Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:52, курсовая работа
Актуальность темы диссертации. Логическое совершенствование законов — необходимая предпосылка улучшения их качества, облегчения процесса их применения и толкования, повышения эффективности действия. Особую значимость проблемы логического совершенствования законов приобретают в условиях реформирования правовой системы Республики Беларусь.
К сожалению, приходится констатировать, что серьезные реформы законодательства Республики Беларусь проводятся без достаточно глубокой научной обоснованности. Законотворческий процесс осуществляется зачастую без учета логической природы и специфики закона. В связи с этим законы Республики Беларусь содержат множество противоречий, иных логических изъянов и дефектов. Все это негативно сказывается на качестве законов, осложняет процесс их применения и снижает эффективность действия.
Общая характеристика работы.....................................................3
Глава 1. Обзор литературы и методология диссертационного исследования.............................................................................9
1.1. Обзор литературы по проблемам логики закона.............................9
1.2. Общая концепция диссертационного исследования....................... 15
1.3. Методология диссертационного исследования............................. 16
Глава 2. Логическая характеристика элементов содержания закона и их системы..............................................................................20
2.1. Логико-юридическая природа и специфика понятий закона........ ....20
2.2. Логическая характеристика правовых предписаний закона.............30
2.2.1. Логическая природа правовых предписаний закона
и их основные логические характеристики...............................30
2.2.2. Логическая структура нормативных правовых
предписаний закона ..........................................................43
2.3. Основные логические особенности содержания закона..................52
2.3.1. Соответствие содержания закона основным
социальным закономерностям.............................................. ...53
2.3.2. Формально-логическая определенность и единство содержания
закона............................................................................58
2.3.3. Логическая непротиворечивость и согласованность правовых
предписаний закона и системы законодательства в целом.............64
Глава 3. Логические особенности форм выражения закона ...........73
3.1. Логический анализ языковой знаковой системы закона................73
3.1.1. Понятие языковой знаковой системы закона и ее основные
характеристики............................................................. ...73
3.1.2. Логика внутрисистемных трансформаций языковой знаковой
системы закона...............................................................77
3.1.3. Логика приложения языковой знаковой системы закона............82
3.2. Логическая структура закона.
Заключение.
Список использованных источников.......................................93
Помимо приведенных логических характеристик научных, прикладных и легальных дефиниций понятий закона следует особо отметить юридическую специфику легальных дефиниций. В отличие от научных и прикладных, легальные дефиниции понятий закона носят нормативный характер. Будучи нормативными предписаниями, легальные дефиниции однако не предписывают каких-либо конкретных правил поведения субъектам права, а способствуют единообразному пониманию субъектами права языковых знаков, содержащихся в тексте закона. Данная особенность легальных дефиниций неоднократно указывалась в юридической литературе, в связи с чем они относились к особой группе нормативных предписаний, отличных от стандартных по содержанию, структуре и выполняемым функциям. Так, российский ученый В.М. Горшенев включил легальные дефиниции в группу нетипичных нормативных предписаний, которые, в отличие от типичных, «лишены традиционной логичности нормы права, не содержат или почти не содержат некоторых ее естественных элементов, в силу чего выглядят композиционно несовершенными, структурно незавершенными. Нетипичные нормативные предписания по отношению к норме права и содержанию всего права имеют субсидиарный характер, выполняют роль обстоятельств, дополняющих всю композицию права, связывающих все его элементы в единую целостность»258. Нормативные свойства легальных дефиниций, - утверждает В.М. Горшенев, - заключаются в том, что они выполняют функции своего рода трафаретных указателей, с помощью которых возможно удостоверить юридическую характеристику определенных фактических обстоятельств или явлений259. Сложно согласиться с В.М. Горшеневым лишь в том, что типичные нормативные предписания обладают логической структурой нормы права, а нетипичные - лишены такой структуры. На наш взгляд, норма права и типичное нормативное предписание имеют различные логические структуры и следует отмечать различие логических структур типичных и нетипичных нормативных предписаний безотносительно к логической структуре нормы права. Более подробно проблемы особенностей логических структур типичных и нетипичных нормативных предписаний закона, а также их отличий от логической структуры норм права будут рассмотрены нами во втором разделе настоящей главы диссертации.
Польский ученый 3. Зембиньский также подчеркивает особую юридическую природу легальных дефиниций и относит их к числу метапред-писаний системы законодательства. Метапредписания, или предписания второго уровня, - отмечает 3. Зембиньский, - не имеют самостоятельного значения, а лишь различными способами дополняют, изменяют или ограничивают содержание фундаментальных (основных) предписаний нормативных актов260.
Дефинирование понятий закона должно осуществляться в соответствии с рядом языковых, фактических, логических и юридических требований. Согласно языковым требованиям, definiens дефиниции необходимо формулировать посредством языковых выражений, смысловое значение которых уже известно, достаточно ясно и понятно адресатам. Особенно важно соблюдать языковые требования при конструировании легальных дефиниций, поскольку они рассчитаны на широкий круг субъектов права, многие из которых не обладают специальным знанием юридической терминологии.
В соответствии с фактическими требованиями квалификация definienduma должна осуществляться точно по существенным признакам, т.е. дефиниция должна полно и адекватно отражать сущность определяемого явления. Фактические требования особенно важны при формулировании научных дефиниций понятий закона, носящих реальный характер, преследующих цель выявления сущности предметов, явлений или процессов.
Среди логических требований, предъявляемых к дефинированию понятий закона, наиболее значимы следующие: правило соразмерности, правило запрета тавтологии, правило запрета порочного круга и правило запрета отрицания. Правило соразмерности требует, чтобы definiendum и definiens имели тождественные объемы в реальных дефинициях, т.е. научных дефинициях понятий закона, либо были заменимы друг на друга в номинальных, т.е. легальных и прикладных дефинициях понятий закона. Правило запрета тавтологии устанавливает, что понятие нельзя определять посредством его самого, т.е. definiendum не должен находиться в definiensie. Правило запрета порочного круга означает, что definiens не должен содержать выражений, которые в свою очередь определяются через definiendum. Правило запрета отрицания гласит, что в definiensie дефиниции следует указывать на позитивные признаки предмета или явления, а не на их отсутствие.
Основными юридическими требованиями, которым должны соответствовать дефиниции понятий законов, являются требования определенности сферы действия и дискурсивности. Все дефиниции понятий законов должны иметь точно обозначенную сферу действия. Так, дефиниции общих законодательных понятий должны применяться в рамках всей законодательной системы, дефиниции межотраслевых понятий - в пределах совокупности смежных отраслей, дефиниции отраслевых понятий - в пределах одной отрасли законодательства. А дефиниции понятий, содержащиеся в законах, не имеющих ведущего отраслевого значения, должны действовать лишь в пределах этих законов и подчиненных им по юридической силе нормативных актов261.
Дефиниции понятий законов должны удовлетворять и требованию дискурсивности, т.е. должны быть логически согласованы с предшествующими общепризнанными дефинициями, с основополагающими дефинициями действующего законодательства и с определенными дефинитивными потенциями развития системы законодательства262. Дискурсивность дефиниций понятий законов обеспечивает логическое единство как отдельных законов, так и всей системы законодательства в целом.
Наряду с точной определенностью
содержаний, понятиям закона присуще
также и постоянство содержаний
Следующей логической особенностью понятий закона является константность языковых форм их выражения264. Константность языкового выражения понятий закона заключается в том, что каждое понятие закона фиксируется в его тексте посредством только одного и всегда одинакового языкового знака или их совокупности. Иначе говоря, всегда, когда в тексте закона содержится определенный языковой знак или выражение, под ним подразумевается одно и то же понятие, а когда содержится иной знак или выражение - подразумевается иное понятие. Основной языковой формой выражения понятий закона являются термины, подробная характеристика которых будет приведена нами в следующей главе настоящей диссертации, при исследовании языковой формы выражения содержания закона.
В практическом аспекте
константность языкового
Вместе с тем использование синонимии и омонимии в языке закона имеет свою специфику, отлично от их употребления в литературном языке. Так, синонимы, содержащиеся в текстах законов должны удовлетворять категорическим требованиям эквивалентности, т.е. одинаковые понятия, обозначаемые различными языковыми выражениями, должны полностью совпадать по содержанию и объему. Какие-либо содержательные или иные различия и оттенки в законодательной синонимии недопустимы267. Кроме того, синонимические ряды должны быть четко обозначены в законодательных текстах, очевидны для всех субъектов права. Омонимы, используемые в текстах законов, должны обязательно сопровождаться либо явными легальными дефинициями понятий, которые они выражают, либо точным контекстуальным окружением, указывающим на содержание и объем именуемых ими понятий.
Характерными логическими признаками системы понятий закона являются непротиворечивость и логическое единство. В отличие от системы правовых понятий, отражающей противоречия реальных правовых отношений и в силу этого обладающей противоречивым характером, системе понятий закона присуща непротиворечивость. Она обусловлена тем, что отдельные законы и система законодательства в целом, в отличие от правовой, являются результатом мышления законодателя, которое функционирует по правилам и законам формальной логики, запрещающей противоречия в процессе мышления (закон исключенного третьего). Непротиворечивость мышления законодателя обеспечивается на уровне первичных форм мышления - понятий - часть из которых фиксируется в законах и становится фундаментом непротиворечивости их содержаний.
Противоречия права не отражаются в системе понятий закона и не выражаются на законодательном языке, т.е. остаются за пределами законодательного регулирования. На этом основании Н.В. Сильченко выделяет такие черты системы понятий и терминов законодательства, как внутренняя замкнутость и ограниченность, т.е. способность охватить только определенный фрагмент правовой действительности и правовых понятий. Он отмечает, что «понятийный аппарат законодательства в состоянии охватить лишь определенный срез права, язык закона не принимает в расчет и как бы «отбрасывает» от себя все те знания о праве и факты правовой действительности, которые не вписываются в определенную, логически заданную и непротиворечивую систему понятий, юридических конструкций и схем»268. Таким образом, формально-логический характер закона приводит к тому, что в нем содержится лишь определенная модель права, которая не охватывает всего многообразия правовых явлений и теоретических представлений о праве269.
Все понятия законодательства взаимосогласованы, увязаны в логическое единство. Содержание каждого из них находится в жесткой зависимости от содержаний других законодательных понятий, от их логического целого270. Внесение каких-либо изменений в систему законодательных понятий невозможно без учета их логического единства. Поэтому использование любого понятия в законотворческом процессе должно сопровождаться его согласованием с этим целым.
Все охарактеризованные выше логические особенности понятий закона должны быть, на наш взгляд, зафиксированы в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» при указании требований, предъявляемых к понятиям нормативных правовых актов. К сожалению, при перечислении этих требований, Закон ограничивается лишь следующим. В ч. 3 ст. 23 Закона говорится о том, что «термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными»271. А в ст. 34 данного Закона указывается, что в тексте нормативного акта не допускается употребление «...в одном и том же смысле разных понятий (терминов)»272. Представляется, что формулировки приведенных требований не совсем корректны с точки зрения формальной логики. Во-первых, понятия не обладают такой характеристикой как понятность. Во-вторых, значение и смысл являются основными характеристиками терминов, а не понятий. В связи с этим неверным представляется отождествление в Законе требований, предъявляемых к терминам, используемым в текстах нормативных актов, с требованиями, предъявляемыми к используемым в них понятиям.
При формулировке в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» требований, предъявляемых к понятиям нормативных актов, наиболее целесообразным нам представляется указать следующее. Понятия, используемые в нормативном правовом акте, должны иметь точно определенные и постоянные содержания; фиксироваться в тексте нормативного акта посредством только одного и всегда одинакового термина; быть непротиворечивыми и логически взаимосвязанными.
2.2. Логическая
характеристика правовых
2.2.1. Логическая
природа правовых предписаний
закона и их основные
В юридической литературе господствует мнение о том, что правовые предписания закона выступают основными элементами его содержания273. Однако следует отметить, что в современной теории права данная позиция является не единственным решением вопроса об основных элементах содержания нормативных правовых актов. Некоторые авторы называют в качестве таковых нормы права274, другие -статьи нормативных актов275. Следует согласиться с позицией тех авторов, которые четко разграничивают содержание системы права и системы законодательства на уровне их основных элементов - исходят из различия содержания и формы нормативного акта и их основных элементов -правового предписания и статьи соответственно.
В советской юридической литературе понятие «правовое предписание» впервые было использовано А.В. Мицкевичем, который определил его как грамматически и «логически завершенное положение, прямо сформулированное в тексте акта государственного органа и содержащее обязательное для других лиц, организаций решение государственной власти»276. Среди иных дефиниций понятий «правовое предписание» и «нормативно-правовое предписание», предложенных в правовой литературе, наиболее полной и точной как в юридическом, так и в логическом аспектах, нам представляется дефиниция, разработанная А.Л. Парфентье-вым. Он определил нормативно-правовое предписание как «обязательное для исполнения веление государственной власти, непосредственно представленное в тексте правового акта в виде правового (модального) высказывания (простого или сложного), в определенной мере логически завершенное, имеющее относительно самостоятельное содержание и структуру, а также свою основную грамматическую форму выражения - предложение»277.
Информация о работе Обзор литературы и методология диссертационного исследования