Финансовые и экономические характеристики. Для разработки рабочей программы аудитор должен опре­делить значимость и приоритетность целей. Для этого ему нужно проанализировать бухгалтерские и финансовые доку­менты. Он знакомится также с документами аналитического учета, чтобы знать составляющие себестоимостей.

Сведения об исполнении решений по персоналу за не­сколько лет позволяет аудитору лучше определить наиболее важные моменты своей миссии.

Анализ социального паспорта, который будет рассмотрен ниже, дополняет первый этап предварительной диагностики.

Социальная стратегия предприятия. Любая миссия аудита находится в рамках существующей социальной стратегии организации, важнейшей части общей политики фирмы. Аудитор во время проведения предвари­тельного анкетирования должен выделить главные направле­ния кадровой и социальной политики организации. Анализ социальной стратегии позволяет составить мнение об удовле­творении потребностей работников.

Для реализации этой задачи проводится анализ:

      социальных результатов деятельности коллектива пред­приятия;

      затрат на достижение социальных результатов;

      социальной эффективности деятельности предприятия.

Существующая регламентация ограничивает свободу действия предприятия. Поэтому аудитору необходимо составит подробный перечень существующих правил. Поиск применя­емых правил усложнен разнообразием источников информа­ции: государственные правила, согласительные акты и т.д.

Внутренний регламент и трудовое соглашение - автоном­ные источники Трудового права. Кроме того, в организации существуют обычаи и привычки, не управляемые законом или коллективными соглашениями. Во многих организациях зна­чительно международное влияние. Европейское Гражданское право постоянно развивается, подписываются двусторонние договоры в области прав человека.

Источники классифицируются от общих к частным: от КЗОТ до трудового соглашения.

Определив тему и поле аудита, необходимо определить со­вокупность применяемых государственных или согласитель­ных правил. Эта идентификация будет несложной, если ауди­тор располагает базовыми знаниями в области Гражданского и Трудового права.

б) Анализ социального паспорта

Социальный паспорт организации - это документ, содер­жащий богатую и многоплановую информацию. Анализ этой информации дополняет общее представление об организации, когда такой документ доступен (в случае предприятия или ор­ганизации более чем с 300 наемными работниками). Когда аудируемая единица является слишком малой, чтобы иметь со­циальный паспорт, анализ представляет меньший интерес.

Анализ данных социального паспорта позволяет дополнить предварительную диагностику.

Анализ социального паспорта проходит по трем направлениям:

      социальная характеристика предприятия (персонал);

      социальная политика (управление персоналом);

      глобальная диагностика (несоответствия в осуществлении социальной политики).

Социальная характеристика предприятия (персонал).

Для описания социальной характеристики аудитор выделя­ет из паспорта:

      структуру и характеристики работающих на предприятии (возрастная пирамида, уровень квалификации работников, стаж работы и др.), что очень важно для понимания их поведения и адаптации к социальной политике;

      условия труда и техники безопасности (риск производственного травматизма и несчастных случаев по дороге на работу, профессиональные заболевания, организация и содержание работы, физические условия труда, продолжительность и планирование рабочего времени). Вся совокупность информации, связанная с графиком работы, планированием рабочего времени и отпусков, позволяет охарактеризовать качество жизни на предприятии и/или факторы, влияющие на это качество;

      поведение работников (увольнения и абсентеизм), которое в сопоставлении со структурными характеристиками персонала и условиями жизни составляют первый эле­мент диагностики и идентификации социальных проблем.

Рецензия на дипломную работу.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Отзыв научного руководителя на дипломную работу.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Кадровый аудит в организации