Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:34, диссертация
Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании существующего методического обеспечения управления материальными потоками микрологистической системы автотранспортного предприятия.
Реализация поставленной цели предусматривала решение ряда задач:
- анализ существующих методов управления запасами на АТП;
- классификация и формализация материальных потоков на АТП;
- анализ и совершенствование методов определения номенклатурных групп материальных ресурсов;
- разработка методического подхода к определению оптимальной величины заказа материальных ресурсов разных номенклатурных групп;
Введение...3
1. Применение логистического подхода к управлению материальными потоками на предприятии автомобильного транспорта...9
1.1 Определение, понятие и задачи логистики. Распространение логистического подхода в России и за рубежом...9
1.2 Особенности логистического управления предприятием автомобильного транспорта...29
1.3 Методические аспекты управления запасами. Управление запасами наАТП...48
2. Совершенствование методического подхода к нормированию материальных ресурсов и прогнозированию объёмов их потребления...57
2.1 Систематизация логистических потоков и их аналитическое описание...57
2.2Совершенствование методики определения номенклатурных групп...67
2.3 Методы прогнозирования в логистике...82
2.4 Определение оптимальной величины заказа материальных ресурсов...96
3. Практические аспекты разработки и внедрения системы комплексного управления материальными потоками...101
3.1 Комплексный алгоритм управления материальными потоками...101
3.2 Структуризация материальных ресурсов...103
3.3 Прогнозирование объёмов потребления запасных частей...114
3.4 Апробация методики определения оптимальной величины заказа материальных рсурсов...125
Заключение...130
Литература...133
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...3
1. Применение
логистического подхода к
1.1 Определение,
понятие и задачи логистики.
Распространение
1.2 Особенности
логистического управления
1.3 Методические аспекты управления запасами. Управление запасами наАТП...48
2. Совершенствование
методического подхода к
2.1 Систематизация логистических потоков и их аналитическое описание...57
2.2Совершенствование
методики определения
2.3 Методы
прогнозирования в логистике...
2.4 Определение оптимальной величины заказа материальных ресурсов...96
3. Практические
аспекты разработки и
3.1 Комплексный
алгоритм управления
3.2 Структуризация материальных ресурсов...103
3.3 Прогнозирование объёмов потребления запасных частей...114
3.4 Апробация
методики определения
Заключение...130
Литература...133
Приложения...146
ВВЕДЕНИЕ
С переходом
на рыночные отношения российские автотранспортные
предприятия (АТП) оказались в состоянии
кризиса. В то же время накопленный
опыт управления автотранспортным производством
показывает, что традиционные способы
повышения эффективности
Эффективность функционирования предприятий автомобильного транспорта во многом зависит от надёжности автомобилей. В свою очередь, эксплуатационная надёжность транспорта взаимосвязана с материальными ресурсами, потребляемыми АТП в ходе эксплуатации подвижного состава. Задача управления материальными потоками является задачей логистики.
С ликвидацией
дефицита запасных частей в товаропроводящей
сети, АТП получили возможность в
пределах своих финансовых средств
приобретать материальные ресурсы,
соответствующие их действительным
потребностям. В данных условиях предприятия
автотранспорта заинтересованы в объективной
оценке потребности в запасных частях
и агрегатах, и определении запасов
этих ресурсов. В настоящее время
реализуемые на уровне микрологистической
системы АТП функции
Следует отметить
тот факт, что проблема структуризации,
нормирования и оптимизации материальных
ресурсов является не новой для ATI 1.
Этому вопросу посвящено также
достаточно большое количество работ
отечественных и зарубежных учёных,
в частности, Б.А. Аникина, Д.Дж. Бауэрсокса,
A.M. Гад-жинского, Е.А. Гордона, М.Е. Залмановой,
К.В. Инютиной, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша,
B.C. Лукинского, В.И. Сергеева, В.А. Щетины
и др. Однако, общепринятой и соответствующей
современным условиям функционирования
АТП, точки зрения на эту проблему
не существует. Вышесказанное обуславливает
необходимость
Цель диссертационного
исследования заключается в
Реализация поставленной цели предусматривала решение ряда задач:
- анализ
существующих методов
- классификация и формализация материальных потоков на АТП;
- анализ
и совершенствование методов
определения номенклатурных
- разработка
методического подхода к
- разработка
методик прогнозирования
- составление
комплексного алгоритма
Объектом исследования послужили грузовые и пассажирские АТП Ставропольского края и г. Ставрополя, а также станция технического обслуживания автомобилей (СТО) «Ставрополь-Лад а».
Предметом исследования являются методы и модели управления материальными потоками микрологистической системы автотранспортного предприятия.
Теоретической
и методологической основой диссертационного
исследования послужили методы экономического
и финансового анализа, математической
статистики, теории логистики, элементы
экономико-математического
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. Разработана
классификация материальных
2. Предложена
методика классификации
3. Разработан
механизм двухмерного метода ABC,
позволяющий разделить
4. Усовершенствована
методика определения
5. Предложен
методический подход к
6. Разработан
обобщённый алгоритм и
Практическая
значимость диссертационного исследования
заключается в том, что применение
на практике предлагаемых в работе
моделей и методик облегчит управление
материальными потоками на предприятии.
Своевременная классификация и
прогнозирование объёмов
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.
6
Во введении обосновывается актуальность проблемы, ставится цель и формулируются основные задачи исследования, выбирается предмет и объект исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе
- «Применение логистического подхода
к управлению материальными потоками
на предприятии автомобильного транспорта»
-приведены примеры и сделан анализ
реально действующих
Вторая глава
- «Совершенствование методического
подхода к нормированию материальных
ресурсов и прогнозированию объёмов
их потребелния» -включает разработку
классификации материальных потоков,
в основу которой положены структурные
модели, позволяющие из элементарных
моделей потоков агрегировать модели
различной сложности. В дальнейшем
такие модели возможно применять
в различных функциональных областях
логистики, в частности, в снабжении.
Проанализированы существующие методы
определения номенклатурных групп
материальных ресурсов и предложена
классификация материальных ресурсов
с помощью совместного
7
В третьей
главе - «Практические аспекты
В заключении сформулированы краткие выводы по результатам исследования.
Результаты
диссертационной работы использованы
при написании монографии «Управление
материальными потоками микрологистической
системы автотранспортного
Разработанная
в диссертации комплексная
Основные
положения диссертации
- научно-технической
конференции по итогам работы
профессорско-
- межрегиональных
научно-практических
- межрегиональной
научной конференции «
- региональной
научно-технической
8
- международной
научно-практической
9
1. ПРИМЕНЕНИЕ
ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К
1.1 Определение,
понятие и задачи логистики.
Распространение
Термин «логистика»
имеет глубокие исторические корни.
Его многовековая история берёт
начало с Древней Греции и Древнего
Рима. Широкое применение логистика
получила сначала в военной, а
затем и в гражданской