Гигиена труда и её место в физической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

В физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психологических и нравственных качеств.

Содержание

2011г.
Оглавление
Введение 3
Гигиена физической культуры 3
Физические упражнения 4
Оздоровительные силы природы 10
Гигиенические факторы 11
Личная гигиена 11
Рациональное питание, 12
Закаливание 14
Гигиенические основы физической культуры и спорта на производстве 15
Заключение 17

Работа содержит 1 файл

Физ-ра (2).docx

— 388.02 Кб (Скачать)
 

Реферат

По Физической культуре 

На тему:

«Гигиена труда и её место в физической культуре» 

 

Работу  выполнил:

студент 3го курса группы 6-131

Санкт-Петербург

2011г.

Оглавление

Введение 3

Гигиена физической культуры 3

Физические упражнения 4

Оздоровительные силы природы 10

Гигиенические факторы 11

    Личная гигиена 11

    Рациональное питание, 12

    Закаливание 14

Гигиенические основы физической культуры и спорта на производстве 15

Заключение 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Физическая  культура и спорт являются важным средством укрепления здоровья и  продления жизни человека. Здоровый образ жизни должен прочно войти  в повседневный быт современного человека. Для этого необходимо обеспечить воспитание, начиная с самого раннего  возраста, с гармоническим развитием  физических и духовных сил.

     Уже само наименование «физическая культура»  указывает на ее принадлежность к  культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

     Физическая  культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными  в него природой физическими и  психическими способностями, но, что  не менее важно, и опыт утверждения  и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств.

Гигиена физической культуры

     Заблуждением, непрофессиональным и опасным, является понимание ГИГИЕНЫ только как  простейших, примитивных мер по чистке зубов, мытью. Рук перед едой, уборке квартиры и так далее. 
 ГИГИЕНА – это свод правил, законов и методов, позволяющий обеспечить
организму все необходимые условия для устранения заболеваний и поддержания здоровья. 
 ГИГИЕНА – «учение о здоровом образе жизни, о здоровых условиях жизни, совокупность мер, обеспечивающих сохранение иммунитета, здоровья» (Д.Н. Ушаков). 
 ГИГИЕНА – искусство или знание сохранять
здоровье, оберегать его от вреда (В.И. Даль).

     Знание  гигиены необходимо для правильного  решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к  неблагоприятным влияниям окружающей среды.

     Физическая  культура широко используется не только как средство укрепления здоровья, повышения работоспособности человека, профилактики заболеваний, но и как  важное лечебное средство. Естественно, физическая культура и спорт, если их рассматривать только как комплексы  физических упражнений, не смогут решить всех своих задач. Поэтому физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в  виде спорта, гимнастики, подвижных  игр и пр., но должна охватывать и  общественную, и личную гигиену труда  и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда  и отдыха и т.д. Отсюда очевидна актуальность гигиены физической культуры как  самостоятельной отрасли гигиенической  науки. 

     На  организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды:

    • Химические – химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.
    • Физические – температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.
    • Биологические – микроорганизмы, гельминты, грибы.
    • Социальные факторы – характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.

     Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача – изучение влияния условий жизни  и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных  условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.

     Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы (рис. 3).

     

     Рис. Средства физического воспитания

     Физические  упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

     Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

     Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

     Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

     Эффект  физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

     Содержание  физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

     Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

     Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

     Под воздействием физических упражнений можно  существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

     С помощью физических упражнений можно  целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его  физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

     Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

     В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных  знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

     Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

     Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях  действия одного занимающегося зависят  или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

     Содержание  любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий  на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

     Особенности содержания того или иного физического  упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

     Содержание  и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

     Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

     В физическом упражнении выделяют три  фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

     Подготовительная  фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

     Основная  фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Информация о работе Гигиена труда и её место в физической культуре