Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 01:43, дипломная работа
В современных условиях одним из главных факторов экономического роста является управление, эффективность которого определяется человеческим капиталом. По данным исследования Всемирного банка, 64% национального богатства 192 стран мира составляет человеческий капитал. Для обеспечения рыночного успеха и жизнеспособности организации на определенный период времени стало явно недостаточным найти подходящую рыночную нишу, организовать эффективное производство соответствующего продукта либо услуги, наладить снабжение и сбыт, успешно противостоять конкурентам.
Введение
1
Изучение основных подходов к исследованию трудоресурсного потенциала региона
1.1
Понятие трудоресурсного потенциала
1.2
Изучение трудоресурсного потенциала
2
Методы оценки трудоресурсного потенциала региона
3
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь
3.1
Оценка трудоресурсного потенциала
3.2
Перспективы развития трудоресурсного потенциала региона
Заключение
Список использованных источников
Нужно:
1.
Теоретические основы исследования трудоресурсного потенциала регионов
1.1
Понятие трудоресурсного (трудового) потенциала
1.2
Изучение трудоресурсного потенциала в экономико-географических исследованиях
1.3
Методы оценки трудоресурсного потенциала регионов
2.
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь (здесь описание по таблицам)
3.
Проблемы и перспективы развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь
Чей рисунок? Где ссылка? Обратите внимание на оформление.
Рисунок 2. Стадии движения трудоресурсного потенциала.
Трудовой потенциал региона – более сложное образование по сравнению с трудовым потенциалом работника за счет многообразных связей. Трудовой потенциал региона как система больше суммы составляющих его частей, поскольку проявляются эмерджентные свойства системы, которая есть результат кооперационного эффекта в ходе осуществления совместной деятельности людей в рамках определенных общественных отношений [4].
С нашей точки зрения, именно на уровне территориальной единицы совокупный трудовой потенциал приобретает новое качество и должен обозначаться термином «трудоресурсный потенциал». Именно с этого момента он становиться объектом изучения экономической географии. Оценивая данную составляющую региональной системы необходимо отметить, что мы имеем в виду именно трудоресурсный потенциал, т. е., только те знания, умения и способности людей, которые могут непосредственно влиять на производительность труда и влияние которых в той или иной степени может быть оценено. Другими словами речь не идет обо всей совокупности психофизических свойств человеческой личности, составляющих потенциал человека и общества в целом, так как в этом случае мы говорили бы о качестве личности, населения или человеческом потенциале. В тоже время нельзя не согласиться с тем, что практически вся совокупность свойств индивида и социума в целом не вовлекаясь непосредственно в общественное производство, но, являясь элементом социально-географического ландшафта, может оказывать заметное влияние на формирование и развитие территориальной системы. Поэтому данные элементы необходимо разделить, так как в процессе исследования они несут разную смысловую нагрузку. Какая-то часть непосредственно задействована в процессе производства, может быть оценена с помощью количественных методов, но какая-то является только условием или фактором общественного развития и не имеет количественного выражения.
При
анализе трудоресурсного
Во-первых, к аспектам оценки самого трудоресурсного потенциала региона, на наш взгляд, можно отнести только две группы показателей (которые могут несколько варьировать)[]:
Во-вторых, при комплексном подходе
оценку трудоресурсного потенциала необходимо дополнить характеристикой социально-географической среды, которая включает следующие элементы: o социально-экономический (ситуация в сфере потребления, доходов, уровня безработицы, а также социальная структура населения); o этно-конфессиональный (этно-конфессиональный состав населения, сложившийся образ жизни и отношений в сфере труда, духовное и культурное единство населения); o психологический (уровень социально-психологической напряженности в регионе, способы решения конфликтов, психологические установки и стереотипы поведении); o политический (политическая стабильность региона - организационный (деятельность инфраструктуры рынка труда); o социально-экологический (заболеваемость); o историко-географический (история заселения, традиции хозяйственной деятельности).
Социально-географическая
среда формируется населением региона,
которое в этом случае выступает
как более емкая категория, не
сводимая только к трудоресурсному
потенциалу. В то же время все
вышеперечисленные аспекты
В-третьих, являясь элементом определенной территориальной системы, трудоресурсный потенциал нуждается в оценке соответствия его качественных и количественных параметров потребностям экономики региона. Поэтому оценка трудоресурсного потенциала всегда носит относительный характер. Отчасти это отражается показателями функционирования региональных рынков труда, и сам потенциал является субъектом регионального рынка труда.
В-четвертых, трудоресурсный потенциал региона - система динамичная. В своем движении проходит три стадии:
− воспроизводства;
− обмена (рыночную);
− использования.
Этим
стадиям соответствуют
Во-первых, он отражает реально существующие и используемые в экономике сегодня трудовые возможности, знания и умения людей. Во-вторых, он направлен на будущее, т.е. постоянно изменяется, развивается и к тому же носит потенциальный характер. Человек, как правило, выбирает сам степень своей экономической активности. Отчасти это определяется объективными факторами, влияние которых можно проследить: уровень заработной платы, наличие независимого постоянного дохода, социальная нагрузка в семье и т.д. В то же время при любой социально-экономической ситуации существует часть людей добровольно выбирающих «экономическую пассивность», причины которой проследить не представляется возможным (по крайней мере, при социально-экономическом подходе к явлению). С другой стороны, даже активно участвуя в общественном производстве (формально) человек может задействовать не все свои знания, умения, опыт и творческий потенциал (т.е. не работать с полной отдачей) и во главу угла в данном случае встает мотивация трудовой деятельности. Все перечисленные свойства личности трудно поддаются формализации особенно при региональном анализе явления. Поэтому достаточно спорными, на мой взгляд, являются появившиеся комплексные оценки, в которых как равнозначные, без качественного разделения рассматривается и численность, и психофизические свойства населения региона.
Термин трудоресурсный потенциал, в узком понимании слова, имеет смысл определять, как трудоспособную часть населения какого-либо территориального образования, которая вовлечена в общественное производство, проявляет активность на региональном рынке труда и может выступать в качестве субъекта рынка труда различного иерархического уровня. В более широком понимании – это не только сегодняшний потенциал общества, но и будущий, возможный. И, наконец, в самом широком смысле – это система, включающая как собственно трудоресурсный потенциал, так и социально-географическую среду в целом. Невозможно достигнуть полной комплексности в оценке трудоресурсного потенциала, так как, и сам объект анализа не является комплексом в полном смысле этого слова. В зависимости от поставленных целей исследования можно рассматривать как ресурсную, так и факторную составляющую трудоресурсного потенциала самостоятельно, но нельзя оставлять без внимания разностороннее проявление этого сегмента территориальной системы, а также многообразие связей внутри нее. Любая оценка без учета ресурсной и факторной составляющей в их качественном единстве, будет давать неполное, одностороннее, а значит искаженное отражение действительности. Разнохарактерность компонентов анализа требует использования методического инструментария различных научных направлений и подразумевает тем самым междисциплинарный характер исследования.
Это хорошо, но где ссылки на авторов этого текста
1.2 Изучение трудоресурсного потенциала
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. По имеющимся оценкам доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ.
По размерам территории (207,6 тыс. кв. км) Республика Беларусь занимает 6-е место среди стран СНГ (после России, Казахстана, Украины, Туркменистана, Узбекистана) и 13-е место среди европейских государств. В Европе Беларусь по территории немного уступает Великобритании и Румынии, более чем в 2,2 раза превосходит Португалию и Венгрию и почти в 5 раз – Нидерланды и Данию.
По численности населения (9,9 млн. чел. на 1 января 2004 г.) Республика Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ (после России, Украины, Узбекистана и Казахстана) и 14 место в Европе (опережая такие страны, как Австрия, Болгария, Швеция).
Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
значительный научно-технический потенциал;
многоотраслевой промышленный комплекс;
достаточно мощная строительная база;
комплексность развития внутриреспубликанских регионов;
многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
Население и трудовые ресурсы
Устойчивость
социально-экономического развития страны
определяется численностью и качеством
населения, его трудового потенциала, степенью
сбалансированности профессионально-
На начало 2004 г. численность населения в Республике Беларусь составила 9847,7 тыс. чел. Современное состояние демографической ситуации характеризуется естественной убылью населения, обусловленной устойчивым снижением рождаемости и ростом смертности, ухудшением возрастной структуры и, как следствие, демографическим старением населения. Внутренние миграционные потоки в основном направлены из сельской местности в городскую, в результате чего село ежегодно теряет до 1,5% численности своего населения.
Особенностью демографической ситуации в Беларуси является низкая рождаемость – 8,9 промилле (в европейских странах – 9–11) и высокая, не типичная для развитых стран, смертность населения (соответственно 14,6 и 10–11 промилле). В результате, естественная убыль населения (-5,6 промилле) намного выше, чем в западноевропейских странах (0,1–0,7 промилле).
Сокращение
численности населения
В долгосрочной перспективе сохранится тенденция естественной убыли населения. Среднегодовая численность населения уменьшится с 9,9 млн чел. в 2003 г. до 9,5 млн в 2010 г. и 9 млн – в 2020 г. Наиболее интенсивно будет сокращаться сельское население вследствие дальнейшей его депопуляции и миграционного оттока в города. К 2020 г. ожидается уменьшение численности городского населения, естественная убыль которого не будет компенсироваться положительным миграционным приростом.
В 2006–2010 гг. ожидается дальнейшее ухудшение возрастной структуры населения. По прогнозу, доля детей и подростков в общей численности населения сократится с 16,9 до 15,0%, а доля лиц старших возрастов возрастет с 21,0 до 21,9%. Появится тенденция снижения численности лиц трудоспособного возраста.
Рисунок 3. Динамика изменения численности населения
Для
преодоления неблагоприятных