Автор: Марина Шкарова, 10 Августа 2010 в 19:26, дипломная работа
В результате исследования: описана христианская основа поэзии В.А. Жуковского; проанализированы поэмы «Аббадона» и «Агасфер» с позиции реализации в них библейского сюжета о падшем ангеле; выявлены особенности изображения образа Демона в поэмах В.А. Жуковского; прослежены эволюцию взглядов В.А. Жуковского на тему богопредательства от «Аббадоны» к «Агасферу»; описаны пути создания образа падшего ангела в творчестве Жуковского.
Введение 5
Библейский миф о «падшем ангеле» в творческом осмыслении
писателей разных литературных эпох 9
1.1. Эволюция образа Демона в европейской литературе XVIII-XIX вв. 9
1.2. Образ Демона в творчестве русских поэтов XIX века 20
2. Демоническая тема в поэме В. А. Жуковского «Аббадона» 34
2.1. Поэма «Аббадона» в контексте христианских взглядов
В. А. Жуковского 34
2.2. Образ «падшего ангела» в поэме «Аббадона» 47
3. Поэма «Агасфер» как духовное завещание В. А. Жуковского 56
3.1. Образ Вечного Жида в сознании русских романтиков 56
3.2. Христианский аспект духовных исканий Агасфера 63
Заключение 75
Список использованных источников 78
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.
Ломоносова
Кафедра
русской и зарубежной литературы
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
д-р филол. наук, проф.
_________ О. Е. Осовский
________________ 2010 г.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ БИБЛЕЙСКОГО МИФА О ПАДШЕМ АНГЕЛЕ В ПОЭМАХ «АББАДОНА» И «АГАСФЕР»
В.
А. ЖУКОВСКОГО
Автор дипломной
работы ____________________________ М.М. Шкарова
Обозначение дипломной
работы ДР – 02069964 – 031001 – 25 – 10
Специальность
031001 «Филология. Русский язык и литература»
Руководитель работы
канд. филолог. наук,
доцент ___________________________ М.А.Тростина
Нормоконтролер
______________________________
Рецензент
канд. филол. наук,
доцент ____________________________Т.
Саранск 2010
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА
Кафедра
русской и зарубежной литературы
Студент М. М. Шкарова 501 группа
1. Тема: Интерпретация библейского мифа о падшем ангеле в поэмах «Аббадона» и «Агасфер» В. А. Жуковского
Утверждена по МордГУ № 567-с от 03.02.10.
2. Срок представления работы к защите: 10.03.2010.
3. Исходные
данные для научного
4. Содержание дипломной работы:
4.1. Введение
4.2. Библейский миф о «падшем ангеле» в творческом осмыслении
писателей
разных литературных эпох
4.2.1. Эволюция образа Демона в европейской литературе XVIII-XIX вв.
4.2.2. Образ Демона в творчестве русских поэтов XIX века
4.3. Демоническая тема в поэме В. А. Жуковского «Аббадона»
4.3.1. Поэма «Аббадона» в контексте христианских взглядов
В. А. Жуковского
4.3.2. Образ «падшего ангела» в поэме «Аббадона»
4.4. Поэма «Агасфер» как духовное завещание
В. А. Жуковского
4.4.1.
Образ Вечного Жида в сознании русских
романтиков
4.4.2.
Христианский аспект духовных исканий
Агасфера
4.5. Заключение
4.6. Список использованных источников
Руководитель работы
к.ф.н., доцент
______________________________
Задание принял
к исполнению __________________________М.М.
Шкарова
Реферат
Дипломная работа содержит 83 страницы, при написании было использовано 76 источников.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, ЖАНР, ЛИРИКА, МИФ, МОТИВ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, ПОЭМА, РОМАНТИЗМ, СЮЖЕТ, ТРАДИЦИЯ
Объект исследования: поэмы В. А. Жуковского «Аббадона» и «Агасфер».
Предмет исследования: интерпретация библейского мифа о «падшем ангеле» В.А.Жуковского в данных поэмах.
Цель работы - выявить особенности интерпретации В.А. Жуковским библейского мифа о «падшем ангеле».
Методы исследования: культурно-исторический, биографический, типологический, метод целостного анализа художественного произведения.
В результате исследования: описана христианская основа поэзии В.А. Жуковского; проанализированы поэмы «Аббадона» и «Агасфер» с позиции реализации в них библейского сюжета о падшем ангеле; выявлены особенности изображения образа Демона в поэмах В.А. Жуковского; прослежены эволюцию взглядов В.А. Жуковского на тему богопредательства от «Аббадоны» к «Агасферу»; описаны пути создания образа падшего ангела в творчестве Жуковского.
Степень внедрения: частичная.
Эффективность: расширение знаний по творчеству В. А. Жуковского.
Область
применения: использование в школьной
и вузовской практике преподавания
истории русской литературы XIX века при
изучении творчества В.А. Жуковского.
Содержание
Введение
писателей
разных литературных эпох
1.1. Эволюция образа Демона в европейской литературе XVIII-XIX вв. 9
1.2. Образ Демона в творчестве русских поэтов XIX века 20
2. Демоническая
тема в поэме В. А. Жуковского «Аббадона»
2.1. Поэма «Аббадона» в контексте христианских взглядов
В. А. Жуковского
2.2. Образ
«падшего ангела» в поэме «Аббадона»
3. Поэма
«Агасфер» как духовное завещание В. А.
Жуковского
3.1. Образ Вечного Жида в сознании русских романтиков 56
3.2. Христианский аспект духовных исканий Агасфера 63
Заключение
Список
использованных источников
Введение
В.А.Жуковский первым из русских поэтов «нового времени» перешагнул рубеж трех веков. Хотя начало его литературной деятельности относится еще к самым последним годам XVIII столетия, «лучезарная звезда поэтической славы Жуковского вспыхнула и загорелась ярко уже в новом периоде русской литературы, когда в ней явился Пушкин» [22, т. 7, с.147], с именем которого неразрывно связано представление о «золотом веке» русской поэзии. Жуковский, прямой предшественник поэтический наставник Пушкина, открывает самую первую, но по-своему очень значительную страницу в истории всей русской поэзии ХIХ века, которая является одним из величайших культурных достояний прошлого.
О чувствительности и гуманности поэзии Жуковского, основанных на народном мировосприятии, впервые заговорил В.Г. Белинский. По его глубокому замечанию, поэзия Жуковского «была необходима не для самой себя, а как средство к развитию русской поэзии» [22, т. 7, с.268]. Особое значение этого поэта критик усматривает в том, что его творчество составляет эстетически значимый «момент возникавшей русской поэзии» и потому имеет широкое общенациональное и общелитературное значение. Романтическая поэзия Жуковского «обогатила русскую поэзию содержанием, которого ей не доставало; указало ей на богатые и неистощимые источники европейской поэзии, которой явления умела с непостижимым искусством усваивать русскому языку, сверх того, Жуковский далеко продвинул вперед и русский язык, придав ему много гибкости и выражения» [22, т. 7, с.268-269]. Жуковский придал поэзии особую глубину и содержательность, сделал ее выразительницей неповторимого своеобразия личности, ее внутренних исканий и сокровенных духовных устремлений.
При изучении поэта как живого и развивающегося явления литературы особенно остро ощущается недостаток фундаментальных исследований. Наука о Жуковском слишком долго вращалась в кругу привычных суждений, известных сведений о его жизни, слабо разрабатывала документальные основы его биографии, мало исследовала фонд творческих рукописей поэта, избегала касаться сложных моментов его общественной и творческой судьбы. Г.М. Фридлендер в 1980-х годах отмечал, что творчество этого поэта исследовано на тот момент не достаточно полно [69, с. 194], на сегодняшний день можно наблюдать эту же тенденцию.
Одним из малоизученных аспектов в творческом наследии В. А. Жуковского по сей день остается отражение в нем христианских идей писателя, его взглядов на религию, на сущность человеческого бытия, вопрос о месте в поэзии Жуковского библейских сюжетов и образов. Исследователи творчества первого русского романтика нередко ограничивались изучением проблемы освоения поэтом традиций западноевропейской литературы.
Актуальность темы и сама постановка проблемы определяются во многом состоянием сегодняшней филологической науки. Во-первых, 1980-2000-е годы стали целой эпохой в развитии отечественного жуковсковедения. Издание Полного собрания сочинений и писем В.А. Жуковского [2], книга И.М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского» [65], исследования Р.В. Иезуитовой [38, 39], Ф.З. Кануновой [44, 45] активизировали интерес к творчеству «первого русского романтика». Анализ поэм В.А. Жуковского с позиции использования в них христианских образов и мотивов позволит расширить представление о творческом методе поэта.
В литературоведении исследованию творчества В. А. Жуковского посвящено достаточно много исследований. Так, интересны монографии В.В.Афанасьева [18], М. Бессараб [23], Б. Зайцева [35], К. К. Зейдлиц [36], В. Я. Лазарева [51], И. М. Семенко [65], в которых представляется биографический материал, содержится анализ творческого пути поэта, дан анализ наиболее значимых произведений. Г. М. Фридлендер освещает спорные вопросы изучения Жуковского [69]. Р. В. Иезуитова исследует творчество поэта в контексте развития литературы его времени [38, 39, 40]. Специфику романтизма Жуковского изучает С. Е. Шаталов [70]. В работе А. С. Янушкевича [74] освещаются основные этапы творчества Жуковского, его творческая эволюция и ее проблемы. Особенности поэзии Жуковского, ее мотивы, образы, художественное своеобразие исследуется в работах А.Н.Веселовского [28], В. Н. Касаткиной [46], А. С. Янушкевича [75]. Основные принципы мировоззрения и эстетики Жуковского выявляются Ф.З.Кануновой [45]. Она же обращается к концепции личности у Жуковского и жанрово-родовой эволюции его творчества [44]. Нужно отметить, что крайне недостаточно изучалось отражение в творчестве поэта его христианских идей, его взглядов на религию, на сущность человеческого бытия, вопрос о месте в поэзии Жуковского библейских сюжетов и образов, об этом исследователи упоминают кратко, фрагментарно.
Цель данного исследования: выявить особенности интерпретации В.А. Жуковским библейского мифа о «падшем ангеле».
Цель определяет решение следующих задач: