Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:09, контрольная работа
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других ма¬териальных операций с сырьем, полуфабрикатами и гото¬выми изделиями — начиная от первичного источника сы¬рья вплоть до конечного потребителя.
1. Материальный поток и его основные характеристики
1.1. Понятие материального потока ……………………………………...….2
1.2. Виды материального потока…………………………………………...6
2. Построение модели транспортного обслуживания потребителей
и фирм………………………………………………………………………….9
2.1. Сущность транспортной логистики ………………………………..…9
2.2. Задачи транспортной логистики ………………………………….…13
2.3. Выбор вида транспортного средства………………………………...14
2.4. Составление маршрутов движения транспорта……………………..16
2.5. Транспортные тарифы и правила их применения…………………..17
Список литературы…………………………………………………………..18
По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов. Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) — как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа — обладают сыпучестью. Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы. Наливные грузы — грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.
Схематически классификация материальных потоков представлена в Таблице 3.
Таблица 3 – Классификация материальных потоков
Материальные потоки | |
Признак классификации | Вид потока |
Отношение к логистической системе | Внешние, внутренние, входные, выходные |
Натурально вещественный состав | Одноассотриментные многоассортиментные |
Количество груза | Массовые, крупные, средние, мелкие |
Удельный вес груза | Тяжеловестные легковестные |
Степень совместимости | Совместимые несовеместимые |
Консистенция груза | Насыпные, навалочные, тарно-штучные, наливные |
2. Построение модели транспортного обслуживания потребителей и фирм
2.1. Сущность транспортной логистики
Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Место транспорта в структуре общественного производства
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.
Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Актуальность в решении таких задач возникает в случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив.
Специфику логистического подхода к организации транспортных процессов поясним на примере взаимодействия звеньев транспортной цепи в случае смешанной перевозки.
Традиционная организация перевозки с участием нескольких видов транспорта
Единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов объективно низка, так как координировать их действия некому.
Принципиально иной является организация смешанной перевозки. Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса создает принципиальную возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.
Логистическая организация перевозки с участием нескольких видов транспорта (принципиальная схема)
Показатели материального потока на входе к грузополучателю управляемы и имеют заранее заданное значение
Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации смешанных перевозок приведена в таблице 4.
Таблица 4 - Виды перевозок
Смешанная перевозка | Интермодальная перевозка |
Два и более видов транспорта | Два и более видов транспорта |
Отсутствие единого оператора процесса перевозки | Наличие единого оператора процесса перевозки |
Несколько транспортных документов | Единый транспортный документ |
Отсутствие единой тарифной ставки фрахта | Единая тарифная ставка фрахта |
Последовательная схема взаимодействия участников | Последовательно-центральная схема взаимодействия участников |
Разрозненная и в результате пониженная ответственность за груз | Единая и в результате высокая ответственность за груз |
Результат: низкая вероятность выполнения "шести правил логистики" | Результат: высокая вероятность выполнения "шести правил логистики" |
Нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами.
Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов из конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.
2.2. Задачи транспортной логистики
Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.
Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.
К задачам транспортной логистики относят также:
- создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
- выбор вида транспортного средства;
- выбор типа транспортного средства;
- определение рациональных маршрутов доставки и др.
2.3. Выбор вида транспортного средства
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В таблице 5 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.
Таблица 5- Виды транспорта
Вид транспорта |
| Факторы, влияющие на выбор вида транспорта | ||||
| время доставки | частота отправлений | надежность соблюдения графика доставки груза | способность перевозить разные грузы | способность доставить груз в любую точку территории | стоимость перевозки |
Железнодорожный | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Водный | 4 | 5 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Автомобильный | 2 | 9 | 2 | 3 | 1 | 4 |
Трубопроводный | 5 | 1 | 1 | 5 | 5 | 2 |
Воздушный | 1 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 |
Информация о работе Материальный поток и его основные характеристики