Автор: Марина Шкарова, 10 Августа 2010 в 19:26, дипломная работа
В результате исследования: описана христианская основа поэзии В.А. Жуковского; проанализированы поэмы «Аббадона» и «Агасфер» с позиции реализации в них библейского сюжета о падшем ангеле; выявлены особенности изображения образа Демона в поэмах В.А. Жуковского; прослежены эволюцию взглядов В.А. Жуковского на тему богопредательства от «Аббадоны» к «Агасферу»; описаны пути создания образа падшего ангела в творчестве Жуковского.
Введение 5
Библейский миф о «падшем ангеле» в творческом осмыслении
писателей разных литературных эпох 9
1.1. Эволюция образа Демона в европейской литературе XVIII-XIX вв. 9
1.2. Образ Демона в творчестве русских поэтов XIX века 20
2. Демоническая тема в поэме В. А. Жуковского «Аббадона» 34
2.1. Поэма «Аббадона» в контексте христианских взглядов
В. А. Жуковского 34
2.2. Образ «падшего ангела» в поэме «Аббадона» 47
3. Поэма «Агасфер» как духовное завещание В. А. Жуковского 56
3.1. Образ Вечного Жида в сознании русских романтиков 56
3.2. Христианский аспект духовных исканий Агасфера 63
Заключение 75
Список использованных источников 78
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел. [14, т. 7, с.445].
Признавая губительность жизненной позиции Демона, отрицающего смысл чего-либо, лирический герой из последних сил сопротивляется Демону-искусителю – и ужасается тому, что может не устоять:
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он Провиденье искушал… [14, т. 7, с.478].
Сам поэт устоит, и страшный по силе духовный кризис 1823 года минет, но отзвуки «Демона» еще не раз прозвучат в его творчестве. Стихотворение было опубликовано в 1824 году. Цензура, к счастью, не вникла в содержание стихотворения, а современники решили, что в нем дан психологический портрет Александра Раевского. Пушкин был вынужден дать разъяснения, но как бы не от своего имени: «В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противуречия существенности рождают в нем сомнения, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, уничтожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки души. Недаром великий Гёте называет вечного врага человечества духом отрицающим. И Пушкин не хотел ли в своем демоне олицетворить сей дух отрицания или сомнения, и в сжатой картине начертал отличительные признаки и печальное влияние оного на нравственность нашего века» [14, т. 7, с.675].
Дух отрицания, – у Гете Мефистофель, – в библейской мифологии – Денница, Сын зари, Люцифер, падший ангел, в просторечии дьявол. Отпавший от Бога ангел причастен к грехопадению Адама и Евы, а с изгнанием их из Рая – к развитию земной цивилизации и также к развитию человека, с самосознанием личности, каждого из нас, с переменами в умонастроении, что нашло выражение в стихотворении Пушкина. Такого рода перемену пережил и герой Пушкина Евгений Онегин, впав в хандру во цвете лет. Между тем эта перемена произошла и в общественном сознании русского общества, что в известной степени связано и с подавлением выступления декабристов.
В
поразительном по лаконизму, лиризму
и философской глубине
Стихотворение
стало вехой в истории духовной
жизни Пушкина.
Демон – это пушкинский вариант Фауста.
Предыдущее и будущее – на перекрестке
духовных дорог человечества. Стихотворение
демонстрирует историю отдельного человеческого
сознания. В.Г. Белинский писал по поводу
темы демона у Пушкина: «Не будучи демоническим
поэтом, Пушкин имел право и не мог не знать
иногда муки сомнения: ибо этой муки совершенно
чужды только натуры мелкие, ничтожные,
сухие и мертвые» [23, т. 1, с.234].
Непосредственно к образу Мефистофеля Пушкин обращается в «Замысле из Фауста» (1826). «Сцена из Фауста», заметил В. Г. Белинский, «не что иное, как развитие и распространение мысли, выраженной Пушкиным в его маленьком стихотворении «Демон» [23, т. 1, с.341].
«Самое важное в этом творении Пушкина не стилизация, не опыт реставрации древних форм, не обогащение драмы современными смыслами, а необыкновенно остро и сильно данное углубление возможностей, таящихся в мифе о Фаусте. Пушкин предельно проявляет внутреннюю форму» [23, т. 1, с.367]. В 1833 г. он заметит, что «Байрон в «Манфреде» ослабил дух и формы своего образца» [14, т. 7, с.37].
Пушкин был верующим человеком и понимал, что предшественники Гёте, – К. Марло, Ф. Мюллер, Ф. Клингер и др., – правы: Фауст, образ которого коренится в народном творчестве, который продал душу дьяволу, пусть даже и во имя благородной цели расширения границ человеческого познания, Фауст, реально существовавший – маг и чернокнижник, ставший прообразом литературного Фауста, – не может быть не наказан. В этой связи поэт делает акцент на мотив наказания: он наказывает Фауста Мефистофелем, а Мефистофеля – Фаустом:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я –
Я даром времени не трачу. [14, т. 7, с.412].
В «Сцене из Фауста» действие происходит после событий, описанных у Гёте, но не на небе, а на земле, – вдалеке Фауст видит корабль. Фауст скучает и просит своего спутника его развлечь.
Вместо
этого Мефистофель пускается
в философские и
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам, и к духам,
И что же? всё по пустякам. [14, т. 7, с.422].
Фауст
вынужден признать его правоту. Однако
он предпринимает попытку
В глубоком знанье жизни нет –
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч её случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон… Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ… [14, т. 7, с.478].
Фауст говорит о любви. Для Мефистофеля это – тревожный симптом. Кому как не ему знать, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в единстве с Богом, и Бог пребывает в единстве с ним» [25, с.677].
Но Мефистофеля это не пугает. Он знает все тайные закоулки фаустовской души:
Фауст:
О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там – где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи –
Там, на груди её прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был…
Мефистофель:
Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свёл её? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокий,
Как вы вдвоём. Всё помню я [14, т. 7, с.531].
В пушкинском произведении Мефистофель будто призван изобличать Фауста, развенчивать его поступки и называть всё своими именами. То «пламя чистое любви», о котором грезит Фауст, – не любовь, дарованная свыше, а самый обыкновенный разврат и скука:
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье…[14, т. 7, с.539].
Видимо, это заключенье настолько безысходно, что Фауст не захотел услышать его из уст Мефистофеля. В ярости он прогоняет его. Но Мефистофель не может оставить Фауста просто так, ему нужно дать поручение. Фауст отсылает дьявола утопить корабль с тремя сотнями человек.
В интерпретации Пушкина Фауст – убийца. Он заключил сделку с сатаной и стал похожим на него. На того, кто «был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, потому что в нём нет истины» [25, с.690].
Образ
Демона нашел замечательное
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь.
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей. [10, с.157].
Через год Лермонтов говорит о том же, немного приблизив к себе демона (здесь он уже не «меж дымных облаков»):
Две жизни в нас до гроба есть.
Есть грозный дух: он чужд ему;
Любовь, надежда, скорбь и месть —
Все, все подвержено ему.
Он основал жилище там,
Где можем память сохранять,
И предвещает гибель нам,
Когда уж поздно избежать.
Терзать и мучить любит он;
В его речах нередко ложь...
Он точит жизнь, как скорпион.
Ему поверил я ... [10, с.322].
Еще через год:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом небесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда,
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда. [10, с.356].
В этом стихотворении Демон – скорее не злой, а гордый, «небесный», тревожащий, манящий совершенством дух; он внутри самого поэта, часть его души.
Средоточием демонической темы в творчестве Лермонтова является поэма «Демон», над которой он работал около десяти лет. На творческий замысел Лермонтова во многом оказали влияние произведения Байрона и Виньи. Хотя очевидно, что помимо романтического духа французской поэмы, существует объединяющий образ «тяжелой слезы». Однако Лермонтов отнимает ее у Христа и дарит ее Демону, давая тому ореол страдальца, вызывая к нему сострадание. Этот штрих с одной стороны роднит Демона с байроновским Люцифером, а с другой – лермонтовский дух в отличие от Люцифера не сострадает людям («Я знаю мысли смертных,// Я сострадаю смертным…// Это мысли всех достойных»). Он их презирает, губит, как, например, жениха Тамары, как саму Тамару. Тем самым утверждается мысль о ненужности такого творения, как человек, слабого духом, лицемерного, коварного. В этом Демон повторяет Люцифера, который тоже считает дела и творения Бога бессмысленными.
Люцифер и Демон ставят целью соблазнить человека, в одном случае это мужчина, в другом – женщина. Следовательно, методы воздействия разные. В одном случае падший ангел искушает ум Каина, открывая ему тайны Вселенной, растравляя его больное самолюбие, поощряя его гордыню и неприятие брата, а главное, не переубеждая его, что смертность человека не является препятствием в обретении цели и смысла жизни:
Каин:
Я живу,
Но лишь затем, чтоб умереть, и в жизни
Я ничего не вижу…
Живя, я проклинаю час рожденья
И презираю самого себя… [6, с.56].
В
ответ Люцифер переводит
Мы, духи, с вами, смертными, мы можем
Хоть сострадать друг другу; мы, терзаясь,
Учения друг другу облегчаем