Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные характеристики рыночной экономики…………………5
1.1.Теория рынка……………………………………………………………….5
1.2.Сущность рыночной экономики………………………………………….7
Глава 2. Преимущества и недостатки рыночной экономики………………11
2.1.Несовершенства рыночной экономики………………………………….11
2.2. Государственное вмешательство………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Атырауский институт нефти и газа
Кафедра «Экономики и
На тему: «Основные характеристики рыночной экономики»
По дисциплине:
Экономическая теория
Выполнила: студентка 1 курса УиА-12 р/о
Бисекенова А.
Проверила: доцент
кафедры Экономики и
Утебалиева Г.Т
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1. Основные характеристики рыночной экономики…………………5
1.1.Теория рынка……………………………………
1.2.Сущность рыночной
Глава 2. Преимущества и недостатки рыночной экономики………………11
2.1.Несовершенства рыночной экономики………………………………….11
2.2. Государственное вмешательство…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей.
Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства. Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. К специфической особенности потребностей относится их ''необратимость'': с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы. В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества. Организуя производственно-трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.
Рыночная экономика
Рынок - это особая форма
взаимоотношений между
Глава 1. Основные характеристики рыночной экономики
В рыночной экономике хозяйствующие
субъекты принимают решения
Любой хозяйствующий
субъект, писал А. Смит, "не
имеет в виду содействовать
общественной пользе ... Он имеет
в виду лишь свой собственный
интерес... преследует лишь собственную
выгоду, причем невидимой рукой
направляется к цели, которая
совсем не входила в его
намерения... Преследуя свои собственные
интересы, он часто более действенным
образом служит интересам
Рынок - это особая форма
взаимоотношений между
Обмен может осуществляться в двух формах:
1) бартер (обмен товара на товар);
2) товарно-денежный обмен, состоящий из двух фаз:
а) фаза покупки;
б) фаза продажи.
Товарно-денежный обмен является более прогрессивной формой обмена, так как имеет целый ряд преимуществ:
1) сокращает время обмена;
2) сокращает издержки при обмене;
3) измеряет стоимость товара наиболее точно.
Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации. Он выполняет следующие важные функции:
1) Обеспечение взаимосвязи производства и потребления. Рынок нацеливает производителя на выпуск именно той продукции, которая нужна потребителю. Судьба производителя зависит от того, насколько точно он угадал потребность рынка. Если производитель будет изготавливать то, что не пользуется спросом, то он неизбежно разорится;
2) Стимулирование эффективности производства. Конкуренция, без которой немыслим рынок, означает, что существует много производителей данной продукции. Каждый из них хочет получить максимум прибыли. Но как это сделать? Надо постараться снизить затраты, и тогда при том же уровне рыночной цены можно получить больше прибыли;
3) снижение затрат. Этого
можно добиться, лишь применяя
новую, более производительную
технику, технологию, лучше организуя
производство. Значит, можно выделить
еще одну функцию рынка —
стимулирование научно-
4) Дифференциация производителей. Рынок ориентируется насильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ресурсы, что способствует их более эффективному использованию в масштабе всего общества;
5) Забота производителя о качестве выпускаемой продукции. Недоброкачественная продукция не будет раскуплена, а значит, производитель не только не получит прибыли, но даже не сможет возместить свои затраты. Более того, рынок заставляет производителя постоянно думать об обновлении продукции, ее видоизменении. Нормальный рынок — царство потребителя. Он выбирает, что покупать. Его благосклонного внимания добиваются многие производители одного и того же товара, старающиеся привлечь покупателя или высоким качеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслуживанием и т. д.
Функции рынка:
Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.
1.2. Сущность рыночной экономики.
- Наличие разнообразных
и равноправных форм частной
собственности, обеспечивающих
Рынок представляет собой
многосложную систему, посредством
которой бесчисленные индивидуальные,
свободно выбранные решения учитываются,
суммируются и взаимно
- Саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования;
- Всеобщность
рынка - проникновение рыночных
отношений во все сферы
общественного производства.
Объектами купли-продажи
в рыночной экономике являются
земля и природные ресурсы,
деньги, валюта, ценные бумаги, информация,
труд и т.д. Однако в любой
рыночной экономике есть сферы,
- Контрактные
(договорные) отношения между
Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;
- Экономическая ответственность.
- Конкуренция, состязательность,
объективно порождаемая
которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом;
- Свободное
ценообразование. В рыночной
Все эти особенности рыночного хозяйства и предопределяют характер ответов на основные вопросы экономики:
"Что производить?"
- решает покупатель (потребитель), который
предъявляет спрос, а
"Как производить?"
- на этот вопрос отвечает
"Для кого производить?" - для того, кто предъявил спрос, кто может купить.
Исторический
опыт доказал, что рыночная
организация экономики
- высокую способность
к оперативному удовлетворению
разнообразных потребностей
- свободу выбора и действий потребителей и производителей;
- эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;
Информация о работе Основные характеристики рыночной экономики