Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:33, дипломная работа
Административный муниципальный менеджмент нацелен на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что муниципальные органы управления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Деятельность административного менеджмента в органах местного самоуправления должна согласовываться с деятельностью органов государственной власти.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию системы современного административного менеджмента в органах муниципального управления………………………………………………………………………...6
1.1. Развитие теории административного менеджмента……………………..6
1.2. Классическая школа административного менеджмента как основа современной теории администрирования………………………………….…..23
1.3. Состояние теории административного менеджмента в современных условиях………………………………………………………………...……......35
Глава 2. Анализ эффективности административного менеджмента в администрации Новозыбковского района Брянской области………………...47
2.1. Общая характеристика администрации Новозыбковского района Брянской области…………………………………………………………….…..47
2.2. Анализ признаков классической школы в управлении администрации Новозыбковского района Брянской области………………………………......62
2.3. Проблемы формирования кадров в муниципальных органах управления Новозыбковского района Брянской области………………………………..…74
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию управления органов местного самоуправления Новозыбковского района Брянской области……………………………………………………………………………95
3.1. Общие направления совершенствования муниципального управления (на примере Новозыбковского района Брянской области)………………………..95
3.2. Рекомендации по улучшению качества управления в администрации Новозыбковского района Брянской области……………………………..…..108
Заключение………………………………………………………………….…..119
Список литературы………………………
– ротация должностных лиц.
Одной из ключевых проблем функционирования системы органов местного самоуправления является их недостаточная информационная открытость, а также недостаточность обратной связи с гражданами и организациями.
В этих целях целесообразно разработать и внедрить следующие механизмы:
– раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления через СМИ, в том числе в сети Интернет, общественные и попечительские советы;
– проведение публичных обсуждений подготавливаемых решений, носящих нормативный характер;
– проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;
– включения представителей общественности в состав комиссий, рабочих групп по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти.
Для реализации данных мероприятий необходимо:
1. Создать структуры, которые обеспечат непосредственное участие муниципального сообщества в обсуждении важнейших решений, касающихся развития страны и, в частности, самой муниципальной реформы: – Совет при Президенте РФ, – Муниципальную комиссию при Правительстве РФ. Кроме того, необходимо ввести в трехстороннюю комиссию по межбюджетным отношениям представителей местного самоуправления.
2. Следует сделать социально-экономическое развитие муниципальных образований «отправной точкой» при формировании региональных программ развития.
3. Необходимо от межбюджетных отношений, порождающих иждивенчество, переходить к системе, стимулирующей инициативу и развитие. Следует увеличить долю налоговых доходов муниципальных образований, в частности, закрепив за местными бюджетами все налоговые поступления от предприятий малого и среднего бизнеса, часть налога на прибыль, транспортный налог, увеличить долю НДФЛ, зачисляемую в местные бюджеты. Помимо прочего, увеличение собственных доходов муниципальных образований – лучший метод борьбы с коррупцией, поскольку, чем короче путь бюджетных денег, тем меньше злоупотреблений.
4. Оценка бюджетной обеспеченности муниципальных образований должна основываться на реальных расчетах их расходных обязательств. Необходимо также долгосрочное закрепление трансфертов, когда все дополнительные доходы, получаемые местными бюджетами в результате активной работы, не повлияли бы на запланированные ранее нормативы отчислений из вышестоящего бюджета.
5. Необходимо создать инструменты для включения муниципальной элиты в реализацию приоритетных национальных задач в качестве полноценного партнера государственной власти – партнера, понимающего общие цели и играющего свою определенную роль в действиях общей команды.
Известно, что в регионах возможности положительного решения многих из перечисленных проблем, разные. Разные и механизмы достижения необходимого результата. Однако многое определяет поддержка местных властей населением и его активизация, поддержка самой идеи создания органов местного самоуправления, так и желание участвовать в их деятельности, связанной с принятием решений.
Так в июле 2009 г. на территории Брянской области проводился конкурс среди муниципальных районов (городских округов) области с целью создания и развития многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных (муниципальных) услуг на территории Брянской области, повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Финансирование конкурса осуществлялось за счет средств ведомственной целевой программы «Проведение административной реформы в Брянской области» (2009-2010 годы), утвержденной приказом комитета по экономической политике Брянской области от 19 июня 2009 года № 50-к. Условия проведения конкурсного отбора были утверждены постановлением администрации Брянской области от 4 мая 2009 года № 412 «Об утверждении порядка предоставления, методики распределения в 2009 году субсидий бюджетам муниципальных районов (городских) округов на создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Размер субсидий бюджетам муниципальных районов (городских) округов Брянской области на создание и развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг был установлен в размере 756400 рублей[42]. Областной конкурс создания и развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Брянской области проводился с целью оказания финансовой помощи в форме субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) для создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Брянской области и определял цели и условия их предоставления и расходования, критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, порядок перечисления субсидий, порядок и форму отчетности об использовании субсидий.
Также в области регулярно проводятся заседания комиссии по проведению административной реформы. Например, 1 апреля 2010 года в администрации Брянской области состоялось заседание комиссии под председательством А. С. Горшкова – врио заместителя Губернатора Брянской области, где были рассмотрены административные регламенты предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций. На комиссии рассматривался вопрос утверждения плана перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти Брянской области, органами местного самоуправления. Органам исполнительной власти было поручено создать рабочие группы по переводу услуг в электронный вид, разработать ведомственные планы перехода на предоставление в электронном виде государственных услуг.
По вопросу внесения изменений в регламент работы комиссии по проведению административной реформы в Брянской области было решено переименовать комиссию по проведению административной реформы в Брянской области в комиссию по проведению административной реформы и переводу услуг в электронный вид в Брянской области, а также дополнить состав комиссии представителями всех органов исполнительной власти.
12 августа 2010 года также было проведено заседание комиссии по проведению административной реформы и обеспечению предоставления первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Брянской области. На заседании были рассмотрены вопросы ведения реестров государственных и муниципальных услуг Брянской области, а также определены конкретные шаги для обеспечения соблюдения сроков поэтапного перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Таким образом, выявленные практикой проблемы местного самоуправления в Новозыбковском районе остры и нуждаются в комплексном решении. Осуществление политических, экономических, законодательных мер в соответствии с предлагаемой системой приоритетов позволит существенно продвинуться в направлении выстраивания гармоничной, эффективной, соответствующей современным требованиям системы взаимодействия всех уровней публичной власти в Российской Федерации.
3.2 Рекомендации по улучшению качества управления в администрации Новозыбковского района Брянской области
Одной из основных целей, которую необходимо достичь для улучшения качества управления в администрации Новозыбковского района является то, чтобы работники администрации района действовали как единая команда управления, основной задачей которой будет создание универсальных принципов управления. Для достижения этой цели, во-первых, необходимо повысить уровень профессионализма и компетентности управленческих кадров, большинство из которых не владеет современными научными знаниями, имеет низкую административно-управленческую культуру и ставит тем самым прочный заслон на пути преодоления кризиса в экономике, политике, духовно-нравственной сфере.
Во-вторых решение проблемы методического обеспечения практики профессионального отбора муниципальных служащих. Необходимо разработать критерии оценки труда муниципального служащего, профессионально-
Во избежание излишней текучести кадров, производить отбор на муниципальную службу при наличии специального профессионального образования, не нарушая принцип непрерывности и преемственности в деятельности административных структур, что бы не привести к увеличению штатной численности аппарата управления. Все это окажет благоприятное воздействие на эффективность функционирования аппарата управления всех уровней.
Для развития трудовой активности служащих необходима чёткая правовая основа отношений руководителя и исполнителя, при которой сотруднику будет предоставляться право самостоятельно избирать линию трудового поведения в границах четко зафиксированных правовых норм.
Из всего изложенного следует, что в условиях, изменяющих общественное устройство, его функции и методы, возникают такие ситуации, когда муниципалитетам трудно соответствовать новым требованиям, происходящих реформ намечать и эффективно решать как текущие, так и перспективные задачи.
Необходимо создать условия для должностного роста, что будет способствовать повышению роли и значению инициативы и творческого подхода в решении производственных проблем, что повлияет на стремление служащих к повышению образовательного уровня. Иначе, не видя будущей перспективы работник не совсем ответственно подходит к исполнению своих должностных обязанностей, соблюдению исполнительской дисциплины. Отсутствие возможности роста часто приводит к снижению трудовой активности и ухудшению деятельности администрации.
Стоит отметить, что А. Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Однако, как утверждал он, даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех разнообразных вопросах, связанных с управлением крупным предприятием. Идеальным управляющим был бы человек, который, обладая всеми знаниями, необходимыми для разрешения административных, технических, коммерческих, финансовых и иных вопросов, имел бы еще физическую силу, интеллект и трудоспособность, достаточные для выполнения любых заданий, связанных с управлением во всех областях. А. Файоль подчеркивал, что количество знаний возрастает вместе с опытом.
Отсутствие у муниципальных служащих специального профессионального образования, пополнение муниципальной службы неподготовленными работниками сказывается на эффективности функционирования аппарата управления всех уровней. Нарушение принципа непрерывности и преемственности в деятельности административных структур приводит к увеличению штатной численности аппарата управления. Тем самым нарушается принцип стабильности рабочего места для персонала. Излишняя текучесть кадров, по мнению А. Файоля является причиной плохого управления[43].
Таким образом, целенаправленная работа в рамках предложенных в данном исследовании рекомендаций, во-первых, позволит избежать бесцельной траты средств на не оправдывающие себя мероприятия, а во-вторых, решить проблему управления. Повышая профессионализм муниципальных служащих с учетом новых требований и условий работы, обеспечит сохранение на предприятии благоприятного психологического климата. Используя принципы теории административной школы менеджмента, а так же предложенные рекомендации в результате послужат достижению стабилизации и дальнейшему развитию всех сфер жизнедеятельности Новозыбковского района Брянской области.
Также для улучшения качества управления в администрации Новозыбковского района Брянской области было бы целесообразно, на наш взгляд, ввести систему менеджмента качества на основе стандартов серии ИСО 9001, с помощью которой местная администрация смогла бы направлять свою деятельность и управлять ею для достижения целей в области качества и обеспечения постоянного улучшения предоставляемых услуг. Принципиальный вопрос изменений состоит именно в том, чтобы преобразовать усилия по повышению качества муниципальных услуг из отдельных мероприятий и проектов, в непрерывную, постоянную, будничную работу муниципальной власти.
Стоит отметить, что посредством внедрения системы менеджмента качества (СМК) активно совершенствуется система местного самоуправления в США, Великобритании, Финляндии, Мексике, Сингапуре, Малайзии и др. странах. На постсоветском пространстве страны Прибалтики были первыми, кто начал внедрение международных стандартов в органах власти. Создание СМК по международному стандарту не дает гарантии быстрых изменений. Но это является одной из немногих форм внедрения в практику современных методов и технологий управления, признанной в мировом сообществе и способной в силу этого привлечь внимание и быть воспринятой более высоким уровнем власти[44]. Важно и то, что даже небольшие сдвиги в понимании и мировоззрении руководителей и служащих в ходе обучения их современным принципам эффективного управления могут стать мощным фундаментом будущих преобразований. Отметим также, что единственно правильного (шаблонного) и предписанного стандартом способа внедрения СМК не существует. За конкретным муниципалитетом остаётся свобода и коллективное творчество в том, как реализовать требования стандарта с учетом местных особенностей и традиций, как использовать приведенные примеры и адаптировать их к себе.
Миссия международных стандартов состоит в том, чтобы предоставить руководящие указания и помочь местному самоуправлению понять и внедрить систему менеджмента качества, обеспечивающую на постоянной основе удовлетворение потребностей и ожидания своих граждан. Это особенно актуально, если учесть, что более 80% всех социальных услуг граждане получают в рамках соответствующего муниципального образования.
Для реализации СМК необходимо разработать миссию, которая может выражаться в таких принципах работы, как:
– создание благоприятных и безопасных условий для жизни граждан и развитие предприятий и организаций района;
– сохранение исторического наследия и природного ландшафта;
– приумножение культурного, научного и экономического потенциала;