Автор: Марина Шкарова, 10 Августа 2010 в 19:26, дипломная работа
В результате исследования: описана христианская основа поэзии В.А. Жуковского; проанализированы поэмы «Аббадона» и «Агасфер» с позиции реализации в них библейского сюжета о падшем ангеле; выявлены особенности изображения образа Демона в поэмах В.А. Жуковского; прослежены эволюцию взглядов В.А. Жуковского на тему богопредательства от «Аббадоны» к «Агасферу»; описаны пути создания образа падшего ангела в творчестве Жуковского.
Введение 5
Библейский миф о «падшем ангеле» в творческом осмыслении
писателей разных литературных эпох 9
1.1. Эволюция образа Демона в европейской литературе XVIII-XIX вв. 9
1.2. Образ Демона в творчестве русских поэтов XIX века 20
2. Демоническая тема в поэме В. А. Жуковского «Аббадона» 34
2.1. Поэма «Аббадона» в контексте христианских взглядов
В. А. Жуковского 34
2.2. Образ «падшего ангела» в поэме «Аббадона» 47
3. Поэма «Агасфер» как духовное завещание В. А. Жуковского 56
3.1. Образ Вечного Жида в сознании русских романтиков 56
3.2. Христианский аспект духовных исканий Агасфера 63
Заключение 75
Список использованных источников 78
Лирика
и поэмы Жуковского пронизаны
мотивом христианского
Идеальный мир, каким бы огромным он ни был, представляется в поэзии Жуковского как замкнутое пространство. Именно его ограниченность не допускала вторжения в него демонических сил. Отсутствие границы делает это понятие просто бессмысленным, ибо тогда идеальный мир был бы просто миром, доступным для всех. Демоническая сфера есть некое промежуточное звено между земным и идеальным, своего рода чистилище, через которое проходит лирический герой Жуковского, как и всякий смертный, в той или иной мере прикоснувшийся к греховному на земле. «У Жуковского нечистая сила не гуляет сама по себе, с целью подышать свежим ночным воздухом и полюбоваться природой. Человеческое ей чуждо, в особенности сентиментальность. Плаксивость Аббадоны, его поведение и, тем более, попытка самоубийства – явление совершенно исключительно (тем более, что в Библии ничего об этом не говорится)» [65, с. 34]. Сознавая свое могущество, демонические силы мало обращают внимание на неприличные комплименты в свой адрес, если только они не переходят в разряд пошло-вульгарных и абсолютно несправедливых упреков. Но их появление закономерно там, где хулят Бога, сомневаются в силе божественного проведения, нарушаются божественные заповеди и совершаются преступления.
Одна из первых поэм Жуковского – «Абаддона» была написана в ноябре - декабре 1814 года и впервые опубликована в 1815 году в журнале «Сын Отечества» под заголовком «Из второй песни Меесиады». Данное творение является переводом второй песни поэмы немецкого поэта Ф. - Г. Клопштока (1724-1803) «Мессиада». Произведение Клопштока отразило интерес к демонической теме, возникший в новой европейской литературе, начиная с поэмы Дж. Мильтона «Потерянный Рай» (1667).
Джон
Мильтон был представителем христианского
гуманизма – общественного
написана на библейский сюжет. В ней падший
ангел Сатана замышляет восстание против
небесного Вседержителя. Песни поэмы отображают
борьбу Неба и Ада. Это борьба Добра и Зла
в мире. Мильтон показал Бога как воплощение
всех лучших начал жизни, и Сатану, как
дух мятежа и непокорства.
Библейская легенда о первых людях и их грехопадении содержит большой заряд мысли. В поэме Мильтона выразительно противопоставлены два состояния человечества: его безмятежное существование в земном раю – Эдеме, и жизнь, полная забот, испытаний и бедствий после изгнания из Рая.
Начиная с поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай», в новой европейской литературе появляется интерес к демонической теме. Этот интерес отражен в произведении немецкого поэта Ф. - Г. Клопштока (1724 -1803) «Мессиада».
Библейский миф о Сатане, ангеле, поднявшем восстание против Бога и низверженном из рая, был переосмыслен Мильтоном в духе вольнолюбия и протеста. Так же трактуется миф и в драматической поэме Байрона «Каин»; в русской литературе – в стихотворениях Пушкина «Демон» (1823) и «Ангел» (1827), а также в поэме Лермонтова «Демон» (1829 - 1839). Однако демоническая тема имела и иной, примирительный вариант. Именно такова была поэма Клопштока, где падший ангел изображен в виде кающегося Аббадоны. Характерно, что именно эта религиозно-примирительная трактовка оказалась Жуковскому близка.
В переводе Жуковского опущены некоторые детали оригинала. Усилено впечатление сатанинского могущества в изображении исхода из ада Сатаны и Адрамелеха, устремившихся на борьбу с Богом (у Жуковского все силы ада бросаются вслед за Сатаной, чего нет в подлиннике):
…О Сатана, полетим; да узрят нас
в могуществе духи;
Да поразит их, как буря, помыслов
наша отважность!
Все лавиринфы коварства пред нами:
пути их мы знаем;
В мраке их смерть; не найдет он из
бедственной тьмы их исхода.
Если ж, наставленный небом,
разрушит он хитрые ковы, -
Пламенны бури пошлем, и его не
минует гибель.
Горе, земля, мы грядем, ополченные
смертью и адом;
Горе безумным, кто нас отразить на
земле возмечтает! [2, т. 1, с.345].
Нечистые силы уверены в победе над Божеством. Под влиянием Сатаны и Адрамелеха дикая толпа восстала:
Адрамелех замолчал, и смутилось,
как буря, собранье;
Страшно от топота ног их вся
бездна дрожала;
С громом утес за утесом валился
с криком и воем,
Гордые славой грядущих побед,
все возвысилися; дикий
Шум голосов поднялся и отгрянул с
востока на запад;
Все заревели: «Погибни мессия!»
от века созданье. [2, т. 1, с.343].
Но ненавистное дело не получается и Дьявол со свитой отправляется в ворота потустороннего мира, в ад:
С трона потек Сатана, и ступени, как медные горы,
Тяжко под ними звенели; с криком,
зовущим к победе,
Кинулись смутной толпой во врата
растворенные ада. [2, т. 1, с.360].
Как в поэме Лермонтова «Демон», так и в «Аббадоне» Жуковского тесно сплетены проблемы Добра и Зла, Любви и Ненависти, Веры и Неверия.
Два центральных образа постоянно присутствуют в этих поэмах, один – явно, другой – незримо, Демон и Бог. Бог – по силе и величию, Дьявол – по злобе и ненависти, человек – по количеству заблуждений и ошибок, по способности страдать, в зависимости от обстоятельств имеющий либо все, либо ничего.
Главный герой поэмы Лермонтова – Демон – непокорный ангел: он возгордился и восстал против Бога и за это изгнан из рая. Он отрицает власть Бога и поэтому свободен от предрассудков и не ограничен в познании мира.
Я царь всепознанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы… [10, с.170].
Герой Жуковского – Аббадона – низвергнут из рая за то, что в день возмущенья перед Богом был прельщен Сатаной и проникнул к его свите, за что в последствии горько раплатился.
И Демон, и Аббадона наказаны Богом – они обречены на одиночество и бессмертие.
Очень похоже начало поэм: мы безо всякого вступления знакомимся с главными героями произведений; видим обстановку, окружающую их, видим, чем они заняты… невольно сравниваем их воспоминания о прошлой жизни:
«Демон»:
…И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил… [10, с.344].
«Аббадона»:
Мрачен, в себя погружен, пробегал он в мыслях всю
повесть
Преж ей, невинныя младости; мыслил об
утре созданья.
Вкупе и вдруг сотворил их Создатель.
в восторге рожденья.
Все вопрошали друг друга: «Скажи, Серафим,
брат небесный,
Кто ты? Откуда, прекрасный? Давно ль существуешь
И зрел ли
Прежде меня? О! поведай, что мыслишь? Нам
вместе бессмертье».
……………………………………………..
Мысли о прошлом теснились в душе
Аббадоны, и слезы,
Горькие слезы бежали потоки по впалым
ланитам. [2, т. 7, с.231].
Внешне похожи и описания отрывков, где главные герои раскаиваются. Но Аббадона раскаивается чистосердечно, он проклинает тот день, когда увидел Сатану, когда последовал за ним; он даже пытается убедить сатану, его свиту, прекратить свои злодеяния, отречься от зла, чем вызывает еще больший гнев обитателей подземного царства. А раскаяние Демона несколько иное. Для Демона борьба с небом будет вечной: примирение с Богом для него невозможно. Напрасно обещает он раскаяться и поверить в добро. Для этого надо отречься от свободы, а от свободы Демон не отречется никогда.
У Лермонтова Демон понимает, чувствует, знает и может больше, чем обычный человек, но он слаб духом. У Лермонтовского Демона есть все задатки для того, чтобы стать сильным, и на первый взгляд, его не в чем упрекнуть, но есть несколько «но»: его отношение к Любви, к Земле, к Богу. И через все это – к самому себе.
У Жуковского же падший ангел сильнее, он не боится высказать свое мнение сатане и окружающей его свите:
Мрачным взором окинув совет Сатаны,
он воскликнул:
«Будь на меня вся неистовых злоба –
вещать вас дерзаю!
…Горе тебе, Сатана-возмутитель!
Я ненавижу тебя, ненавижу, убийца!
…Горе тебе, Сатана! Я в безумстве твоем
не участник!
…Он всемогущий, а ты пресмыкаешься
в прахе, бессильный
Гордый невольник…
…Ты со стыдом на челе от мессии в
свой ад возвратишься. [2, т. 7, с.541].
Демон у Лермонтова – «порочный мученик» [10, с.103], это добро, подвергшееся искушению, поддавшееся ему, наказанное, страдающее, но все еще не желающее получить прощение как милость, это унизило бы его, поставило в подчиненное положение. И мы не думаем, что в глубине души он не отдает себе отчета в том, что это упорное нежелание быть рабом и есть самое настоящее рабство.
«…Свобода индивидуальности «покупается» не только разрывом гармонии с мировым целым, но и с разрывом внутреннего единства личности, потерей половины души» [54, с.97]. Потерей той части души, что была от бога.
В поэме присутствует сцена ветхозаветного мотива проклятия Каину – Аббадона изгнан из рая. Он даже решается на самоубийство:
Быстро ударился в бега он в глубину
Беспредельныя бездны…
…Вдруг налетела на солнце заблудшая
в бездне планета;
Час ей настал разрушенья… она уж
дымилась и рдела…
К ней полетел Аббадона, разрушиться
вкупе надеясь…
Дымом она разлетелась, но ах»!.. [2, т. 7, с.328].
В конце поэм герои остаются одни. Демон теряет свою возлюбленную, вновь становясь одиноким. Аббадона изгнан не только из рая, но уже и из ада, одиноко летает он, не зная, где же найти смерть.
Большого успеха поэма «Аббадона» не имела. Тем не менее, молодой Герцен, в 1830-х годах склонный к романтическому идеализму, увлекался «Аббадоной» Жуковского, цитировал поэму и в образе Аббадоны усматривал родственные своему «мятежному духу» черты.