Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:30, дипломная работа
Цель дипломного сочинения определяется следующим образом: проанализировать лексические и грамматические архаизмы в поэтическом наследии Беллы Ахмадулиной.
Исходя из поставленной цели, сформировались задачи дипломной работы:
проанализировать особенности поэтического стиля Б. Ахмадулиной;
раскрыть лингвистическую науку об архаизмах и их стилистическом использовании;
выявить и расклассифицировать лексические и грамматические архаизмы в поэзии Беллы Ахмадулиной;
определить роль историзмов в поэтическом наследии Б.Ахмадулиной
проанализировать стилистические функции архаизмов.
Введение 6
1 Особенности поэтического стиля Б.А. Ахмадулиной 10
2 Лингвистическая наука об архаизмах и их стилистическом использовании 18
3 Анализ лексических и грамматических архаизмов в поэзии
Беллы Ахмадулиной 25
3.1 Лексико-фонетические архаизмы 25
3.2 Архаизмы лексико-словообразовательные 36
3.3 Собственно-лексические архаизмы 41
3.4 Грамматические архаизмы в поэзии Беллы Ахмадулиной 51
4 Историзмы в поэтическом наследии Б.А. Ахмадулиной 64
5 Стилистические функции архаизмов 67
Заключение 73
Список использованных источников 75
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА
Факультет филологический
Кафедра русского языка
___________
________________________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ АРХАИЗМЫ
КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЭТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ
Автор дипломной работы
_____________________
Обозначение дипломной работы
Специальность
Руководитель работы
_____________________
Нормоконтролер _____________________
Рецензент
Москва 2008
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА
Факультет филологический
Кафедра русского языка
УТВЕРЖДАЮ
___________
________________________
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
Студент
1. Тема: Лексические и грамматические архаизмы как элемент поэтического стиля Беллы Ахмадулиной
2. Срок представления работы к защите:
3. Исходные данные для дипломной работы: поэзия Б.И. Ахмадулиной, научно-учебная литература.
4. Содержание дипломной работы
4.1. Введение
4.2. Особенности поэтического стиля Б.А. Ахмадулиной
4.3 Лингвистическая наука об архаизмах и их стилистическом использовании
4.4 Анализ лексических и грамматических архаизмов в поэзии Беллы Ахмадулиной
4.4 1 Лексико-фонетические архаизмы
4.4 2 Архаизмы лексико-словообразовательные
4.4 3 Собственно-лексические архаизмы
4.4.4 Грамматические архаизмы в поэзии Беллы Ахмадулиной
4.5 Историзмы в поэтическом наследии Б.А. Ахмадулиной
4.6 Стилистические функции архаизмов
4.7 Заключение
4.8 Список использованных источников
Руководитель работы ______________________________
Задание принял к исполнению _____________________________
Реферат
Дипломная работа содержит 81 страницу, 82 использованных источника.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ АРХАИЗМЫ, ИСТОРИЗМЫ, СТИЛЬ, ПОЭЗИЯ, ФУНКЦИЯ, АНАЛИЗ, АРХАИКА, ПОЭТЕССА, ТВОРЧЕСТВО, ЛИРИКА.
Объектом нашего исследования является поэзия Беллы Ахатовны Ахмадулиной.
Цель работы: проанализировать лексические и грамматические архаизмы в поэтическом наследии Б.А. Ахмадулиной.
В процессе работы использовались следующие методы: типологический метод, сравнительно-сопоставительный, описательный, статистический.
В результате исследования
рассмотрены лексические и
Степень внедрения – частичная.
Область применения – использование в школьной практике преподавания русского языка.
Эффективность – повышение качества знаний учащихся по данной теме.
Содержание
Введение
1 Особенности поэтического стиля
Б.А. Ахмадулиной
2 Лингвистическая наука об архаизмах и их стилистическом использовании 18
3 Анализ лексических и грамматических архаизмов в поэзии
Беллы Ахмадулиной
3.1 Лексико-фонетические архаизмы
3.2 Архаизмы лексико-словообразовательные 36
3.3 Собственно-лексические архаизмы
3.4 Грамматические архаизмы в поэзии
Беллы Ахмадулиной
4 Историзмы в поэтическом
5 Стилистические функции архаизмов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Имя Беллы Ахмадулиной (родилась 10 апреля 1937 года в Москве) среди имен современных поэтов стоит в особом ряду. За свою долгую творческую жизнь поэтесса не изменила ни своим высоким представлениям о нравственности и человеческом достоинстве, ни своему исповедальному дару. Ее лирическая героиня сохранила по-детски доверчивый взгляд на окружающее, в то же время, напитав его вековечной мудростью человека, который не случайно получил в награду талант проникать в самую суть явлений и событий.
Для нее не существует неважных, проходных вещей – любая деталь достойна осмысления, любования, уважения: будь это цветок или снежинка, высочайшее лирическое откровение или лепет ребенка.
Творчество Беллы Ахмадулиной направлено на смягчение сердец и умножение любви и добра в нашей жизни.
В стихах Беллы Ахмадулиной ценилась не эстрадная громкость голоса, а интимность, изящество, за которое особенно легко принимали стилистическое жеманство: поэтесса любила придать голосу томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от пушкинской эпохи. Талант Ахмадулиной прежде всего интонационный, акцентный. Из её уст слышатся не слова, а некий музыкальный стилистический тон. Именно Ахмадулина выступила популяризатором русской поэтической традиции, умело примериваясь к возможностям своего читателя и слушателя, к требованиям преимущественно молодёжной аудитории. В такого рода общении возникал вдохновляющий контакт поэта с аудиторией.
Тема дипломного сочинения – «Лексические и грамматические архаизмы как элемент поэтического стиля Б.А. Ахмадулиной».
Предметом изучения данной дипломной работы является анализ архаизмов в лирических произведениях Беллы Ахмадулиной, исследование стилистических функций лексических архаизмов, анализ их роли в создании особого поэтического наследия поэтессы.
Цель дипломного сочинения определяется следующим образом: проанализировать лексические и грамматические архаизмы в поэтическом наследии Беллы Ахмадулиной.
Исходя из поставленной цели, сформировались задачи дипломной работы:
Объектом нашего исследования является поэтическое наследие Беллы Ахмадулиной.
Предметом – лексические и грамматические архаизмы в поэзии Б. Ахмадулиной.
Научная новизна исследования состоит в выявлении грамматических и лексических архаизмов в поэтическом наследии Беллы Ахмадулиной, которые активно участвовали в образовании её неповторимого поэтического стиля, употребляясь для поэтизации речи, создания высокой экспрессии или иронии, а также служат приёмом исторической и фольклорной стилизации.
Методологическую базу дипломной работы составили исследования Е. Шварц, А Битова, В. Ерофеева, В. Губайловского и многих других.
Среди методов исследования, применяемых в данной работе, следует указать типологический, описательный, сравнительный и статистический методы.
Практическая значимость дипломного сочинения заключается в использовании его выводов при изучении школьного курса русского языка, а также при углубленном изучении лексики.
Методом сплошной выборки было исследовано 430 лирических произведений Б.А. Ахмадулиной. Объём выборки составил 720 словоупотреблений.
Анализ материала проводился на основе описательного, сравнительного и статистического методов и сопровождался лингвистическим комментированием, представляющим собой универсальный приём объяснения и синтеза получаемых сведений.
Тема работы является, безусловно, актуальной, прежде всего потому, что творчество Ахмадулиной мало затронуто с точки зрения лингвистического анализа, тогда как оно представляет для этого богатейший материал.
При написании данной работы использованы следующие научные труды:
В книге Т.В. Алешка «Творчество
Б. Ахмадулиной в контексте
Монографическая работа Н.Е. Айзенштейна «Мгновенья бытия (О поэзии Б. Ахмадулиной)» [5] посвящена исследованию личности, жизни и творческому пути Беллы Ахмадулиной. Опираясь на многочисленные архивные документы, воспоминания современников, богатый эпистолярный материал, автор прослеживает духовную биографию поэтессы – со времени выхода первой книги, когда поэтический талант Б.А. Ахмадулиной уже сложился.
Книга Л.А. Шилова «Голоса, звучащие вновь» [73] посвящена анализу творческого развития Беллы Ахмадулиной и формированию ее литературной репутации. История писательского опыта рассматривается в соотнесении с культурным контекстом и ключевыми дискурсами эпохи модернизма (ницшеанство, демонизм художника, метафизика пола, антиномия природы и культуры). Это позволяет связать воедино проблематику творческой идеологии, поэтики и авторской идентичности.
Эволюция и сложное взаимодействие этих рядов прослеживается на материале всего творчества Беллы Ахмадулиной, с привлечением обширного пласта современной критики и прежде не вводившихся в научный оборот архивных источников. В книге М.А. Светлова «Беседует поэт» [61] представлены статьи и эссе, посвященные творчеству Ахмадулиной, различным сторонам и аспектам ее поэзии, драматургии и прозы.
В девяностые годы двадцатого века возникает интерес и к творчеству поэтессы. В отечественной традиции этому способствовало появление отдельной книги Ахмадулиной с предисловием Е. Шварц [72]. Затем последовали работы о поэтическом наследии Ахмадулиной В.С. Баевского [10], И. Бродского [18], Н. Чуковского [66]. Однако специальных работ, посвященной исключительно архаизмам в творческом наследии Беллы Ахмадулиной, немного.
В 2000-х годах вышли статьи, касающиеся вопросов анализа архаической лексики в поэзии Б. Ахмадулиной, В. Губайловский [34] и Т.В. Зюма [40].
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, пяти глав, соответствующих подглав, заключения и списка, насчитывающего 82 источника.
1 Особенности поэтического стиля Беллы Ахмадулиной
Поэтесса Белла Ахатовна Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот «поэтический бум» был связан с творчеством нового поколения поэтов - так называемых «шестидесятников». Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период «оттепели».
Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков - корифеи русской литературы XX века. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию О. Мандельштама и М. Цветаевой. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности. «И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия «изящная словесность», то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой» [Губайловский, 2001: 189].