Формирование торгового ассортимента предприятия (на примере ОАО “Автодеталь-Сервис”)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию формирования торгового ассортимента в организации.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы управления торговым ассортиментом на предприятии;
- Проанализировать торговый ассортимент предприятия ОАО “Автодеталь-Сервис”;
- Выявить недостатки формирования торгового ассортимента на ОАО “Автодеталь-Сервис”;

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты формирования торгового ассортимента предприятия.............................................................................6
1.1 Экономическое содержание формирования торгового ассортимента предприятия....................................................................................................6
1.2 Управление торговым ассортиментом..................................................10
1.3 Методы оценки эффективности торгового ассортимента...................17
1.4 Механизм управления торговым ассортиментом................................32
1.5 Выводы.....................................................................................................39
Глава II. Исследование формирования торгового ассортимента на предприятии ОАО “Автодеталь-Сервис”..................................................41
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО “Автодеталь-Сервис”...............................................................................41
2.2 ABC-анализ..............................................................................................61
2.3 XYZ- анализ.............................................................................................63
2.4 Совмещенный ABC-XYZ анализ...........................................................65
2.5 Матрица БКГ............................................................................................68
Сильные и слабые стороны проведенного исследования.............................72
Глава III. Совершенствование торгового ассортимента предприятия ОАО “Автодеталь-Сервис”...........................................................................73
3.1 Рекомендации по совершенствованию торгового ассортимента ОАО “Автодеталь-Сервис”...............................................................................73
3.2 Расчёты экономической эффективности разработанных рекомендаций.....................................................................................................81
Заключение.......................................................................................................85
Список использованной литературы..........................................................88
Приложения......................................................................................................90

Работа содержит 1 файл

структура предприятия.docx

— 327.27 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономика и менеджмент»

Специальность 08050765 «Менеджмент  организации»

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТОРГОВОГО  АССОРТИМЕНТА

 ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ОАО “Автодеталь-Сервис”)

 

 

Автор курсовой работы: Симанин Валерий Владимирович, Группа Мд-52

Подпись     ____________________

       Дата

 

 

Руководитель: канд.экон. наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», Минякова Т.Е.

Подпись     ____________________

       дата

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2011г.

Содержание

 

Введение..............................................................................................................3

Глава I. Теоретические аспекты формирования торгового ассортимента предприятия.............................................................................6

    1. Экономическое содержание формирования торгового ассортимента предприятия....................................................................................................6
    2. Управление торговым ассортиментом..................................................10
    3. Методы оценки эффективности торгового ассортимента...................17
    4. Механизм управления торговым ассортиментом................................32
    5. Выводы.....................................................................................................39

Глава II. Исследование формирования торгового ассортимента на предприятии ОАО “Автодеталь-Сервис”..................................................41

    2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия                   ОАО “Автодеталь-Сервис”...............................................................................41

2.2 ABC-анализ..............................................................................................61

2.3 XYZ- анализ.............................................................................................63

2.4 Совмещенный ABC-XYZ анализ...........................................................65

2.5 Матрица БКГ............................................................................................68

Сильные и слабые стороны  проведенного исследования.............................72

Глава III. Совершенствование торгового ассортимента предприятия ОАО “Автодеталь-Сервис”...........................................................................73

    3.1 Рекомендации по совершенствованию торгового ассортимента     ОАО “Автодеталь-Сервис”...............................................................................73

   3.2 Расчёты экономической  эффективности разработанных рекомендаций.....................................................................................................81

Заключение.......................................................................................................85

Список использованной литературы..........................................................88

Приложения......................................................................................................90

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования в том, что потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается  в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в  целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли  требованиям определенных категорий  покупателей.

Товарный ассортимент  это вся совокупность изделий, которые  присутствуют на прилавке предприятия. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Чтобы обеспечить эффективную  предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать  товарный ассортимент. Необходимость  этого обусловлена рядом факторов, основные из которых:

- изменение спроса на  отдельные товары;

- появление новых или  усовершенствование уже существующих  товаров в результате проведённых  исследований в области техники  и технологии;

- изменения в товарном  ассортименте конкурентов.

Кроме того, важными факторами  развития товарного ассортимента являются:

  • целесообразность использования свободных площадей и денежных средств;
  • желание закупать товары широкого ассортимента;
  • целесообразность увеличения числа потребителей за счет побочных продуктов производства.

Задача высшего руководства  фирмы и состоит в том, чтобы, учитывая все эти факторы, обеспечить наиболее полное соответствие товарного  ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие обеспечивается благодаря планированию товарного  ассортимента.

Предметом курсовой работы является анализ формирования торгового ассортимента.

Объектом дипломной работы является ОАО “Автодеталь-Сервис”.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию формирования торгового ассортимента в организации.

В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

- Изучить теоретические  основы управления торговым ассортиментом  на предприятии;

- Проанализировать торговый  ассортимент предприятия ОАО  “Автодеталь-Сервис”;

- Выявить недостатки формирования  торгового ассортимента на                ОАО “Автодеталь-Сервис”;

- Предложить мероприятия  по совершенствованию управления  торговым ассортиментом на ОАО  “Автодеталь-Сервис”.

Сущность и проблемы формирования торгового ассортимента в организациях представлены в работах: Бланка, Данченка, Котлера, Кунявского, Еримина, Акулича, Плеханова, Ильина   и других, а также в периодических журналах “Маркетинг ” и “Экономическая газета”.

Методы исследования: методы финансового анализа; методы, приемы и инструменты математической статистики; сбор и группировка статистических данных; анализ рядов динамики; ABC- анализ, XYZ – анализ, матрица БКГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты формирования торгового ассортимента предприятия

 

    1. Экономическое содержание формирования торгового ассортимента предприятия

 

Стабильность торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью  ассортимента товаров. От состава и  обновляемости ассортимента непосредственно  зависят рост товарооборота и  ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий  запросам потребителей ассортимент  порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли.

Ассортимент товаров –  совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными  группированными признаками являются: производственный, сырьевой и потребительский [8,c. 122].

Ассортимент – набор товаров, формируемый по определенным признакам  и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности [19,с. 148].

Ассортимент – совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготавливаемых фирмой [2,с. 153]

Промышленный ассортимент -  набор товаров, выпускаемых  изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент  – набор товаров, формируемый  организацией торговли или общественного  питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей.

Торговый ассортимент  неизбежно формируется под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают  быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.

Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей оказывают все большее воздействие  на формирование торгового ассортимента. У работников торговли появилась  реальная возможность влиять на промышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

Простой ассортимент -  набор  товаров, представленный небольшим  количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Такой ассортимент  характерен для магазинов, реализующих  товары повседневного спроса в районах  проживания покупателей с небольшими материальными потребностями. Например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Сложный ассортимент –  набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей, наименований товаров, которые удовлетворяют  разнообразные потребности. Характерен для предприятий  и организаций, ориентирующихся на потребителей с  разным спросом.

Групповой ассортимент -  набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих  аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное назначение. Например, молочные, обувные, одежные  и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения: товары для детей, молодежи, для отдыха – социального.

Составными частями группового ассортимента являются видовой и  марочный ассортимент. Видовой ассортимент  – набор товаров различных  видов и наименований. Например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное и др. – часть ассортимента молочных товаров. Марочный ассортимент – набор товаров одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и т.д.

Развернутый ассортимент  – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том  числе марочных, относящихся к  группе однородных, но отличающихся индивидуальными  признаками. Такой ассортимент встречается, как правило, в специализированных магазинах, причем количество групп  однородных товаров может быть сравнительно небольшим.

Сопутствующий ассортимент  – набор товаров, которые выполняют  вспомогательные функции и не относятся к основным товарам для данной организации. Например, товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине – это предметы ухода за обувью, в продовольственном магазине – спички и другие хозяйственные товары.

Смешанный ассортимент –  набор товаров  разных групп, видов, наименований, отличающихся большим  разнообразием функционального  назначения. Характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и  продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей выделяют рациональный и  оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент  – набор товаров, наиболее полно  удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при  определенном уровне развития науки, техники  и технологии.

Оптимальный ассортимент -  набор товаров, удовлетворяющий  реальные потребности с максимально  полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах на их проектирование, разработку и доведение до потребителей.

По характеру потребностей различают реальный и прогнозируемый ассортимент.

Реальный ассортимент -  действительный набор товаров, имеющихся  в конкретной организации производителя  или продавца.

Прогнозируемый ассортимент -  набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

При формировании и анализе  ассортимента учитывается комплекс его свойств и показателей, таких  как широта, полнота, устойчивость, новизна и гармоничность.

Широта ассортимента –  количество видов, разновидностей и  наименований товаров однородных и  разнородных групп. При анализе  ассортиментной политики предприятий-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся на всех обследуемых предприятиях. Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при больше широте требуются большие затраты.

Информация о работе Формирование торгового ассортимента предприятия (на примере ОАО “Автодеталь-Сервис”)