Изучение передового педагогического опыта в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – процесс изучения передового педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
Предмет исследования – деятельность старшего воспитателя
Цель исследования: изучить каковы условия изучения передового педагогического опыта в ДОУ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности.

Управление в педагогических системах как сущность организации методической работы в ДОУ.
Роль старшего воспитателя в управлении методической работой.

Глава 2 изучения передового педагогического опыта в ДОУ

2.1. Научно-практические разработки проблемы изучения передового педагогического опыта.
2.2.Организация работы по изучению педагогического опыта в ДОУ на современном этапе.

Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом 2009.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

Многие задачи науки и практики решаются на путях выработки и  уточнения понятий. Особое значение имеет определение понятий там, где научные теории не получили развития. Такой областью являются процессы, связанные с выявлением, формированием, обобщением и распространением передового педагогического опыта.

Основу анализа передового педагогического  опыта составляет общее понимание сущности опыта, который определяется как «основанное на практике чувственно - эмпирическое познание объективной действительности, единство знаний, умений и навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний и умений» [34.-с.463].

Я.С.Турбовский характеризует опыт как слой прошлого, проявляющийся  в настоящем для реализации целей, направленных в будущее [17].

Опыт, который оказывает воздействие  на все стороны человеческого  общества, называют социальным.

На этой основе исследователи  выделяют преобразовательную функцию  социального опыта, а в ее рамках - материально-производственную, социально-политическую, духовно-преобразовательную подфункции. Последняя, в зависимости от характера объекта, может быть преобразующей природу, общества, человека [8,14,26].

Ю.К.Бабанский отмечал, что  « в области преобразовательной деятельности, когда ее предметом становится человек, его обучение, воспитание и развитие, функционирует педагогический опыт» [2].

Дадим определение педагогическому  опыту. В различных источниках повторяется в основном одна и та же характеристика педагогического опыта: это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе практической работы. [5,9]

В.И.Загвязинский определял педагогический опыт как отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам, образец педагогической деятельности, приносящий лучшие, по сравнению с мировой практикой, результаты [15].

Н.В.Бурдаков дал свое более  конкретное определение педагогическому опыту «педагогический опыт … можно определить как вид социального опыта, представляющий собой систему способов учебно-воспитательной деятельности и результаты осуществления задач, вытекающих из развивающихся потребностей общества и всестороннего гармонического развития личности» [8].

Л.М.Фридман охарактеризовал педагогический опыт как отрефлексированная деятельность. При помощи рефлексии у педагога появляется новое знание о способе деятельности в затрудниткльной ситуации. Это новое знание и является педагогическим опытом. []

Педагогический опыт включает в себя определенные, связанные между собой элементы: педагога, который учит и воспитывает; ребенка, являющийся предметом воспитания, цели и задачи воспитания  и обучения; формы, методы и приемы обучения; среду, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности ребенка[5, 10].

Ю.К.Бабанский [1] показывает, что педагогический опыт выполняет  ряд функций в отношении педагогической теории:

  • Подтверждает или опровергает положения педагогической  теории;
  • Открывает новые сферы применения педагогической теории;
  • Является важным побудительным стимулом развития теории.

В педагогической практике старшему воспитателю приходится сталкиваться с разными типами опыта.

Ю.К.Бабанский  и ряд других исследователей [8,22 ,24,30] выделяют «массовый», передовой, исследовательский опыт.

На первом месте стоит  массовый опыт, который накапливается  как педагогами начинающими, так и опытными.

Для массового  педагогического опыта как компонента системы педагогического опыта  характерна функциональная цель, способ достижения который известен и который повторяется. Другими словами, массовый педагогический опыт – это типичный опыт учреждений, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки [22]. Знание массового опыта совершенно необходимо, чтобы понять в каком состоянии находится практика, какие затруднения испытывают педагоги, что дает хорошие результаты.

Особое значение имеет опыт исследовательского характера, другими словами -  инновационный.. Он оказывает наиболее сильное влияние на развитие науки. Основная задача изучения инновационного опыта  – помочь педагогу провести педагогический эксперимент, теоретически обосновать эффективность избранных приемов и методов. На основе такого опыта вносятся существенные изменения в методику, дидактику, теорию воспитания.

Развивающиеся требования к образованию  и воспитанию, выдвигаемые обществом, вызывают необходимость в опыте, который был бы способен поднять решение данных задач на необходимый уровень. Такой опыт создается частью учителей, воспитателей, педагогических коллективов, которая осознает и испытывает потребность нововведениях. Этот опыт называют передовым, так как он способен разрешать противоречие между социально-педагогическими требованиями к образованию и сложившимися организационно-педагогическими  условиями традиционной, типичной практикой обучения и воспитания. Свойства передового педагогического опыта определяются потребностями субъекта, его творческими способностями и условиями, в которых новый опыт создается. Но в процессе освоения передового педагогического опыта, и по мере его распространения  и внедрения он становится массовым. Из этого следует, что понятие передовой опыт носит относительный характер и имеет «историческое измерение и является средством прогноза и совершенствования практики» [8].

Больше внимания разными авторами уделяется определению передовому педагогическому опыту.

Л.М.Волобуева выделяет три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  • Как образец хорошей работы, дающий высокие результаты по сравнению с другими педагогами;
  • Как деятельность, в которой воплощены в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты;
  • Как новаторство с его творческими находками, открытием нового, оригинального знания.

         Определений  ППО существует  несколько десятков, но наиболее частой является функциональная характеристика. С такой позиции сущность передового педагогического опыта связывается с более высоким результатом в обучении и воспитании, чем в массовой практике; или сам опыт представляется как следствие освоения и применения законов и принципов педагогики.

   Так Я. С. Турбовский  определил, что « передовой  педагогический опыт – это  средство целенаправленного совершенствования  учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания»

Н.В.Бурдаков предложил свое определение: «Передовой педагогический опыт –  это подсистема педагогического  опыта, интегрирующим фактором которой является идея, реализованная в способах и условиях эффективного решения образовательно-воспитательных задач, вытекающих из развивающихся потребностей общества и всестороннего развития личности».  

    В.М.Лизинский [24]передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач школы, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников; достигается  рациональными путями и доступен для других педагогов.

Таким образом, в процессе анализа исследований различных  авторов определена позиция по отношению определения передового педагогического опыта. Передовым педагогическим опытом это такой опыт педагога или коллектива образовательного учреждения в целом, при котором достигаются лучшие результаты за счёт усовершенствования  учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющий актуальные потребности общества и всестороннего гармоничного развития личности.

Понимание сущности ППО становится основой для определения его  признаков (критериев).

При анализе литературы [3,5,8,9,10,14,27,31,32] мы сделали вывод, что по этому вопросу нет единой точки зрения. Здесь возможно говорить лишь об основных  критериях передового опыта, это:  актуальность, научная обоснованность, творческая новизна, высокая результативность, массовость, возможность применения опыта другими.

В свою очередь Я. С. Турбовский отвергает решения проблемы выявления  передового педагогического опыта на основе каких - либо разработанных  критериев «… так как сочетание передовой педагогический опыт уже несет в себе оценку. Передовой педагогический опыт - составная часть постоянно развивающегося, изменяющегося массового педагогического опыта и его выявление не может осуществляться неким наложением системы критериев»[26].

Передовой педагогический опыт как  подсистема педагогического опыта  обладает относительной самостоятельностью. Он взаимодействует не только с другими видами педагогического опыта, но и с явлениями, как педагогическая наука и массовая педагогическая практика. Взаимосвязь передового педагогического опыта  с практикой и педагогической наукой рассматривали авторы Ю.К.Бабанский, Я.С.Турбовской и др. Передовой педагогический опыт  является результатом этого взаимодействия, такого отношения к работе, которое предполагает умение использовать научные знания; педагогическая наука раскрывает закономерности обучения, воспитания и развития детей и подростков, через изучения педагогической практики и особенно передового опыта она извлекает новые идеи. С другой стороны, передовой педагогический опыт выступает в роли средства проверки эффективности научных рекомендаций и передачи их для практического использования. Как отмечет Я.С. Турбовской передовой педагогический опыт, представляет собой определенный ориентир развития школы, позволяет определить, на какой уровень может выйти массовая практика.

 Признание объективного существования  разных видов педагогического опыта ставит перед педагогической наукой задачу обеспечения такого уровня его изучения, чтобы, зная все о реальном положении дел и ничего не упуская из вида, использовать каждый из видов педагогического опыта по его функциональному назначению.

Использование методистом различных типов педагогического  опыта.

Тип опыта

Критерии

Носители опыта

Цели

методиста

Результаты

работы

методиста

массовый

Типичность

массовость

Педагоги

Оценка существующей практики. Анализ, выявление и устранение затруднений.

Перечень затруднений в педагогической деятельности. Разработки эталонных уроков. Аналитические отчеты

Передовой

Новизна

Высокая результативность

 

 

 

 

Возможность применения опыта другими

Опытные педагоги

 

 

 

 

 

Педагоги-новаторы

Описание новаторских способов и методов разрешения педагогических затруднений

 

Трансляция передового педагогического опыта в массовую практику

Обобщение опыта. Рекомендации по использованию передового и новаторского опыта в массовой практике

 

 

Инновационный

Актуальность. Научность. Коллективность

Коллективы

Разработка программы развития модели учебного заведения

Программы управления инновационной деятельностью. Эврестическое руководство. Научные методики.


 

Но что значит изучить, понять сущность передового педагогического опыта? Метод по изучению и обобщению передового педагогического опыта – это достаточно сложный путь научного поиска.

Сущность этого метода заключается в том, что, во-первых, он основан на изучении и теоретическом  осмыслении ведущих (стратегических) идей практики работы лучших образовательных учреждений и педагогов, успешно осуществляющих обучение, воспитание, развитие и образование; во-вторых, он позволяет выявить наиболее актуальные научные проблемы; в-третьих, он создает теоретико-методологическую базу не только для установления внешних закономерностей педагогического процесса, но и получения возможности приблизиться к пониманию скрытых (внутренних) педагогических закономерностей; в-четвертых, он представляет возможность изучить педагогическое новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные, оригинальные педагогические находки.[22].

Изучить опыт – это, прежде всего, понять его как систему деятельности. Иначе, осмыслить чужой опыт невозможно. «Ведь понимание самого лучшего опыта – это не механическое перенесение отдельных методов и приемов в свою работу, а перенесение идей»[36].

К.Я.Вазина в своем исследовании процесс изучения построила из трех этапов (тактов) [18]:

Такт изучения опыта

Содержание

Исследовательский

1.Исследование деятельности педагога как процесс управления. Диагностика педагогической деятельности, её элементов и взаимосвязи между ними. Установление педагогической позиции и уровня компетенции педагога. 2.Исследование деятельности педагога как результат управления. Изучение учебной деятельности, её элементов и взаимосвязи между ними. Выявляется уровень воспитанности и обученности учащихся.

Проектировочный

Сравнение изучаемого опыта с нормативным  для настоящего времени внутри учебного заведения, в городе, стране, за рубежом. На основе сравнения опытов, во-первых, определяется нормативная модель педагогической деятельности, во-вторых, создается стратегия профессионального развития педагогического коллектива, в-третьих, разрабатывается программа деятельности по повышению качества работы педагогического коллектива.

Исполнительский

Обучение преподавателей нормативной  педагогической деятельности.


 

Главной задачей изучения передового педагогического опыта является выявление объективных факторов, обуславливающих высокую результативность и стабильность, определение основных условий его успеха, обобщение типичных черт, выделение существенных связей и свойств, с целью разработки выводов для педагогической науки и практики.[18]

Информация о работе Изучение передового педагогического опыта в ДОУ