Автор: Марина Шкарова, 10 Августа 2010 в 19:26, дипломная работа
В результате исследования: описана христианская основа поэзии В.А. Жуковского; проанализированы поэмы «Аббадона» и «Агасфер» с позиции реализации в них библейского сюжета о падшем ангеле; выявлены особенности изображения образа Демона в поэмах В.А. Жуковского; прослежены эволюцию взглядов В.А. Жуковского на тему богопредательства от «Аббадоны» к «Агасферу»; описаны пути создания образа падшего ангела в творчестве Жуковского.
Введение 5
Библейский миф о «падшем ангеле» в творческом осмыслении
писателей разных литературных эпох 9
1.1. Эволюция образа Демона в европейской литературе XVIII-XIX вв. 9
1.2. Образ Демона в творчестве русских поэтов XIX века 20
2. Демоническая тема в поэме В. А. Жуковского «Аббадона» 34
2.1. Поэма «Аббадона» в контексте христианских взглядов
В. А. Жуковского 34
2.2. Образ «падшего ангела» в поэме «Аббадона» 47
3. Поэма «Агасфер» как духовное завещание В. А. Жуковского 56
3.1. Образ Вечного Жида в сознании русских романтиков 56
3.2. Христианский аспект духовных исканий Агасфера 63
Заключение 75
Список использованных источников 78
Сочувствуем: оно весь мир связует
Но Он! В своем величии несчастный, –
……………………
Он лишь творит, чтоб без конца творить!
И далее:
Так кто ж злой дух? Тот, кто лишил вас жизни,
Иль тот, кто хотел дать жизнь и радость,
И знание… [6, с.72].
Лермонтовскому Демону труднее, он хочет овладеть и чувствами, и умом девушки, поэтому он убеждает, не только признаниями в любви, но сулит Тамаре владычество над миром.
Падший дух нуждается в человеке, чтобы восстановить свое место в небесной иерархии и обрести то, чего у него нет – душу, свое спасение и свою надежду. Чтобы получить власть над человеком Люцифер и Демон прельщают его либо властью над миром, либо любовью. Однако не всякого человека выбирает в качестве своей цели дух зла. Демона «интересует» человек гордый, независимый. Так, Каин признается: «…я томлюсь // В трудах и думах; чувствую, что в мире // Ничтожен я, меж тем, как мысль моя // Сильна как бог! [6, с.111]». А вот слова Демона о Тамаре, сказанные Ангелу: «Она моя! – сказал он грозно, – // Оставь ее, она моя!// … На сердце, полное гордыни,// Я наложил печать мою…» [10, с.231] . Сомнения, гордыня (Демон: «Я царь познанья и свободы…»), недовольство мироустройством Бога – все это объединяет грешные души с падшим ангелом.
Несмотря даже на внешнее сходство героев Байрона и Лермонтова, это вовсе не означает, что Лермонтов механически списал его у Байрона. Вл. Соловьев, В.В. Розанов, Д. Мережковский и другие убеждены: «Демон» – не поэтическая фантазия, а реально «увиденное» и переданное поэтом «знание» неземного мира. Вл.Соловьев верил в это, потому что с ним случилась подобная встреча с «тем» миром «и только с Лермонтовым бывшая в платье другого покроя, … не с нежною улыбкой, а с грозящим пальцем» [68, т. 1, с.359.]. Отличие Лермонтова, писал Вл.Соловьев, в том, «что он не был подражателем Байрона, а его младшим братом, и не из книг, а разве из общего происхождения получил это западное наследие, с которым ему тесно было в безличной русской среде» [68, т. 1, с.469].
Сюжет поэмы дал возможность Лермонтову раскрыть своего Демона – богоборца, пророка в кульминационный момент его страсти и надежды на блаженство вечной любви и показать его как бы в историческом развитии деятельности, мышления, отношения к мирозданию, словом, обрисовать его характер. В философском содержании этот образ несет выражение мыслей и чувств самого поэта, его бунтующей натуры, его этических и политических взглядов – всего романтического мироощущения.
В поэме «Демон» – герой уже идеализирован; он прекрасен («красой блистая неземной»), благороден и не зол. Он тяготится размолвкой с Всевышним и хочет примирения. В одной из редакций встречается следующее его описание:
Зачем же демон отверженья
Роняет посреди мученья
Свинцовы слезы иногда,
И им забыты на мгновенье
Коварство, зависть и вражда? [10, с.322].
Главным мотивом поведения Демона в поэме выступает искренняя любовь, давшая ему надежду на возрождение, и вместе с тем, вопреки уверенности в искренности и добрых намерениях своего героя, автор местами возбуждает сомнение, говоря: «умысел жестокий», «увы, злой дух торжествовал!»
Демон в поэме Лермонтова – это ни ангел, ни дьявол, «ни мрак, ни свет», Демон является поэту, так же как и его Тамаре, «с глазами полными печали, и чуждой нежностью речей». Неприкаянность, внутренняя раздвоенность Демона порождают его нравственные мучения, которые гораздо тягостнее земных мучений:
Что люди? Что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут.
Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет. [10, с.390].
Образ Демона в творчестве Лермонтова соединяет в себе два противоположных начала, поэтому душа его разрывается, он не может найти себе успокоения. Демон занимает промежуточное положение между небом и землей, не принадлежит ни тому, ни другому. Этим и обуславливается его вечный трагизм.
Таким образом, можно сделать вывод, что образ Демона, воплощающийся в различных демонических героях, пронизывает все творчество Лермонтова. Его демонические герои характеризуются двойственностью сознания, что, по мнению Т. Недосекиной, «обусловлено их конфликтом с миром, с окружающей действительностью. Демонические герои Лермонтова воплощают идею крайнего индивидуалистического бунта. Отвечая злом на зло, они противопоставляют себя всему миру и становятся активными врагами человечества и всего миропорядка. Это носители злого, разрушительного начала и в то же время – высокие герои. Их конфликт с богом и миром строится не только на личной обиде, – он имеет своим источником мысль о несправедливости, лежащей в основе всего мироздания. Они скорбят не только за себя, но и за весь мир, и мстят не какому-нибудь отдельному обидчику, а всему существующему, т.е. мстят демонически» [61, с.72].
Образ демона встречается и в поэзии А.И. Полежаева. Так, стихотворение «Демон вдохновения» напоминает пушкинского «Пророка»: «знакомец чудный», посетивший поэта, явившийся, «как тихий сон могил», сначала осеняет его своими «волшебными крылами», затем, согласно строкам самого Полежаева:
И он бесплотными
устами
К моим бесчувственным приник,
И своенравным вдохновеньем
Душа зажглася с исступленьем... [13, с.93].
Демон
Полежаева выполняет волю творца,
принося лирическому герою
Ты тих, спокоен, ты молчишь,
В углу задумчиво сидишь, чело подернуто туманом;
Но вдруг, как чудным талисманом
Внезапно пробужден от сна,
Встаешь, бежишь, тебе тесна
Глухая, темная лачуга,
В твоей груди запела вьюга,
Забилась шумная волна… [13, с.113].
Демон
вдохновения показан как
Но кто, скажи, твой дух исторг
Из мрачных уз оцепененья?
Кто сообщил тебе восторг
И бурный трепет исступленья?
Ах, это гость чудесный твой,
Другого мира странный житель,
Дух-чародей, дух-возмутитель,
Гремящий молнией и мглой! [13, с.140].
Разносторонне
представлен Демон в
Где ты, мой старый мучитель,
Демон бессонных ночей?
Сбился я с толку, учитель,
С братьей
болтливой моей.
Дуешь, бывало, на пламя –
Пламя пылает сильней,
Краше волнуется знамя
Юности гордой моей. [11, с.228].
Свой
внутренний надрыв и бездеятельность
лирический герой некрасовского
стихотворения связывает с
Способа ты не находишь
Сладить с упрямой душой?
Иль потому не приходишь,
Что уж доволен ты мной? [11, с.179].
Для А.К. Толстого («Бывают дни, когда злой дух меня тревожит…», 1858) появление «злого духа» – процесс мучительный, сопровождающийся губительными переменами в душе лирического героя:
И он, не ведая ни радости, ни веры,
В меня вдыхает злость – к кому, не знаю сам –
И лживым зеркалом могучие размеры
Лукаво придаёт ничтожным мелочам.
В кругу моих друзей со мной сидит он рядом,
Весёлость им у нас надолго отнята,
И сердце он моё напитывает ядом
И речи горькие влагает мне в уста. [15, т. 1, с.420].
Демон
в его стихотворении
В целом эволюцию образа Демона в романтической литературе можно свести к нескольким направлениям:
– Сатана начинал мыслиться в революционном аспекте в роли двигателя прогресса, скептического начала, побуждающего человека творить и познавать, бунтаря против тирании;
– дьявол начал выступать в роли критического элемента существующих на земле порядков;
–
и, наконец, дьявол становится метафорой
темной стороны человеческой натуры, его
негативным двойником, действующим изнутри
сознания. Ролевые значения образа двойника
и дьявола в этом плане совмещаются, переходя
в синонимию. Двойник человека – это одновременно
и библейский дьявол, принявший полное
человеческое подобие в его негативном
исполнении.
II. ДЕМОНИЧЕСКАЯ ТЕМА В ПОЭМЕ В. А. ЖУКОВСКОГО «АББАДОНА»
2.1 В. А. Жуковский в русской литературе является первым поэтом, для которого внутренний мир человека явился главным содержанием поэзии. Поэзия Жуковского сформировалась в 1800-1810-х годах. В сущности, он был поэтом допушкинского периода, хотя продолжал писать и позднее.
Поэзия Жуковского – поэзия примирения, растворения человека в мире, полном дыхания божества. Поэт стремился создать гармонический, высокий, устойчивый в своей идеальности, особый поэтический мир, в котором сублимированы общечеловеческие нравственные ценности: «добродетель», «истина», «великое», «прекрасное». Добро и прекрасное для Жуковского неразрывны. В его поэзии глубоко раскрывается сложность человеческих переживаний, стремление к нравственному и эстетическому идеалу, печаль от создания несовершенства жизни. Данные мотивы в творчестве Жуковского не случайны. Они объясняются сложной судьбой поэта.
Как известно, В.А. Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенское Белевского уезда, принадлежащем Афанасию Ивановичу Бунину. От связи помещика со своей пленницей и появился на свет ребенок: будущий поэт, крещенный дочерью Бунина – Варей и бедным дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Младенца так и записали: Василий Андреевич Жуковский. Ребенок был принят в семью, хотя положение его оставалось двусмысленным.
«Нельзя думать, что уж так идиллически-ясно прошло детство его и юность. Странное положение в семье (да и в обществе) давно было шипом внутренним. Его не обижали, воспитывали и учили, считалось, что любят. Но, видимо, недостаточно. Как-то с прохладцею, может быть, и с нисхождением. Ему же хотелось большего» [36, с.122].