Интерпретация библейского мифа о падшем ангеле в поэмах «Аббадона» и «Агасфер» В. А. Жуковского

Автор: Марина Шкарова, 10 Августа 2010 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

В результате исследования: описана христианская основа поэзии В.А. Жуковского; проанализированы поэмы «Аббадона» и «Агасфер» с позиции реализации в них библейского сюжета о падшем ангеле; выявлены особенности изображения образа Демона в поэмах В.А. Жуковского; прослежены эволюцию взглядов В.А. Жуковского на тему богопредательства от «Аббадоны» к «Агасферу»; описаны пути создания образа падшего ангела в творчестве Жуковского.

Содержание

Введение 5
Библейский миф о «падшем ангеле» в творческом осмыслении
писателей разных литературных эпох 9
1.1. Эволюция образа Демона в европейской литературе XVIII-XIX вв. 9
1.2. Образ Демона в творчестве русских поэтов XIX века 20
2. Демоническая тема в поэме В. А. Жуковского «Аббадона» 34
2.1. Поэма «Аббадона» в контексте христианских взглядов
В. А. Жуковского 34
2.2. Образ «падшего ангела» в поэме «Аббадона» 47
3. Поэма «Агасфер» как духовное завещание В. А. Жуковского 56
3.1. Образ Вечного Жида в сознании русских романтиков 56
3.2. Христианский аспект духовных исканий Агасфера 63
Заключение 75
Список использованных источников 78

Работа содержит 1 файл

документ.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

     Сочувствуем: оно весь мир связует

     Но  Он! В своем величии несчастный, –

     ……………………

     Он  лишь творит, чтоб без конца творить!

     И далее:

     Так кто ж злой дух? Тот, кто лишил  вас жизни,

     Иль тот, кто хотел дать жизнь и  радость,

     И знание… [6, с.72].

     Лермонтовскому  Демону труднее, он хочет овладеть и чувствами, и умом девушки, поэтому  он убеждает, не только признаниями в любви, но сулит Тамаре владычество над миром.

     Падший дух нуждается в человеке, чтобы восстановить свое место в небесной иерархии и обрести то, чего у него нет – душу, свое спасение и свою надежду. Чтобы получить власть над человеком Люцифер и Демон прельщают его либо властью над миром, либо любовью. Однако не всякого человека выбирает в качестве своей цели дух зла. Демона «интересует» человек гордый, независимый. Так, Каин признается: «…я томлюсь // В трудах и думах; чувствую, что в мире // Ничтожен я, меж тем, как мысль моя // Сильна как бог! [6, с.111]». А вот слова Демона о Тамаре, сказанные Ангелу: «Она моя! – сказал он грозно, – // Оставь ее, она моя!// … На сердце, полное гордыни,// Я наложил печать мою…» [10, с.231] . Сомнения, гордыня (Демон: «Я царь познанья и свободы…»), недовольство мироустройством Бога – все это объединяет грешные души с падшим ангелом.

     Несмотря  даже на внешнее сходство героев Байрона и Лермонтова, это вовсе не означает, что Лермонтов механически списал его у Байрона. Вл. Соловьев, В.В. Розанов, Д. Мережковский и другие убеждены: «Демон» – не поэтическая фантазия, а реально «увиденное» и переданное поэтом «знание» неземного мира. Вл.Соловьев верил в это, потому что с ним случилась подобная встреча с «тем» миром «и только с Лермонтовым бывшая в платье другого покроя, … не с нежною улыбкой, а с грозящим пальцем» [68, т. 1, с.359.].  Отличие Лермонтова, писал Вл.Соловьев, в том, «что он не был подражателем Байрона, а его младшим братом, и не из книг, а разве из общего происхождения получил это западное наследие, с которым ему тесно было в безличной русской среде» [68, т. 1, с.469].

     Сюжет поэмы дал возможность Лермонтову раскрыть своего Демона – богоборца, пророка в кульминационный момент его страсти и надежды на блаженство вечной любви и показать его как бы в историческом развитии деятельности, мышления, отношения к мирозданию, словом, обрисовать его характер. В философском содержании этот образ несет выражение мыслей и чувств самого поэта, его бунтующей натуры, его этических и политических взглядов – всего романтического мироощущения.

     В поэме «Демон» – герой уже идеализирован; он прекрасен («красой блистая неземной»), благороден и не зол. Он тяготится размолвкой с Всевышним и хочет примирения. В одной из редакций встречается следующее его описание:

      Зачем же демон отверженья

      Роняет  посреди мученья

      Свинцовы  слезы иногда,

      И им забыты на мгновенье

      Коварство, зависть и вражда? [10, с.322].

      Главным мотивом поведения Демона в поэме выступает искренняя любовь, давшая ему надежду на возрождение, и вместе с тем, вопреки уверенности в искренности и добрых намерениях своего героя, автор местами возбуждает сомнение, говоря: «умысел жестокий», «увы, злой дух торжествовал!»

      Демон в поэме Лермонтова – это ни ангел, ни дьявол, «ни мрак, ни свет», Демон является  поэту, так же как и его Тамаре, «с глазами полными печали, и чуждой нежностью речей». Неприкаянность, внутренняя раздвоенность Демона порождают его нравственные мучения, которые гораздо тягостнее земных мучений:

      Что люди? Что их жизнь и труд?

      Они прошли, они пройдут.

      Моя ж печаль бессменно тут,

      И ей конца, как мне, не будет. [10, с.390].

      Образ Демона в творчестве Лермонтова соединяет в себе два противоположных начала, поэтому душа его разрывается, он не может найти себе успокоения. Демон занимает промежуточное положение между небом и землей, не принадлежит ни тому, ни другому. Этим и обуславливается его вечный трагизм.

      Таким образом, можно сделать вывод, что образ Демона, воплощающийся в различных демонических героях, пронизывает все творчество Лермонтова. Его демонические герои характеризуются двойственностью сознания, что, по мнению Т. Недосекиной, «обусловлено их конфликтом с миром, с окружающей действительностью. Демонические герои Лермонтова воплощают  идею крайнего индивидуалистического бунта. Отвечая злом на зло, они противопоставляют себя всему миру и становятся активными врагами человечества и всего миропорядка. Это носители злого, разрушительного начала и в то же время – высокие герои. Их конфликт с богом и миром строится не только на личной обиде, – он имеет своим источником мысль о несправедливости, лежащей в основе всего мироздания. Они скорбят не только за себя, но и за весь мир, и мстят не какому-нибудь отдельному обидчику, а всему существующему, т.е. мстят демонически» [61, с.72].

     Образ демона встречается и в поэзии А.И. Полежаева. Так, стихотворение «Демон вдохновения» напоминает пушкинского «Пророка»: «знакомец чудный», посетивший поэта, явившийся, «как тихий сон могил», сначала осеняет его своими «волшебными крылами», затем, согласно строкам самого Полежаева:

    И он бесплотными  устами  
    К моим бесчувственным приник,  
    И своенравным вдохновеньем  
    Душа зажглася с исступленьем... [13, с.93].

     Демон Полежаева выполняет волю творца, принося лирическому герою божественный поэтический дар. Он наделен способностью вдохновлять поэта. И это возможно, поскольку зло дает активную пищу для размышления, вызывает желание  постичь тайны бытия, открывать первопричины явлений и событий. У Полежаева демон незримыми нитями связан с поэтическим искусством. В той же «ипостаси» он представлен он и в стихотворении Е.Л. Милькеева, который пишет о нем в стихотворении «Демон» (1842) как о вдохновителе творческого процесса в стихотворении. Поэт – герой стихотворения пребывает в состоянии глубокого безмятежного сна, пока не появляется виновник его пробуждения – демон:

     Ты  тих, спокоен, ты молчишь,

     В углу задумчиво сидишь, чело подернуто  туманом;

     Но  вдруг, как чудным талисманом

     Внезапно  пробужден от сна,

     Встаешь, бежишь, тебе тесна

     Глухая, темная лачуга,

     В твоей груди запела вьюга,

     Забилась  шумная волна… [13, с.113].

     Демон вдохновения показан как движущая сила, побуждающая поэта к творчеству. Автор наделяет его яркими эпитетами. Смена эмоционального  тона стихотворения осуществляется с помощью риторических вопросов и недоговоренности:  
         Но кто, скажи, твой дух исторг

     Из  мрачных уз оцепененья?

     Кто сообщил тебе восторг

     И бурный трепет исступленья?

     Ах, это гость чудесный твой,

     Другого мира странный житель,

     Дух-чародей, дух-возмутитель,

     Гремящий  молнией и мглой! [13, с.140].

     Разносторонне представлен Демон в стихотворении  Н.А. Некрасова. Поэт обнажает противоречивую натуру «вечного» образа. Для него это «демон бессонных ночей», и одновременно «старый мучитель», и «учитель», к которому взывает поэт, находящийся в разладе с самим собой:

     Где ты, мой старый мучитель,

     Демон бессонных ночей?

     Сбился  я с толку, учитель,

    С братьей  болтливой моей. 
    Дуешь, бывало, на пламя –

     Пламя пылает сильней,

     Краше волнуется знамя

     Юности  гордой моей. [11, с.228].

     Свой  внутренний надрыв и бездеятельность  лирический герой некрасовского  стихотворения связывает с исчезновением  «демона бессонных ночей». Его  интерпретация возмутителя ночного спокойствия сводится к пониманию его как учителя и вдохновителя в поэзии. Кроме того, демон способен усмирить упрямый дух и направить духовный поиск в нужное русло:

     Способа ты не находишь

     Сладить с упрямой душой?

     Иль потому не приходишь,

     Что уж доволен ты мной? [11, с.179].

     Для А.К. Толстого («Бывают дни, когда злой дух меня тревожит…», 1858) появление «злого духа» – процесс мучительный, сопровождающийся губительными переменами в душе лирического героя:

     И он, не ведая ни радости, ни веры,

     В меня вдыхает злость – к кому, не знаю сам –

     И лживым зеркалом могучие размеры

     Лукаво  придаёт ничтожным мелочам.

     В кругу моих друзей со мной сидит  он рядом,

     Весёлость им у нас надолго отнята,

     И сердце он моё напитывает ядом

     И речи горькие влагает мне в  уста. [15, т. 1, с.420].

     Демон в его стихотворении соответствует  своей сути. Он творит зло, воздействую  на зрение и слух человека. Отрадное в этой ситуации лишь то, что такое  состояние временно и на смену  темным дням приходят светлые. Демон  же заполняет мир темнотой и безмолвием, стирает краски. Толстой своим стихотворением прокладывает путь к трактовке черного человека в лирической поэме С.А. Есенина «Черный человек» Демон в стихотворении А.К. Толстого, и в дальнейшем в поэзии символистов, – символ внутренней надорванности и раздвоенности человеческой личности.

     В целом эволюцию образа Демона в романтической литературе можно свести к нескольким направлениям:   

     – Сатана начинал мыслиться в революционном аспекте в роли двигателя прогресса, скептического начала, побуждающего человека творить и познавать, бунтаря против тирании;   

     – дьявол начал выступать в роли критического элемента существующих на земле порядков;   

     – и, наконец, дьявол становится метафорой темной стороны человеческой натуры, его негативным двойником, действующим изнутри сознания. Ролевые значения образа двойника и дьявола в этом плане совмещаются, переходя в синонимию. Двойник человека – это одновременно и библейский дьявол, принявший полное человеческое подобие в его негативном исполнении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. ДЕМОНИЧЕСКАЯ ТЕМА В ПОЭМЕ В. А. ЖУКОВСКОГО «АББАДОНА»

      2.1 В. А. Жуковский в русской литературе является первым поэтом, для которого внутренний мир человека явился главным содержанием поэзии. Поэзия Жуковского сформировалась в 1800-1810-х годах. В сущности, он был поэтом допушкинского периода, хотя продолжал писать и позднее.

      Поэзия  Жуковского – поэзия примирения, растворения  человека в мире, полном дыхания  божества. Поэт стремился создать  гармонический, высокий, устойчивый в  своей идеальности, особый поэтический мир, в котором сублимированы общечеловеческие нравственные ценности: «добродетель», «истина», «великое», «прекрасное». Добро и прекрасное для Жуковского неразрывны. В его поэзии глубоко раскрывается сложность человеческих переживаний,  стремление к нравственному и эстетическому идеалу, печаль от создания несовершенства жизни. Данные мотивы в творчестве Жуковского не случайны. Они объясняются сложной судьбой поэта.

      Как известно, В.А. Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенское  Белевского уезда, принадлежащем Афанасию Ивановичу Бунину. От связи помещика со своей пленницей и появился на свет ребенок: будущий поэт, крещенный дочерью Бунина – Варей и бедным дворянином Андреем Григорьевичем  Жуковским.  Младенца так и записали: Василий Андреевич Жуковский. Ребенок был принят в семью, хотя положение его оставалось двусмысленным.

      «Нельзя думать, что уж так идиллически-ясно прошло детство его и юность. Странное положение в семье (да и в обществе) давно было шипом внутренним. Его  не обижали, воспитывали и учили, считалось, что любят. Но, видимо, недостаточно. Как-то с прохладцею, может быть, и с нисхождением. Ему же хотелось большего» [36, с.122].

Информация о работе Интерпретация библейского мифа о падшем ангеле в поэмах «Аббадона» и «Агасфер» В. А. Жуковского