Изучение передового педагогического опыта в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – процесс изучения передового педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
Предмет исследования – деятельность старшего воспитателя
Цель исследования: изучить каковы условия изучения передового педагогического опыта в ДОУ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности.

Управление в педагогических системах как сущность организации методической работы в ДОУ.
Роль старшего воспитателя в управлении методической работой.

Глава 2 изучения передового педагогического опыта в ДОУ

2.1. Научно-практические разработки проблемы изучения передового педагогического опыта.
2.2.Организация работы по изучению педагогического опыта в ДОУ на современном этапе.

Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом 2009.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

В книге «Управление современной  школой» под редакцией М. М. Поташника (М., 1992) дается определение:

«Под методической работой в  школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов».

Данное определение в полной мере относится и к дошкольному образованию.

В работах Белой К.Ю. методическая работа рассматривается как деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. По мнению автора, успех в функционировании и развитии дошкольных учреждений, в первую очередь, зависит от воспитателей, способных определить задачи обучения, воспитания, развития дошкольников, от квалификации педагогов, их заинтересованности в достижении наилучших результатов, от отношений в педагогическом коллективе.[4,37]

Иное определение  методической работы предложила А.И.Васильева: «  Методическая работа - это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, …повышение научно-теоретического уровня и методической квалификации воспитателей.».[9]

А.Н.Морозова в своей диссертационной работе дала такое определение методической работе: « методическая работа – это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства».

Таким образом, в процессе анализа  исследований различных авторов  определена позиция по отношению к содержанию понятия методическая работа. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и практики, система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, следовательно, методическая работа в дошкольном учреждении как система может быть спроектирована в определенной структуре.

К.Ю.Белая выстраивает систему  методической работы  в трех плоскостях:

  1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является – формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя.
  2. По отношению к педагогическому коллективу ДОУ, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников.
  3. Методическая работа в ДОУ строится по отношению к общей системе непрерывного образования. (3,37)

Анализ литературы (Л.А.Бахтурина, К.Ю.Белая, А.К.Бондаренко, А. И. Васильева,  И.И.Кобытина, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла) позволил выделить задачи методической работы в ДОУ:

  • Повышение профессионального и культурного уровня педагогов;
  • Обновление и  совершенствование знаний в области дошкольной педагогики; стимулирование профессиональной активности, творческого поиска, приобщение к экспериментальной или исследовательской деятельности, активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
  • Совершенствование педагогического мастерства на основе идей педагогов-новаторов, творческой работы воспитателей;
  • Формирование у воспитателей умений и навыков анализа педагогического процесса в целом и самоанализа своей образовательно-воспитательной, развивающей деятельности в частности;
  • Выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;
  • Организация экспериментальной работы;
  • Пропаганда педагогических знаний среди родителей;
  • Совершенствование методов и стиля взаимодействия с детьми, коллегами построенных на принципах гуманизации, демократизации;
  • Организация преемственности в работе воспитателей и учителей начальной школы, воспитателей и родителей.

В повышении эффективности методической работы немаловажную роль играет современные подходы к её организации, т.е. отбор продуктивных форм методической работы с педагогами ДОУ.

В  исследованиях [3,9,10,32] по проблеме организации методической работы дается следующая квалификация современных форм методической работы:

 


 

В исследованиях И.В.Никишиной, С.Г.Молчанова, Г.В.Яковлевой можно встретить следующую квалификацию форм методической работы:

 

Формы

 

Репродуктивные

  • Практикумы;
  • Научно-практические семинары;
  • Педагогические мастерские;
  • Семинары-практикумы;
  • Тренинги.

Репродуктивно-эвристические

  • Педагогические чтения;
  • Научно-педагогические конференции.

Эвристические

  • Проблемные семинары;
  • Проблемно-проективные семинары;
  • Организационно-деятельностные игры.

Эвристико-продуктивные

  • Фестивали педагогических идей;
  • Конкурсы профессионального мастерства;
  • Конкурсы методических разработок.

Продуктивные

  • Научные конференции;
  • Теоретические семинары;
  • Научные стажировки;
  • Научные отпуска;
  • Единый методический день.

 

Структура системы работы с кадрами  для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Здесь на первый план выходит роль старшего воспитателя, как организатора методической работы. 

 

 

    1. Место и роль старшего воспитателя в образовательном учреждении.

 

Определить место и роль старшего воспитателя в системе управления возможно при рассмотрении истории возникновения штатной единицы воспитателя-методиста дошкольного учреждения.

Предпосылкой к возникновению штатной единицы стала реализация Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» от 21 мая 1959 года, утвердивший новый тип дошкольного учреждения - ясли-сад, что способствовало началу массового строительства детских учреждений.

В 1960 году Постановлением Совета Министров  РСФСР в типовых штатах яслей-садов утверждена должность педагога, в дальнейшем переименована в должность воспитатель-методист, выполняющего функции помощника заведующей. Функции воспитателя-методиста носили расплывчатый характер и основным направлением работы были оказание методической помощи медицинским сестрам и воспитателям.

Одни из первых попытались раскрыть содержание работы как деятельности воспитателя-методиста предприняли А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина в книге «Воспитатель-методист детского сада». Организация методической работы и руководство авторами рассматривалась  как основное направление деятельности воспитателя-методиста. Определены основные направления методической работы: помощь воспитателям в составлении планов воспитательно-образовательной работы и их анализ; наблюдение учебно-воспитательного процесса в группах; организация коллективных просмотров занятий, режимных процессов; подготовка и проведение заседаний педагогических советов, семинаров, консультаций, собеседований; обеспечение педагогического процесса необходимыми пособиями.

Первое теоретическое диссертационное исследование деятельности воспитателя- методиста предпринято в работе Л. В. Поздняк, некоторые результаты исследований были отражены в книге «Заведующий дошкольным учреждением». В ней рассмотрены основные направления работы по управлению воспитательно-образовательным процессом с позиции функционального подхода, представлены разнообразные методы и формы организации и руководства методической работой заведующей.

В 90-ые годы в связи с изменением социальных и образовательных потребностей общества возникла необходимость в изменении управления ДОУ, совершенствованием методической работы. Появились новые требования к руководителю. В Тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерств образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31 августа 1995 г, деятельность старшего воспитателя направлена на обеспечение эффективности педагогического процесса и руководство им. В должностные обязанности старшего воспитателя включены: руководство работой педагогов; организация и проведение реабилитационно-коррекционной и культурно-массовой работы с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями; оказание методической помощи воспитателям, в том числе в обобщении передового педагогического опыта; участие в разработке и составлении плана учебно-воспитательной работы.

Т.А.Сергеева, Н.М.Уварова, С.Е.Назарова в своих исследованиях выдвигают иерархию целей деятельности методиста по степени их конкретизации:

Цели первого уровня

(абстрактного)

Обеспечение методистом условий для  перехода, а затем функционирования образовательного учреждения в соответствии с парадигмой развивающего образования

Цели второго уровня (абстрактно-конкретного)

Удовлетворение актуальных потребностей педагогов в реализации и развитии их профессиональной деятельности

Цели третьего уровня (конкретного)

Выполнение типовых задач.


 

Далее этими исследователями были определены типовые задачи в качестве единицы конкретных целей деятельности методиста

 

Типовая задача

содержание

технологическая

Методист рефлексирует педагогическую деятельность и технологически оформляет  её в виде педагогического опыта. Методист помогает создать «копилку» его профессиональных достижений и сделать её доступной  для других педагогов.

Педагогическая

Методист способствует профессиональному  росту членов коллектива, мотивирует педагогов к самосовершенствованию и помогает им подняться на более высокий уровень мастерства.

исследовательская

Осуществление проблемного анализа  собственной педагогической работы, а также работы всего коллектива; поиск идей развития образовательного учреждения; моделирование новых форм его осуществления и др.

Экспертная

Экспертная оценка инновационной  деятельности образовательного учреждения, разработка критериев оценки труда педагогов и процедуры осуществления профессиональной аттестации

Управленческая

Управленческая деятельность методиста


 

П.И. Третьяков, К.Ю. Белая определили содержание методической работы старшего воспитателя, в соответствии составу функций управления с позиции двойного подхода [37].

 

Функции

управления

Содержание методической работы

старшего воспитателя

Информационно-аналитическая

Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях  в педагогике, психологии, дидактике.

Мотивационно-целевая

Совместно с руководителем и  педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной  организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки

Планово-прогностическая

 Прогнозирует развитие научно-методической  работы коллектива, на основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программу развития ДОУ, образовательную программу, планирует методическую работу.

Организационно-исполнительская

Обеспечивает выполнение г8одового  плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседание педагогических советов. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой, другими учреждениями.

Контрольно-диагностическая

Осуществляет совместно с руководителем  внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый); оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды.

Регулятивно-коррекционная

Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе.


 

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что деятельность старшего воспитателя ДОУ представляет собой сложный, полифункциональный процесс, в ходе которого ему приходится анализировать деятельность педагогов, принимать различного рода управленческие решения, оперативно владеть информацией, контролировать и оказывать педагогическую помощь педагогам, объективно и оперативно контролировать деятельность образовательного учреждения в целом, организовывать формы методической работы, как традиционные, так и нетрадиционные и т.д.

 

 

Вывод по 1 главе

 

Изучение ряда работ и исследований по управлению образовательных учреждений позволило сделать вывод, что:

  1. управление на научной основе реально и в сфере педагогических систем.
  2. управление образовательным учреждением – это целенаправленный процесс взаимодействия руководителя и членов педагогического коллектива, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.
  3. методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и практики, система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.

Важную роль в управлении методической работы играет старший  воспитатель и главное предназначение его - это соединение двух «пространств» - науки и практики.

Деятельность старшего воспитателя ДОУ представляет собой сложный, полифункциональный процесс, в ходе которого ему приходится анализировать деятельность педагогов, принимать различного рода управленческие решения, оперативно владеть информацией, контролировать и оказывать педагогическую помощь педагогам, объективно и оперативно контролировать деятельность образовательного учреждения в целом, организовывать формы методической работы.

То есть старшему воспитателю необходимо как знания основных теоретических положений науки управления образовательным учреждением, так и знания всех и каждого членов педагогического коллектива.

 

Глава 2.    Методологические и теоретические основы изучения передового педагогического опыта.

 
2.1.      Научно-практические разработки проблемы изучения передового педагогического опыта.

 

Реформы в образовании ставит педагогическую науку перед необходимостью поиска средств целенаправленного и эффективного совершенствования учебно-воспитательного процесса. Особую роль в соответствии с этой задачей призван сыграть передовой опыт, способный не только решать эффективно встающие перед образовательным учреждением задачи, но и повести за собой массовую практику.

Информация о работе Изучение передового педагогического опыта в ДОУ