Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 17:57, реферат
Работа в области педагогики, участие в педагогической деятельности является работой не только педагогов – новаторов и педагогов – исследователей. Сама природа воспитательной деятельности и учебной работы, ее содержание определяют необходимость участия в педагогических исследованиях каждого, кто по своей деятельности занимается обучением и воспитанием.
Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы ее исследования.
У учительского труда есть, по крайней мере, две особенности, которые делают неизбежным участие учителя в научном поиске. Первая особенность – это отсутствие в педагогической практике повторяющихся и стандартных ситуаций. Неповторимость учеников и исключительное разнообразие ставят учителя перед необходимостью поиска самостоятельного верного пути. Вторая особенность – повторяемость педагогического труда. Учитель каждый год занимается одним и тем же делом, он учит детей одному предмету. На эту особенность педагогического труда указывал в свое время К. Д. Ушинский, который отмечал, что хорошим средством от утомительного однообразия учительского труда является изучение своего и чужого педагогического опыта.
Введение.
Работа в области
педагогики, участие в педагогической
деятельности является работой не только
педагогов – новаторов и
Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы ее исследования.
У учительского труда есть, по крайней мере, две особенности, которые делают неизбежным участие учителя в научном поиске. Первая особенность – это отсутствие в педагогической практике повторяющихся и стандартных ситуаций. Неповторимость учеников и исключительное разнообразие ставят учителя перед необходимостью поиска самостоятельного верного пути. Вторая особенность – повторяемость педагогического труда. Учитель каждый год занимается одним и тем же делом, он учит детей одному предмету. На эту особенность педагогического труда указывал в свое время К. Д. Ушинский, который отмечал, что хорошим средством от утомительного однообразия учительского труда является изучение своего и чужого педагогического опыта.
Предметом педагогики называется, особенная сфера общественной деятельности воспитания человека, составными частями ее являются образование и обучение.
Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и совершенствование методов ее исследования. Надо сказать, что в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс. Было время, когда она разрабатывалась на основе умозрительных филосовско – социологических построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности выдающихся мыслителей. Однако начиная с 18 в. в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. Что в особенности относится к таким выдающимся педагогам, как Я. А. Каменский, Г. Пестолоции, А. Дистервег, К. Г. Ушинский, А. С. Шацкий и др.
В 19 в. начали широко проводиться экспериментальные исследования, способствовавшие дальнейшему углублению теории обучения и воспитания.
В настоящее время
педагогические исследования осуществляются
с помощью целой системы
Понятие «метод» (греч.methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов, подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета.
В современной учебной литературе дается такое определение: метод научно – педагогического исследования – это способ исследования психолого – педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения.
Для получения разнообразных
сведений о развитии личности, коллектива
или другого объекта обучения
и воспитания подбирается оптимальный
комплекс методов – методика исследования.
Рассмотрим основные комплексы педагогических
методов исследования.
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.
Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической политики. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого – педагогических явлений. Главными его требованиями являются: определение задач, выделение объекта исследования, разработка схемы наблюдения; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных.
(Различают наблюдение прямое, непосредственное и самонаблюдение.)
К примеру, исследователь, присутствует на уроке и замечает, что, когда учитель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Далее он видит, что одни ученики ведут себя активно, стремятся отвечать на вопросы учителя, сами ставят вопросы, другие же отличаются пассивностью, невнимательностью, затрудняются отвечать на вопросы учителя. Наблюдение этих явлений позволяют исследователю сделать выводы о том, что внимание учащихся во многом зависит от содержательности урана, что более высокие знания имеют активные слушатели. Так наблюдение создает почву для определенных теоретических суждений и умозаключений, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов.
Подчеркивая допустимость и распространенность метода наблюдения, необходимо вместе с этим учитывать его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.
Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно – воспитательных системах. Он тесно стыкается с другим методом – изучение первоисточников, называемым так же архивным.
В современном, несколько суженом смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта, творчески, работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.
Анализ школьной документации.
Источниками информации при использовании этого метода служат классные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы учителей и т.д. В этих документах, помогающих установить причинно – следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением. Например, изучение документации дает ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т.д.
Изучение продуктов ученического творчества.
Это изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени».
Беседы, интервью.
Беседа – метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, с помощью предварительно подготовленных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взлетах испытуемых. Но беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать. Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод.
Разновидность беседы,
ее новая модификация –
1.2. Психолого – педагогический эксперимент.
Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе обозначает – опыт, испытание. Психолого – педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в науку новые приемы, методы, формы, системы учебно – воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.
Проводимые педагогические эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам – направленности, объектам исследования, месту и времени проведения.
В зависимости от цели различают:
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный педагогический эксперимент, предложенный русским ученым Лазурским, проводится в специальных условиях, соответственно его цели, а исследуемые процессы протекают естественно, последовательно и без вмешательства исследователя.
Если нужно проверить какой – либо частный вопрос, или для получения необходимых данных, надо обеспечить особенно важное тщательное наблюдение (иногда с применением аппаратуры), эксперимент переносится в лабораторию и называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяется не часто, т.к. естественный эксперимент ближе к реальной действительности.
1.3. Социологические методы исследования.
В последнее время в педагогике используется социологические методы исследований: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик.
Анкетирование – метод массового сбора информации, с помощью специально разработанных опросников. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрого массового опроса учеников, учителей, родителей; дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала, пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах школьников «полный ажур», а в реальной жизни почти такой же полный провал.), педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые вопросы, чтобы ученик не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.
Социометрический метод - метод изучения групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутри коллективные отношения. Этот метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Рейтинг является основой для построения разнообразнейших шкал оценок от нумерности отдельных учеников до моральных качеств и престижности профессий.
Метод обобщения
независимых характеристик
Разновидностью
данного метода является педагогический
консилиум, который предусматривает обсуждение
результатов изучения воспитанности учеников,
оценивание конкретных качеств личности,
выяснение причины возможных отклонений.
1.4. Тестирование, проективные методы.
Слово «тест» В переводе с английского означает задачу, испытание.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса.1
По функциональным признакам различают: тесты интеллекта, тесты креативности (творческие способности), тесты достижений, тесты личности (характер, мотивация, типы поведения).
Проективные тесты – методики, направленные на выявление определенных психологических качеств человека.
Обычно тестирование,
как метод педагогического
1.5. Математические методы педагогических исследований.
В последнее время все шире внедряются математические методы педагогического исследования и, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды: