Автор: Марина Шкарова, 10 Августа 2010 в 19:26, дипломная работа
В результате исследования: описана христианская основа поэзии В.А. Жуковского; проанализированы поэмы «Аббадона» и «Агасфер» с позиции реализации в них библейского сюжета о падшем ангеле; выявлены особенности изображения образа Демона в поэмах В.А. Жуковского; прослежены эволюцию взглядов В.А. Жуковского на тему богопредательства от «Аббадоны» к «Агасферу»; описаны пути создания образа падшего ангела в творчестве Жуковского.
Введение 5
Библейский миф о «падшем ангеле» в творческом осмыслении
писателей разных литературных эпох 9
1.1. Эволюция образа Демона в европейской литературе XVIII-XIX вв. 9
1.2. Образ Демона в творчестве русских поэтов XIX века 20
2. Демоническая тема в поэме В. А. Жуковского «Аббадона» 34
2.1. Поэма «Аббадона» в контексте христианских взглядов
В. А. Жуковского 34
2.2. Образ «падшего ангела» в поэме «Аббадона» 47
3. Поэма «Агасфер» как духовное завещание В. А. Жуковского 56
3.1. Образ Вечного Жида в сознании русских романтиков 56
3.2. Христианский аспект духовных исканий Агасфера 63
Заключение 75
Список использованных источников 78
Несомненно,
обладая миролюбивым и
Большое значение в становлении религиозного мировоззрения Жуковского сыграли частые походы в сельскую церковь. Этот храм стал первым пристанищем его души, началом длинного и не без сложностей духовного пути. А религиозная натура видна была с первых лет. Ему очень нравился нежный херувим на царских вратах. Когда врата затворялись, подходил он к ним и целовал херувима в обе щеки [36, с.131].
Значительное
влияние на формирование религиозного
миропонимания оказало
Духовная одаренность Жуковского всеми ценилась в Пансионате. Сверстники выбрали его председателем, начальство поручало ему читать для всех вечерние молитвы, избранные места из Святого Писания и других нравственных книг, например, «Утренние и вечерние размышления на каждый день» протестантского проповедника штурма, «Книга премудрости и добродетели» Додслея. Жуковский читал себе и другим мистические толкования Христиана Штурма, одного из последователей Клопштока. Это – хвалебные гимны творцу. Величие Бога – таково было религиозное миропонимание Жуковского в этот период его жизни. Книга Додслея также была проникнута религиозно-мистическим духом. И если рассматривать общий духовный облик Жуковского на протяжении всей его жизни, то можно сказать, что именно эти чтения мистиков в раннем, нежном возрасте залегли глубоко и стали основой в формировании не только религиозного миропонимания поэта, но и его души.
В первых стихах Жуковского все дышит благоговением. В таких стихах, как «Добродетель», «К человеку», лишь одно: мы – мгновенны, мы смертны, смерть неотвратима, но смерть преодолима.
В стихотворении «Добродетель» (1797) противопоставлены понятия временного и вечного. Поэт прибегает к олицетворению, называя добродетель «дщерью творца». Добродетель озарила мир небесным светом, давая надежду на спасение, вселяя «свет божественный» во глубину «святых сердец»:
Пустыня светлым раем стала;
Как крин, повсюду мир процвел;
Любовь, невинность, кротость нравов:
Без строгости и без уставов,
Правдивость, честность всем эгид;
Повсюду дружба водворилась,
Повсюду истина явилась,
Преданность, верность, совесть, стыд. [3, т. 1, с.331].
Однако в мире нет гармонии: вслед за добродетелью злоба породила «кровавый яростный раздор», и «век железный» потрясли бури, а люди застонали в горе. Оба «творения» наложили отпечаток на людей: одни остались добрыми, другие приняли сторону зла. Мир живет в постоянной борьбе двух полярных сторон, и от этого страдают все. Жуковский призывает в этом стихотворении, насыщенном библейской символикой, старославянизмами («дщерь», «добродетель», «зиждет», «трон», «коварство» и др.), риторическими вопросами и восклицаниями, к смирению, проводя мысль о временности всего земного и вечности всего в будущей жизни. Образы добродетели и, в особенности, зла делают шаг в сторону освоения поэтом «демонической» темы.
Жуковский стал в русской
Двоемирие у Жуковского выступает как религиозное противопоставление «неба» и «земли», часто в очень сложных идейно-художественных построениях. Идеей двоемирия проникнуты «Славянка» и следующие за ней стихотворения 1815 года: «Розы расцветают…», «К востоку, все к востоку…», и др. Жуковский видит в образах природы присутствие «тайной», мистической жизни, видит «душу», с которой может обращаться его собственная душа.
Не будучи сторонником «исповеди», Жуковский тем не менее разработал современный метод передачи в поэзии человеческого переживания. Место человека в мире, по Жуковскому, весьма значительно. Человеческое сознание в понимании поэта – тончайший инструмент для контакта с внешним миром в разнообразных его проявлениях, будь то его «вечные» ценности добра и красоты, будь то скрытая обычно от человека «тайная» жизнь мира или любые исходящие от него сигналы – его звуки, запахи, краски.
В лирике Жуковского затронуты глубокие пласты человеческого сознания. Поэт близко подошел к изображению самого процесса душевной жизни. Акцентированным у Жуковского всегда оказывается слово «душа». Понятие «души» в его поэзии в наибольшей мере выражает сущность его мироощущения. «Душа» для него не индивидуальна. Это то общее, что дано людям, что их сближает, а не разъединяет.
В понимании содержания душевной жизни Жуковский произвел подлинный переворот, понятый и оцененный не сразу. Так называемый внешний мир играет в его поэзии большую роль. Это и сфера добра, мысли, истины, и религия, и таинственная область «чудесного», и сфера общественного долга, гражданственности. Самое главное в том, что Жуковский заставляет человека отнестись к всеобщим понятиям как к достоянию своей личной внутренней духовной жизни. «нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри», – писал А. И. Герцен [8, т. 20, с.553].
Расширение Жуковским сферы чувств, включение в нее ценностей, входивших прежде в сферу «разума», необычайно обогатило лирику, сделало ее способной к синтезу, к более адекватному по сравнению с другими искусствами воссозданию сущности духовной жизни.
Началом своей самостоятельной литературной деятельности поэт считал элегию «Сельское кладбище», помещенную в 1802 году в декабрьской книжке «Вестника Европы», редактором которого был Н. М. Карамзин. Взяв за образец «Элегию, написанную на сельском кладбище» английского поэта Т. Грея, Жуковский разрабатывает тематику и стиль, определившие на многие годы его собственное творчество и вызвавшие множество подражаний. В центре элегии (с гораздо меньшим успехом переводившейся в России и до Жуковского) образ мечтателя-поэта, глубоко воспринимающего диссонансы жизни и ее несправедливость, сочувствующего «маленьким», незаметным труженикам, чьи безвестные имена скрыты под плитами деревенского кладбища. Судьба была несправедлива к этим людям; но, с другой стороны, поскольку слава и власть, по мнению поэта, неотделимы в обществе от соблазнов и пороков, превыше же всего нравственное достоинство человека, в элегии прославляется скромная участь простых поселян.
Переводя элегию Грея, Жуковский перестраивает ее в духе уже сложившейся в России карамзинистской традиции. Он жертвует конкретностью описаний, отдавая преимущество эмоциональному началу:
Уже бледнеет день, скрываясь за горою,
Шумящие стада толпятся над рекой,
Усталый селянин медлительной стопою
Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой. [3, т. 7, с.310].
В
элегии Жуковский размышляет о бренности
и мимолетности человеческой жизни
как кратковременного периода в
вечном бытии человеческой души. Не
совершенные нравственно люди, забывая
о своем гражданском и
На всех ярится смерть – царя, любимца славы,
Всех ищет грозная… и некогда найдет;
Всемощныя судьбы незыблемы уставы:
И путь величия ко гробу нас ведет! [2, т. 1, с.435].
Поводом для раздумий становятся простые могилы на сельском кладбище, с полуразвалившимися крестами, безымянные, забытые. Поэт сравнивает их с пышными надгробиями богатых и знатных людей, памятники на могилах которых выступают свидетельством их тщеславия. В качестве человеческих добродетелей он провозглшает скромность, трудолюбие, простой образ жизни, сердечную доброту и щедрость, умение любить и дружить, быть признательным, с благодарностью вспоминать об усопших. Он обозначает так же и гражданские добродетели: защиту сограждан от тирании, смелость, борьбу против социальной «бури бед». Добродетелям простых людей противостоит аморальность знатных: тщеславие, жестокость по отношению к страдающим, раболепство, месть, гордыня, подавление голоса совести и чести, стезя преступлений, убийства во имя славы и наслаждений. Таким образом, в стихотворении представлено раздвоенное общественное существование «простых селян» и знатных «любимцев славы».
Найденная поэтом нравственная истина мыслится вечной и неизменной. У Жуковского зло, пороки, несовершенства жизни подвижны, изменчивы, вариативны, шатки, а добродетель постоянна и надежна. Верность самому себе, своим идеалам, соответствующим христианским нравственным ценностям, относится к главным этическим правилам, проповедуемым поэтом-романтиком.
Подытоживая этические размышления в элегии «Сельское кладбище», поэт выделил чувствительность как доминанту этической личности и сформулировал вывод: «Чувствительным творец награду положил» [2, т. 7, с.643].
Итак,
смысл жизни – в добродетели;
и лучшее украшение – чувствительность
(способность чувствовать и
В 1839 году Жуковский снова вернется к «Сельскому кладбищу» и переведет его с гораздо большей степенью близости к подлиннику, отказавшись от специфических стилевых особенностей сентиментализма начала века:
Колокол поздний кончину отшедшего дня возвещает,
С тихим блеяньем бредет через поле усталое стадо;
Медленным шагом домой возвращается пахарь, уснувший
Мир уступая молчанью и мне... [2, т. 1, с.594].
Здесь нет ни «бледнеющего» дня, ни «задумавшись», ни «селянина», ни «шалаша». И отличие между первым и вторым переводом связано не только с развитием творческой зрелости Жуковского; это прежде всего отличие художественных систем. Певучий, более условный по своему стилю, построенный в одной подчеркнуто эмоциональной тональности («бледнеет», «усталый», «медлительно», «задумавшись»), перевод 1802 года является поэтически оригинальным произведением Жуковского, характернейшим образцом его стиля первого периода.
Элегия, песня-романс и дружеское послание – основные жанры поэзии Жуковского первого периода. В особенности его привлекает элегия, тематика которой – размышления о суетности земного существования, погружение во внутренний мир, мечтательное восприятие природы – была уже закреплена общеевропейской традицией. Одно из лучших произведений Жуковского – его оригинальная элегия «Вечер» (1806). Как и «Сельское кладбище», «Вечер» относится к жанру так называемой медитативной элегии. В отличие от первой элегии, размышления (медитации) сосредоточены здесь вокруг лирической темы. Воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с мечтательно-меланхолическим восприятием вечернего пейзажа:
Луны ущербный
лик встает из-за холмов...
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись;
в душе моей мечты,
К протекшим временам лечу воспоминаньем...
О дней моих весна, как быстро скрылась
ты,
С твоим блаженством и страданьем! [2, т.
1, с.664].