Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:33, дипломная работа
Административный муниципальный менеджмент нацелен на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что муниципальные органы управления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Деятельность административного менеджмента в органах местного самоуправления должна согласовываться с деятельностью органов государственной власти.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию системы современного административного менеджмента в органах муниципального управления………………………………………………………………………...6
1.1. Развитие теории административного менеджмента……………………..6
1.2. Классическая школа административного менеджмента как основа современной теории администрирования………………………………….…..23
1.3. Состояние теории административного менеджмента в современных условиях………………………………………………………………...……......35
Глава 2. Анализ эффективности административного менеджмента в администрации Новозыбковского района Брянской области………………...47
2.1. Общая характеристика администрации Новозыбковского района Брянской области…………………………………………………………….…..47
2.2. Анализ признаков классической школы в управлении администрации Новозыбковского района Брянской области………………………………......62
2.3. Проблемы формирования кадров в муниципальных органах управления Новозыбковского района Брянской области………………………………..…74
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию управления органов местного самоуправления Новозыбковского района Брянской области……………………………………………………………………………95
3.1. Общие направления совершенствования муниципального управления (на примере Новозыбковского района Брянской области)………………………..95
3.2. Рекомендации по улучшению качества управления в администрации Новозыбковского района Брянской области……………………………..…..108
Заключение………………………………………………………………….…..119
Список литературы………………………
Рассматривая проблему совершенствования методов управления органов муниципальной власти, следует, на наш взгляд, обратить внимание на то, что методы регулятивного воздействия на всех субъектов, осуществляющих деятельность в сфере местного самоуправления, взаимосвязаны и образуют единый комплекс. Они нуждаются в постоянном совершенствовании содержания и способов применения, основанном на научном подходе. Так, например, рост нарушений правил в области жизнеобеспечения населения на региональном уровне требует усиления метода принуждения. К основным требованиям, которым должна соответствовать новая модель муниципального управления, следовало отнести оперативность управления, способность быстро и адекватно реагировать на внешние по отношению к системе изменения, способность организовывать и широко использовать связи с общественностью для достижения стратегических и тактических целей. Наиболее полная реализация названных условий требует децентрализации управления. Формирующаяся в стране модель муниципального предполагает смещение на более низкие иерархические уровни целого ряда управленческих решений, в результате чего создаются правовые основы и условия для децентрализации отрасли, что позволяет лучше учитывать местные особенности жизни населения, уровень развития социально-экономических структур отдельных территорий, полнее использовать местные ресурсы. Принципы финансового и организационного управления позволяют наиболее эффективно решить эти проблемы.
Местное самоуправление играет важную роль в развитии федеративных отношений, так как оно дополняет комплекс отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако практика становления и развития местного самоуправления говорит о том, что сложившаяся ситуация требует существенной корректировки, без проведения которой вряд ли можно рассчитывать на социально-экономический и политический подъем России в ближайшие годы. Можно выделить следующие проблемы местного самоуправления (МСУ):
– недостаточное правовое обеспечение условий для действия органов местного самоуправления в пределах собственной компетенции;
– предел делегирования государственных полномочий и их объёма;
– нечёткость в определении субъекта, которому передаётся осуществление государственных полномочий;
– концентрация муниципальных образований на уровне городов и районов субъектов Российской Федерации, в то время как права жителей других населённых пунктов и местных сообществ существенно ограничены.
В направлении решения этих проблем в стране осуществляется реформа местного самоуправления, суть которой укрепление вертикали власти. Задачами данной реформы является реформирование парламентской системы, создание надгосударственных органов власти и введение контрольного института полномочных представителей.
Анализ этого и других муниципальных образований показывает, что с учётом вышеизложенных проблем местного самоуправления можно выделить следующие пути их разрешения:
– серьезная трансформация федерального законодательства о местном самоуправлении под углом зрения укрепления начал унификации и единообразия, реализации прав граждан на местное самоуправление не зависимо от территории проживания;
– рассмотрение возможности о разукрупнении формата местного самоуправления с городов, районов субъекта РФ на уровень сельских поселений и местных сообществ, приближая тем самым к населению реальные инструменты власти и собственности;
– создание социально-правовых основ, стимулирующих объединение муниципальных образований в различные союзы и ассоциации с учреждением представительных и исполнительных органов в городах, районах субъекта РФ;
– совмещение вектора налоговых интересов всех уровней управления.
Повышению эффективности межбюджетных отношений будет способствовать организация управления на принципах территориального хозрасчета. Подобное совмещение вектора интересов приведет к тому, что вышестоящие органы власти будут заинтересованы в успехе нижестоящих и наоборот;
– совершенствование механизма бюджетного выравнивания; Действующий механизм выравнивания бюджетной обеспеченности предполагает перечисление отрицательных трансфертов из поселений в региональный центр, минуя район.
Трансферты в поселения с низкой бюджетной обеспеченностью идут из регионального центра, что усложняет механизм выравнивания, усиливает централизацию власти и ресурсов на уровне региона. В связи с этим предполагается сначала выравнивание проводить в районе, затем перечислять отрицательные трансферты из района в регион, что упростит механизм выравнивания;
– выбор рационального варианта систематизации функций и совершенствование структуры органов местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления на районном уровне сложна, что мешает эффективной деятельности их работников;
– концентрация функций МСУ в рамках 1-го министерства (ныне – в 4: Минэкономразвития и торговли РФ, Минрегионразвития РФ, Минздрав и соцразвития РФ и Минсельхоз РФ). Согласно правилам формирования систем управления, подобное распыление функций и размытие ответственности неоправданно. В связи с этим, мы считаем целесообразным сосредоточение функций местного характера в одном органе – Министерстве по вопросам местного самоуправления РФ, в которое может быть трансформировано Министерство регионального развития РФ;
– создание вертикали МСУ. Опыт развитых стран показывает целесообразность создания в России вертикали местного самоуправления, охватывающей все уровни управления;
– оптимизация сроков избрания и продолжительности нахождения в должности руководителей органов местного самоуправления (в зависимости от уровня управления).
Реализация указанных мер, на наш взгляд, должна плодотворно сказаться на результатах деятельности местного самоуправления, повысить его эффективность.
Также способствовать оптимизации деятельности работы органов местного самоуправления, на наш взгляд, будет внедрение принципов и процедур управления по результатам:
– разработка и внедрение административных регламентов и стандартов муниципальных услуг;
– предоставление муниципальных услуг на базе многофункциональных центров;
– предоставление информации о муниципальных услугах в электронной форме;
– оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции;
– повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общества;
– создание и внедрение комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования и управления по целям и результатам деятельности и системы контроля за достижением результатов деятельности органов исполнительной власти;
– разработка показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти;
– внедрение технологий и процедур, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям,
– разработка и внедрение управленческого учета, внутреннего аудита, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение указанных задач;
– внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей;
– внедрение механизмов управления подведомственными органам исполнительной власти организациями.
Отсутствие стандартов качества и доступности муниципальных услуг в ряде поселений зачастую не позволяет внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
В целях повышения качества предоставления муниципальных услуг необходимо создать многофункциональные центры предоставления муниципальных услуг на территории, подведомственной органам местного самоуправления, которые смогут обеспечить:
– предоставление комплекса муниципальных услуг органами местного самоуправления в режиме «единого окна»;
– комфортные условия для получения муниципальных услуг;
– организацию деятельности по информированию граждан и юридических лиц по вопросам предоставления муниципальных услуг;
– повышение качества предоставления муниципальных услуг, в том числе упорядочение административных процедур, административных действий и порядка принятия решений;
– упрощение порядка получения заявителями услуг, в предоставлении которых совместно участвуют органы власти разных уровней, а также организации на основе соглашений между этими органами и организациями;
– оперативную и удобную оплату государственных пошлин, сборов и других платежей, необходимых для получения муниципальных услуг.
Предоставление информации о муниципальных услугах может быть осуществлено посредством создания системы порталов муниципальных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о муниципальных услугах, оказываемых органами местного самоуправления.
Целесообразно рассмотреть вопрос о создании центров телефонного обслуживания, телефонов «горячей линии» по вопросам предоставления муниципальных услуг, интернет-сайта многофункциональных центров[40].
Для решения проблем межведомственного и межмуниципального информационного взаимодействия необходима автоматизация процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами.
Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства органов муниципального управления в экономическую деятельность субъектов предпринимательства за счет оптимизации функций органов местного самоуправления, а также формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.
Основная деятельность должна быть сосредоточена на исключении избыточных и дублирующих функций органов местного самоуправления Новозыбковского района, организационном разделении правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению муниципальным имуществом и предоставлению муниципальных услуг.
Другой составляющей оптимизации функций органов исполнительной власти является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга – механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов местного самоуправления путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.
Повышению эффективности таких административно-управленческих процессов, как обеспечение внедрения новых информационных технологий, управление муниципальным имуществом, организация подбора кадров, финансовый учет и аналитика, препятствует отсутствие практики аутсорсинга.
В рамках данного направления будут решены задачи по разработке критериев выявления административных и управленческих процессов, подлежащих аутсорсингу, созданию перечня функций и видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу, разработке и внедрению комплексной прозрачной системы учета расходов на внутреннее обеспечение исполнения функций структурными подразделениями, разработке типовых процедур и технологий проведения аутсорсинга, разработке процедур и механизмов контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов, разработке и реализации механизмов, стимулирующих муниципальные органы проводить аутсорсинг.
В целях оптимизации функций органов исполнительной власти необходимо осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности системы закупок для муниципальных нужд.
Необходимым условием оптимизации функций органов местного самоуправления является ликвидация коррупции в органах исполнительной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного и муниципального управления.
Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок, коррупционность государственных структур и должностных лиц влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти являются необходимыми элементами реализации административной реформы в России[41].
В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
– наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
– высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
– высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
Международный опыт свидетельствует о целесообразности применения дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции. Наиболее распространенными среди них являются следующие:
– максимально возможная деперсонализация взаимодействия муниципальных служащих с гражданами и организациями, в частности, путем введения системы «одного окна» и системы электронного обмена информацией;
– детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями муниципальных услуг);
– деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля;