Анализ системы управления жилищным фондом Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие проблем управления жилищным фондом Санкт-Петербурга в условиях реформы ЖКХ, анализ возможных путей реформирования и разработка мероприятий для его дальнейшего развития.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
 исследовать систему управления жилищным фондом Санкт-Петербурга в условиях проведения реформы ЖКХ;
 произвести анализ способов управления объектами жилищного фонда
 разработать методологические основы к формированию эффективной системы оценки деятельности управляющих компаний

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика жилищной сферы
1.1. Краткое описание жилищно-коммунального хозяйства
1.2. Понятие и виды жилищно-коммунальных услуг
1.3. Основные направления реформирования ЖКХ
1.4. Понятие и классификация жилых домов
1.5. Жилищный фонд как объект управления
1.6. Характеристика жилищного фонда Санкт-Петербурга
Глава 2. Анализ системы управления жилищным фондом Санкт-Петербурга
2.1. Анализ компетенции органов власти в сфере управления жилищным фондом
2.2. Анализ способов управления многоквартирным домом как объектом жилищного фонда
2.3. Товарищество собственников жилья как наиболее полно отвечающий интересам собственников способ управления
2.4. Анализ взаимодействия объединений собственников жилья с организациями гражданского общества. Создание Ассоциаций.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления жилищным фондом Санкт-Петербурга
3.1. Основные критерии оценки и социально-экономические показатели развития системы управления жилищным фондом
3.2. Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию жилищной сферы
3.3. Рекомендации по совершенствованию различных форм управления жилищным фондом
3.4. Разработка системы рейтингования и оценки деятельности управляющих компаний
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом управление жилищным фондом.doc

— 290.19 Кб (Скачать)

При управлении жилищным фондом субъектом являются собственники помещений (первичный субъект) или лица, привлеченные ими для управления (опосредованный субъект).

Субъект управления решает два рода задач:

        организационные

        технико-эксплуатационные.

Организационные задачи — это собственно жилищный менеджмент, управление людьми, направленное на планирование, координацию и контроль деятельности административного персонала объединения собственников жилья, или управляющей компании.

Технико-управленческие задачи связаны с поиском оптимального технического решения с точки зрения соблюдения баланса между экономическими издержками и получением услуг высокого качества. Безусловно, задачи первого и второго рода тесно связаны и решаемы только в комплексе.

Необходимо помнить еще об одном важнейшем аспекте управления - социальном. Речь идет о формировании и реализации модели совместного общежития и эффективном разрешении конфликтных ситуаций. Сегодня готовность граждан самостоятельно урегулировать многие противоречия, возникающие в ходе совместного проживания в одном доме, довольно низка.

Рис. 2.1. Характеристики управления жилищным фондом.

Рассмотрим зарубежную практику и российский опыт управления с позиций:

1)       структуры жилищного фонда,

2)       состава субъектов управления жилищным фондом;

3)       участия жителей в управлении,

4)       роли государства и местных органов власти в становлении рыночных отношений в ЖКХ.

Жилищный фонд в развитых странах составляют частные односемейные дома и многоквар­тирные дома, различающиеся формой собственности и управления:

  1. частная форма собственности и управления (частный доходный дом);
  2. коллективная форма собст­венности и управления (кондоминиум, кооператив);
  3. государственная (муни­ципальная) форма собственности и управления (муниципальный арендный дом) [21, с.25].

В России в результате приватизации квартир был сформирован новый «гибридный» вид собственности, не имеющий аналогов в мире — муниципальные дома с приватизированными квартирами (конгломераты), основные признаки которого — смешение форм собственности (собственники квартир, коммерческие наниматели, социальные наниматели, собственники нежилых помещений, жильцы коммунальных квартир, несостоятельные, маргиналы и др.) и разнодоходность  (состоятельные и несостоятельные собственники). Этот «разнородный контингент» ни теоретически, ни практически не способен объединиться для совместного владения и управления домом, по­этому термин «кондоминиум», обозначающий дом и прилегающий к нему земельный участок, принятый за рубежом, был заменен термином «многоквартирный дом». В Институте проблем управления РАН на основе математических моделей и экспертных оценок было проведено исследование эффективности этих пяти видов городских жилых домов по 20 критериям, среди которых: доступность жилья, мобильность жильцов, степень криминогенности, уровень расходов (доходов) бюджета на содержание дома, коррупционная емкость, степень эффективности управления, качество жилищно-коммунального обслуживания, однородность локального социума, безопасность и т.д. По интегральной оценке наиболее эффективным среди всего городского жилья является частный доходный дом, наименее эффективным — конгломерат, эффективность которого оказалась в 8,5 раз ниже, чем у доходного дома [21, с.50]. Конгломераты выжить в рыночных условиях могут только с помощью финансовых влива­ний из бюджета и административного вмешательства, что за рубежом не практикуется.

В зарубежных странах уже достаточно давно применяется практика участия квартиросъемщиков в управлении жильем. Для больших кондоминиумов наиболее эффективно управление путем формирования юридического лица — товарищества собственников жилья (название в разных странах разное), включающее всех владельцев жилья на обязательной основе. При продаже квартиры новый владелец автоматически занимает в товариществе место прежнего. Шведский союз квартиросъемщиков, являющийся самой сильной организацией квартиросъемщиков в мире, добился за 80 лет работы жилищного законодательства, предусматривающего участие этих организаций в разработке положений жилищной политики и проведение регулярных национальных «переговоров по квартплате» [39, с.70].

Управление жилищным фондом за рубежом осуществляют управляющие компании с многолетним опытом работы, действующие от имени и по поручению владельцев недвижимости и занимающиеся текущим управлением и организацией обслуживания жилых домов на основе договоров с владельцами и получающие менеджерское вознаграждение за свои услуги. Техническое обслуживание жилищного фонда реализуется на договорной основе подрядчиками (малыми и средними предприятиями)

Управление жилищным фондом в России лишь недавно перешло на рыночные механизмы функционирования [40, с. 137]. При этом появилось множество противоречий и конфликтов, связанных с отсутствием комплексной нормативно-правовой базы, а также опыта в сфере жилищного менеджмента

Сложный состав жилищного фонда  и разнообразие за­дач по управлению им, содержанию и обслуживанию обусловливают возникновение отношений между объединениями собственников с одной стороны, и властными структурами, организа­циями и предприятиями, осуществляющими работы и услуги в жилищной сфере, нанимателя­ми, арендаторами — с другой. Эти отношения строятся на договорной основе.

2.1.         Анализ компетенции органов власти в сфере управления жилищным фондом

Важным условием функционирования системы управления жилищным фондом является поддержание деловых отношений  объединений собственников жилья с органами государственной власти. С одной стороны, большинство обслуживающих организаций являются бывшими государственными или муниципальными унитарными предприятиями, ставшими акционерными обществами со 100% государственным капиталом (например, ОАО «Жилкомсервис»), с другой, жители по-прежнему видят в административных органах основного субъекта управления их жильем и, соответственно, стремятся переложить на них весь груз ответственности за содержание жилищного фонда. Но это в корне противоречит идеям жилищно-коммунальной реформы, поскольку с принятием нового Жилищного кодекса РФ ответственность за содержание жилья, принадлежащего гражданам и юридическим лицам, несут собственники помещений [1, ст.30], а не органы государственной и муниципальной власти. Согласно Жилищному Кодексу РФ роль органов государственной власти в основном сводится к правовому регулированию жилищных отношений.

Рассмотрим подробнее формальное разделение полномочий государственной и муниципальной власти в области жилищных отношений. Согласно ст. 12 Жилищного Кодекса РФ компетенция федеральных органов власти включает в себя следующие основные функции:

        определение требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

        установление порядка государственного учета жилищных фондов;

        определение оснований для признания отдельных категорий граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

        установления перечня иных категории граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

        определение порядка предоставления жилых помещений, жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом;

        установление оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений; определение порядка организации и деятельности ЖК и ЖСК;

        определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах ЖК и ЖСК; определение порядка организации и функционирования ТСЖ, определение правового положения членов ТСЖ;

        осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда РФ непригодными для проживания;

        установление правил пользования жилыми помещениями;

        определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;

        осуществление правового регулирования отдельных видов сделок с жилыми помещениями;

        установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Таким образом, с принятием нового Жилищного кодекса федеральные органы власти оставили за собой минимум полномочий, в основном регулятивно-правового характера в сфере управления жилищным сектором. Тем не менее, значительный объем административных полномочий в этой сфере по-прежнему закреплен за органами государственной власти субъектов РФ и муниципалитетами. В соответствии со ст. 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относятся:

        осуществление государственного учета жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

        определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

        установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

        определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

        определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

        признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;

        определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

        осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Необходимо отметить, что города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург - с точки зрения управления жилищным фондом, в значительной степени отличаются от прочих субъектов федерации, где все города внутри субъекта являются муниципалитетами (городскими округами) или частями муниципалитетов (муниципальных районов).

В Санкт-Петербурге и Москве полномочия органов местного самоуправления сильно урезаны. Согласно поправке к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» их перечень устанавливается не соответствующим федеральным законом, а отдельными законами г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Поэтому ключевые функции по управлению жилищным фондом выполняются не  муниципальной,  а государственной властью субъекта РФ [10].

Рассмотрим подробнее компетенцию органов государственной власти Санкт-Петербурга. Здесь следует выделить отраслевые органы государственного управления, основным, профильным из которых является Жилищный комитет.

Жилищный комитет Санкт-Петербурга согласно Положению о Жилищном комитете [12] решает следующие основные задачи в сфере управления жилищным хозяйством:

        проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере содержания и ремонта, в том числе капитального, жилищного и нежилого фонда Санкт-Петербурга, а также реформирования жилищно-коммунального хозяйства;

        организация сбора, вывоза, размещения и переработки твердых коммунальных отходов, осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

        проведение единой государственной жилищной политики Санкт-Петербурга;

        координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также взаимодействие с органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге в целях выполнения возложенных на Комитет задач.

К функциям Жилищного Комитета по обеспечению взаимодействия с собственниками жилья, управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и ЖК согласно разделу относятся следующие:

        содействие формированию товариществ собственников жилья, внедрению новых форм управления и обеспечения эксплуатации жилищного фонда;

        участие в согласовании адресных программ по формированию кондоминиумов, регистрируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, содействие обучению кадров для обеспечения деятельности объединений собственников жилья, согласование планов и программ их обучения;

        оказание методической и консультационной помощи собственникам жилья при выборе способа управления объектами жилищного фонда, объединениям собственников жилья при формировании договорных отношений с поставщиками услуг;

        осуществление планирования и организации мероприятий по вовлечению населения в процесс управления жилищным фондом, а также координация деятельности в сфере управления, технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, находящегося в управлении объединений собственников жилья;

        оказание содействия в деятельности негосударственных жилищно-эксплуатационных организаций и компаний, оказывающих услуги по управлению, техническому обслуживанию, ремонту жилищного фонда независимо от формы собственности;

        осуществление в порядке, установленном действующим законодательством, конкурсного отбора и координации деятельности организаций, осуществляющих управление государственным жилищным фондом Санкт-Петербурга;

        обеспечение информирования населения о мерах, принимаемых Правительством Санкт-Петербурга и иными органами государственной власти Санкт-Петербурга, по улучшению жилищных условий граждан, о ходе преобразований в сфере управления, технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, о перспективных разработках и новых технологиях в сфере энерго- и ресурсосбережения.

Информация о работе Анализ системы управления жилищным фондом Санкт-Петербурга