Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:30, дипломная работа
Цель дипломного сочинения определяется следующим образом: проанализировать лексические и грамматические архаизмы в поэтическом наследии Беллы Ахмадулиной.
Исходя из поставленной цели, сформировались задачи дипломной работы:
проанализировать особенности поэтического стиля Б. Ахмадулиной;
раскрыть лингвистическую науку об архаизмах и их стилистическом использовании;
выявить и расклассифицировать лексические и грамматические архаизмы в поэзии Беллы Ахмадулиной;
определить роль историзмов в поэтическом наследии Б.Ахмадулиной
проанализировать стилистические функции архаизмов.
Введение 6
1 Особенности поэтического стиля Б.А. Ахмадулиной 10
2 Лингвистическая наука об архаизмах и их стилистическом использовании 18
3 Анализ лексических и грамматических архаизмов в поэзии
Беллы Ахмадулиной 25
3.1 Лексико-фонетические архаизмы 25
3.2 Архаизмы лексико-словообразовательные 36
3.3 Собственно-лексические архаизмы 41
3.4 Грамматические архаизмы в поэзии Беллы Ахмадулиной 51
4 Историзмы в поэтическом наследии Б.А. Ахмадулиной 64
5 Стилистические функции архаизмов 67
Заключение 73
Список использованных источников 75
Белле Ахмадулиной свойственно требовательное отношение к слову, выразителю поэтической и жизненной позиции. Неслучайно ее лирическую героиню характеризует душевная сосредоточенность и самоанализ.
Архаизмы органично вплетаются в ткань лирических произведений Беллы Ахатовны Ахмадулиной, участвуя в образовании её неповторимого поэтического стиля, а также употребляются для поэтизации речи, создания высокой экспрессии или иронии, служат приёмом исторической и фольклорной стилизации.
Из 541 архаической конструкции, включенной Беллой Ахмадулиной в неповторимый поэтический стиль, наибольшую группу составляют собственно-лексические архаизмы (240 словоупотреблений), обозначающих части человеческого тела (уста, чело, лик, очи, перста, зеница, чрево, лоно), человека по какому-либо признаку (чадо, мужи, тать), традиционные поэтизмы (нега, услада, куща, кутины), физическое или эмоциональное состояние человека (бдение, алкать, уповать, кручина). К собственно-лексическим примыкают архаизмы, связанные с темой смерти (усопший, погребенный), обозначающие область, землю, данную судьбой (юдоль, обитель), обозначающие речь (глаголити, рекла), связанные с восприятием явлений от лица (взирать, взор, внимать, вперять, ведать, вкушать), обозначающие какое-либо действие (свершать, содеять, даровать, подать).
Вторую группу составляют лексико-фонетические архаизмы (118 словоупотреблений). К этой группе лексических архаизмов относятся слова, у которых устарело и претерпело изменения фонетическое оформление. Ведущее место занимают здесь неполногласные слова (младой, златом, хладный, древо, во здравье, влача, град, средина).
Третью группу составляют архаизмы лексико-словообразовательные (58 словоупотреблений): слова с префиксами –воз- (-вос-), -низ-, (-нис-) (возглыбься, возжелал, нисходить, снизойти), слова с префиксом со- (сокрывать, содеять), сочетание префикса у- с некоторыми корнями (упадет, упасу, убоиться), глаголы, образованные с помощью суффикса –ств- и причастия, образованных при помощи суффиксов -енн-, -ущ- (-ющ-) (убиенный, указающий, ответствует).
Следующую группу составляют грамматические архаизмы (37 словоупотреблений), куда входят устаревшие грамматические формы именных частей речи (крыла, дерева, в дому, пламень, поведать, отпущаеши).
Наименьшую группу в поэтическом наследии Б. Ахмадулиной составляют историзмы (21 словоупотребление): (опричник, кольчуга, жандарм, городовой, гусар, горница, кафтаны, светец, боярский, светелки, латы, терема).
Кроме того, именно лексические и грамматические архаизмы могут указывать либо на конкретное произведение другого автора, либо являются показателями (маркерами) литературной традиции определенной эпохи.
В употреблении архаической лексики с точки зрения её состава, Б.А. Ахмадулина, как мы убедились, в значительной степени традиционна, привлекая привычные для поэзии слова в качестве стилеобразующих средств.
Прослеживается постепенное увеличение количества употреблений архаических слов в её поэзии от раннего периода творчества к более позднему.
По мере становления Ахмадулиной как зрелого самобытного поэта число употребляемых ею архаизмов растет, с их помощью формируется её поэтический стиль.
Степень употребительности архаизмов не зависит от тематической направленности поэтического текста Ахмадулиной: они одинаково частотны в стихах различной тематики, например, в стихотворениях, посвященных рядовому событию обыденной жизни, в стихотворениях о любви, в стихотворениях, затрагивающих тему творчества.
Архаичность языка (лексическая и грамматическая) стала неотъемлемой частью поэтического стиля Беллы Ахмадулиной. Можно предположить, что намеренная архаизация, ориентация на традиции, использование языковой архаики во всех возможных функциях и вне зависимости от тематической направленности текста – это и есть самый стиль изучаемого автора. Без архаизмов нет поэта Б. Ахмадулиной.
Список использованных источников
1 Ахмадулина, Б.А. Избранное / Б.А. Ахмадулина. - М.: Советский писатель, 1988. - 480с.
2 Ахмадулина, Б.А. Миг бытия / Б.А. Ахмадулина. - М.: Аграф, 1997. - 304 с.
3 Ахмадулина, Б.А. Сны о Грузии / Б.А. Ахмадулина. - Тбилиси: Мерани, 1979. - 542 с.
4 Артёменко, Е.П. О некоторых приемах изучения языка художественных произведений / Е.П. Артёменко. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1969. – 106 с.
5 Айзенштейн, Н.Е. Мгновенье бытия (О поэзии Б. Ахмадулиной) / Айзенштейн // Нева. – 2000. - № 7. – С. 193 – 197.
6 Айхенвальд, Ю.С. Силуэты русских писателей / Ю.С. Айхенвальд. – М.: Наука, 1994. – 390 с.
7 Алешка, Г.В. Творчество Б. Ахмадулиной в контексте традиций русской поэзии / Г.В. Алешка. – Минск: Изд-во Минского ун-та, 2001. – 109 с.
8 Артёменко, Е.П., Соколова, Н.К. О некоторых приемах изучения языка художественных произведений / Е.П. Артёменко, Н.К. Соколова. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1969. - 106 с.
9 Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.
10 Баевский, В.С. История русской поэзии: 1730-1980 гг. Компендиум / В.С. Баевский. – Смоленск: Русич, 1994. – 303 с.
11 Барлас, Л.Г. Русский язык / Л.Г. Барлас. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.
12 Белкина, М. Скрещение судеб / М. Белкина. – М.: Просвещение, 1988. – 312 с.
13 Битов, А. Поэзия, явленная в одном лице / А. Битов // Октябрь. – 2007. - № 3. – С. 182 – 184.
14 Бирюков, С. Амплитуда слова. О языке поэзии / С. Бирюков // Литературное обозрение. – 1988. - № 1. – С. 18 – 22.
15 Благой, Д. Д. От Кантемира до наших дней / Д.Д. Благой. - М.: Худ. лит., 1979. - 550 с.
16 Брюсов, В. Далекие и близкие / В. Брюсов. – М.: Скорпион, 1912. – С. 34 – 56.
17 Бродский, И. И мир: метафизика, античность и современность / И. Бродский // Звезда. – 2000. - № 4. – С. 12 – 16.
18 Бродский, И. Грош
цена русскости, которую можно
утратить. Ответы на вопросы пресс-
19 Вайан, А. Руководство по старославянскому языку / А. Вайан. – М.: Издательство иностранной литературы, 1952. – 290 с.
20 Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь. – М.: Высшая школа, 1971. – 512 с.
21 Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г, Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 544 с.
22 Виноградов, В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1976. - 512 с.
23 Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1981. - 320с.
24 Виноградов, В.В. Русский язык / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, 1956. – С. 414 – 421.
25 Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г.О. Винокур. – М.: Учпедгиз, 1959. – 423 с.
26 Виинокур, Г. О. О славянизмах в современном русском литературном языке / Г.О. Винокур // Русский язык в школе. – 1947. – № 4. – С. 12 – 19.
27 Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур. - М.: Высшая школа, 1991. – С. 24-31.
28 Винокурова, И. Тема и вариации: Заметки о поэзии Б. Ахмадулиной / И. Винокурова // Вопросы литературы. – 1995. - № 4. – С. 37 – 50.
29 Гинзбург, Л. О лирике / Л. Гинзбург. - М.-Л.: Советский писатель, 1964. - 382 с.
30 Грамматика современного русского литературного языка. – М.: Издание Акад. наук СССР, 1960. Т. 1. – 1170 с.
31 Грамматика современного русского литературного языка. – М.: Издание Акад. наук СССР, 1970. Т. 1. – 1160 с.
32 Грамматика современного русского литературного языка. – М.: Издание Акад. наук СССР, 1980 Т. 1. – 1390 с.
33 Григорьева, А.Д. Об основном словарном фонде и словарном составе русского языка / А.Д. Григорьева. – М.: Учпедгиз, 1953. – 68 с.
34 Губайловский, В. Нежность к бытию (О поэзии Беллы Ахмадулиной) / В. Губайловский // Дружба народов. – 2001. - № 8. – С. 189 – 196.
35 Дворникова, Е.А. Проблемы изучения
традиционно-поэтической лексик
36 Ерофеев, В. Новое и старое. Заметки о творчестве Беллы Ахмадулиной / В. Ерофеев // Октябрь. - 1987. - №5. – С. 190-194.
37 Есин, А.Б. Психологизм / А.Б. Есин // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НП «Интелвак», 2003. – С. 834-835.
38 Ефимов, А.И. История русского литературного языка / А.И. Ефимов. – М.: Высшая школа, 1967. – 342 с.
39 Ефимов, А.И. О языке художественных произведений / А.И. Ефимов. - М.: Учпедгиз, 1954. - 288с.
40 Замкова, В.В. Славянизм как стилистическая категория в русском литературном языке XVIII века / В.В. Замкова. - Л.: Наука, 1975. - 221с.
41 Зюма, Т. В. Пробуждать чувства добрые / Т.В. Зюма // Литература в школе. - 2002. - № 7. - С. 9 – 12.
42 Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В. Иванов. - М.: Просвещение. 1990. - 400с.
43 Иванова, Н.Н. Языковые процессы современной русской художественной литературы / Н.Н. Иванова. – М.: Наука, 1977. – 413 с.
44 Калинин, А.В. Русская лексика / А.В. Калинин. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1960. – 112 с.
45 Карпов, В.В. Жили-были писатели в Переделкино / В.В. Карпов. – М.: Просвещение, 2002. – 335 с.
46 Капустин, М. Феникс России: Белла Ахмадулина / М. Капустин // Книжное обозрение. – 2002. - № 15. – С. 6 – 8.
47 Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / под ред. А.А Суркова. – М.: Сов. энциклопедия, 1975. – Т.1. – 1136 с.
48 Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка / Э.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1989. – 349 с.
49 Кузовлева, Т. Нежный вкус родимой речи (О творчестве Беллы Ахмадулиной) / Т. Кузовлева // Литературная газета. – 1978. – 21 июня. – С. 5 – 6.
50 Курилович, Е. Очерки по лингвистике / Е. Курилович. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 456с.
51 Лекант, П.А. Современный русский литературный язык / П.А. Лекант. – М.: Высшая школа, 1999. – 462 с.
52 Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М. Лотман. – Л.: Просвещение, 1972. – 273 с.
53 Мансветова, Е.Н. Славянизмы в русском литературном языке XI – XX веков / Е.Н. Мансветова. – Уфа: Изд-во Башкирского Гос. ун-та, 1990. – 76 с.
54 Маршева, Л.И. От праславянского до русского / Л.И. Маршева // Русский язык в школе. – 2001. – № 6. – С. 26 – 29.
55 Меньшутин, А. За поэтическую активность / А. Меньшутин // Новый мир. – 1961. - № 1. – С. 224 – 241.
56 Нахтигал, Р. Славянские языки / Р. Нахтигал. – М.: Высшая школа, 1963. – 185 с.
57 Новиков, В. Боль обновления / В. Новиков // Литературное обозрение. – 1985. - № 1. – С. 4 – 6.
58 Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Русский язык, 2003. – 1130 с.
59 Очерки истории языка русской поэзии XX века: Грамматические категории. Синтаксис текста. – М.: Наука, 1993. – 240 с.
60 Паустовский, К. Лавровый венок / К. Паустовский // Простор. – 1965. - №10. – С. 10 – 15.
61 Пищальникова, В.А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект / В.А. Пищальникова. - Барнаул: Изд-во Алт. Гос. Ун-та, 1992. - 74с.
62 Попов, Р. Архаизмы в структуре современных фразеологических оборотов / Р. Попов // Русский язык в школе. - 1995. - №3. – С.86-90.
63 Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение, 1994. - 560с.
64 Светлов, М.А. Беседует поэт / М.А. Светлов. - М.: Сов. писатель, 1968. – 232 с.
65 Смит, Д. Взгляд извне: статьи о русской поэзии и поэтике / Д. Смит. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 528 с.
66 Тарасов, Л.Ф. Лингвистический анализ поэтического произведения / Л.Ф. Тарасов. - Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1972. – 48 с.
67 Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. - М.: Просвещение, 1976. – 448 с.
68 Цейтлин, Р.М. Лексика старославянского языка / Р.М. Цейтлин. – М.: Наука, 1977. – 320 с.
69 Чуковский, Н. Литературные воспоминания / Н. Чуковский. – М.: Наука, 1989. – 214 с.
70 Чупринин, С. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики / С. Чупринин. - М.: Сов. Писатель, 1983. - С.176-185.
71 Чупринин, С. Способ совести / С. Чуприлин // Литературное обозрение. – 1978. - № 10. – С. 12 – 14.
72 Шайтанов, И. Пусть слово тяжелеет. Черты современной поэтической личности / И. Шайтанов // Литературное обозрение. – 1984. - №1. – С. 17-27.
73 Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1972. – 327 с.
74 Шанский, Н.М. Современный русский язык / Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 1988. – 316 с.
75 Шварц, Е. Ларец и ключ / Е. Шварц // Звезда. – 2001. - № 6. – С. 16 – 19.
76 Шевелева, И. Женское и материнское… / И. Шевелева // Наш современник. - 1988. - №3. - С. 165-168.
77 Шилов, Л.А. Голоса, звучащие вновь / Л.А. Шилов. – М.: Дема, 2004. – С. 75 – 77.
78 Шмелев, Д.Н. Архаические формы в современном русском языке / Д.Н. Шмелев. - М.: Учпедгиз, 1960. – 116 с.
79 Шмелёв, Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев. – М.: Просвещение, 1977. – 368 с.
80 Щемелева, Л. Все было дано / Л. Щемелева // Новый мир. – 1988. - № 5. – С. 36 – 44.