Литература:
- Бабанский Ю.К. Передовой опыт и педагогическая
наука. // Советская педагогика. 1977,
№11.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.- с.151
- Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Московский институт
повышения квалификации работников образования,
2000.- 81 с.
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М., ТЦ Сфера, 2005
- Беспалько В.П. слагаемые педагогической технологии. М., 1989. – 192 с.
- Бондаренко А.К, Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984. – С.78-84
- Боронилова И.Г. Становление и развитие теории изучения и обобщения передового педагогического опыта.:
автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ И.Г.Боронилова;
Башк. гос. пед. ин-т. - Уфа, 1999.-20с.
- Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Соц. педагогика»; «Педагогика» / Н.М. Борытко. - М.: Академия,
2006.- 284 с.
- Бурдаков Н.В. Передовой педагогический опыт:
формирование, обобщение, использование
(методология, теория, практика) / Н.В. Бурдаков;
Краснояр. гос. пед. ин-т. Фак. подготовки
и повышения квалификации организаторов
нар. образования.– Красноярск: Изд-во
КГПИ, 1992.- 186 с.
- Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобытина И.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошк. учреждений/ А.И. Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобытина. - М., Просвещение, 1990. – С.107 – 115.
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М Волобуева.
- М.:ТЦ Сфера, 2005. – 95 с.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Малое предприятие «Дело», 1991.
- Денякина Л.М. Технологии управления образовательным учреждением/Л.М.Денякина. – Мн.: Бизнесофсет,
2004. - С.19-28
- Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая
школа,1995.- 128с.
- Европейцева Г.Н. Изучение, обобщение, распространение и использование передового педагогического
опыта. – Курган, 1983.
- Загвязинский В.И. Методология и методика
дидактического исследования. – М.: «Педагогический
поиск», 1982.
- Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В.И. Зверева.- 2-е
изд., перераб. и доп.– М.: Новая школа, 1997.-319с.
- Изучение и обобщение педагогического
опыта в условиях школы: Сб. науч. тр./ Редкол.:
Я.С.Турбовский (отв. ред.) и др.,- М., изд.
АПН СССР,1986.
- Изучение педагогического опыта /Методические рекомендации Сост. канд. пед. наук, доцент Вазина К.Я.-Горький,
1989.
- Карпова Г.Ф., Михайлычева Е.А. Техника
построения вопросника для изучения передового
педагогического опыта // Методологические
и теоретические проблемы изучения, обобщения
и использования передового педагогического
опыта. – М., 1978. – С. 162 – 167.
- Комплекс методик изучения и обобщения
педагогического опыта на диагностической
основе. – М, 1988.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: ОЦ «Педагогический вестник»,1999.-224 с.
- Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие).
– Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. –
66 с.
- Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. и др. Руководство педагогическим коллективом. - М.: Новая школа, 1995.
- Лизинский В.М. О методической работе в школе. - М.6 «Педагогический поиск», 2001.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Малое предприятие «Дело», 1992.
- Методическая и организационная система изучения и обобщения педагогического опыта: Сб. науч. тр./
Редкол.: Я.С.Турбовский (отв. ред.) и др.,-
М., изд. АПН СССР, 1990.
- Молчанов С.Г., Яковлева Г.В. Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном
учреждении. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т,
2005.-71 с.
- Морозова А.Н. Управление методической работы в дошкольном образовательном учреждении на диагностической
основе: Дис. … пед. наук / Морозова А.Н.
- М., 2002.
- Настольная книга методиста / сост.С.А.Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006.-С.75-111.
- Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007.-С.69-74.
- Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта
в работе учреждений методической службы.
// Методист: науч. - метод. журн. - 2005.-№
2 - с.29
- Педагогика / Под ред.П.И.Пидкасистого.М.,1998. – 640с.
- Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия»,1999.-С.54 -56, 212-213.
- Поташник М.М. Как развить педагогическое мастерство. - М.: Знание, 1987.
- Профессионализм методиста, или Один
в пяти лицах:Методическое пособие / Т.А.Сергеева,
Н.М.Уварова, С.Е.Назарова и др. – М.: ИРПО
ПрофОбрИздат, 2002.- 224.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. М., 1997. – 264 с.
- Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1988.
- Спецкурс: «Основы управления дошкольным образовательным учреждением»/ Л.В. Поздняк – М.: Ассоц.
«Проф. образование», 1994.-76 с.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. – Ижевск,
1981, с.131
- Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам. - М.: ТЦ Сфера,
2007.- 232с.
- Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 160с.
- Турбовский Я. Методологические и прикладные аспекты проблемы изучения и обобщения педагогического
опыта. – М.,1987.
- Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева.- М.: Центр социальных и
экономических исследований, 1997.
- Философский словарь. 6-е изд., перераб. и доп.М.,1992.
- Фридман Л.М. педагогический опыт глазами психолога.-М.:Просвещение, 1987. -
- Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
/ Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова;
Под ред. Т. И. Шамовой. – 2-е изд..- М.:
Издательский центр «Академия»,2005. – 384
с.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. – М.: АПП ЦИТП, 1992. – С.31 – 38.
- Шамова Т.И. Внутришкольное управление.
Вопросы теории и практики. М., 1991. – 254с.
- Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. - М.: АПП ЦИТП, 1992.
Приложение 1.
АНКЕТА.
Уважаемый старший воспитатель!
Успех работы педагогического коллектива
зависит от успеха или неудач каждого
воспитателя, поэтому одна из главных
задач сегодня – искать методы индивидуальной
работы с каждым педагогом, знать уровень
его мастерства.
Одним из важнейших
направлений деятельности старшего воспитателя
является изучение передового педагогического опыта
воспитателей.
Ваши искренние ответы помогут нам
в организации научного исследования
по выявлению основных потребностей и
затруднений старшего воспитателя в изучении
передового педагогического опыта.
Инструкция: В ситуации
вариативности подчеркните наиболее соответствующий
Вашему мнению ответ.
- Как Вы определили бы понятие «передовой педагогический опыт» - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто в Вашем ДОУ изучает педагогический опыт? ____________________________________________________________________
- Что может быть основанием (достижения, результаты педагогического труда) для изучения передового педагогического
опыта воспитателя? _______
____________________________________________________________________
- Какие компоненты передового педагогического опыта могут подлежать изучению:
- целостная система педагогической деятельности
- система работы педагога по какой-либо одной проблеме
- использование одного эффективного приема
- опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям
технологий
- Составляете ли Вы план изучения передового педагогического опыта?
(постоянно, часто, в некоторых
случаях, крайне редко, никогда)
- При изучении передового педагогического опыта пользуетесь
ли Вы научно-методической литературой?
(постоянно, часто, в некоторых случаях,
крайне редко, никогда)
Какой? _____________________________________________________________
____________________________________________________________________
- В процессе изучения передового педагогического опыта используете ли Вы результаты самооценки воспитателей?
(постоянно, часто, в некоторых случаях,
крайне редко, никогда)
В чем эти результаты могут быть
выражены?_____________________________
____________________________________________________________________
- Какие методы изучения передового педагогического опыта вы используете? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- Оцените Ваш уровень подготовки по проблеме изучения передового педагогического опыта: (высокий, выше
среднего, средний, ниже среднего, низкий)
Дайте качественную оценку уровня, который
вы выбрали. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие затруднения вы испытываете при изучении передового педагогического опыта? (поставьте баллы по
степени убывания значимости от 1 до 5)
1 – значимо, 5 - незначимо:
№ значимости |
виды затруднений |
|
недостаточно знаний о ППО |
|
недостаточно знаний о целях
изучения ППО |
|
недостаточно развиты умения по
изучению ППО |
|
недостаточно представлений об
использовании полученных данных |
|
другое (конкретизируйте)
|
СПАСИБО! УСПЕХОВ ВАМ
В ВАШЕЙ РАБОТЕ!
Приложение 2.
Вопросы для бесед
со старшими воспитателями.
Цель: выявит уровень подготовки
старшего воспитателя по проблеме изучения
передового педагогического опыта.
- Составляете ли Вы план изучения передового педагогического опыта?
- В течение какого времени Вы реализуете план и отчего зависит длительность изучения?
- Определяете ли Вы проблему, по которой будете проводить изучение передового опыта?
- Какие методы изучения ППО используются часто?
- Разрабатываете ли график посещения занятий (мероприятий) и формулируете ли вы цели каждого посещения?
- В каких формах обрабатывается и обобщается собранные сведения?
- Как используете полученные данные в методической работе?