Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:26, контрольная работа
Гигиена труда — это раздел гигиены, изучающий условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих[1]. Относится к наукам профилактической медицины.
Введение.
Гигиена труда — это раздел гигиены, изучающий условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих[1]. Относится к наукам профилактической медицины.
Гигиена труда изучает: формы и методы организации труда и отдыха, состояние организма в процессе трудовой деятельности, характер и особенности рабочих движений, положений тела при работе, инструменты и орудия труда, применяемое сырье, технологию процессов, техническое оборудование, готовые и промежуточные продукты, отходы производства с точки зрения их воздействия на работающих и окружающее население; физические, химические и биологические факторы производственной среды и физиологические изменения у работающих под влиянием этих факторов и трудовых процессов. Наряду с практическими мероприятиями по оздоровлению условий труда гигиена труда разрабатывает и научные основы для регламентирования санитарных условий труда на производстве.
Необходимые санитарно-гигиенические условия труда на производственных предприятиях обеспечивается как на стадии проектирования, так и при эксплуатации оборудования, технологических процессов, производственных и вспомогательных помещений.
Предмет гигиены труда:
Задачи гигиены труда:
Сейчас
действует новое руководство
Р 2.2.2006-05 для оценки условий производственной
среды(физических, химических, биологических
факторов) и трудового процесса (тяжести
и напряженности труда)
Неотъемлемой частью человеческой жизни является труд. Как правило, работа и здоровье взаимосвязаны. Когда работа полностью соответствует целям, способностям и пределам возможностей человека, а нарушения здоровья, вызываемые вредными профессиональными факторами, находятся под контролем, работа играет важную роль в укреплении физического и психического здоровья. Достижение цели и самовыражение в работе служит источником удовлетворения и повышения чувства собственного достоинства.
Вредные
производственные факторы, если их воздействие
превышает допустимые значения, рассматриваются
как причинные факторы
Анализ профессиональной заболеваемости в России в последние годы свидетельствует, что неблагоприятные условия труда сохраняются практически во всех отраслях экономики и влекут за собой ухудшение состояния здоровья работающих, высокий уровень профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, потерю трудоспособности. Это свидетельствует о важности осуществления на предприятиях целенаправленной профилактической работы.
Для характеристики отдельных профессий используется физиологическая классификация трудовой деятельности, согласно которой существуют шесть форм трудовой деятельности.
1. Труд, требующий значительной мышечной активности. В настоящее время этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для работы. Эти работы характеризуются (в первую очередь) повышенными энергетическими затратами от 17...25 МДж (4000...6000 ккал) в сутки. Физический труд, развивая мышечную силу и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность труда, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном отдыхе (до 50 % рабочего времени).
2. Групповой труд — конвейер. Особенности данной формы труда определяются дроблением процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронной работы ее участников в соответствии с заданным темпом и ритмом. При этом чем меньше времени затрачивает работник на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание. Монотония — ведущая отрицательная особенность конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. Основа этого специфического явления — преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающегося при действии однообразных повторных раздражителей. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.
3. Механизированные формы труда. При этой форме труда энергозатраты рабочих находятся в пределах 12,5...17 МДж (3000...4000 ккал) в сутки. Особенностью механизированных форм труда являются уменьшение мышечных нагрузок и усложнение программы действий. Соответствующие профессии нередко требуют специальных знаний и двигательных навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда.
4. Труд, связанный с частично автоматизированным производством. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида труда — монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала. Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированного труда является готовность работников к действию и связанная с ней быстрота реакции на устранение возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» бывает различным по степени утомительности и зависимость от отношения человека к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.
5. Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами. При этой форме труда человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или рече-двигательных актах, во втором — работник находится в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
6. Интеллектуальный (умственный) труд. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры и др.), так и не относящимися к ней (врачи, учителя, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема информации с мобилизацией памяти, внимания. Мышечные нагрузки, как правило, незначительны: суточные энергозатраты составляют 10...11,7 МДж (2000...2400 ккал). Для данного вида труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. В зависимости от организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения формы умственного труда существенно различаются:
• операторский труд, связанный с выполнением функции контроля за работой машин. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеров характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью;
• управленческий труд — труд руководителя учреждения, предприятия, характеризующийся чрезмерным объемом информации, дефицитом времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций;
• творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения (научные работники, писатели, композиторы, артисты, конструкторы и т.д.);
• труд преподавателей и медицинских работников, связанный с постоянным контактом с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения;
• труд учащихся и студентов, характеризующийся напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций (зачеты, экзамены).
Факторами трудового процесса, воздействующего на работающего человека, являются условия и характер труда.
Условия труда — внешняя среда, в которой трудится человек, та производственная обстановка, которая окружает его на производстве. Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса:
•
1-й класс — оптимальные
•
2-й класс — допустимые условия
труда. Они характеризуются такими
уровнями факторов трудового процесса,
которые не превышают установленных
гигиенических нормативов для рабочих
мест. Возможные изменения
•
3-й класс — вредные условия
труда. Характеризуются наличием вредных
производственных факторов, превышающих
гигиенические нормативы и
Информация о работе Гигиена труда. Профилактика профессиональных заболеваний