Основные характеристики рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные характеристики рыночной экономики…………………5
1.1.Теория рынка……………………………………………………………….5
1.2.Сущность рыночной экономики………………………………………….7
Глава 2. Преимущества и недостатки рыночной экономики………………11
2.1.Несовершенства рыночной экономики………………………………….11
2.2. Государственное вмешательство………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

kursovaya ekon teoriya123 (1).docx

— 1.13 Мб (Скачать)

 

       Министерство образования и науки Республики Казахстан

                             Атырауский институт нефти и газа

                                     Экономический факультет 

                         Кафедра «Экономики и Менеджмента»

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

                                               Курсовая работа

 

На тему: «Основные характеристики рыночной экономики»

По дисциплине: Экономическая теория                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса УиА-12 р/о

Бисекенова А.

Проверила: доцент кафедры Экономики и Менеджмента

Утебалиева Г.Т

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Атырау 2012 


Содержание

 Введение………………………………………………………………………..3

 Глава 1. Основные характеристики рыночной экономики…………………5

1.1.Теория рынка……………………………………………………………….5

1.2.Сущность рыночной экономики………………………………………….7

Глава 2. Преимущества и недостатки рыночной экономики………………11

2.1.Несовершенства рыночной  экономики………………………………….11

2.2. Государственное вмешательство………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………….19

Список использованной литературы



Введение

На какой бы ступени  исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы  жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые  человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается  в процессе производства. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей.

Потребности - это нужда  в чем-либо необходимом для поддержания  жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства. Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. К специфической особенности потребностей относится их ''необратимость'': с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы. В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества. Организуя производственно-трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.

Рыночная экономика характеризуется  как система, основанная на частной  собственности, свободе выбора и  конкуренции, которая опирается  на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика  гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Рынок - это особая форма  взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения  хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами. Хозяйственные связи, как показывает практика, могут быть двух типов: натуральные; товарные, базирующихся на меновых отношениях, эквивалентном  обмене, свободной купле-продаже  товаров и услуг. Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира, что и создает актуальность настоящей работы.

 

 

 

Глава 1. Основные характеристики рыночной экономики

В рыночной экономике хозяйствующие  субъекты принимают решения самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует эти решения, посредством рынка  бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются, взаимно уравновешиваются и направляются на удовлетворение общественных потребностей.

     Любой хозяйствующий  субъект, писал А. Смит, "не  имеет в виду содействовать  общественной пользе ... Он имеет  в виду лишь свой собственный  интерес... преследует лишь собственную  выгоду, причем невидимой рукой  направляется к цели, которая  совсем не входила в его  намерения... Преследуя свои собственные  интересы, он часто более действенным  образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно  стремится к этому". В качестве такой "невидимой руки" и выступает рыночный механизм.

    1. Теория рынка.

Рынок - это особая форма  взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения  хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами. Хозяйственные связи, как показывает практика, могут быть двух типов: натуральные; товарные, базирующихся на меновых отношениях, эквивалентном  обмене, свободной купле-продаже  товаров и услуг. Это механизм,  посредством  которого  покупатели  и  продавцы взаимодействуют для установления цен и количеств товаров и услуг. Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.  Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей. Изначально рынок означал свободную розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступали деньги. За проданный товар получали деньги и на них приобретали необходимый товар. Такой процесс регулирования производства, спроса, предложения и потребления стал эффективным.

Обмен может осуществляться в двух формах:

1) бартер (обмен товара  на товар);

2) товарно-денежный обмен,  состоящий из двух фаз:

а) фаза покупки;

б) фаза продажи.

Товарно-денежный обмен является более прогрессивной формой обмена, так как имеет целый ряд  преимуществ:

1) сокращает время обмена;

2) сокращает издержки  при обмене;

3) измеряет стоимость  товара наиболее точно.

Рынок — это общемировая  ценность, результат развития человеческой цивилизации. Он выполняет следующие  важные функции:

1) Обеспечение взаимосвязи производства и потребления. Рынок нацеливает производителя на выпуск именно той продукции, которая нужна потребителю. Судьба производителя зависит от того, насколько точно он угадал потребность рынка. Если производитель будет изготавливать то, что не пользуется спросом, то он неизбежно разорится;

2)  Стимулирование эффективности производства. Конкуренция, без которой немыслим рынок, означает, что существует много производителей данной продукции. Каждый из них хочет получить максимум прибыли. Но как это сделать? Надо постараться снизить затраты, и тогда при том же уровне рыночной цены можно получить больше прибыли;

3) снижение затрат. Этого  можно добиться, лишь применяя  новую, более производительную  технику, технологию, лучше организуя  производство. Значит, можно выделить  еще одну функцию рынка —  стимулирование научно-технического  прогресса;

4)  Дифференциация производителей. Рынок ориентируется насильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ресурсы, что способствует их более эффективному использованию в масштабе всего общества;

5)  Забота производителя о качестве выпускаемой продукции. Недоброкачественная продукция не будет раскуплена, а значит, производитель не только не получит прибыли, но даже не сможет возместить свои затраты. Более того, рынок заставляет производителя постоянно думать об обновлении продукции, ее видоизменении.  Нормальный рынок — царство потребителя. Он выбирает, что покупать. Его благосклонного внимания добиваются многие производители одного и того же товара, старающиеся привлечь покупателя или высоким качеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслуживанием и т. д.

Функции рынка:

Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет  возможность выбора оптимального поставщика продукции.

Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.

1.2. Сущность рыночной  экономики.

- Наличие разнообразных  и равноправных форм частной  собственности, обеспечивающих экономическую  самостоятельность и независимость  хозяйствующих субъектов.  Экономическая  свобода дает производителю возможность  выбора видов и форм деятельности  и осуществление  этой деятельности  в любой допускаемой  законом  форме, а для потребителя - возможность  в пределах своих денежных  доходов для удовлетворения своих  потребностей покупать те товары  и услуги, которые они считают  необходимыми. Свобода потребительского выбора имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должно производиться.

Рынок представляет собой  многосложную систему, посредством  которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются;

     - Саморегулирование   хозяйственной  деятельности.   Рыночный   механизм обеспечивает  самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования;

     - Всеобщность  рынка - проникновение рыночных  отношений во все сферы   общественного   производства.   Объектами   купли-продажи   в рыночной экономике являются  земля и природные ресурсы,  деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой  рыночной экономике есть сферы,  на которые рыночные отношения  не распространяются и которые  централизованно регулируются государством;

     - Контрактные  (договорные) отношения между взаимодействующими  экономическими субъектами. Отношения   между последними устанавливаются  не государственными планами,  программами, приказами, а самостоятельно  и добровольно на основе договоров,  контрактов, соглашений. При этом  договор - это не только юридически  оформленный документ, но практически  любое экономическое действие (покупка  товара в розничном магазине  — это контракт между продавцом,  который должен предоставить  товар, и покупателем, который  должен его оплатить). Контракт - это любой акт экономического  взаимодействия, который в явном  или неявном виде предполагает  соблюдение сторонами определенных  условий. Именно через договоры, контракты независимые субъекты  рынка реализуют свои интересы.

Принцип договорных отношений  есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;

- Экономическая ответственность.  В условиях рыночной экономики  всякое предприятие функционирует  на началах самофинансирования, самообеспечения и естественно, само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами. В рыночной экономике ответственность возникает и становится действительной в силу господства частной собственности;

- Конкуренция, состязательность, объективно порождаемая свободой  предпринимательства, свободой выбора  и личным интересом. Именно  конкуренция между покупателями  и продавцами, стремящимися добиться  своих целей за счет конкурентов,  и конечное соглашение между  ними приводит к формированию  рыночных цен. Конкуренция между  производителями заставляет их  производить именно те товары,

которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным  способом;

     - Свободное  ценообразование. В рыночной системе  цены никем не устанавливаются,  они являются результатом взаимодействия  спроса и предложения. Цена  в рыночной экономике - это  важнейший инструмент, который обеспечивает  эффективное распределение ограниченных  ресурсов общества в соответствии  с его потребностями.

Все эти особенности рыночного  хозяйства и предопределяют характер ответов на основные вопросы экономики:

     "Что производить?" - решает покупатель (потребитель), который  предъявляет спрос, а производитель  стремится удовлетворить желание  потребителя. 

     "Как производить?" - на этот вопрос отвечает производитель: "так, чтобы максимизировать  прибыль".

     "Для кого  производить?" - для того, кто предъявил  спрос, кто может купить.

     Исторический  опыт доказал, что рыночная  организация экономики оказалась  наиболее эффективной экономической  системой, прежде всего потому, что  она требует наименьших издержек  при решении основных вопросов  экономики. Если сравнивать рыночную систему с командно-административной (централизованно-управляемой), то к преимуществам рыночной экономики следует отнести:

- высокую способность  к оперативному удовлетворению  разнообразных потребностей людей,  повышению качества товаров и  услуг;

- свободу выбора и действий  потребителей и производителей;

- эффективное распределение  ресурсов в соответствии с  потребностями общества;

Информация о работе Основные характеристики рыночной экономики