Автор: s********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 14:57, реферат
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть
представляет собой особый вид общественных
отношений, присущий всем этапам развития
человечества. Через отношения власти
выражается объективная потребность
людей в саморегуляции и
В
политологической литературе существуют
многочисленные определения власти.
Например, Т.Гоббс считал, что власть
– это средство достичь блага
в будущем, и сама жизнь есть вечное
и неустанное стремление к власти,
прекращающееся лишь со смертью. М.Вебер
определял власть как возможность
осуществить свою волю вопреки сопротивлению
других. Р.Даль полагал, что власть дает
возможность одному человеку заставить
другого делать то, что он по своей
воле не сделал бы. В то же время Х.Арендт
считала, что власть вовсе не принадлежит
отдельному человеку, а только группе
людей, действующих совместно. С.Лукс,
отвергая это суждение, утверждает,
что в основе всех определений
власти лежит примитивное
Г.Лассуэлл и А.Каплан в книге "Власть и общество" подчеркивают, что власть есть участие в принятии решений. А имеет власть над Б в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику Б, связанную с ценностями К. Для Т.Парсонса власть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. Р.Арон считает, что власть – это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями. Б.Рассел определяет власть как производство намеренных результатов. А обладает большей властью, чем Б, если А достигает множества намеренных результатов, а Б лишь немного.
Многие
ученые подчеркивают естественный характер
власти. Зло не в самой власти.
Каждый человек изначально в той
или иной мере стремится к власти
и славе, хотя есть люди, которые
всегда стремятся командовать, а
другие – подчиняться. Между этими
крайностями масса людей, которые
в одних ситуациях легче
Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А.Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном. (Полис. – 1993. – № 5. – С. 39).
Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.
Выделяются
универсальные свойства власти: ее
всеобщность, то есть функционирование
во всех сферах общественной жизни
и политических процессах, ее способность
проникать во все виды деятельности,
объединяя или разъединяя людей,
общественные группы. Пространство власти
может быть совсем малым, скажем, личность
самого человека, семья, и предельно
большим – государственная
Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть – государственную.
Политическая
власть всегда носит общественный характер,
проявляется через
Власть
и политику иногда отождествляют, считая
их нераздельными и
Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В конкретных политических ситуациях за всеми вопросами политики, так или иначе, стоят вопросы власти, ее сохранения и удержания. Так, перед выборами власть зачастую проводит популистскую политику заигрывания с народом, пустых обещаний, демонстрирует отеческую заботу о бедных, больных, благо, в нашем отечестве их немало. Заинтересованные в сохранении данной власти иностранные государства шлют своих визитеров самого высокого уровня с обещанием кредитов, с демонстрацией поддержки существующего режима и т.д. Само завоевание и удержание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами – постановкой задач, выбором целей, средств, методов борьбы и т.д.
Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространяться на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способными действовать, выполнять распоряжения. Потому выражения типа "власть денег", "власть вещей", "власть идей", "власть над природой" – это не более, чем метафоры, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.
Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда объект и субъект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в обществе, например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления, самодеятельности.
Субъектами
власти могут быть отдельные личности,
организации, общности людей, союзы
государств, мировое сообщество. Первичными
субъектами являются индивиды, вторичными
– политические организации, субъектами
более высокого уровня – политические
элиты и лидеры. Как правило, субъекты
власти должны обладать такими качествами,
как желание властвовать, воля к
власти, готовность брать на себя ответственность,
компетентность, профессионализм, умение
использовать ресурсы, обладать авторитетом.
Иногда стремление властвовать связано
с тем, что власть открывает широкие
возможности для получения
К субъектам политической власти относятся:
-
социальные общности (народ, нации,
классы, социальные группы и слои).
Они влияют на власть
- государство;
-
политические партии и
-
правящие элиты, бюрократия, лобби
(группы давления). Политические
элиты и бюрократия существуют
в любом обществе, их влияние
на власть зачастую
-
групповое и индивидуальное
- личная власть;
-
отдельные личности (граждане) в
условиях выборов,
-
толпа (охлос). Толпа может брать
власть в свои руки в условиях
кризиса, отсутствия какой-
От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.
Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно присуще людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения. Например, патриархальный и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих.