Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:33, дипломная работа
Административный муниципальный менеджмент нацелен на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что муниципальные органы управления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Деятельность административного менеджмента в органах местного самоуправления должна согласовываться с деятельностью органов государственной власти.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию системы современного административного менеджмента в органах муниципального управления………………………………………………………………………...6
1.1. Развитие теории административного менеджмента……………………..6
1.2. Классическая школа административного менеджмента как основа современной теории администрирования………………………………….…..23
1.3. Состояние теории административного менеджмента в современных условиях………………………………………………………………...……......35
Глава 2. Анализ эффективности административного менеджмента в администрации Новозыбковского района Брянской области………………...47
2.1. Общая характеристика администрации Новозыбковского района Брянской области…………………………………………………………….…..47
2.2. Анализ признаков классической школы в управлении администрации Новозыбковского района Брянской области………………………………......62
2.3. Проблемы формирования кадров в муниципальных органах управления Новозыбковского района Брянской области………………………………..…74
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию управления органов местного самоуправления Новозыбковского района Брянской области……………………………………………………………………………95
3.1. Общие направления совершенствования муниципального управления (на примере Новозыбковского района Брянской области)………………………..95
3.2. Рекомендации по улучшению качества управления в администрации Новозыбковского района Брянской области……………………………..…..108
Заключение………………………………………………………………….…..119
Список литературы………………………
1. Символические обобщения. Например, «каждая организация должна иметь четко определенную иерархическую структуру» или «чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность». Это своеобразные законы мира, регулирующие социальный порядок и предустановленность бюрократической гармонии.
2. Социально-философские обобщения о природе человека и социальной реальности, роли корпорации и бизнеса в обществе, которые составляют своеобразную картину мира.
3. Ценности. Они включают обоснование полезности менеджмента как управленческой дисциплины, его этические нормы, а также внутринаучные принципы типа непротиворечивости данных, направленности теории на изменение практики.
4. «Экземпляры» или образцы, в соответствии с которыми решаются новые задачи. Например, тейлоровские стандарты «правильной» работы, нормы и таблицы, составленные с помощью хронометража, должностные справочники. Формирование парадигмы свидетельствовало о достижении наукой определенного уровня зрелости. Критерием зрелости может выступать наличие картины мира или концепция человека. В «классической школе» человек интерпретируется как функциональное продолжение организации, сама же организация представляет некоторую сумму капиталов и рабочей силы. В такой организации соблюдается приоритет общих целей над индивидуальными. Человек заслуживает доверия ровно настолько, насколько оказывается полезным; даже обычное общение между людьми содержит элементы влияния и подчинения, в основании которых лежит формальный авторитет. Распоряжения выполняются автоматически, а психологической компенсацией личностного дефицита служит гарантия безопасности, которая реализуется через ограничение ответственности исполнителей.
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента. В рамках классической школы система административного менеджмента предстает как регламентированная сверху донизу иерархическая организация линейно-функционального типа с четким определением функции каждой должностной категории. Следует подчеркнуть, что такая модель достаточно эффективна в условиях стабильной социальной среды и однотипных управленческих задач и ситуаций. Она до сих пор находит свое применение на различных уровнях управления.
Таким образом, основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.
В заключении стоит отметить, что сильные стороны классического подхода заключаются в научном осмыслении всех управленческих связей в системе административно-
1.3. Состояние теории административного менеджмента в современных условиях
Административный менеджмент зачастую определяют как одно из основных направлений современного менеджмента, изучающих административно-
Административный менеджмент, система административного управления настолько повлияли на развитие мировой экономики, что без преувеличения они изменили мир. Завершилась эра низкой эффективности управления. Началась эра высокоэффективных компаний. Западные и азиатские страны достигли своего экономического могущества не только благодаря рыночной экономике, но и благодаря административному менеджменту.
В течение 20 века административный менеджмент в мире выработал стройную теорию и практику управления, начиная от методов организации труда и заканчивая методами моделирования всей системы административного управления компаниями, что способствовало существенному росту производительности труда, появлению высокоэффективных компаний во всем мире, богатство наций многократно возросло.
Система административного управления за последние 100 лет настолько вошла в практику управления на Западе и в Азии, что, к примеру, современные западные специалисты по управлению и руководители даже не представляют, что где-то управление может строиться иначе – может быть бессистемным. Для них отсутствие целостной системы административного управления в любой компании – это нонсенс. «Пока не создана ясная и логичная система управления, организации нет», – именно так они подчеркивают с 50-х годов ХХ века важность административной системы[16]. Администрирование во второй половине ХХ века настолько прочно вошло в западную практику управления, что сегодня для них наличие целостной системы административного управления в любой компании является самоочевидным.
Основными моментами современной системы взглядов на административный менеджмент являются следующие положения:
– отказ от управленческого рационализма классических школ управления, согласно которым успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, то есть воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого на первое место выдвигается проблема акклиматизирования к постоянным изменениям во внешней среде;
– использование в управлении теории систем, которая считает, что любая организация является открытой системой, состоящей из нескольких частей, которые неразрывно связаны с внешним миром;
– применение к управлению ситуационного подхода, согласно которого вся организация внутри предприятия зависит от центрального момента – ситуации;
– признание социальной ответственности менеджера, как перед обществом, так и перед отдельными людьми;
Согласно новой управленческой парадигме организация является социальной системой, эффективность которой зависит от её ключевого ресурса – человека. Исходя из данного утверждения, можно выделить основные принципы административного управления, актуальные для современных условий:
– высокий уровень организационной культуры менеджеров;
– ответственность менеджеров всех уровней за успешность деятельности организации;
– коммуникации – горизонтальная и вертикальная, как внутри, так и за пределами организации;
– дебюрократизация, радикальные изменения философии бизнеса и др[17].
Стоит также отметить наиболее важные положения современного административного менеджмента. Первое, это гибкое сочетание методов рыночного регулирования с государственным регулированием. При этом функции государства можно очертить следующим образом:
– определение правил игры на рынке, то есть определение рыночного механизма, на основе которого будут функционировать все объекты рынка;
– оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования;
– оптимальное сочетание централизации и децентрализации, то есть какие виды деятельности должны быть централизованы, и какие нет;
– развитие психологического фактора предпринимательства;
– контроль за внешнеэкономическими связями.
Второй момент – самоуправление на всех уровнях при переходе на полицентрическую систему. Необходимо определить методы реализации системы самоуправления – систему координации влияния государственных органов на местах с органами власти субъектов Федерации.
И третье, сочетание рыночных и административных методов управления предприятием государственного сектора экономики. При этом следует отметить, что система управления организацией обеспечивает эффективность экономического развития при соблюдении двух условий:
– в системе необходимо учитывать особенности исторического развития и современного состояния экономики, менталитет и поведенческие характеристики населения в целом;
– в основу системы должны быть положены принципы и механизмы, где менеджмент и рыночная экономика должны иметь воздействие на развитие системы в целом.
Очевидно, что методологией административного менеджмента должна стать теория систем, а системный анализ – инструментарием оценки и выработки управленческих решений, процессов, структур, связей, функций и явлений. Основной причиной выбора данной методологии является тот факт, что системность является объективным свойством всех сложных объектов, которые существуют в реальной действительности.
Таким образом, системный анализ в административном менеджменте позволяет:
1. С учетом всей совокупности экономических и социально-политических условий четко сформировать цели системы и выяснить их иерархию до начала любой деятельности, связанной с принятием решений, особенно стратегического характера.
2. Установить конкретные взаимосвязанные задачи для каждого звена управления, исходя из его планируемого вклада в достижение общей цели. При этом необходимо согласование сроков, наличных ресурсов, единая информационная, методическая и процедурная основы.
3. Подготовить и всесторонне оценить альтернативные варианты управленческих решений по критерию получения максимального эффекта и достижения поставленных целей при минимальных затратах.
4. осуществить выделение и распределение материальных, финансовых и человеческих ресурсов с учетом приоритетности целей и направлений деятельности, их взаимосвязи и фактора времени.
5. оценить управленческий потенциал системы, выяснить необходимость и возможность делегирования ответственности и полномочий по уровням иерархии управления.
Однако не стоит забывать, что изначально система административного управления направлена на качественное решение двух основных задач управления. Первая – задача рациональной организации труда на каждом рабочем месте. Вторая – задача мотивации каждого работника организации к производительному и качественному труду[18].
Западный менеджмент, как и в 20 веке, в начале 21 века подчеркивает, что администрирование, которое основано на иерархии — единственно возможный способ эффективного управления организациями. Несмотря на огромное количество различных теорий управления все крупные, средние и малые компании на Западе и в Азии используют в своей практике систему административного управления. Все остальные подходы к управлению оказались несостоятельными. Система административного управления заставляет организации работать с максимально возможной эффективностью. Именно поэтому ее используют в своей практике все западные и азиатские компании. Сегодня эта важнейшая система адаптирована и к российским условиям[19].
Исходя из необходимости решить две основные задачи управления целостная система административного управления состоит из двух взаимосвязанных подсистем:
1. Подсистема I – система административного управления организацией или Организационная система управления.
2. Подсистема II – система административного управления персоналом или Рациональная модель трудовых отношений, базирующаяся на эффективной системе оплаты труда.
Основной задачей первой подсистемы является обеспечение рационального движения материальных и информационных потоков в рамках всего предприятия с целью получения максимально возможной прибыли за счёт правильной постановки планирования, организации труда и контроля. К составным частям организационной системы можно отнести:
– прозрачную систему планирования и бюджетирования, охватывающую всю деятельность предприятия;
– тщательно проработанную структуру управления;
– положения о подразделениях и должностные инструкции, штатно-должностное расписание, маршрутные карты движения документооборота, формы документов, необходимых для выполнения всех процедур данного документооборота.
Основным принципом регулирования производственных отношений здесь будет являться горизонтальное и вертикальное разделение труда; единство дирекции; централизация управления. Основной задачей подсистемы II будет обеспечение высокого уровня производительности и качества труда, трудовой, производственной и исполнительской дисциплины на каждом рабочем месте, за счёт правильного регулирования трудовых отношений и использования эффективной системы оплаты труда. К составным частям рациональной модели трудовых отношений можно отнести унифицированную тарифную систему; унифицированную результирующую систему; унифицированную систему участия персонала в доходах (прибылях). К принципам регулирования трудовых отношений можно отнести единоначалие, неукоснительное подчинение каждого работника своему непосредственному руководителю, строгая дисциплина и порядок, единые правила сотрудничества для всего персонала, соответствие денежного вознаграждения затратам труда, персональный подход к заработной плате каждого работника. Рациональная модель трудовых отношений отвечает вопросы как нужно каждому работать, как работникам строить отношения с руководителями и коллегами, как оплачивается труд, как руководителям правильно управлять персоналом.
В целом сохранение целостности системы управления является важным условием ее эффективности. Наличие тех или иных элементов целостной системы управления не позволяет получить даже малой части эффекта, который позволяет получить целостная система. Только целостной системе присущ синергетический эффект. В результате эффекта синергии целостная система административного управления обладает уникальным свойством – она позволяет улучшить работу организации по всем параметрам, заставляет ее работать в режиме максимально возможной эффективности. Однако согласно исследованием ряда учёных на многих российских предприятиях и управлении муниципальными органами в России зачастую отсутствует целостная система административного управления. Поэтому простое копирование западных моделей администрирования преждевременно; необходимо сначала становление системы административного менеджмента, что повлечет за собой становление эффективной организации управления. Также не стоит забывать, что организация систем управления и административного менеджмента в органах муниципального управления – это естественноисторический процесс, формирующийся снизу вверх, а не наоборот. Причем самоуправление первично, складывается раньше остальных систем. Поэтому в сложившихся условиях необходимо планирование деятельности органов муниципального управления[20].