Изучение передового педагогического опыта в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – процесс изучения передового педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
Предмет исследования – деятельность старшего воспитателя
Цель исследования: изучить каковы условия изучения передового педагогического опыта в ДОУ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности.

Управление в педагогических системах как сущность организации методической работы в ДОУ.
Роль старшего воспитателя в управлении методической работой.

Глава 2 изучения передового педагогического опыта в ДОУ

2.1. Научно-практические разработки проблемы изучения передового педагогического опыта.
2.2.Организация работы по изучению педагогического опыта в ДОУ на современном этапе.

Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом 2009.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

 

 

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Передовой опыт и педагогическая наука. // Советская педагогика. 1977,  №11.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.- с.151
  3. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Московский институт повышения квалификации работников образования, 2000.- 81 с.
  4. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М., ТЦ Сфера, 2005
  5. Беспалько В.П. слагаемые педагогической технологии. М., 1989. – 192 с.
  6. Бондаренко А.К, Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984. – С.78-84
  7. Боронилова И.Г. Становление и развитие теории изучения и обобщения передового педагогического опыта.: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ И.Г.Боронилова; Башк. гос. пед. ин-т. - Уфа, 1999.-20с.
  8. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Соц. педагогика»; «Педагогика»  / Н.М. Борытко. - М.: Академия, 2006.- 284 с.
  9. Бурдаков Н.В. Передовой педагогический опыт: формирование, обобщение, использование (методология, теория, практика) / Н.В. Бурдаков; Краснояр. гос. пед. ин-т. Фак. подготовки и повышения квалификации организаторов нар. образования.– Красноярск: Изд-во КГПИ, 1992.- 186 с.
  10. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобытина И.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошк. учреждений/ А.И. Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобытина. - М., Просвещение, 1990. – С.107 – 115.
  11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М Волобуева. - М.:ТЦ Сфера, 2005. – 95 с.
  12. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Малое предприятие «Дело», 1991.
  13. Денякина Л.М. Технологии управления образовательным учреждением/Л.М.Денякина. –  Мн.: Бизнесофсет, 2004. - С.19-28
  14. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа,1995.- 128с.
  15. Европейцева Г.Н. Изучение, обобщение, распространение и использование передового педагогического опыта. – Курган, 1983.
  16. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: «Педагогический поиск», 1982.
  17. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы /  В.И. Зверева.- 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Новая школа, 1997.-319с.
  18. Изучение и обобщение педагогического опыта в условиях школы: Сб. науч. тр./ Редкол.: Я.С.Турбовский (отв. ред.) и др.,- М., изд. АПН СССР,1986.
  19. Изучение педагогического опыта /Методические рекомендации Сост. канд. пед. наук, доцент Вазина К.Я.-Горький, 1989.
  20. Карпова Г.Ф., Михайлычева Е.А. Техника построения вопросника для изучения передового педагогического опыта // Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта. – М., 1978. – С. 162 – 167.
  21. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе. – М, 1988.
  22. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: ОЦ «Педагогический вестник»,1999.-224 с.
  23. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
  24. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. и др. Руководство педагогическим коллективом. - М.: Новая школа, 1995.
  25. Лизинский В.М. О методической работе в школе. - М.6 «Педагогический поиск», 2001.
  26. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Малое предприятие «Дело», 1992.
  27. Методическая и организационная система изучения и обобщения педагогического опыта: Сб. науч. тр./ Редкол.: Я.С.Турбовский (отв. ред.) и др.,- М., изд. АПН СССР, 1990.
  28. Молчанов С.Г., Яковлева Г.В. Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2005.-71 с.
  29. Морозова А.Н. Управление методической работы в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе: Дис. … пед. наук / Морозова А.Н. - М., 2002.
  30. Настольная книга методиста / сост.С.А.Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006.-С.75-111.
  31. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007.-С.69-74.
  32. Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы. // Методист: науч. - метод. журн. -  2005.-№ 2  - с.29
  33. Педагогика / Под ред.П.И.Пидкасистого.М.,1998. – 640с.
  34. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия»,1999.-С.54 -56, 212-213.
  35. Поташник М.М. Как развить педагогическое мастерство. - М.: Знание, 1987.
  36. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах:Методическое пособие / Т.А.Сергеева, Н.М.Уварова, С.Е.Назарова и др. – М.: ИРПО ПрофОбрИздат, 2002.- 224.
  37. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. М., 1997. – 264 с.
  38. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1988.
  39. Спецкурс: «Основы управления дошкольным образовательным учреждением»/ Л.В. Поздняк – М.: Ассоц. «Проф. образование», 1994.-76 с.
  40. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. – Ижевск, 1981, с.131
  41. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 232с.
  42. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 160с.
  43. Турбовский Я. Методологические и прикладные аспекты проблемы изучения и обобщения педагогического опыта. – М.,1987.
  44. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева.- М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.
  45. Философский словарь. 6-е изд., перераб. и доп.М.,1992.
  46. Фридман Л.М. педагогический опыт глазами психолога.-М.:Просвещение, 1987. -
  47. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; Под ред. Т. И. Шамовой.  – 2-е изд..- М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 384 с.
  48. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. – М.: АПП ЦИТП, 1992. – С.31 – 38.
  49. Шамова Т.И. Внутришкольное управление. Вопросы теории и практики. М., 1991. – 254с.
  50. Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. - М.: АПП ЦИТП, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

АНКЕТА.

Уважаемый старший воспитатель!

Успех работы педагогического коллектива зависит от успеха или неудач каждого  воспитателя, поэтому одна из главных задач сегодня – искать методы индивидуальной работы с каждым педагогом, знать уровень его мастерства.

 Одним из важнейших направлений деятельности старшего воспитателя является  изучение передового педагогического опыта воспитателей.

Ваши искренние ответы помогут нам в организации научного исследования по выявлению основных потребностей и затруднений старшего воспитателя в изучении передового педагогического опыта.

 

Инструкция: В ситуации вариативности подчеркните наиболее соответствующий Вашему мнению ответ.

 

  1. Как Вы определили бы понятие «передовой педагогический опыт» - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Кто в Вашем ДОУ изучает  педагогический опыт? ____________________________________________________________________
  3. Что может быть основанием (достижения, результаты педагогического труда) для  изучения передового педагогического опыта воспитателя? _______

____________________________________________________________________

  1. Какие компоненты передового педагогического опыта могут подлежать изучению:
    • целостная система педагогической деятельности
    • система работы педагога по какой-либо одной проблеме
    • использование одного эффективного приема
    • опыт освоения новых  или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий
  2. Составляете ли Вы план изучения передового педагогического опыта?

(постоянно, часто, в некоторых  случаях, крайне редко, никогда)

  1. При изучении передового педагогического опыта пользуетесь ли Вы научно-методической литературой? (постоянно, часто, в некоторых случаях, крайне редко, никогда)

Какой? _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. В процессе изучения передового педагогического опыта используете ли Вы результаты самооценки воспитателей? (постоянно, часто, в некоторых случаях, крайне редко, никогда)

В чем эти результаты могут быть выражены?_____________________________

____________________________________________________________________

  1. Какие методы изучения передового педагогического опыта вы используете? ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Оцените Ваш уровень подготовки по проблеме изучения передового педагогического опыта: (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий)

Дайте качественную оценку уровня, который  вы выбрали. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие затруднения вы испытываете при изучении передового педагогического опыта? (поставьте баллы по степени убывания значимости от 1 до 5)

1 – значимо, 5 - незначимо:

 № значимости

виды затруднений

 

недостаточно знаний о ППО

 

недостаточно знаний о целях  изучения ППО

 

недостаточно развиты умения по изучению ППО

 

недостаточно представлений об использовании полученных данных

 

другое (конкретизируйте)

 

 

 

 


 

СПАСИБО!  УСПЕХОВ ВАМ  В ВАШЕЙ РАБОТЕ!

 

 

Приложение 2.

 

Вопросы для бесед  со старшими воспитателями.

 

Цель: выявит уровень подготовки старшего воспитателя по проблеме изучения передового педагогического опыта.

 

  1. Составляете ли Вы план изучения передового педагогического опыта?
  2. В течение какого времени Вы реализуете план и отчего зависит длительность изучения?
  3. Определяете ли Вы проблему, по которой будете проводить изучение передового опыта?
  4. Какие методы изучения ППО используются часто?
  5. Разрабатываете ли график посещения занятий (мероприятий) и формулируете ли вы цели каждого посещения?
  6. В каких формах обрабатывается и обобщается собранные сведения?
  7. Как используете полученные данные в методической работе?

Информация о работе Изучение передового педагогического опыта в ДОУ