Изучение передового педагогического опыта в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – процесс изучения передового педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
Предмет исследования – деятельность старшего воспитателя
Цель исследования: изучить каковы условия изучения передового педагогического опыта в ДОУ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности.

Управление в педагогических системах как сущность организации методической работы в ДОУ.
Роль старшего воспитателя в управлении методической работой.

Глава 2 изучения передового педагогического опыта в ДОУ

2.1. Научно-практические разработки проблемы изучения передового педагогического опыта.
2.2.Организация работы по изучению педагогического опыта в ДОУ на современном этапе.

Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом 2009.doc

— 276.50 Кб (Скачать)


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические  основы управленческой деятельности.                 

 

    1. Управление в педагогических системах как сущность организации методической работы в ДОУ.
    2. Роль старшего воспитателя в управлении методической работой.

 

Глава 2 изучения передового педагогического опыта в ДОУ

 

2.1. Научно-практические разработки  проблемы изучения передового  педагогического опыта.

2.2.Организация работы по изучению  педагогического опыта в ДОУ  на современном этапе.

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Особенностью современного этапа развития России является изменение  ориентиров и требований к дошкольному образованию как ее начальному звену. Переосмысления целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников нашли свое выражение в переходе к личностно-ориентированной модели работы с детьми.

В условиях широкого распространения  инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ требуется обновление управления методической работы.

Новые подходы к управлению методической работы связаны с повышением интереса педагогов к новым технологиям, с выработкой у них нового педагогического мышления. Здесь важны меры по управлению саморазвитием, самообразованием педагогов, по созданию условий для формирования индивидуальных педагогических систем. Исходя из этого, современная практика управления дошкольным образованием предъявляет новые требования к старшему воспитателю, как организатору методической работы. Старшему воспитателю необходимо уметь осуществлять дифференцированный, системный подход к организации работы с воспитателями; учитывать их индивидуальные способности, возможности, профессиональные запросы; развивать творчество и инициативу каждого члена педагогического коллектива. Решение этих задач возможно при эффективной организации методической работы, в частности изучения передового педагогического опыта, как одного из направлений деятельности старшего воспитателя.

Опыт последнего десятилетия  показал, что наиболее перспективными оказались те учреждения, руководители, которых, сохраняя лучшие отечественные традиции, совершенствуются в управлении за счет нового, передового.

Следовательно, особую актуальность приобретает проблема изучения передового педагогического опыта в ДОУ.

Управление методической работой в ДОУ, и в частности изучение передового педагогического опыта рассматривались Л.А.Бахтуриной, К.Ю.Белой, А.И.Васильевой, В.П.Дубровой, И.И.Кобитиной, Е.П.Милашевич, А.Н. Морозовой, Л.В.Поздняк, Л.П.Тарасовой.

В публикациях  обосновывается важность изучения передового педагогического опыта в ДОУ, затрагиваются проблемы его осуществления.

Вместе с тем, анализ литературы показал, что специальные  исследования, направленные на изучение передового педагогического опыта  в ДОУ не проводились.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью практики в изучении передового педагогического опыта в ДОУ и не разработанностью проблемы.

Несмотря на значительное расширение исследований в области управления ДОУ, наблюдается все более  противоречие между организацией методической работы по изучению педагогического опыта и современными требованиями к знаниям и практическим умениям старшего воспитателя.

Это обстоятельство обусловило выбор  темы нашего исследования: «Изучение передового педагогического опыта в ДОУ». Оно обращено к решению следующей проблемы: каковы условия изучения передового педагогического опыта  в ДОУ?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – процесс изучения передового педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении

Предмет исследования – деятельность старшего воспитателя

Гипотеза исследования: эффективность изучения передового педагогического опыта в ДОУ может быть значительно повышена если:

-  деятельность старшего воспитателя  представлена системно;

  • при изучении передового педагогического опыта подобран диагностический  инструментарий;

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие «управление», «методическая работа», понятие «передовой педагогический опыт».
  2. Изучить уровень работы старших воспитателей по изучению ППО, используемые методы в работе (реальные и желаемые).
  3. Выявить эффективные методики изучения передового педагогического опыта в ДОУ.

Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов: 

  • теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблемы;
  • изучение и обобщение опыта работы образовательных учреждений -  педагогический эксперимент, опросные методы (анкетирование, беседа);
  • изучение результатов деятельности старших воспитателей.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждениях  САО г. Москвы

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (44 источника) и приложений (2), содержит в основном тексте таблицы, схемы. Общий объем курсовой работы 32 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы управленческой деятельности.

 

    1. Управление в педагогических системах как сущность организации методической работы в ДОУ.

 

Управление является необходимым  условием функционирования любого общества. Существуют различные подходы к определению понятия «управление», его функций.

Один из наиболее выдающихся менеджеров XX века Ли Якокка говорил: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд» [44].

В Древней Греции примерно то же самое  говорил и Сократ, определяя деятельность управленца: «Главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний» [25]. 
Ф.Тейлор - основатель школы научного управления, определял управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом» [25]. 
Питер Друкер, которого считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает такое определение: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу» [25].

Управление реально и в сфере  сложных социальных систем, в том  числе и педагогических.

В трудах В.И.Зверевой, Ю.А.Конаржевского, М.М.Поташника, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой раскрываются вопросы управления педагогическими системами. Исследователи определяют  в качестве субъекта управления образовательным учреждением  всех  участников образовательного процесса: руководители, учителя, учащиеся, родители. Объектом управления  -  школьные процессы.

Иной подход представлен в работах  К.Ю.Белой, В.И.Зверевой, В. С. Лазарева, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла, А.К.Бондаренко: субъект управления - должностное лицо, объекты управления являются члены педагогического коллектива и персонала ДОУ, а также внутренние процессы учреждения.

Взаимодействие в управлении ДОУ  может носить как субъектно-субъектный, так и субъектно-объектный характер.

В теории управления образовательными учреждениями (В.И.Зверева,  Ю. А. Конаржевский, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, Т. И. Шамова) школа и дошкольное образовательное учреждение рассматриваются как сложные «…социально-педагогические системы, предусматривающие сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие субъекта управления на все стороны жизни образовательного учреждения для обеспечения оптимального социально-экономического и организационно-педагогического функционирования процесса обучения и воспитания подрастающего поколения ». [21,42]

Современный этап науки управления образовательными учреждениями характеризуется и различными подходами к трактовке понятия «управление», которое рассматривается с трех позиций:

1.Позиция «классической школы  управления» - управление как деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Данную точку зрения, применительно к педагогическому управлению, разделяют  Ю.К.Бабанский, В.И.Зверева, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, Л.В.Поздняк определяя управление, как тип управленческой деятельности, характеризуемый совокупностью особых организационных форм и технологий, основанных на принципах глобальной коммуникации и приводящих к успеху и достижению целей организации и общества в целом.

2.Управление  как «воздействие»  одной системы на другую, одного  человека на другого или на группу (В.Г.Афанасьев, В.Г.Орлов, П.И.Пидкасистый, В.М.Распопов и др.) Здесь активность признается только за управляющим, а управляемый воспринимается как пассивный исполнитель, строго следующий навязанной норме. « Управление есть воздействие, основанное на научных принципах и методах и направленное на оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего наиболее полное соответствие достигнутых результатов поставленной цели» [ __ . С.507].

3. Управление как взаимодействие  субъектов. В.Г.Афанасьев, Т. М.  Давыденко, И.П.Третьяков, Т.И.Шамова предполагают, что сутью управления является взаимное изменение управляющих и управляемых. Т.И.Шамова трактует понятие «управление» как «активное взаимодействие руководителей школы и других участников педагогического процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние» [ ___ С.28].  Здесь предполагается взаимодействие, сотрудничество, совместная деятельность всех участников педагогического процесса. Управление как взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает функционирование второго относительного достижения заранее поставленных диагностических целей» []

На основе анализа научно-педагогической литературы в качестве обобщающего определения управления нами выделено следующее: управление образовательным учреждением – это целенаправленный процесс взаимодействия руководителя и членов педагогического коллектива, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.

Функциональная модель системы внутрисадовского управления включает четыре взаимосвязанных уровня всех участников образовательного процесса. Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по вертикали. [третьяков, белая]

 

 

 

 



В предложенной структуре управления выделяются два момента:

  • Специализация в распределении основных функций  при их интеграции;
  • Конкретное выделение объектов управления на каждом уровне управления: 1-й уровень: объект управления заведующей- весь коллектив; объект управления 2-ого уровня – часть коллектива, согласно функциональным обязанностям; 3-й уровень функционирования осуществляется воспитателями, специалистами, обслуживающим персоналом, где объект управления – дети и родители.

Важным понятием теории и практики управления является понятие функций управления, которые отражают основное содержание управленческой деятельности. В.П.Симонов дает определение функции: «Функция – это особый вид управленческих действий на объект менеджмента с информацией» [ --- С.50].

Подходы к выделению функций  управления различны. В работах В.Г.Афанасьева, К.Ю.Белая, Ю.А.Конаржевского, Л.В.Поздняк  и др. выделяются следующие виды управленческой деятельности: постановка цели, планирование, организация, контроль, регулирование. К основным функциям управления В.И.Зверева, Т.И.Шамова относят: анализ. Планирование, организацию и контроль; М.М.Поташник, выделяя четыре вида управленческих действий_ планирование, организацию, руководство и контроль, отмечает необходимость конкретизации этих функций.

Недооценивание одного из функциональных элементов может привести к изменению всего процесса управления, снижению его конечных результатов. 

П.И.Третьяковым, на основе сопоставления функций управления в отечественной и зарубежной науке, определены с учетом современных условий функции управления образовательным учреждением как социально-педагогической системой. Состав функций управления педагогическими системами определен с позиции двойного подхода и установлена их взаимосвязь и последовательность, поэтапная смена друг друга, которая и образует единый управленческий цикл: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной. Результативность управления можно повысить в том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла начнет взаимодействовать с остальными видами управленческой деятельности. Взаимосвязь и взаимодействие функций управления как видов целенаправленной деятельности можно отразить схемой 1 [37.- с.20]:






 



 

Особое место в системе управления педагогическими системами занимает методическая работа. Современная наука  предлагает практикам новые подходы к организации методической работы, и, следовательно, необходимо осмыслить с новых позиций само понятие «методическая работа».

Информация о работе Изучение передового педагогического опыта в ДОУ