Интерпретация библейского мифа о падшем ангеле в поэмах «Аббадона» и «Агасфер» В. А. Жуковского

Автор: Марина Шкарова, 10 Августа 2010 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

В результате исследования: описана христианская основа поэзии В.А. Жуковского; проанализированы поэмы «Аббадона» и «Агасфер» с позиции реализации в них библейского сюжета о падшем ангеле; выявлены особенности изображения образа Демона в поэмах В.А. Жуковского; прослежены эволюцию взглядов В.А. Жуковского на тему богопредательства от «Аббадоны» к «Агасферу»; описаны пути создания образа падшего ангела в творчестве Жуковского.

Содержание

Введение 5
Библейский миф о «падшем ангеле» в творческом осмыслении
писателей разных литературных эпох 9
1.1. Эволюция образа Демона в европейской литературе XVIII-XIX вв. 9
1.2. Образ Демона в творчестве русских поэтов XIX века 20
2. Демоническая тема в поэме В. А. Жуковского «Аббадона» 34
2.1. Поэма «Аббадона» в контексте христианских взглядов
В. А. Жуковского 34
2.2. Образ «падшего ангела» в поэме «Аббадона» 47
3. Поэма «Агасфер» как духовное завещание В. А. Жуковского 56
3.1. Образ Вечного Жида в сознании русских романтиков 56
3.2. Христианский аспект духовных исканий Агасфера 63
Заключение 75
Список использованных источников 78

Работа содержит 1 файл

документ.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

     Лирика  и поэмы Жуковского пронизаны  мотивом христианского смирения. Ропот на судьбу воспринимается русским  романтиком как преступление, заслуживающее  самого страшного наказания. Человек  должен стойко переносить все тяготы, выпавшие на его долю, и он заслужит прощения и счастья в идеальном загробном мире.

    Идеальный мир, каким бы огромным он ни был, представляется в поэзии Жуковского как замкнутое  пространство. Именно его ограниченность не допускала вторжения в него демонических сил. Отсутствие границы делает это понятие просто бессмысленным, ибо тогда идеальный мир был бы просто миром, доступным для всех. Демоническая сфера есть некое промежуточное звено между земным и идеальным, своего рода чистилище, через которое проходит лирический герой Жуковского, как и всякий смертный, в той или иной мере прикоснувшийся к греховному на земле. «У Жуковского нечистая сила не гуляет сама по себе, с целью подышать свежим ночным воздухом и полюбоваться природой. Человеческое ей чуждо, в особенности сентиментальность. Плаксивость Аббадоны, его поведение и, тем более, попытка самоубийства – явление совершенно исключительно (тем более, что в Библии ничего об этом не говорится)» [65, с. 34]. Сознавая свое могущество, демонические силы мало обращают внимание на неприличные комплименты в свой адрес, если только они не переходят в разряд пошло-вульгарных и абсолютно несправедливых упреков. Но их появление закономерно там, где хулят Бога, сомневаются в силе божественного проведения, нарушаются божественные заповеди и совершаются преступления.

     Одна  из первых поэм Жуковского – «Абаддона» была написана в ноябре - декабре 1814 года и впервые опубликована в 1815 году в журнале «Сын Отечества» под  заголовком «Из второй песни Меесиады». Данное творение является переводом второй песни поэмы немецкого поэта Ф. - Г. Клопштока (1724-1803) «Мессиада». Произведение Клопштока отразило интерес к демонической теме, возникший в новой европейской литературе, начиная с поэмы Дж. Мильтона «Потерянный Рай» (1667).

     Джон  Мильтон был представителем христианского  гуманизма – общественного движения в Англии, сочетавшего новые общественно-нравственные идеалы с религиозностью, очищенной  от церковного догматизма.  Мильтон не сразу стал поэтом, сосредоточившимся на библейской тематике и сюжетах, исторические условия сделали его обращение к религии неизбежным. Английский народ воспользовался для своей буржуазной революции языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого Завета. Мильтон проникся этим  духом. В 1667 году появляется поэма Мильтона «Потерянный рай». Поэма 
написана на библейский сюжет. В ней падший ангел Сатана замышляет восстание против небесного Вседержителя. Песни поэмы отображают борьбу Неба и Ада. Это борьба Добра и Зла в мире. Мильтон показал Бога как воплощение всех лучших начал жизни, и Сатану, как дух мятежа и непокорства.

    Библейская  легенда о первых людях и их грехопадении содержит большой заряд  мысли. В поэме Мильтона выразительно противопоставлены два состояния человечества: его безмятежное существование в земном раю – Эдеме, и жизнь, полная забот, испытаний и бедствий после изгнания из Рая.

    Начиная с поэмы Д. Мильтона «Потерянный  рай», в новой европейской литературе появляется интерес к демонической теме. Этот интерес отражен в произведении немецкого поэта Ф. - Г. Клопштока (1724 -1803) «Мессиада».

    Библейский  миф о Сатане, ангеле, поднявшем  восстание против Бога и низверженном из рая, был переосмыслен Мильтоном  в духе вольнолюбия и протеста. Так же трактуется миф и в драматической  поэме Байрона «Каин»; в русской литературе – в стихотворениях Пушкина «Демон» (1823) и «Ангел» (1827), а также в поэме Лермонтова «Демон» (1829 - 1839). Однако демоническая тема имела и иной, примирительный вариант. Именно такова была поэма Клопштока, где падший ангел изображен в виде кающегося Аббадоны. Характерно, что именно эта религиозно-примирительная трактовка оказалась Жуковскому близка.

    В переводе Жуковского опущены некоторые  детали оригинала. Усилено впечатление  сатанинского могущества в изображении  исхода из ада Сатаны и Адрамелеха, устремившихся на борьбу с Богом (у Жуковского все силы ада бросаются вслед за Сатаной, чего нет в подлиннике):

    …О  Сатана, полетим; да узрят нас

    в могуществе духи;

    Да  поразит их, как буря, помыслов

    наша  отважность!

    Все лавиринфы коварства пред нами:

    пути  их мы знаем;

    В мраке их смерть; не найдет он из

    бедственной тьмы их исхода.

    Если  ж, наставленный небом,

    разрушит  он хитрые ковы, -

    Пламенны  бури пошлем, и его не

    минует  гибель.

    Горе, земля, мы грядем, ополченные

    смертью и адом;

    Горе  безумным, кто нас отразить на

    земле возмечтает! [2, т. 1, с.345].

    Нечистые  силы уверены в победе над Божеством. Под влиянием Сатаны и Адрамелеха дикая толпа восстала:

    Адрамелех замолчал, и смутилось,

    как буря, собранье;

    Страшно от топота ног их вся

    бездна  дрожала;

    С громом утес за утесом валился

с криком и воем,

Гордые  славой грядущих побед,

все возвысилися; дикий

Шум голосов  поднялся и отгрянул с 

востока на запад;

Все заревели: «Погибни мессия!»

от века созданье. [2, т. 1, с.343].

    Но  ненавистное дело не получается и Дьявол со свитой отправляется в ворота потустороннего мира, в ад:

С трона  потек Сатана, и ступени, как медные горы,

    Тяжко под ними звенели; с криком,

    зовущим к победе,

    Кинулись  смутной толпой во врата

    растворенные  ада.   [2, т. 1, с.360].

    Как в поэме Лермонтова «Демон», так и в «Аббадоне» Жуковского тесно сплетены проблемы Добра и Зла, Любви и Ненависти, Веры и Неверия.

    Два центральных образа постоянно присутствуют в этих поэмах, один – явно, другой – незримо, Демон и Бог. Бог  – по силе и величию, Дьявол – по злобе и ненависти, человек – по количеству заблуждений и ошибок, по способности страдать, в зависимости от обстоятельств имеющий либо все, либо ничего.

    Главный герой поэмы Лермонтова – Демон  – непокорный ангел: он возгордился  и восстал против Бога и за это изгнан из рая. Он отрицает власть Бога и поэтому свободен от предрассудков и не ограничен в познании мира.

    Я царь всепознанья и свободы,

    Я враг небес, я зло природы… [10, с.170].

    Герой Жуковского – Аббадона – низвергнут из рая за то, что в день возмущенья перед Богом был прельщен Сатаной и проникнул к его свите, за что в последствии горько раплатился.

    И Демон, и Аббадона наказаны Богом  – они обречены на одиночество  и бессмертие.

    Очень похоже начало поэм: мы безо всякого  вступления знакомимся с главными героями произведений; видим обстановку, окружающую их, видим, чем они заняты… невольно сравниваем их воспоминания о прошлой жизни:

«Демон»:

    …И  лучших дней воспоминанья

    Пред  ним теснилися толпой;

    Тех дней, когда в жилище света

    Блистал он, чистый херувим,

    Когда бегущая комета

    Улыбкой ласковой  привета

    Любила  поменяться с ним,

    Когда сквозь вечные туманы,

    Познанья  жадный, он следил

    Кочующие  караваны

    В пространстве брошенных светил;

    Когда он верил и любил… [10, с.344].

    «Аббадона»:

    Мрачен, в себя погружен, пробегал он в мыслях всю

    повесть

    Преж  ей, невинныя младости; мыслил об

    утре  созданья.

    Вкупе и вдруг сотворил их Создатель.

    в восторге рожденья.

    Все вопрошали друг друга: «Скажи, Серафим,

    брат  небесный,

    Кто ты? Откуда, прекрасный? Давно ль существуешь

    И зрел ли

    Прежде  меня? О! поведай, что мыслишь? Нам

    вместе  бессмертье».

    ……………………………………………..

    Мысли о прошлом теснились в душе

    Аббадоны, и слезы,

    Горькие слезы бежали потоки по впалым

    ланитам. [2, т. 7, с.231].

    Внешне  похожи и описания отрывков, где  главные герои раскаиваются. Но Аббадона раскаивается чистосердечно, он проклинает тот день, когда увидел Сатану, когда последовал за ним; он даже пытается убедить сатану, его свиту, прекратить свои злодеяния, отречься от зла, чем вызывает еще больший гнев обитателей подземного царства. А раскаяние Демона несколько иное. Для Демона борьба с небом будет вечной: примирение с Богом для него невозможно. Напрасно обещает он раскаяться и поверить в добро. Для этого надо отречься от свободы, а от свободы Демон не отречется никогда.

      У Лермонтова Демон понимает, чувствует, знает и может больше, чем обычный  человек, но он слаб духом. У Лермонтовского Демона есть все задатки для того, чтобы стать сильным, и на первый взгляд, его не в чем упрекнуть, но есть несколько «но»: его отношение к Любви, к Земле, к Богу. И через все это – к самому себе.

      У Жуковского же падший ангел сильнее, он не боится высказать свое мнение сатане и окружающей его свите:

     Мрачным взором окинув совет Сатаны,

     он  воскликнул:

     «Будь на меня вся неистовых злоба –

     вещать  вас дерзаю!

     …Горе тебе, Сатана-возмутитель!

     Я ненавижу тебя, ненавижу, убийца!

     …Горе тебе, Сатана! Я в безумстве твоем

     не  участник!

     …Он всемогущий, а ты пресмыкаешься

     в прахе, бессильный

     Гордый  невольник…

     …Ты со стыдом на челе от мессии в 

     свой ад возвратишься. [2, т. 7, с.541].

      Демон у Лермонтова – «порочный мученик» [10, с.103], это добро, подвергшееся искушению, поддавшееся ему, наказанное, страдающее, но все еще не желающее получить прощение как милость, это унизило бы его, поставило в подчиненное положение. И мы не думаем, что в глубине души он не отдает себе отчета в том, что это упорное нежелание быть рабом и есть  самое настоящее рабство.

      «…Свобода индивидуальности «покупается» не только разрывом гармонии с мировым целым, но и с разрывом внутреннего единства личности, потерей половины души» [54, с.97]. Потерей той части души, что была от бога.

      В поэме присутствует сцена ветхозаветного мотива проклятия Каину – Аббадона изгнан из рая. Он даже решается на самоубийство:

     Быстро  ударился в бега он в глубину

     Беспредельныя бездны…

     …Вдруг  налетела на солнце заблудшая

     в бездне планета;

     Час ей настал разрушенья… она уж

     дымилась  и рдела…

     К ней полетел Аббадона, разрушиться

     вкупе надеясь…

     Дымом она разлетелась, но ах»!.. [2, т. 7, с.328].

      В конце поэм герои остаются одни. Демон теряет свою возлюбленную, вновь становясь одиноким. Аббадона изгнан не только из рая, но уже и из ада, одиноко летает он, не зная, где же найти смерть.

      Большого  успеха поэма «Аббадона» не имела. Тем  не менее, молодой Герцен, в 1830-х годах склонный к романтическому идеализму, увлекался «Аббадоной» Жуковского, цитировал поэму и в образе Аббадоны усматривал родственные своему «мятежному духу» черты.

Информация о работе Интерпретация библейского мифа о падшем ангеле в поэмах «Аббадона» и «Агасфер» В. А. Жуковского