Кадровый аудит в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:30, реферат

Описание работы

Объектом аудита персонала является состояние трудовой сферы экономического субъекта, а предметом – трудовой коллектив, его деятельность; организация, нормирование, условия и охрана труда персонала; соблюдение прав и обязанностей всех уровней, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Следует особо отметить, что в странах с рыночной экономикой придается огромное значение состоянию работающих, так как они являются важнейшим фактором, обеспечивающим прибыльность деятельности фирмы, и это уже давно подтверждено существованием на предприятиях специальных служб персонала, в функции которых включаются организация трудовой деятельности персонала предприятия во всех ее проявлениях, а также анализ эффективности этой деятельности[4].

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
3
Часть I. Управленческий аудит в организации …………………………..
6
1.1. Цели и задачи управленческого аудита …………………………..
6
1.2. Персонал и кадровая политика организации …………………….
11
1.3. Место аудита в системе управления персоналом организации ...
19
1.4. Философия аудита персонала ……………………………………..
28
Часть II. Изучение аудиторской деятельности на предприятии ………..
35
2.1. Уровни проведения аудита персонала ……………………………
35
2.2. Исследовательские подходы к аудиту персонала ………………..
45
2.3. Инструментарий проведения аудита персонала …………………
48
2.4. Последовательность проведения аудита персонала ……………..
55
Часть III. Практическая работа аудитора по персоналу …………………
66
3.1. Анализ численности и состава работников ООО «ХХХ» ……...
66
3.2. Анализ движения кадров на ООО «ХХХ» ………………………
74
Заключение …………………………………………………………………

Работа содержит 3 файла

Диплом.doc

— 521.50 Кб (Скачать)

Характеристика человеческих ресурсов фирмы и степень использования возможностей каждого индивида предопреде­ляют все результаты, т.е. все составляющие конкурентоспо­собности. Подчеркивает ли компания свое преимущество ве­ликолепно организованным маркетингом, сервисными службами, инновациями, дешевыми услугами или какими-либо другими подходами, все это сильно влияет на управле­ние персоналом. Уникальность этих черт стимулирует разви­тие потребностей высшего порядка (в принадлежности, в причастности) и развитие гордости и уважения коллектива к ор­ганизации.

Понимание стратегии имеет важное значение для планиро­вания кадровой политики, укомплектования персоналом, сис­темы вознаграждений, трудовых отношений и других аспек­тов деятельности в области управления персоналом.

Конкурентоспособность организации на рынке труда — это способность организации быть выбранной в качестве мес­та работы, или, другими словами, совокупность предостав­ленных работникам условий, которые выгодно отличают дан­ную организацию от других, аналогичных по профилю.

И хотя служба управления персоналом может испытывать нехватку, как экспертов, так и ресурсов для того, чтобы ревизо­вать общую стратегию фирмы и ее гармонию с внешней окру­жающей средой, взаимоотношение стратегии фирмы с окружа­ющей средой нельзя игнорировать. Профессионалы в области управления персоналом должны оценить соответствие страте­гии фирмы кадровой политике и практике ее реализации.

В качестве показателей, оценивающих положение органи­зации на рынке труда, могут быть использованы[14]:

      уровень удовлетворенности работников организацией;

      уровень укомплектованности кадрами.

Например, высокая текучесть работников в период испыта­тельного срока может держать заработную штату на нижнем уровне диапазона ставки, снижая тем самым трудовые затра­ты. Таким образом, высокий показатель текучести работников в фирме может быть дешевым способом удерживать трудозат­раты на конкурентоспособном уровне. Аудит, однако, мог бы показать значительную неудовлетворенность среди молодых дипломированных специалистов относительно числа расчет­ных часов, требуемых от них каждую неделю. Знание страте­гии фирмы (нанимать избыточных специалистов на уровне входа) воздействует на значение информации аудита (относи­тельно удовлетворенности работника, например).

Аудиторы могут узнать больше о стратегии фирмы посред­ством интервью с ключевыми исполнителями, изучения дол­госрочных деловых планов и систематического мониторинга окружающей среды, а также с помощью других инструментов, о которых пойдет речь ниже.

Операционный уровень, — проверка эффективнос­ти деятельности функционального подразделения по управле­нию персоналом организации. На этом уровне аудитор отве­чает на три вопроса:

      соответствуют ли результаты поставленным целям;

      получены ли эти результаты при наименьших затратах;

      можно ли упростить или улучшить процедуры управле­ния.

Аудит функции управления персоналом должен логически начаться с обзора работы службы управления персоналом. В табл. 5 показан перечень главных областей, которые они охва­тывают.

 

Таблица 5. Главные области аудита персонала.

 

1. Информационные системы управления персоналом

Законодательство

- прав человека

Планирование персонала

- спрос и предложение, оценка наличия

- диаграмма квалификации

- перемещения и замены

Информация по управлению персоналом

- рабочие стандарты

- описание работ

- спецификация работ

Работа администрации

- компенсации и зарплата

- пакет и социальные льготы

- дополнительные льготы работодателя

2. Укомплектование персоналом и развитие

Наем

- источники найма

- пригодность новичков

- работа с заявлениями

Отбор

- процедуры отбора

- отношения отбора

- соблюдение закона и прав человека при    отборе

Обучение и ориентация

- программы ориентации

- обучающие цели и процедуры

- обучающие курсы

Развитие карьеры

- внутреннее продвижение

- планирование программы карьеры

- усилия    по    развитию    человеческих ресурсов

3. Организационный контроль и оценка персонала

Оценка исполнения

- стандарты и меры исполнения

- методы оценки исполнения

- оценочные интервью

Трудовые отношения

- законность разрешения трудовых споров

- правила управления

- проблемы разрешения трудовых споров

Контроль персонала

- рабочие коммуникации

- дисциплинарные процедуры

- изменение и развитие процедур

Аудит службы управления персоналом

- функции службы управления персоналом

- линейные менеджеры

- обратная   связь   работников  со  службой управления персоналом

 

Как показано в табл. 5, аудит должен сосредоточиться на информационной системе управления персоналом, укомплек­товании персоналом и его развитии, организационном контро­ле и оценке. Эти три области аудита дополняют друг друга и объединены друг с другом. Аудит касается фактически каждо­го раздела из области управления персоналом организации. Никакая отдельная область не должна быть особо подчеркнута в аудите. Анализ только отдельных аспектов системы управ­ления персоналом может упустить показатели, затрагивающие эффективность службы управления персоналом. По каждому разделу таблицы аудиторская бригада должна:

      выделить ответственного за каждое направление работы;

      определить цели, преследуемые каждой деятельностью;

      рассмотреть политику и практику по достижению этих целей;

      изучить образцы отчетов в информационной системе УП, чтобы узнать правильно ли осуществляется политика и практика управления персоналом;

      подготовить доклад (отчет), рекомендующий надлежащие цели, политику и процедуры;

      разработать план действий по исправлению ошибок в це­лях, политике и процедурах;

      составить план оценки последствий исправления ошибок, найденных в результате аудита с позиции подразделения фирмы, наемных работников, третьих сторон.

По общему признанию, аудит каждого направления дея­тельности УП требует значительных затрат времени и средств. Приглашение внешних аудиторов могут позволить себе толь­ко организации, «продвинутые» как в финансовом отношении, так и с точки зрения желания повысить эффективность ис­пользования собственного кадрового потенциала. Управлен­ческий аудит и аудит персонала в нашей стране пока еще не имеют законодательной основы, не контролируются и не ре­гулируются государством, а значит, рассматриваются боль­шинством руководителей как дорогостоящее и ненужное ме­роприятие, как дань моде.

Однако в настоящее время отдельные крупные фирмы ста­ли создавать внутрифирменные контрольные бригады, подоб­ные внутрифирменным аудиторским подразделениям в облас­ти финансов. Такие бригады особенно полезны, когда служба управления персоналом децентрализована в региональный или областной офисы. С помощью внутренних аудитов организа­ция может сохранять последовательную практику управления даже притом, что имеются несколько офисов управления пер­соналом в различных местах. В этом случав существование контрольной бригады способствует согласованности действий и осуществляет саморевизию или мониторинг между проведе­ниями внешней аудиторской проверки.

Правильно организованный внутрифирменный аудит пер­сонала позволяет своевременно обнаружить недостатки в дея­тельности службы управления персоналом и вовремя принять меры к их устранению. Фактически внутрифирменный аудит персонала контролирует правильность реализации кадровой политики фирмы. В связи с этим должны обязательно соблю­даться основные принципы общего аудита:

      независимость аудиторов — при проведении аудитор­ской проверки и составлении заключения аудиторы неза­висимы от проверяемого субъекта, собственников и руко­водителей;

      компетентность;

      ответственность.

В своей практической деятельности внутренние аудиторы должны руководствоваться законодательными актами госу­дарства и внутрифирменными аудиторскими стандартами.

Управленческий уровень предполагает проверку правильности применения линейными руководителями разра­ботанной методологии управления персоналом. Поскольку линейное управление является личностным, аудит его эффек­тивности в масштабах организации может принести мало пользы. Однако оценка согласия линейного управленческого звена со стратегической и функциональной деятельностью в области управления персоналом может повысить эффектив­ность последней. Проверка, в том числе касается вопросов со­гласия управленческого звена с целями, кадровой политикой и процедурами управления персоналом, соблюдения их предпи­саний и требований законодательства в своей работе.

В этой миссии аудитор использует информацию от:

      представителей профсоюза;

      наемных работников;

      администрации и службы управления персоналом;

      внешних источников (социальные органы, акционеры, муниципальные службы).

При выполнении аудиторских процедур в этой области по­вышается степень уважения линейных руководителей к функ­циональной деятельности службы управления персоналом. В случае же более высокой оценки управления персоналом со стороны линейного менеджера, следует скорректировать дея­тельность службы управления персоналом.

Проверка сама по себе ласт лишь необходимую информа­цию о состоянии дел в организации, которая реального прак­тического значения может и не иметь. Только подготовка на ее основе программы преобразования социально-трудовых отношений и разработка алгоритмов управленческих решений по практическому ее осуществлению могут реально повлиять на эффективность деятельности предприятия.

Аудит также оценивает, насколько хорошо линейные мене­джеры исполняют кадровую политику фирмы. Если менеджеры игнорируют эту политику или нарушают законы в отношении работников, аудит должен раскрыть эти ошибки так, чтобы можно было предпринять корректирующее действие. Согласие с законами особенно важно, поскольку в случае нарушения прав человека, техники безопасности, компенсаций или закона о труде, правительство переносит всю ответственность на ком­панию.

Помимо сказанного, внутрифирменный аудит персонала может улучшить имидж службы управления персоналом и ее роль в компании. Если аудиторская команда прислушивается е мнению менеджеров по управлению персоналом, комментарии специалистов этой службы справедливы и нацелены на удовлетворение потребностей персонала, то повышается уважительное отношение к службе управления персоналом. И так как это сервисный отдел, его действия могут способствовать достижению организационных целей.

Эффективные службы управления персоналом стремятся выполнить и цели компании и потребности работника. Текучесть и абсентеизм более вероятны, когда потребности работника не удовлетворены, что, в конечном счете, снижает эффективность организации. Чтобы узнать, насколько удов­летворяются потребности работников, аудиторская команда со­бирает у них информацию относительно заработной платы, льгот, методов оценки и контроля, помощи в планировании ка­рьеры, а также об обратной связи, получаемой работниками относительно исполнения ими своих обязанностей.

В наиболее прогрессивных организациях с этой целью ре­гулярно проводится «обзоры отношений», т.е. выяснение мне­ния работников о климате в коллективе. Например, в россий­ском отделении компании Пепси-Кола они носят название «Здоровье коллектива». Это позволяет организации решить проблемы прежде, чем они разобьются в большие и более сложные проблемы.

 

2.2. Исследовательские подходы к аудиту персонала.

 

Деятельность по управлению персоналом оценивается исследовательским путем, с использованием различных подхо­дов, потому что возможности аудита позволяют оценить как функцию службы управления персоналом, так и линейных менеджеров и работников. Иногда достаточно провести ис­следование, основанное на небольшом ознакомительном сборе фактов. В другом случае исследование может быть более глубоким и основываться на сложных исследовательских проектах и статистике. Как неформальное, так и строгое такое при­кладное исследование стремится улучшить действия управления персоналом организации. Наиболее общие формы прикладного исследования управления персоналом приведены в табл. 6 и рассмотрены ниже.

Таблица 6. Исследовательские подходы к аудиту персонала.

Сравнительный подход. Аудиторская команда сравнивает фирму с другой фирмой, чтобы путем сопоставления вскрыть области недостаточного выполнения. Такой подход обычно используется для сравнения результатов определенных действий службы управления персоналом или конкретных программ. Он помогает обнаруживать области необходимого усовершенствования.

 

Привлечение внешних экспертов. Аудиторская команда полагается на экспертизу консультанта или опубликованных результатов исследования как стандарт, с которыми оцениваются действия службы управления персоналом или отдельные программы. Консультант или результаты исследования могут помочь диагностировать причину проблем.

 

Статистический подход. По материалам существующих отчетов, аудиторская команда формирует статистические стандарты. С их помощью могут быть оценены действия и программы в области управления персоналом. С помощью таких математических стандартов, команда может раскрыть ошибки, пока они все еще незначительны.

 

Подход соответствия. Производя выборку элементов информационной системы управления персоналом, аудиторская команда ищет отклонения кадровой политики компании или процедур от соблюдения законодательных норм. Этим способом бригада может определить, имеется ли согласие с политикой компании и правовыми предписаниями.

 

МВО подход. Когда в организации в области управления персоналом используется управление по целям – management-by-objectives (МВО) – аудиторская команда может сравнивать фактические результаты с заявленными целями. Области недостаточного выполнения могут быть обнаружены и зафиксированы.

 

Рецензия на дипломную работу.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Отзыв научного руководителя на дипломную работу.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Кадровый аудит в организации