Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию формирования торгового ассортимента в организации.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы управления торговым ассортиментом на предприятии;
- Проанализировать торговый ассортимент предприятия ОАО “Автодеталь-Сервис”;
- Выявить недостатки формирования торгового ассортимента на ОАО “Автодеталь-Сервис”;
Введение..............................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты формирования торгового ассортимента предприятия.............................................................................6
1.1 Экономическое содержание формирования торгового ассортимента предприятия....................................................................................................6
1.2 Управление торговым ассортиментом..................................................10
1.3 Методы оценки эффективности торгового ассортимента...................17
1.4 Механизм управления торговым ассортиментом................................32
1.5 Выводы.....................................................................................................39
Глава II. Исследование формирования торгового ассортимента на предприятии ОАО “Автодеталь-Сервис”..................................................41
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО “Автодеталь-Сервис”...............................................................................41
2.2 ABC-анализ..............................................................................................61
2.3 XYZ- анализ.............................................................................................63
2.4 Совмещенный ABC-XYZ анализ...........................................................65
2.5 Матрица БКГ............................................................................................68
Сильные и слабые стороны проведенного исследования.............................72
Глава III. Совершенствование торгового ассортимента предприятия ОАО “Автодеталь-Сервис”...........................................................................73
3.1 Рекомендации по совершенствованию торгового ассортимента ОАО “Автодеталь-Сервис”...............................................................................73
3.2 Расчёты экономической эффективности разработанных рекомендаций.....................................................................................................81
Заключение.......................................................................................................85
Список использованной литературы..........................................................88
Приложения......................................................................................................90
К звездам я отнес КПП, карданные валы, Крестовины, ГУРы, так как эти классы продукции предприятия сейчас занимают высокую долю рынка в России и у них высокий темп роста объемов спроса. Основные финансовые влияния направлены на усовершенствование этих автозапчастей.
Дойные коровы характеризуются тем, что они занимают лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли. Так как сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то эти продукты приносят прибыли больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке. Стратегия дойной коровы направлена на поддержание существующего положения как можно дольше и оказание финансовой поддержки развивающимся продуктам. Также существует возможность перераспределения стратегических финансовых ресурсов в пользу звезд и трудных детей.
К дойным коровам я отнес ШРУСы, наконечники, амортизаторы, комплект сцепления, насосы, краны, ремкомплекты, шарниры передней подвески, пальцы передней подвески. Надо отметить, что этот вид продукции находится в относительно стабильной отрасли, ее сбыт, безусловно, стабилен без каких - либо дополнительных вливаний и, приносит прибыли значительно больше, чем требуется для поддержания существующего положения на рынке.
Трудные дети имеют слабое воздействие на рынок. Как правило, для нее характерна слабая поддержка покупателями, неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Но эта стратегия имеет альтернативные варианты развития, т.е. усиление организации на данном рынке или уход с него.
К таким продуктам я отнес тормозную системы, цилиндры. Дело в том, что эти автозапчасти предприятие начало производить не так давно. Можно с уверенностью сказать, что он пока недостаточно известен потребителям и не будет пользоваться большим спросом на рынке. Поэтому не приносит больших доходов фирме. В этой ситуации ОАО «Автодеталь-Сервис» может развить этот продукт и вложить в него деньги, т.е. расширить ассортимент и провести сильную рекламную кампанию, что привлечет новых покупателей и позволит увеличить существующую долю рынка. Все это переведет данный продукт в статус «Звезды». И надо будет постоянно поддерживать высокие уровни продаж хорошей маркетинговой политикой, что требует больших затрат.
Такого направления как “Собаки” предприятие на данный момент времени не имеет.
Пунктирная линия на рисунке показывает, что “трудные дети” при определенных условиях могут стать “звездами”, а “звезды” с приходом неизбежной зрелости сначала превратятся в “дойные коровы”, а затем в “собаки”.
Сплошная линия показывает перераспределение ресурсов от “дойных коров”.
Сильные и слабые стороны проведенного исследования
Сильные стороны:
- Такие товарные группы
как: КПП, карданные валы, ГУРы,
ШРУСы, крестовины являются
- Такие товарные группы
как: наконечники, муфты
- Высокое качество выпускаемой на предприятии продукции
Слабые стороны:
- Недостаточность усилий по продвижению продукции
- Цены чуть выше, чем у конкурентов
- Такие товарные группы
как: ремкомплекты УАЗ, пальцы
передней подвески, насосы топливные,
краны, барабаны тормозные,
- Необходимо совершенствование системы анализа спроса
Глава III. Совершенствование торгового ассортимента предприятия ОАО “Автодеталь-Сервис”
3.1 Рекомендации
по совершенствованию
Эффективная ассортиментная политика в основном зависит от умения планировать ассортимент, прогнозировать с высокой вероятностью структуру потребительского спроса.
В ОАО «Автодеталь-Сервис»
при планировании ассортимента опираются
в основном на простые экономико-
Генетический подход к
прогнозированию
При использовании одних
трендовых моделей
Нормативное прогнозирование необходимо для определения стратегических задач на основе заранее заданных критериев и норм. Данным метод ориентирован на долгосрочную перспективу. Он заключается в стохастическом программировании личного спроса, исходя из нормативных предположений о склонности к потреблению, уровня личных доходов, с учетом прошлых и настоящих тенденций, рациональных норм потребления. Однако нестабильность развивающейся экономики делает невозможным обоснование нормы потребления.
Для использования методов
экспертных оценок необходимо рационально
организовать проведение экспертизы проблемы
прогнозирования спроса и обработку
результатов индивидуальных экспертных
оценок. Обобщенная оценка индивидуальных
результатов принимается в
Рисунок 3.1. – Подходы и методы прогнозирования товарной структуры потребительского спроса
Таким образом, существуют разнообразные
методы прогнозирования товарно-
2) Оптимизация ассортимента
Одним из способов повышения эффективности работы компании является оптимизация ассортимента выпускаемой продукции.
Каждый раз при составлении бюджета продаж у большинства компаний возникает вопрос, каким должен быть ассортимент реализуемой продукции. Ответ на него, как правило, ищут по историческому принципу: в бюджет предыдущего периода вносятся поправки в соответствии с прогнозами будущих продаж и с уже поступившими заказами. Таким образом, учитывается сложившийся на рынке спрос, а также выявленные тенденции. Однако в этом случае высока вероятность появления так называемых "исторических ошибок", которые будут переходить из одного планового периода в другой.
Причины появления "исторических ошибок" могут быть самыми разными, например:
· чрезмерный консерватизм управленцев, не желающих изменять сложившееся положение вещей;
· инерционный подход сбытовиков к продажам. Часто сбытовики делают упор на легко реализуемые товарные позиции, знакомые клиентам. При этом они могут не учитывать новые продукты с хорошим рыночным потенциалом и более прибыльные для компании. Но для активизации продаж этих продуктов требуются усилия большие, чем для поддержания сложившегося ассортимента;
· неверная оценка рыночного потенциала того или иного продукта;
· ошибки при ценообразовании;
· неправильная реализация стратегии продвижения на рынок;
· методологические просчеты плановиков (например, в расчет принимается только текущая рентабельность продукции без учета других показателей).
Во избежание подобных ошибок необходимо проводить постоянную работу по оптимизации структуры реализуемой продукции.
Процесс оптимизации структуры ассортимента следует начинать с определения целей компании. Такими целями в краткосрочном периоде могут быть необходимость введения новых позиций или, наоборот, сокращения ассортимента, корректировка объемов производства и цен.
Руководитель коммерческой
службы и финансовый директор нередко
имеют противоположное
Этапы оптимизации:
В процессе оптимизации ассортимента можно выделить три основных этапа.
1 этап. Анализ динамики
рынка и структуры спроса. Подразделение,
ответственное за управление
ассортиментом (как правило,
Маркетинговое подразделение
анализирует динамику продаж по товарным
группам (отдельным товарам), оценивает
перспективы изменения спроса и
конкуренции в сегментах, на которых
представлена или куда собирается выходить
компания со своей продукцией (услугами).
На основании полученной информации
специалисты по маркетингу готовят
варианты решений по изменению структуры
ассортимента, направленные на повышение
удовлетворенности
2 этап. Финансовый анализ
разработанных предложений.
3 этап. Утверждение окончательного
варианта структуры
3) Развивать
такие товарные группы как:
ремкомплекты УАЗ, пальцы
Необходимо:
- пересмотреть ценовую политику на данные товарные группы в сторону снижения цены.
- проводить активное
4) Совершенствование системы изучения спроса
Чтобы изучение и анализ спроса на товары ОАО «Автодеталь-Сервис» были как можно более продуктивны, необходимо разработать систему изучения спроса.
Такая информация может быть полезна при планировании рекламной кампании – зная, какой сегмент является потребителем тех или иных видов продукции, мы продвигаем для соответствующего сегмента соответствующий класс продукции. А при выпуске нового товара на рынок мы узнаем, кто является потенциальным потребителем, что позволит более точно «подогнать» характеристики продукта под требования покупателей.