Гигиена труда. Профилактика профессиональных заболеваний

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

Гигиена труда — это раздел гигиены, изучающий условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих[1]. Относится к наукам профилактической медицины.

Работа содержит 1 файл

Ориг БЖД.docx

— 50.99 Кб (Скачать)

    Введение.

  Гигиена труда — это раздел гигиены, изучающий условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих[1]. Относится к наукам профилактической медицины.

  Гигиена труда изучает: формы и методы организации труда и отдыха, состояние  организма в процессе трудовой деятельности, характер и особенности рабочих  движений, положений тела при работе, инструменты и орудия труда, применяемое  сырье, технологию процессов, техническое  оборудование, готовые и промежуточные  продукты, отходы производства с точки зрения их воздействия на работающих и окружающее население; физические, химические и биологические факторы производственной среды и физиологические изменения у работающих под влиянием этих факторов и трудовых процессов. Наряду с практическими мероприятиями по оздоровлению условий труда гигиена труда разрабатывает и научные основы для регламентирования санитарных условий труда на производстве.

  Необходимые санитарно-гигиенические условия труда на производственных предприятиях обеспечивается как на стадии проектирования, так и при эксплуатации оборудования, технологических процессов, производственных и вспомогательных помещений.

  Предмет гигиены труда:

  • трудовой и производственный процессы, режимы и обстановка труда, технологические процессы с точки зрения их влияния на здоровье и организм человека;
  • неблагоприятные (вредные и опасные) факторы, отрицательно влияющие на человека.

  Задачи  гигиены труда:

  • разработка санитарно-гигиенических мероприятий по оздоровлению условий труда;
  • обобщение опыта промышленно-санитарного надзора;
  • научное обоснование нормативной документации по охране труда — законов, норм, правил.

  Сейчас  действует новое руководство  Р 2.2.2006-05 для оценки условий производственной среды(физических, химических, биологических факторов) и трудового процесса (тяжести и напряженности труда) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основы  гигиены труда.
 

    Неотъемлемой  частью человеческой жизни является труд. Как правило, работа и здоровье взаимосвязаны. Когда работа полностью соответствует целям, способностям и пределам возможностей человека, а нарушения здоровья, вызываемые вредными профессиональными факторами, находятся под контролем, работа играет важную роль в укреплении физического и психического здоровья. Достижение цели и самовыражение в работе служит источником удовлетворения и повышения чувства собственного достоинства.

    Вредные производственные факторы, если их воздействие  превышает допустимые значения, рассматриваются  как причинные факторы профессиональных заболеваний. Условия труда и  его характерные особенности, наряду с другими факторами риска, могут  способствовать развитию болезней, имеющих  многофакторную этиологию, в частности  гипертонической болезни. В свою очередь заболевания, вызванные  инфекцией, могут быть отягощены  воздействием профессиональных факторов.

    Анализ  профессиональной заболеваемости в  России в последние годы свидетельствует, что неблагоприятные условия  труда сохраняются практически  во всех отраслях экономики и влекут за собой ухудшение состояния  здоровья работающих, высокий уровень  профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, потерю трудоспособности. Это свидетельствует о важности осуществления на предприятиях целенаправленной профилактической работы.

    Для характеристики отдельных профессий  используется физиологическая классификация  трудовой деятельности, согласно которой  существуют шесть форм трудовой деятельности.

    1. Труд, требующий значительной  мышечной активности. В настоящее время этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для работы. Эти работы характеризуются (в первую очередь) повышенными энергетическими затратами от 17...25 МДж (4000...6000 ккал) в сутки. Физический труд, развивая мышечную силу и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность труда, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном отдыхе (до 50 % рабочего времени).

    2. Групповой труд  — конвейер. Особенности данной формы труда определяются дроблением процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронной работы ее участников в соответствии с заданным темпом и ритмом. При этом чем меньше времени затрачивает работник на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание. Монотония — ведущая отрицательная особенность конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. Основа этого специфического явления — преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающегося при действии однообразных повторных раздражителей. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

    3. Механизированные  формы труда. При этой форме труда энергозатраты рабочих находятся в пределах 12,5...17 МДж (3000...4000 ккал) в сутки. Особенностью механизированных форм труда являются уменьшение мышечных нагрузок и усложнение программы действий. Соответствующие профессии нередко требуют специальных знаний и двигательных навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда.

    4. Труд, связанный с  частично автоматизированным  производством. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида труда — монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала. Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированного труда является готовность работников к действию и связанная с ней быстрота реакции на устранение возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» бывает различным по степени утомительности и зависимость от отношения человека к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

    5. Труд, связанный с  управлением производственными  процессами и механизмами. При этой форме труда человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или рече-двигательных актах, во втором — работник находится в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

    6. Интеллектуальный (умственный) труд. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры и др.), так и не относящимися к ней (врачи, учителя, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема информации с мобилизацией памяти, внимания. Мышечные нагрузки, как правило, незначительны: суточные энергозатраты составляют 10...11,7 МДж (2000...2400 ккал). Для данного вида труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. В зависимости от организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения формы умственного труда существенно различаются:

    • операторский труд, связанный с выполнением  функции контроля за работой машин. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеров характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью;

    • управленческий труд — труд руководителя учреждения, предприятия, характеризующийся  чрезмерным объемом информации, дефицитом  времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций;

    • творческий труд — наиболее сложная  форма трудовой деятельности, требующая  значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения (научные работники, писатели, композиторы, артисты, конструкторы и  т.д.);

    • труд преподавателей и медицинских  работников, связанный с постоянным контактом с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения;

    • труд учащихся и студентов, характеризующийся  напряжением основных психических  функций, таких как память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций (зачеты, экзамены).

    Факторами трудового процесса, воздействующего  на работающего человека, являются условия и характер труда.

    Условия труда — внешняя среда, в которой трудится человек, та производственная обстановка, которая окружает его на производстве. Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса:

    • 1-й класс — оптимальные условия  труда. В этих условиях сохраняется  здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровня, принятого в качестве безопасного для населения;

    • 2-й класс — допустимые условия  труда. Они характеризуются такими уровнями факторов трудового процесса, которые не превышают установленных  гигиенических нормативов для рабочих  мест. Возможные изменения функционального  состояния организма восстанавливаются  во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены. Условия труда не должны оказывать  неблагоприятного действия в ближайшем  и отдаленном периоде на состояние  здоровья работающих и потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным;

    • 3-й класс — вредные условия  труда. Характеризуются наличием вредных  производственных факторов, превышающих  гигиенические нормативы и оказывающих  неблагоприятное воздействие на организм работающих;

Информация о работе Гигиена труда. Профилактика профессиональных заболеваний