Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:34, дипломная работа
Объект исследования – процесс изучения передового педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
Предмет исследования – деятельность старшего воспитателя
Цель исследования: изучить каковы условия изучения передового педагогического опыта в ДОУ
Введение
Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности.
Управление в педагогических системах как сущность организации методической работы в ДОУ.
Роль старшего воспитателя в управлении методической работой.
Глава 2 изучения передового педагогического опыта в ДОУ
2.1. Научно-практические разработки проблемы изучения передового педагогического опыта.
2.2.Организация работы по изучению педагогического опыта в ДОУ на современном этапе.
Приложение
В книге «Управление современной школой» под редакцией М. М. Поташника (М., 1992) дается определение:
«Под методической работой в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов».
Данное определение в полной мере относится и к дошкольному образованию.
В работах Белой К.Ю. методическая
работа рассматривается как
Иное определение методической работы предложила А.И.Васильева: « Методическая работа - это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, …повышение научно-теоретического уровня и методической квалификации воспитателей.».[9]
А.Н.Морозова в своей диссертационной работе дала такое определение методической работе: « методическая работа – это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства».
Таким образом, в процессе анализа исследований различных авторов определена позиция по отношению к содержанию понятия методическая работа. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и практики, система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.
Дошкольное образование
К.Ю.Белая выстраивает систему методической работы в трех плоскостях:
Анализ литературы (Л.А.Бахтурина, К.Ю.Белая, А.К.Бондаренко, А. И. Васильева, И.И.Кобытина, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла) позволил выделить задачи методической работы в ДОУ:
В повышении эффективности методической работы немаловажную роль играет современные подходы к её организации, т.е. отбор продуктивных форм методической работы с педагогами ДОУ.
В исследованиях [3,9,10,32] по проблеме организации методической работы дается следующая квалификация современных форм методической работы:
В исследованиях И.В.Никишиной, С.Г.Молчанова, Г.В.Яковлевой можно встретить следующую квалификацию форм методической работы:
Формы |
|
Репродуктивные |
|
Репродуктивно-эвристические |
|
Эвристические |
|
Эвристико-продуктивные |
|
Продуктивные |
|
Структура системы работы с кадрами
для каждого дошкольного
Определить место и роль старшего
воспитателя в системе
Предпосылкой к возникновению штатной единицы стала реализация Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» от 21 мая 1959 года, утвердивший новый тип дошкольного учреждения - ясли-сад, что способствовало началу массового строительства детских учреждений.
В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР в типовых штатах яслей-садов утверждена должность педагога, в дальнейшем переименована в должность воспитатель-методист, выполняющего функции помощника заведующей. Функции воспитателя-методиста носили расплывчатый характер и основным направлением работы были оказание методической помощи медицинским сестрам и воспитателям.
Одни из первых попытались раскрыть содержание работы как деятельности воспитателя-методиста предприняли А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина в книге «Воспитатель-методист детского сада». Организация методической работы и руководство авторами рассматривалась как основное направление деятельности воспитателя-методиста. Определены основные направления методической работы: помощь воспитателям в составлении планов воспитательно-образовательной работы и их анализ; наблюдение учебно-воспитательного процесса в группах; организация коллективных просмотров занятий, режимных процессов; подготовка и проведение заседаний педагогических советов, семинаров, консультаций, собеседований; обеспечение педагогического процесса необходимыми пособиями.
Первое теоретическое диссертационное исследование деятельности воспитателя- методиста предпринято в работе Л. В. Поздняк, некоторые результаты исследований были отражены в книге «Заведующий дошкольным учреждением». В ней рассмотрены основные направления работы по управлению воспитательно-образовательным процессом с позиции функционального подхода, представлены разнообразные методы и формы организации и руководства методической работой заведующей.
В 90-ые годы в связи с изменением социальных и образовательных потребностей общества возникла необходимость в изменении управления ДОУ, совершенствованием методической работы. Появились новые требования к руководителю. В Тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерств образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31 августа 1995 г, деятельность старшего воспитателя направлена на обеспечение эффективности педагогического процесса и руководство им. В должностные обязанности старшего воспитателя включены: руководство работой педагогов; организация и проведение реабилитационно-коррекционной и культурно-массовой работы с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями; оказание методической помощи воспитателям, в том числе в обобщении передового педагогического опыта; участие в разработке и составлении плана учебно-воспитательной работы.
Т.А.Сергеева, Н.М.Уварова, С.Е.Назарова
в своих исследованиях выдвигаю
Цели первого уровня (абстрактного) |
Обеспечение методистом условий для перехода, а затем функционирования образовательного учреждения в соответствии с парадигмой развивающего образования |
Цели второго уровня (абстрактно-конкретного) |
Удовлетворение актуальных потребностей педагогов в реализации и развитии их профессиональной деятельности |
Цели третьего уровня (конкретного) |
Выполнение типовых задач. |
Далее этими исследователями были определены типовые задачи в качестве единицы конкретных целей деятельности методиста
Типовая задача |
содержание |
технологическая |
Методист рефлексирует педагогическую деятельность и технологически оформляет её в виде педагогического опыта. Методист помогает создать «копилку» его профессиональных достижений и сделать её доступной для других педагогов. |
Педагогическая |
Методист способствует профессиональному росту членов коллектива, мотивирует педагогов к самосовершенствованию и помогает им подняться на более высокий уровень мастерства. |
исследовательская |
Осуществление проблемного анализа собственной педагогической работы, а также работы всего коллектива; поиск идей развития образовательного учреждения; моделирование новых форм его осуществления и др. |
Экспертная |
Экспертная оценка инновационной деятельности образовательного учреждения, разработка критериев оценки труда педагогов и процедуры осуществления профессиональной аттестации |
Управленческая |
Управленческая деятельность методиста |
П.И. Третьяков, К.Ю. Белая определили содержание методической работы старшего воспитателя, в соответствии составу функций управления с позиции двойного подхода [37].
Функции управления |
Содержание методической работы старшего воспитателя |
Информационно-аналитическая |
Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике. |
Мотивационно-целевая |
Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки |
Планово-прогностическая |
Прогнозирует развитие научно- |
Организационно-исполнительская |
Обеспечивает выполнение г8одового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседание педагогических советов. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой, другими учреждениями. |
Контрольно-диагностическая |
Осуществляет совместно с |
Регулятивно-коррекционная |
Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе. |
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что деятельность старшего воспитателя ДОУ представляет собой сложный, полифункциональный процесс, в ходе которого ему приходится анализировать деятельность педагогов, принимать различного рода управленческие решения, оперативно владеть информацией, контролировать и оказывать педагогическую помощь педагогам, объективно и оперативно контролировать деятельность образовательного учреждения в целом, организовывать формы методической работы, как традиционные, так и нетрадиционные и т.д.
Вывод по 1 главе
Изучение ряда работ и исследований по управлению образовательных учреждений позволило сделать вывод, что:
Важную роль в управлении методической работы играет старший воспитатель и главное предназначение его - это соединение двух «пространств» - науки и практики.
Деятельность старшего воспитателя ДОУ представляет собой сложный, полифункциональный процесс, в ходе которого ему приходится анализировать деятельность педагогов, принимать различного рода управленческие решения, оперативно владеть информацией, контролировать и оказывать педагогическую помощь педагогам, объективно и оперативно контролировать деятельность образовательного учреждения в целом, организовывать формы методической работы.
То есть старшему воспитателю необходимо как знания основных теоретических положений науки управления образовательным учреждением, так и знания всех и каждого членов педагогического коллектива.
Глава 2. Методологические и теоретические основы изучения передового педагогического опыта.
2.1. Научно-практические
разработки проблемы изучения передового
педагогического опыта.
Реформы в образовании ставит педагогическую науку перед необходимостью поиска средств целенаправленного и эффективного совершенствования учебно-воспитательного процесса. Особую роль в соответствии с этой задачей призван сыграть передовой опыт, способный не только решать эффективно встающие перед образовательным учреждением задачи, но и повести за собой массовую практику.
Информация о работе Изучение передового педагогического опыта в ДОУ