Автор: Вероника Владимировна, 31 Августа 2010 в 19:30, курсовая работа
Один из важнейших аспектов управления – организация методической работы в детском саду, связанной, в первую очередь, с развитием профессионализма и повышением квалификации педагогов.
Эпиграф
В.А.
Сухомлинский писал:
«Без одухотворения
живой мыслью и
увлеченностью педагога
метод остается мертвой
схемой. Ибо с того
момента, как маленький
человек сделал первый
шаг по земле, он начинает
сравнивать себя с
тем, кто ёго воспитывает,
предъявляет ему требования,
вкладывает в него свои
духовные силы, хочет
видеть в нем свой идеал»*.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса и обусловливает следующие действия:
—
выстраивание стратегии воспитательно-
— совершенствование качества воспитательно-образовательного процесса путем повышения инновационного и интеллектуального потенциала и других профессионально значимых качеств педагогов;
— осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников через -внедрение в педагогическую практику новых технологий воспитания и обучения. Все действия направлены на формирование сплоченного, инициативного коллектива единомышленников, объединенных общностью профессиональных интересов, это союз лиц, т.е. «соответствующим образом организованный коллектив, воля которого определяется групповыми интересами входящих в его состав индивидов и который организационно и имущественно действует вовне как единое целое от своего собственного имени».
Детский сад — первое звено в образовании, с которым сталкиваются дети, и от того, какого оно, зависит умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, быть толерантными по отношению к другим, а главное — умение работать в команде, т.е. сотрудничать.
Сотрудничество — совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов.
Следовательно, руководитель дошкольного учреждения должен подготовить коллектив к инновационной деятельности, сформировать высокую коммуникативную компетентность, которая складывается из умения адекватно воспринимать, передавать информацию и оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при уважении их личных особенностей.
Инновационные изменения в дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем и направлены на достижение конкретных целей. Педагогический коллектив всегда неоднороден, поэтому его изучение помогают руководителю правильно организовать деятельность ДОУ с учетом оценки готовности членов коллектива к восприятию нововведений.
Так,
на первом этапе руководитель
проводит целенаправленную
Важное качество руководителя — умение составить долгосрочный прогноз, который выстраивается в программу развития ДОУ, охватывающую все стороны деятельности и определяющую приоритетное направление. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Приступая к работе над программой развития, обозначив приоритетное направление деятельности ДОУ, необходимо определить прежде всего, линию дифференциации и гуманизации, учесть интересы, потребности самих детей, их родителей и педагогов ДОУ. Эта линия задает критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать разные комбинации соотношений и изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательного процесса.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов. Важное условие, способствующее его повышению в ДОУ, — создание гибкой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов с целью роста их педагогической компетентности.
Творческий потенциал
специалистов, изменение их профессионального
уровня и развитие личности, способствуют
становлению педагогической компетенции
как одной из основных составляющих профессиональной
компетентности.
Одной из задач заведующего ДОУ является создание благоприятного морально-психологического климата, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.
Для того чтобы личность педагога стала фактором формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным, творческим членом педагогического коллектива, хранящим и обогащающим его традиции, разделяющим его взгляды, идеи, ценности.
А.С. Макаренко особое значение придавал творчески работающему, слаженному педагогическому коллективу, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.
Выявив способности и возможности каждого из педагогов, необходимо создать условия для их реализации и дальнейшего совершенствования педагогической деятельности.
Педагогическое творчество, как отмечают В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, может возникнуть только при условии профессионально значимой мотивации. В работе с педагогическим коллективом требуется постоянно целенаправленно повышать профессиональную квалификацию педагогов.
Руководителю детского учреждения необходимо выявить творческую индивидуальность каждого воспитателя, помочь ее раскрытию и найти этому применение в общей работе.
Особенность постановки
данной проблемы в дошкольном образовательном
пространстве МДОУ № 26 «Ветерок» состояла
в актуализации внимания педагогов на
вопросах управления качеством образования.
Ее эффективность зависит от развития
методической службы,
освоения и распространения современных
методов работы с кадрами.
В связи с
этим руководитель ДОУ рассматривает
работу с кадрами как приоритетное направление
своей деятельности, руководствуется
в методической работе важнейшими принципами:
научностью, культуросообразностью, практической
направленностью, системностью, оптимальным
сочетанием различных форм и методов,
творческим характером деятельности.
Особое место
в развитии методической работы в дошкольном
учреждении отводиться проектированию.
В образовательных учреждениях проектный
метод используется достаточно широко
как одно из условий повышения проектировочной
компетентности.
Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы;
-
составление плана ее реализации; — оценку
ее выполнения.
«Метод проектов»
нашел свое отражение в идеях
отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева,
В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова,
М.В. Крупениной. Советские педагоги считали,
что критически переработанный метод
проектов сможет обеспечить развитие
творческой инициативы и самостоятельности
в обучении, связать теорию с практикой.
Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения метода от обучения до воспитания, развития личности ребенка — способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Овладение проектным
методом позволяет педагогу развивать
свободную творческую личность ребенка,
которое определяется задачами развития
и исследовательской деятельности.
Задачи развития:
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков.
Метод проектов актуален и очень эффективен, он может быть представлен, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: руководитель учреждения нацеливает педагога на выбор наиболее актуальной и посильной для него задачи на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4.
Подведение итогов
— определение задач для новых проектов.
Важная роль в организации инновационной деятельности отводится заведующей. Вовлечение ДОУ в проектную деятельность, связанную с реализацией приоритетного направления, потребовало не только определенных управленческих действий, обновления содержания образования, но и серьезной реорганизации работы с кадрами. Поэтому система методической работы в нашем ДОУ ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, создание условий для роста профессионального мастере, в конечном счете на повышение качества и эффективности образования. Для этого с 2005 года в ДОУ пересмотрели методическую работу, и поставили новые задачи
Определение задач
методической службы помогло выбрать
эффективные формы работы с коллективом
и отдельными педагогами, позволяющие
максимально активизировать использование
имеющихся у педагогов знаний, создать
благоприятный; психологический климат
в коллективе, обеспечить оптимальные
условия для обмена опытом.
МДОУ № 26 «Ветерок»
работает в инновационном режиме,
что предполагает постоянный поиск
неординарных форм организации воспитательно-
Такой эффективной формой, реализуемой в ДОУ с 2005/2008гг. стал проектный метод организации работы, который строился на основе Программы развития, годового плана, приоритетного направления ДОУ и основных направлений работы управления образования Администрации ЯМР.
С 2002 года детскому
саду присвоено приоритетное направление
по экологическому развитию дошкольников.
Поэтому выбор направления
Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определенных моральных норм в системе ценностных ориентации. Поэтому цели наших экологических мероприятий были следующие: