Изучение передового педагогического опыта в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – процесс изучения передового педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
Предмет исследования – деятельность старшего воспитателя
Цель исследования: изучить каковы условия изучения передового педагогического опыта в ДОУ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности.

Управление в педагогических системах как сущность организации методической работы в ДОУ.
Роль старшего воспитателя в управлении методической работой.

Глава 2 изучения передового педагогического опыта в ДОУ

2.1. Научно-практические разработки проблемы изучения передового педагогического опыта.
2.2.Организация работы по изучению педагогического опыта в ДОУ на современном этапе.

Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом 2009.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

Актуальным изучение ППО в отечественной  педагогики становится в 20- 30 -ые годы XX века. В эти годы проблемы ППО были обозначены, нежели решены, такими исследователями как А.С.Макаренко, П.П.Блонским, С.Т.Шацким. Работы характеризовались эмпирическим, художественно-педагогическим описанием индивидуального опыта работы в литературных произведениях, автобиографиях, мемуарах. Отсутствие целенаправленного изучения и обобщения опыта привело к его фрагментарному использованию педагогами-практиками [6; 17.-с.56].

В 50-ые годы появились первые исследователи  теоретических основ изучения и обобщения ППО (М. Н. Скаткин, Н.П.Тучин). Принцип взаимодействия науки и практики позволяет рассматривать ППО как явление, возникающее в практической работе учителя становящееся объектом научного познания. Теоретические исследования явились импульсом «массового похода за опытом». В эти годы разрабатывались понятия, связанные с процессом изучения ППО. Существовавшая неоднозначность терминов затрудняла взаимопонимание педагогов и снижало качество научно-педагогической работы. Значительное число определений  свидетельствовало о многогранности содержания понятия. В то же время в совокупности  все определения ППО раскрывают его содержание, не противоречат, а дополняют друг друга, отражая отличия исследовательских подходов. Это подводит к осознанию того, что ППО - категория динамичная и многоплановая.

В 70-90-ые гг. вновь становится актуальной проблема теоретического осмысления материала, накопленного педагогами-практиками. Исследования ученых направлены на разработку многочисленных вопросов изучения, обобщения и внедрения ППО.

В 70-80 -ых годах наиболее оформленными являлись концепции Ю. К. Бабанского,  Я.С.Турбовского, Л.М.Фридмана; в 90-ые года - исследования Ф. Ш. Терегулова, Я.С.Турбовского.

Можно сделать вывод, что период 50-80 годов - это период становления теории по изучению ППО.

Интересна для нашего исследования концепция диагностического изучения  педагогического опыта Я. С. Турбовского. Центральная идея концепции диагностического изучения состоит в том, что в опыте каждого учителя или коллектива школы во взаимодействии присутствуют элементы как положительного, опережающего, так и отрицательного опыта и что конкретность, эффективность в работе по формированию профессионально-педагогической культуры требует четкого и конкретного выявления положительных и отрицательных характеристик деятельности.

Диагностическая методика изучения инновационных процессов  предусматривает:

• систематическое изучение профессионально-педагогических интересов, потребностей, ценностных ориентаций учителей, формирующихся на основе преодоления реальных трудностей педагогической деятельности;

• поиск путей, концепций, технологий передового педагогического  опыта, направленных на удовлетворение интересов и потребностей педагогов;

• выбор соответствующих особенностям личности учителя видов освоения и внедрения педагогических инноваций (показ, описание, открытые занятия, изучение литературы, подготовка докладов, участие в экспериментальной работе и др.).

Практическая работа по диагностическому изучению педагогических инноваций включает в себя несколько этапов: Ι вводный этап – анкетирование педагогов, экспертиза анкет, анализ результатов; ΙΙ рабочий этап – планирование и реализация планов методической работы; ΙΙΙ итоговый этап – подведении итогов и повторное диагностирование. Также была предложена анкета и диагностическая карта, которые в последствии широко стали использоваться и в дошкольных образовательных учреждениях.

Объектом нашего исследования является процесс изучения передового педагогического опыта в ДОУ, в связи с этим представляет интерес и разработки по данной теме Г. Н. Европейцевой [14]. Подробный план изучения передового педагогического опыта, разработанный автором, можно представить в таблице:

Этапы

 

подготовительный

  1. определение темы изучения опыта работы;
  2. выявление авторов опыта;
  3. определение состава группы по изучению опыта;
  4. разработка плана изучения;
  5. распределение обязанностей членов групп
  6. уточнение методики изучения

основной

  1. наблюдение

- учебно-воспитательного процесса;

-деятельности администрации по  руководству учебно-воспитательного процесса;

-деятельности методобъединений  творческих групп

2.  беседы

- с администрацией;

- с председателем методобъединения;

- с педагогами, родителями, детьми;

3. анализ и оценка

- учебно-воспитаельного процесса;

- деятельности администрации;

- результатов методработы;

- содержание методического материала,  подготовленных в ДОУ

Заключительный

- подготовка к методическому  анализу опыта работы;

- предложение по обобщению.


 

В 90-ые года XX века и начало XXI века - период формирования системы изучения и обобщения ППО.

Так в книге  А.И. Васильевой, Л.А.Бахтуриной, И.И.Кобитиной «Старший воспитатель  детского сада» была определена система  работы старшего воспитателя с передовым педагогическим опытом, которую можно представить в виде следующей схемы последовательных действий:

 


 

Этапы работы

Критерии опыта

Результаты

Средства методиста

       
       
       
       

 

Предметом изучения и обобщения  передового педагогического опыта  могут быть как приемы  и методы работы отдельных педагогов, так  и опыт работы целых коллективов  детских учреждений.

Л.А. Бахтурина, Г.Н. Европейцева, И.И. Кобытина, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк и другие исследователи рекомендуют использовать следующие основные методы изучения педагогического опыта:

1. Непосредственное наблюдение  системы занятий, системы воспитательной работы, системы управленческих действий;

2. Беседы с руководителями образовательных  учреждений, педагогами, детьми;

3. Изучение документации и методических  материалов педагога;

4. Анкетирование в адрес педагога, руководителя, родителей.

Изучение опыта работы педагога должны быть основой методической работы ДОУ. На современном этапе, когда реформируется система образования, роль и значение передового педагогического опыта возрастает. Изучение ППО приобретает характер научно-исследовательской работы.

Из всего сказанного можно сделать  вывод о том, что работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта – это система деятельности старшего воспитателя по изучению опыта педагога или коллектива образовательного учреждения в целом, при котором достигаются лучшие результаты за счёт усовершенствования  учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющий актуальные потребности общества и всестороннего гармоничного развития личности.

 

2.2. Организация работы по изучению передового педагогического опыта в ДОУ на современном этапе

 

Для выявления фактического состояния проблемы изучения передового педагогического опыта в ДОУ нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняло участие 10 старших воспитателей. Была поставлена следующая цель: выявить состояние и уровень работы по изучению ППО.

Исходя из цели, мы определили задачи  анкетирования:

  1. изучить и дать оценку уровня работы по изучению ППО
  2. выявить основные представления, потребности, затруднения старших воспитателей
  3. определить потребность старших воспитателей в этом вопросе.

Экспериментальная работа проводилась  в два этапа.

Первый этап исследования заключался в изучении и оценивания уровня работы. Для получения данных использовался метод анкетирования. Старшим воспитателям предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты, чтобы оценить уровень работы в своих учреждениях и собственную подготовку старших воспитателей по данной теме. Также попытались выяснить степень понимания термина «передовой педагогический опыт».

Результаты анкетирования показали, что:

  • педагогический опыт в ДОУ изучает старший воспитатель -7 , весь коллектив-3;
  • основанием для изучения передового педагогического опыта является результаты педагогического труда -6; востребованность опыта (потребность в опыте) – 4.
  • компоненты передового педагогического опыта, которые изучаются в ДОУ: использование одного эффективного приема -8; это система работы педагога по одной проблеме -5;  целостная система педагогической деятельности -2  ; опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адоптированных к современным условиям-1.
  • постоянно используют научно-методическую литературу при изучении ППО-8; часто- 2 . Но на вопрос о конкретной использованной литературы были даны не точные ответы, в большинстве случаев называли: журнал «Дошкольное воспитание» -9.

Поставив вопрос, что такое передовой  педагогический опыт, мы предполагали, что старшие воспитатели дадут  характеристику таких его сторон, как система работы педагога по какой-либо одной проблеме, новые подходы к работе с детьми, использование одного эффективного приема.

Дали правильные, но не полные ответы -7; неправильных ответов-3.

Анализ ответов на вопрос: « Какие  методы  изучения ППО используются?», позволяет сделать вывод: старшие  воспитатели имеют недостаточные  представления об используемых методах в процессе изучения ППО.

Из этого анализа становятся понятны результаты ответов на вопрос о затруднениях старшими воспитателями при изучении передового педагогического опыта: особо испытывают затруднения старшие воспитатели в недостаточно развитых умениях по изучению ППО – 6; недостаточно представлений об использовании полученных данных – 2.

Из приведенных выше данных видно, что:

В работе старшего воспитателя при  изучении ППО недостаточно используются разработанные в научно-методической литературе методы;

Большинство старших воспитателей оценивают свой уровень готовности

Выше среднего-4; средний-3, ниже среднего-2, высокий-1.

Второй этап исследования заключался в выявлении основных представлений  о планировании работы по изучению ППО. Для получения данных использовался метод беседы. Старшим воспитателям предлагалось ответить на  вопросы, чтобы оценить уровень работы по планированию изучения ППО.

Анализ результатов беседы показали, что  все старшие воспитатели  составляют план и определяют проблему, по которой будут работать. Затруднения вызывают у старших воспитателей методы, при помощи которых можно эффективно изучить педагогический опыт и формы обработки собранных сведений.

Таким образом, анализ результатов  анкетирования и бесед позволяет утверждать, что:

  • работа по изучению ППО в ДОУ находится на среднем уровне;
  • в настоящее время старшими воспитателями осознается необходимость о развитии умения по изучению ППО;
  • Основные затруднения у старших воспитателей вызывают методы изучения ППО, формы обработки собранной информации,
  • Старшие воспитатели не имеют достаточно представлений об использовании полученных данных.

 

 

 

Заключение.

 

Анализ научной и  методической литературы, практики работы показал, что на современном этапе, когда реформируется система образования, роль и значение передового педагогического опыта возрастает. Изучение ППО приобретает характер научно-исследовательской работы.

 В исследовании изучение передового педагогического опыта определяется как система деятельности старшего воспитателя по изучению опыта педагога или коллектива образовательного учреждения в целом, при котором достигаются лучшие результаты за счёт усовершенствования  учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющий актуальные потребности общества и всестороннего гармоничного развития личности

Обобщение полученных результатов  позволяет сделать ряд приведенных  ниже заключений:

  1. Управление на научной основе реально в педагогических системах, в частности в организации методической работы в ДОУ. Организатором методической работы является старший воспитатель. Основой методической работы является изучение передового педагогического опыта.
  2. Современный этап изучения ППО характеризуется как период формирования системы изучения и обобщения ППО. Деятельность старшего воспитателя по изучению ППО должна быть представлена системна.
  3. На современном этапе существуют научно-практические разработки проблемы передового педагогического опыта.

Вместе с тем, в реальной практике старшие воспитатели недостаточно используют разработки науки, так как у большинства руководителей не сформирована потребность в изучении и применении ППО, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. Зная достижения педагогической науки и практики, руководитель только в этом случае способен квалифицированно помочь воспитателю в поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Опора на передовой педагогический опыт позволяет руководителям образовательных учреждений руководить с перспективой.

 

 

 

 

 

Информация о работе Изучение передового педагогического опыта в ДОУ