Логистика материальных потоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:34, диссертация

Описание работы

Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании существующего методического обеспечения управления материальными потоками микрологистической системы автотранспортного предприятия.

Реализация поставленной цели предусматривала решение ряда задач:

- анализ существующих методов управления запасами на АТП;

- классификация и формализация материальных потоков на АТП;

- анализ и совершенствование методов определения номенклатурных групп материальных ресурсов;

- разработка методического подхода к определению оптимальной величины заказа материальных ресурсов разных номенклатурных групп;

Содержание

Введение...3

1. Применение логистического подхода к управлению материальными потоками на предприятии автомобильного транспорта...9

1.1 Определение, понятие и задачи логистики. Распространение логистического подхода в России и за рубежом...9

1.2 Особенности логистического управления предприятием автомобильного транспорта...29

1.3 Методические аспекты управления запасами. Управление запасами наАТП...48

2. Совершенствование методического подхода к нормированию материальных ресурсов и прогнозированию объёмов их потребления...57

2.1 Систематизация логистических потоков и их аналитическое описание...57

2.2Совершенствование методики определения номенклатурных групп...67

2.3 Методы прогнозирования в логистике...82

2.4 Определение оптимальной величины заказа материальных ресурсов...96

3. Практические аспекты разработки и внедрения системы комплексного управления материальными потоками...101

3.1 Комплексный алгоритм управления материальными потоками...101

3.2 Структуризация материальных ресурсов...103

3.3 Прогнозирование объёмов потребления запасных частей...114

3.4 Апробация методики определения оптимальной величины заказа материальных рсурсов...125

Заключение...130

Литература...133

Работа содержит 1 файл

НИРС_инфоДокумент Microsoft Office Word.docx

— 30.54 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение...3

1. Применение  логистического подхода к управлению  материальными потоками на предприятии  автомобильного транспорта...9

1.1 Определение,  понятие и задачи логистики.  Распространение логистического  подхода в России и за рубежом...9

1.2 Особенности  логистического управления предприятием  автомобильного транспорта...29

1.3 Методические  аспекты управления запасами. Управление  запасами наАТП...48

2. Совершенствование  методического подхода к нормированию  материальных ресурсов и прогнозированию  объёмов их потребления...57

2.1 Систематизация  логистических потоков и их  аналитическое описание...57

2.2Совершенствование  методики определения номенклатурных  групп...67

2.3 Методы  прогнозирования в логистике...82

2.4 Определение  оптимальной величины заказа  материальных ресурсов...96

3. Практические  аспекты разработки и внедрения  системы комплексного управления  материальными потоками...101

3.1 Комплексный  алгоритм управления материальными  потоками...101

3.2 Структуризация  материальных ресурсов...103

3.3 Прогнозирование  объёмов потребления запасных  частей...114

3.4 Апробация  методики определения оптимальной  величины заказа материальных  рсурсов...125

Заключение...130

Литература...133

Приложения...146 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

С переходом  на рыночные отношения российские автотранспортные предприятия (АТП) оказались в состоянии  кризиса. В то же время накопленный  опыт управления автотранспортным производством  показывает, что традиционные способы  повышения эффективности управления деятельностью АТП в значительной степени себя исчерпали и нужны  новые формы и методы, способные  повысить качество управления. Практическим инструментом реализации поставленных задач служит логистический подход к управлению АТП.

Эффективность функционирования предприятий автомобильного транспорта во многом зависит от надёжности автомобилей. В свою очередь, эксплуатационная надёжность транспорта взаимосвязана  с материальными ресурсами, потребляемыми  АТП в ходе эксплуатации подвижного состава. Задача управления материальными  потоками является задачей логистики.

С ликвидацией  дефицита запасных частей в товаропроводящей сети, АТП получили возможность в  пределах своих финансовых средств  приобретать материальные ресурсы, соответствующие их действительным потребностям. В данных условиях предприятия  автотранспорта заинтересованы в объективной  оценке потребности в запасных частях и агрегатах, и определении запасов  этих ресурсов. В настоящее время  реализуемые на уровне микрологистической системы АТП функции планирования, прогнозирования потребности в  запасных частях и агрегатах, а также  структурирование материальных ресурсов и определение уровня их запасов  не отвечают требованиям рыночной экономики.

Следует отметить тот факт, что проблема структуризации, нормирования и оптимизации материальных ресурсов является не новой для ATI 1. Этому вопросу посвящено также  достаточно большое количество работ  отечественных и зарубежных учёных, в частности, Б.А. Аникина, Д.Дж. Бауэрсокса, A.M. Гад-жинского, Е.А. Гордона, М.Е. Залмановой, К.В. Инютиной, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, B.C. Лукинского, В.И. Сергеева, В.А. Щетины и др. Однако, общепринятой и соответствующей  современным условиям функционирования АТП, точки зрения на эту проблему не существует. Вышесказанное обуславливает  необходимость совершенствования  существующих методов и моделей  управления материальными потоками и доказывает актуальность данной работы.

Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании  существующего методического обеспечения  управления материальными потоками микрологистической системы автотранспортного  предприятия.

Реализация  поставленной цели предусматривала  решение ряда задач:

- анализ  существующих методов управления  запасами на АТП; 

- классификация  и формализация материальных  потоков на АТП; 

- анализ  и совершенствование методов  определения номенклатурных групп  материальных ресурсов;

- разработка  методического подхода к определению  оптимальной величины заказа  материальных ресурсов разных  номенклатурных групп; 

- разработка  методик прогнозирования объёмов  потребления запасных частей  разных номенклатурных групп; 

- составление  комплексного алгоритма управления  материальными потоками.

Объектом  исследования послужили грузовые и  пассажирские АТП Ставропольского  края и г. Ставрополя, а также станция  технического обслуживания автомобилей (СТО) «Ставрополь-Лад а».

Предметом исследования являются методы и модели управления материальными потоками микрологистической системы автотранспортного  предприятия.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили методы экономического и финансового анализа, математической статистики, теории логистики, элементы экономико-математического моделирования, исследования операций и теории вероятностей, методы организации управления запасами.

Научная новизна  диссертационного исследования состоит  в следующем:

1. Разработана  классификация материальных потоков,  позволяющая составлять модели  для дальнейшего управления ими. 

2. Предложена  методика классификации материальных  ресурсов в зависимости от  вариации спроса на них. 

3. Разработан  механизм двухмерного метода ABC, позволяющий разделить материальные  ресурсы на группы в зависимости  от количественно-стоимостного аспекта  и частоты их потребления. 

4. Усовершенствована  методика определения оптимальной  величины заказа материальных  ресурсов, основанная на выделяемых  номенклатурных группах. 

5. Предложен  методический подход к прогнозированию  объёмов потребления материальных  ресурсов различных номенклатурных  групп с использованием пакетов  прикладных программ для ЭВМ. 

6. Разработан  обобщённый алгоритм и методическое  обеспечение управления материальными  потоками.

Практическая  значимость диссертационного исследования заключается в том, что применение на практике предлагаемых в работе моделей и методик облегчит управление материальными потоками на предприятии. Своевременная классификация и  прогнозирование объёмов потребления  материальных ресурсов позволит создать  необходимый уровень материальных запасов, повысить их оборачиваемость, снизить затраты на управление материальными  потоками и содержание запасов материальных ресурсов и, как следствие, увеличить  прибыль предприятия. Определённую практическую значимость имеет и  проведённое в работе обследование и анализ реальных логистических  систем.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.

6

Во введении обосновывается актуальность проблемы, ставится цель и формулируются основные задачи исследования, выбирается предмет  и объект исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе - «Применение логистического подхода  к управлению материальными потоками на предприятии автомобильного транспорта» -приведены примеры и сделан анализ реально действующих логистических  систем; систематизированы и обобщены работы российских и зарубежных учёных по проблеме управления материальными  потоками; рассмотрены особенности  логистического управления предприятием автомобильного транспорта; дан анализ состояния и тенденций развития автомобильного транспорта в РФ, Ставропольском крае и г. Ставрополе, в том числе  анализ управления материальными запасами на АТП; обоснована необходимость совершенствования  методического подхода к управлению запасами на АТП.

Вторая глава - «Совершенствование методического  подхода к нормированию материальных ресурсов и прогнозированию объёмов  их потребелния» -включает разработку классификации материальных потоков, в основу которой положены структурные  модели, позволяющие из элементарных моделей потоков агрегировать модели различной сложности. В дальнейшем такие модели возможно применять  в различных функциональных областях логистики, в частности, в снабжении. Проанализированы существующие методы определения номенклатурных групп  материальных ресурсов и предложена классификация материальных ресурсов с помощью совместного проведения ABC и XYZ анализов. Для изучения внутренней структуры потоков обосновывается необходимость расчёта автокорреляционной функции. На основе выделенных в результате двухмерного анализа классов  материальных ресурсов (АХ, AY, AZ, ВХ, BY, BZ, CX, CY, CZ) предложен комплекс методик  прогнозирования объёмов потребления  материальных ресурсов. Усовершенствована  методика расчёта оптимальной величины заказа для каждого класса материальных ресурсов.

7

В третьей  главе - «Практические аспекты разработки и внедрения системы комплексного управления материальными потоками»  — разработан обобщённый алгоритм и методическое обеспечение управления материальными потоками. Проведены  примеры расчётов (в том числе  с использованием прикладных программ для ЭВМ) на основе статистических данных автотранспортных предприятий и  станций технического обслуживания автомобилей г. Ставрополя.

В заключении сформулированы краткие выводы по результатам  исследования.

Результаты  диссертационной работы использованы при написании монографии «Управление  материальными потоками микрологистической системы автотранспортного предприятия» (авторы В.И. Бережной, Т.А. Порохня, И.А. Цвиринько).

Разработанная в диссертации комплексная методика управления материальными потоками прошла экспериментальную проверку и принята к внедрению на ОАО  «Автоколонна-1202» г. Ставрополя, на СТОА «Ставрополь-Лада» и на ряде АТП Ставропольского края.

Основные  положения диссертации докладывались  на:

- научно-технической  конференции по итогам работы  профессорско-преподавательского состава,  аспирантов и студентов в Северо-Кавказском  государственном техническом университете (Ставрополь, 2001 г.);

- межрегиональных  научно-практических конференциях  «Социально-экономические проблемы  развития потребительской кооперации»  (Ставрополь, 2001, 2002 г.г.);

- межрегиональной  научной конференции «Студенческая  наука - экономике России» (Ставрополь, 2001 г.);

- региональной  научно-технической конференции  «Вузовская наука -Северо-Кавказскому  региону» (Ставрополь, 2001 г.)

8

- международной  научно-практической конференции  «Логистика: современные тенденции  развития» (Санкт-Петербург, 2002 г.); Основные  результаты исследования опубликованы  в 9 работах общим объёмом 8,15 п.л. 

9

1. ПРИМЕНЕНИЕ  ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ  МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 

1.1 Определение,  понятие и задачи логистики.  Распространение логистического  подхода в России и за рубежом 

Термин «логистика»  имеет глубокие исторические корни. Его многовековая история берёт  начало с Древней Греции и Древнего Рима. Широкое применение логистика  получила сначала в военной, а  затем и в гражданской областях. Но лишь в середине 20 века логистический  подход начинает широко применяться  в экономике различных стран. На сегодняшний день проблемы логистики  привлекают внимание учёных, специалистов, руководителей фирм, концернов, транспортных предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый интерес  проявляется в научном и практическом планах. Распространение принципов  логистики возрастает в прогрессивных  масштабах: уже читают курсы лекций по логистике, созданы кафедры логистики, изданы книги, посвященные логистике, открыты рубрики «логистика»  в журналах, была создана Ассоциация логистики в РФ.

Информация о работе Логистика материальных потоков