Анализ системы управления жилищным фондом Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие проблем управления жилищным фондом Санкт-Петербурга в условиях реформы ЖКХ, анализ возможных путей реформирования и разработка мероприятий для его дальнейшего развития.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
 исследовать систему управления жилищным фондом Санкт-Петербурга в условиях проведения реформы ЖКХ;
 произвести анализ способов управления объектами жилищного фонда
 разработать методологические основы к формированию эффективной системы оценки деятельности управляющих компаний

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика жилищной сферы
1.1. Краткое описание жилищно-коммунального хозяйства
1.2. Понятие и виды жилищно-коммунальных услуг
1.3. Основные направления реформирования ЖКХ
1.4. Понятие и классификация жилых домов
1.5. Жилищный фонд как объект управления
1.6. Характеристика жилищного фонда Санкт-Петербурга
Глава 2. Анализ системы управления жилищным фондом Санкт-Петербурга
2.1. Анализ компетенции органов власти в сфере управления жилищным фондом
2.2. Анализ способов управления многоквартирным домом как объектом жилищного фонда
2.3. Товарищество собственников жилья как наиболее полно отвечающий интересам собственников способ управления
2.4. Анализ взаимодействия объединений собственников жилья с организациями гражданского общества. Создание Ассоциаций.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления жилищным фондом Санкт-Петербурга
3.1. Основные критерии оценки и социально-экономические показатели развития системы управления жилищным фондом
3.2. Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию жилищной сферы
3.3. Рекомендации по совершенствованию различных форм управления жилищным фондом
3.4. Разработка системы рейтингования и оценки деятельности управляющих компаний
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом управление жилищным фондом.doc

— 290.19 Кб (Скачать)

С началом полноценной реализации в Санкт-Петербурге жилищно-коммунальной реформы в структуре Жилищного комитета было создано Управление по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями, что является безусловно положительным сдвигом в процессе налаживания взаимодействия органов власти города и объединений собственников [23, с.68]

Политика данного управления и Жилищного комитета строится на принципах открытости и поддержки (в основном, методической и правовой) объединений собственников жилья Санкт-Петербурга.

Администрации районов выполняют основной объем функций по контролю за строительством и содержанием жилищного фонда непосредственно на местах, решают вопросы ремонта, благоустройства территорий, контроля за работой ресурсоснабжающих организаций. К сожалению, сегодня довольно часто возникают ситуации рассогласования позиций Жилищного комитета, Правительства Санкт-Петербурга и работников районных администраций по вопросам жилищно-коммунальной реформы. Очевидно, сказывается недостаточно четкая соподчиненность территориальных органов администрации, городского правительства и отраслевых комитетов. Иногда возникают ситуации самоуправства государственных должностных лиц, связанные с игнорированием заключений государственных экспертных организаций о состоянии дома, невозможностью ОСЖ законным образом получить документы на земельный участок, принадлежащий дому и т.д.

7 сентября 2004 года на заседании правительства Санкт-Петербурга было принято постановление "О совершенствовании системы управления жилищным фондом Санкт-Петербурга". Таким образом, 1 января 2005 года Государственные учреждения «Жилищное агентство района» перестав быть одновременно заказчиком, подрядчиком и контролирующим органом, стали выполнять функцию представителя города по вопросам реализации государственной политики в сфере содержания и ремонта жилищного фонда (остались лишь государственно-технические функции: планирование и формирование городского заказа на услуги ЖКХ, контроль качества услуг, расчет платы за них, учет граждан, заключение договоров найма, регистрация ТСЖ и кондоминиумов) [11].

Функции организации управления жилищным фондом, обеспечение технической эксплуатации жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг населению Санкт-Петербурга переданы по договорам управляющим компаниям различных форм собственности.

Рассмотрим систему управления государственным жилищным фондом Санкт-Петербурга, организацию управления которым осуществляют подведомственные государственные организации (см. Приложение 1).

Вице-губернатор является полномочным представителем Губернатора Санкт-Петербурга, отвечающим за решение вопросов городского хозяйства, жилищной политики Санкт-Петербурга, ЖКХ, благоустройства, энергетики и природопользования.

Жилищный Комитет помимо проведения государственной политики Санкт-Петербурга в сфере содержания и ремонта жилищного фонда совместном ведении с администрациями районов осуществляет контроль деятельности государственных учреждений «Жилищное агентство района» (ГУЖА)

Жилищные агентства районов, в свою очередь, обеспечивают:

        Организацию управления государственным жилищным фондом

        Организацию капитального ремонта и реконструкции объектов жилищного фонда

        Организацию предоставления коммунальных услуг

        Ведение лицевых счетов по взиманию платежей за жилищно-коммунальные услуги

        Ведение регистрационного учета граждан

Управляющие компании – ОАО «Жилкомсервис» и другие – осуществляют управление и обеспечение технической эксплуатации жилищного фонда

К функциям государственных унитарных предприятий можно отнести:

        Осуществление функций заказчика

        Содержание и ремонт жилищного фонда

        Организация предоставления коммунальных услуг

        Ведение лицевых счетов по взиманию платежей за жилищно-коммунальные услуги

        Ведение регистрационного учета граждан

ГУП «Вычислительный Центр Коммунальных Платежей (ВЦКП) Жилищное хозяйство» выполняет роль единого расчетного центра по формированию и печати счетов-извещений для населения, сбору и учету платежей, расчетам с организациями.

Работы по ликвидации аварий, по обслуживанию внутридомовых и наружных инженерных систем, а также координацию деятельности городских аварийных служб производит «Городская аварийно-восстановительная служба»

В отношениях собственников и нанимателей с Комитетом по управлению городским имуществом и его территориальными подразделениями в районах также существуют несогласия сторон. Здесь основной вопрос заключается в разрешении конфликтных ситуаций с коммерческими организациями, занимающими подвалы, чердаки или пристройки домов, где существуют ОСЖ. Данный конфликт гораздо более глубокий и связан с объективным противоречием в задачах отраслевых комитетов (в данном случае КУГИ, ответственного за максимально выгодное для городского бюджета использование собственности, и Жилищного комитета, ответственного за реализации в городе жилищно-коммунальной реформы), а также с недочетами федерального и регионального законодательства. В существующем ныне правовом поле любое ОСЖ может настаивать на своих правах на свободный, постоянный доступ к инженерным коммуникациям дома и, реже, на получении в свою пользу доходов от сдачи нежилых помещений в аренду. Если договора аренды с КУГИ были заключены после 1 января 1995г., то в соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса и статьей 36 Жилищного кодекса: «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного Дома объекты, расположенные на указанном земельном Участке (далее — общее имущество в многоквартирном доме)».

Следовательно, любые коммерческие организации, занимающие эти технические помещения, должны получить на то согласие собственников, владеющих в общей сложности более чем 50% общей домовой площади. Очевидно, что ни одно коммерческое предприятие не сможет нормально функционировать при соблюдении условия постоянного доступа работников ОСЖ или управляющей компании к коммуникациям, находящимся в его помещении, если последние в своих интересах будут этим правом злоупотреблять. Также очевидно, что городская администрация не откажется от доходов, получаемых с нежилых помещений, сдаваемых в аренду.

С практической точки зрения, различают две модели взаимоотношений объединений собственников жилья с органами государственной власти. В рамках первой модели неорганизованные жильцы или представители ОСЖ выступают как простые жалобщики, и их недовольство (во многих случаях вполне обоснованное), как правило, не выливается в какие-либо решения административных органов по той простой причине, что государственная власть с принятием нового Жилищного кодекса сняла с себя значительный объем задач и ответственности за содержание жилищного фонда.

В рамках второй модели жильцы действуют как собственники, чьи имущественные права были нарушены. В этом случае их требования носят не описательный характер, а обязательно сопровождаются ссылками на нормы права, которые были нарушены, учитывают компетенцию того органа власти, к которому обращается заявитель, к заявлениям прилагаются протоколы общих собраний жильцов, как высшего органа управления домом, копии свидетельств на собственность помещений, ответы из нижестоящих инстанций. Преимущества второй модели очевидны.

Органы местного самоуправления являются наиболее близкими к проблемам конкретного объекта жилищного фонда (отдельно взятого дома) субъектами власти и, соответственно, должны более тесно взаимодействовать с населением и объединениями собственников жилья. Во всех субъектах РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, их компетенция в жилищной сфере достаточно широка, и к ней относятся следующие вопросы:

        учет муниципального жилищного фонда;

        установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

        ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

        определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

        предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

        принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

        согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

        признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

        осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Компетенция органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге значительно уже (за счет выполнения многих вышеуказанных функций органов местного самоуправления городской администрацией и ее территориальными подразделениями — администрациями районов). Основная проблема — это отсутствие в Санкт-Петербурге (и Москве) муниципального жилищного фонда и, соответственно, отсутствие у местного самоуправления полномочий по управлению этим фондом. Полномочия муниципалитетов Санкт-Петербурга в сфере благоустройства и содержания жилищного фонда сводятся к следующим:

1)       содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, переданных в муниципальную собственность законами Санкт-Петербурга (муниципального жилищного фонда в Санкт-Петербурге нет, а нежилых помещений очень мало);

2)       текущий ремонт и озеленение придомовых и внутридворовых территорий;

3)       принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация в пределах ведения сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в по рядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4)       контроль за обеспечением твердым топливом населения, проживающего на территории муниципального образования в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда по розничным ценам на твердое топливо, устанавливаемым Правительством Санкт-Петербурга;

5)       текущий ремонт и озеленение придомовых территорий и территорий дворов, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки; проведение мер по уширению территорий дворов в целях организации дополнительных парковочных мест; содержание и ремонт ограждений газонов; установка и содержание малых архитектурных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования; создание зон отдыха; выполнение оформления к праздничным мероприятиям на территории муниципального образования; обустройство и содержание спортивных площадок; оборудование контейнерных площадок на территориях дворов; ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора; уборка территорий, водных акваторий, тупиков и проездов не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга;

6)       организация учета зеленых насаждений внутриквартального озеленения на территории муниципального образования;

7)       организация работ по комплексному озеленению; в отношении зеленых насаждений внутриквартального озеленения;

8)       организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории частного жилого сектора;

9)       проведение в установленном порядке минимально необходимых мероприятий по обеспечению доступности городской среды для маломобильных групп населения на территориях дворов муниципальных образований;

10)   реализация мероприятий по повышению уровня защищенности жилищного фонда на территории муниципального образования, в том числе замена входных дверей с привлечением средств населения муниципального образования;

11)   участие в проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, деятельности комиссий по подготовке проектов правил землепользования и застройки в соответствии с законами Санкт-Петербурга;

12)   организация информирования, консультирования и содействия жителям муниципального образования по вопросам создания товариществ собственников жилья.

Реальные возможности органов местного самоуправления по выполнению даже этих функций напрямую зависят от бюджетообеспеченности муниципального образования. Большинство муниципальных округов Санкт-Петербурга имеют небольшие бюджеты. Тем не менее, эффективное взаимодействие с органами местного самоуправления и ОСЖ возможно и в таких условиях. В качестве положительного примера реализации жилищно-коммунальной политики на местном уровне можно привести работу муниципального округа № 79 «Литейный округ». Здесь, как и в других муниципальных образованиях Санкт-Петербурга, основным инструментом реализации предметов ведения местного самоуправления в сфере ЖКХ являются муниципальные целевые (адресные) программы.

Муниципальная целевая программа - комплекс мероприятий, разрабатываемый администрацией муниципального образования и утверждаемый муниципальным советом, направленный на достижение конкретных целей в сфере экономического, социального и культурного развития муниципального образования в пределах установленных законодательством предметов ведения местного самоуправления. Процедура формирования муниципальной целевой программы предполагает активное взаимодействие с субъектами коммунального Управления ОСЖ, территориальными общественными самоуправлениями, инициативными группами граждан. В этом муниципальном образовании принят следующий порядок формирования целевых (адресных) программ: Муниципальные целевые (адресные) программы формируются на основе муниципальных бюджетных заявок. Муниципальные бюджетные заявки подаются в планово-бюджетную комиссию Муниципального совета в срок до 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году. Планово-бюджетная комиссия в срок до 15 октября формирует сводную бюджетную заявку и направляет ее в Администрацию установленным порядком. Очевидно, что ни один из муниципальных округов Санкт-Петербурга не сможет удовлетворить заявки от всех многоквартирных домов округа. Однако согласование сроков для конкретного дома или квартала — задача взаимодействия органов местного самоуправления и ОСЖ. В идеале она должна находить решение в разработке стратегического плана развития муниципального образования на 3-5 лет.

Информация о работе Анализ системы управления жилищным фондом Санкт-Петербурга