Изучение передового опыта менеджмента Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Японская система менеджмента — одна из самых эффективных в мире. Главное ее достоинство — умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию. Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в решение технологических и экономических проблем.

Работа содержит 1 файл

КР.docx

— 22.45 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ивановская государственная  текстильная академия»

(ИГТА)

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Менеджмент

По теме: «Изучение передового опыта менеджмента Японии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Балашова Марина Николаевна

Факультет заочный

Специальность 260902

«Конструирование швейных  изделий»

Курс 5

Код 086242

Проверил:_______________________

 

 

 

Иваново 2013

 

Опыт менеджмента  в Японии

Японская система менеджмента  — одна из самых эффективных в  мире. Главное ее достоинство —  умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую  форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют  в принятии управленческих решений  и несут равную ответственность  за их реализацию. Информация о делах  фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в  решение технологических и экономических  проблем.

Отсюда сопричастность к  результатам работы, тесный контакт  руководства, различных служб и  работников. Менеджер всегда на производстве, среди сотрудников. Предложения  и жалобы сотрудников рассматриваются  немедленно. Большое значение на японских фирмах уделяется научно-техническому прогрессу. Действует система управления производительностью и качеством  работы, при которой обязательно  устанавливается виновник брака. На фирмах создаются кружки качества, задача которых — повышение эффективности  и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест. Материально  и морально стимулируется активное участие каждого работника в  деятельности кружков качества.

Существует правило: каждое принятое рационализаторское предложение  должно быть реализовано.

Заслуживает внимания процесс  управления финансами. Фирмы более  активно используют собственный, а  не акционерный привлеченный капитал. Дивиденды относительно низки, так  как свободный остаток прибыли  используется в основном на финансирование перспективных научных исследований и разработок. При снижении темпов экономического роста фирмы отказываются от привлеченного капитала, переходят на самофинансирование.

Активную роль в развитии национальной экономики играет государство: разрабатываются общенациональные программы экономического развития; анализируются существующие и перспективные  тенденции в структуре экономики; выявляются приоритетные отрасли хозяйства (в XXI в. Япония будет в приоритетном порядке наращивать исследования в  следующих направлениях: лазеры, спутниковая  связь, телефоны и персональные компьютеры, управляемая термоядерная энергетика).

Для перекачки капиталовложений в наиболее важные сферы экономики  применяются налоговые льготы и поощряется ускоренная амортизация основных фондов в ведущих отраслях хозяйства.

Представляет интерес  система приема на работу и продвижения  по службе. Среди выпускников средних  и высших учебных заведений осуществляется тщательный отбор. Затем организуется торжественный прием на работу с  испытательным сроком. Полный курс подготовки (1 год) проводится в одном  из подразделений фирмы под руководством закрепленного за новичком опытного сотрудника. Тот кто доказал способность  работать, принимается на постоянную работу.

Среди сотрудников, состоящих  в штате, наблюдается открытая, гласная  конкуренция за право добиться лучшей должности. В среднем через 5 — 7 лет  при высоких ежегодных показателях  труда сотрудник может стать  менеджером низшего уровня. Дальнейший служебный рост увязывается не только с результатами работы, но и со стажем и возрастом. При достижении 55 — 60 лет сотрудник обязан уйти на пенсию. 

Особое внимание уделяется  систематической подготовке и переподготовке кадров, воспитанию преданных фирме  работников. Каждый работник изучает  несколько специальных курсов по развитию профессиональных знаний, причем во внерабочее время. Для повышения квалификации используется практика регулярного (1 раз в 3 — 4 года) перевода работника на другую должность в другое подразделение фирмы (с учетом мнения работника). Японцы считают, что длительное пребывание работника на одном месте снижает уровень ответственности, приводит к потере интереса к работе.

В качестве примера рассмотрим менеджмент фирмы Sony Corporation. Систему организации и управления на этой всемирно известной фирме можно изложить предельно кратко:

постановка цели, понятной всем, вплоть до последнего рабочего. Менеджеры  фирмы считают, что это сплачивает персонал в коллектив единомышленников;

право младшего по должности  не соглашаться с руководителем. Интересы дела имеют в фирме высший приоритет. Ради них следует поступаться  не только личными амбициями, но и  традициями, например почтительным отношением к старшим;

сознательный отказ от жестких планов. Менеджер должен действовать  по обстановке. Механическая исполнительность, вполне терпимая при рутинных работах, может привести только к провалу;

анти бюрократический стиль руководства. В структуре управления фирмой на определенный период могут быть созданы автономные подразделения, обладающие неограниченной самостоятельностью;

поручение важных проектов энтузиастам, новаторам. Считается, что  такой работник должен ставиться  выше общепринятых методов материального  и морального поощрения;

патернализм (от лат. paternus — отцовский, отеческий) — воспитание у сотрудников чувства, что они члены одной семьи. На фирме действует система пожизненного найма, есть возможность общения с руководством в неофициальной обстановке. В частности, практикуются совместный отдых, развлечения и др.

Не меньший интерес  представляет и менеджмент концерна Toyota Motor Corporation:

согласованность принятых решений. Ни один вопрос не решается без обсуждения лицами, непосредственно участвующими в его решении. Большая часть  предложений исходит от среднего звена сотрудников. Руководство  принимает решения, основываясь  на этих предложениях;

корпоративность (обособленность, узкогрупповой интерес). Сотрудники объединены в группы, в которых  руководители постоянно меняются, так  как дело становится механическим, если руководитель несменяем.

работники придают большое  значение признанию своих заслуг фирмой. Рекордсмены по числу новых  предложений пользуются всеобщим уважением. Работа становится, по существу, любимым  занятием (хобби); 90% идей воплощается  в жизнь;

руководство не должно казаться самым важным элементом в производстве. Менеджеры, оставаясь сильными и  компетентными, не стремятся доминировать над сотрудниками.

Японские менеджеры в  своей работе придают особое значение социальной политике. Гордость за свою страну, забота о своем народе является приоритетной задачей в деятельности японских компаний. Вот как формулируются  взгляды японской фирмы Omron Company:

главная цель компании —  это ее развитие;

рост фирмы ведет к  увеличению занятости населения;

компания получает уважение в местном обществе;

покупатель получает надежного  поставщика;

поставщик получает хорошего покупателя;

доходы от покупателя —  это источник капиталовложений в  развитие производства;

производство товаров  станет лучшего качества и по более  низким ценам;

часть прибыли в виде налога пойдет на пользу общества;

другая часть прибыли пойдет на пользу служащим фирмы в виде отчислений на оплату труда и на дивиденды; 

оставшаяся часть прибыли  пойдет на социальные нужды и благотворительность.

Таким образом, на примере  данной фирмы можно убедиться  в возможности разумного сочетания  интересов частного капитала и общества.

 

 

Список используемой литературы

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. – 528с.
  2. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. «Менеджмент». Среднее профессиональное образование. Издательство «Мастерство», 2002.

Информация о работе Изучение передового опыта менеджмента Японии