Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Содержание и признаки предпринимательства
1.1.Экономическая природа предпринимательства..……………….…….5
1.2.Цели и мотивы предпринимательской деятельности………….……11
1.3.Социально-экономическая эволюция предпринимательства………13
2. Предпринимательство как экономическая категория.
2.1.Предпринимательство как фактор производства……………………16
2.2.Предпринимательская способность и предпринимательский доход……………………………………………………………………………...21
3. Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………37
Список использованной литературы¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая предприним..doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Курсовая. Развитие предпринимательства  в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ  
 
Введение……………………………………………………………………..3  
1.Содержание и признаки предпринимательства  
1.1.Экономическая природа предпринимательства..……………….…….5  
1.2.Цели и мотивы предпринимательской деятельности………….……11  
1.3.Социально-экономическая эволюция предпринимательства………13  
2. Предпринимательство как экономическая категория.  
2.1.Предпринимательство как фактор производства……………………16  
2.2.Предпринимательская способность и предпринимательский доход……………………………………………………………………………...21  
3. Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………………………….24  
Заключение…………………………………………………………………37  
Список использованной литературы¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬……………………………………..40  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
Введение  
 
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.  
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.  
Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономи¬ке предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринима¬тельства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и зако¬номерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.  
Предпринимательство в сегодняшней Беларуси, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо.  
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
1. Содержание и признаки предпринимательства  
1.1.Экономическая природа предпринимательства  
 
Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множест¬венность его трактовок и определений. Сущ¬ность же предпринимательства, как экономичес¬кой категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реаги¬ровать на потенциальный источник выгоды.  
Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собствен¬ности.  
По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяй¬ственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не явля¬ется источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превра¬щается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товар¬ное производство исторически и генетически является исходным пунктом пред¬принимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможно¬стей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и моти¬вом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В четвертых, как механизм удовлетворе¬ния общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.  
Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство [6, с. 104].  
Предпринимательство — инициатив¬ная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых воз¬можностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Пред¬принимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ас¬социировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей — с "духом ненасильственного приобретательства".  
Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начина¬ния, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества мо¬гут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии ин¬формации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные пре¬имущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к соб¬ственной выгоде.  
Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициатив¬ная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования - ключевая задача перехода к предпринимательству.  
Деятельность людей по развитию своего дела (бизнеса) объективно определена внешними и внутренними факторами и прежде всего достигнутым уровнем развития производительных сил, состоянием экономических и других общественных отношений.  
 
   
Однако асимметрия информации создает и известную неопределенность в деятельности предприни¬мателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойства¬ми — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуе¬мой реакции рынка на предлагаемые решения [7, с. 181]. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.  
Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.  
Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринима¬телем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные из¬держки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпри¬нимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку веро¬ятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, воз¬можности для страхования именно предпринимательской деятельности снижа¬ются. Другой способ снизить риск — это разделить его с другими заинтересо¬ванными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую моти¬вацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.  
Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску и желанием снизить степень риска, может быть разрешено путем созда¬ния системы управления риском. В самом общем виде такая система должна включать:   
-выявление источников риска и последствий деятельности в усло¬виях риска;  
-адаптивные мероприятия по преодолению возможных негатив¬ных последствий [9, с. 36].  
Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезно анализи¬ровать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспек¬тивные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присут¬ствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отно¬шении ее определенных ограничений и регламентации.  
Стремясь к повышению доход¬ности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным спосо¬бам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтерна¬тивная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны:   
а) использование неравновесных рыночных ситуаций как ис¬точника новых возможностей;   
б) стремление к рационированию распределения ресурсов как источнику дополнительного дохода;   
в) содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения — лишь общая формула более слож¬ного по содержанию процесса повышения эффективности использования ре¬сурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффектив¬ности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факто¬ров путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производст¬ва, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает по¬ступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриа¬лизации экономики комбинирование на основе "принципа замещения" стано¬вится определяющим фактором извлечения дохода, а "дух рационализма" про¬низывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним.  
В то же время было бы непростительным упущением сводить суть ком¬бинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Пред¬приниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечиваю¬щих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный ме¬ханизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности по¬ставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает долж¬ного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспре¬деления ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире "прин¬ципа замещения", а само оно может выступать фактором преобразования меха¬низма распределения ресурсов.  
 
 
1.2.Цели и мотивы предпринимательской деятельности  
 
Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имуще¬ственный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельно¬сти. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат пред¬принимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представля¬ется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому раз¬личного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности пред¬принимательский доход представляется в форме экономической прибыли, вы¬ступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?  
С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизиро¬вать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвер¬галась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выра¬жаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не мо¬жет не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию це¬левых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В ко¬нечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпри¬нимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освое¬ние нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы [1, с. 54].  
Среди наиболее важных целей предпринимателя - производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. Как показано на рис. 1.2.1, все эти цели взаимосвязаны.  
 
Предприниматель  
 
 
Товары и услуги  
   
Доход (интересы)   
Развитие бизнеса  
 
 
Престижные цели  
 
Рис. 1.2.1. Цели предпринимательства  
 
Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира пред¬принимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них до¬пустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является ис¬точником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эф¬фективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.  
Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стре¬мится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравнове¬шивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разреше¬ние этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в ко¬нечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетво¬ренность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.  
 
1.3.Социально-экономическая эволюция предпринимательства  
 
Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночно¬го хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещае¬мых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное со¬держание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.  
По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, осо¬бенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сфе¬рой приложения предпринимательства становятся отрасли материального про¬изводства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства ста¬новится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности по¬влекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.  
Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нема¬териальной деятельности, динамичности и социализации производства устано¬вила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предприни¬мательской деятельности становится не приспособление к меняющимся услови¬ям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйство¬вания выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Пред¬принимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее пол¬но, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью стано¬вится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой ус¬тойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, что преду¬сматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной интеграции [9, с. 89].  
По мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка. Оформившаяся еще в античное время и позднее закрепленная в догма¬тах христианства печать морально-этической неполноценности предпринима¬тельской деятельности как "греховной" и "недостойной", довлела над ней в течение столетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его размеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность, на¬правленная на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься иначе. Со становлением индустриального типа производства, когда рациональ¬ное использование ресурсов и новаторство определяющими факторами устойчивого экономического роста, общественное восприятие предприниматель¬ской деятельности становится более адекватным. Конечно, было бы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническую деятельность. Однако, столь же несправедливо было бы акцентировать внимание лишь на его приоб¬ретательской мотивации, упуская из виду выполняемую им созидательную рабо¬ту.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
2. Предпринимательство как экономическая категория  
2.1.Предпринимательство как фактор производства  
 
Феномен предпринимательства выступает в качестве не¬отъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.  
В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предпринима¬тель» в экономическую теорию. По Кантильону, предпри¬ниматель — это человек с неопределенными, нефиксиро¬ванными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличи¬тельная черта предпринимателя, а его основная экономи¬ческая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.  
А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реа¬лизации какой-то коммерческой идеи и получения прибы¬ли. Он сам планирует и организует производство, распоря¬жается его результатами и т. п.  
Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный француз¬ский экономист конца XVIII — начало XIX вв. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские спо¬собности.  
Крупный вклад в разработку теории предприниматель¬ства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость) «организатор» (уме¬ние соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выде¬ляет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невоз¬можно процветание.  
И. Шумпетер называет предпринимателем человека, бе¬рущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономиче¬ское развитие. При этом Шумпетер считал, что предпри¬ниматель не обязательно является собственником произ¬водства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества [6, с. 121].  
По существу, объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться как раз в период по¬явления кредита. Любой коммерческий банк не является собственником всего капитала, который он пускает в обо¬рот. Как правило, его собственность распространяется на уставной фонд, который может представлять собой отно¬сительно небольшую величину.  
Наиболее зримо отделение предпринимательства от соб¬ственности обнаруживается в акционерных обществах. В условиях акционерной, корпоративной экономики собст¬венность как юридический факт утрачивает свои распоря¬дительные прерогативы. Власть на производстве перемеща¬ется от собственности к организации, роль собственности становится все более пассивной. Вместо реальных физиче¬ских предметов, с которыми традиционно связывалось понятие собственности, акционер владеет лишь клочком бумаги, титулом собственности. Над самими предприни¬мателями он, собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности за резуль¬таты деятельности корпорации. Такую ответственность не¬сут менеджеры.  
Таким образом, развитие кредитных отношений и пере¬ход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделение собственности от распоряжения предпринимательства.  
Итак, мы выяснили, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи, что предприниматель¬ство в своей основе не является функцией только собст¬венника, в нем могут участвовать лица, непосредственно не являющиеся субъектами права собственности.  
Что же представляет собой предпринимательство с точки зрения экономической определенности? В научной лите¬ратуре предлагается его рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.  
Для характеристики предпринимательства как экономи¬ческой категории центральной проблемой является установ¬ление его субъектов и объектов. Субъектами предпринима¬тельства могут быть, прежде всего, частные лица (организа¬торы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осу¬ществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предприниматель¬ства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.  
Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Новые всевозможные способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отли¬чают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неиз¬вестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использова¬ния уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения ре¬организации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой [7, с. 91].   
Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главным условием является самостоятельность и независи¬мость хозяйствующих субъектов, наличие у них определен¬ной совокупности свобод и прав — по выбору вида пред¬принимательской деятельности, по формированию произ¬водственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д.. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указы¬вающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.  
Вторым условием предпринимательства является ответ¬ственность за принимаемые решения, их последствия и свя¬занный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенно¬стью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.  
Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохра¬нения, охрану окружающей среды и т. д.  
Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринима¬тельство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие, — считал И. Шумпетер. «Нужно обла¬дать особым воображением, даром предвидения, постоян¬но противостоять давлению рутины. Нужно быть способ¬ным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять».   
Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда [9, с. 201].  
Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен. он направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать мно¬го различных вариантов достижения своей цели и пре¬даваться долгим колебаниям.  
В нашей отечественной литературе предпринимательст¬во также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчест¬ва, свободного проявления инициативы, новаторства, го¬товности к риску и т. д. ради получения прибыли. И это вполне естественно: ведь управление есть своего рода «ис¬кусство возможного». Тем более что речь идет об управле¬нии и организации производства в условиях возрождения рыночного, конкурентного хозяйства, где индивидуальные склонности, навык, сметка играют не последнюю роль.  
 
2.2.Предпринимательская способность и предпринимательский доход  
 
Предпринимательскую способность можно определить как один из экономических ресурсов, влияющих на характер и темпы экономического развития. В состав дан¬ного ресурса следует включать, прежде всего, предпринимате¬лей, к которым относятся, в первую очередь, владельцы ком¬паний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.  
Помимо собственно предпринимателей, т. е. непосредствен¬ных носителей предпринимательских способностей, в состав данного ресурса следует включать всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно действующие институты ры¬ночной экономики, т. е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы. Наконец, к данному ресурсу, несом¬ненно. относятся предпринимательская этика и культура, а так¬же предпринимательский дух общества. В целом предприни¬мательский ресурс можно охарактеризовать как особый меха¬низм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики.  
Уникальность значения предпринимательского потенциала со¬стоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимо¬действие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, зем¬ля, наука. Инициатива, риск и умение предпринимателей, по¬множенные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ре¬сурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инве¬стиционная активность, технологические нововведения, напря¬мую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьма эффективно преодолеть многие экономические трудности 80—90-х гг.  
Можно утверждать, что предпринимательская способность как ресурс более эффективно реализуется в условиях макси¬мально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствую¬щее законодательное оформление. При этом очевидно, что за¬логом успешной реализации предпринимательского потенциала являются, прежде всего, сами предприниматели, их квалифи¬кация и уровень образования, способность брать на себя от¬ветственность и инициативу, умение ориентироваться в высоко конкурентной среде, а также их чувство социальной ответ¬ственности [6, с. 109].  
В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычно играет малый и средний бизнес, являю¬щийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса. Государство оказывает предпринимательству широкую поддерж¬ку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом — Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, при¬званных способствовать развитию бизнеса в конкретном ре¬гионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 так называемых пред¬принимательских инкубаторов, т. е. специализированных госу¬дарственных и частно государственных учреждений, осуществ¬ляющих многоплановую поддержку вновь создающимся ком¬паниям. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их «вы¬ращиванию» и становлению.  
Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую опла¬ту — предпринимательский. В реаль¬ной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринима¬тельский доход — это та плата, которую получает предприни¬матель за свои организаторские способности по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.  
В экономической теории предпринимательский доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, сво¬его рода его заработную плату; ко второй — плату за риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величина пред¬принимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второй составляющей, т.е. экономической прибыли.  
 
 
 
 
 
 
   
3. Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь  
 
В целом, уровень развития малого предпринимательств в республике, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 белорусов приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Минск по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП.  
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В республике доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия (микрофирмы) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля белоруских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65% .  
За прошедшие 9 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.  
В целом, уровень развития сектора МБ в республике явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РБ.  
Между тем, изменение внутренней экономической конъюнктуры в результате финансового кризиса августа 1998 года создало некоторые предпосылки и стимулы для развития предпринимательства.  
По совокупности причин, среди которых доминирует августовский кризис, малый бизнес к концу 2001 г. как бы уменьшился в размерах. В трех основных отраслях: промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, зафиксированы следующие изменения. Резкое сокращение числа занятых произошло на промышленных и строительных МП, на 17% и 27% соответственно. Численность работающих на МП торговли и общественного питания практически не изменилась.   
Снижение объемов производства произошло повсеместно, но если в строительстве на 1%, в промышленности на 7%, то в торговле и общественном питании почти на треть. Что до прибыли, то по итогам 2006 года ею смогли похвастаться лишь строительные МП. Правда, относительно 2005 года их совокупная прибыль уменьшилась на 72%.   
Однако больнее всего кризис ударил по малому предпринимательству столицы. Столичные преимущества от близости финансовых потоков, относительно высокого уровня доходов населения враз обернулись потерей рынков сбыта, разрывом хозяйственных связей, обострением конкуренции.   
Таков безрадостный пейзаж, на фоне которого начался 2007 год. Смогли ли предприниматели переломить негативные тенденции и воспользоваться немногочисленными положительными результатами кризиса, главный из которых – высвобождение рыночного пространства из-за ухода импортеров и более слабого отечественного бизнеса [9, с. 96].  
В экономике республики стала прослеживаться тенденция к началу новой, ры¬ночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс погло¬щения предприятий. Часто наи¬более рентабельные малые предприя¬тия оказываются первой жертвой таких по¬глощений. Например, в Минске на месте еще недавно многочисленных индивиду¬альных тор¬говых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП, не выдержавшие экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, были вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе реформ процессы цент¬рализации и концентрации капиталов также противостоят увеличе¬нию численности МП. Но в дальнейшем, возможно, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом сти¬му¬лировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек, т.е. в будущем наибольшее распространение получат холдинги, т.к. именно они являются наиболее гибкой экономической структурой.  
Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприя¬тия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения. Реальная безра¬ботица может быть на порядок выше, на что указывают альтернатив¬ные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но тем не менее официальный статус работающих (пусть даже на "полуживых" предприятиях), пока он действует, со¬здает социально-психоло¬гический эффект, при котором люди отка¬зываются заниматься иной самостоя¬тельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса. Более распространен¬ным оказывается случайный, часто нигде не регистрируе¬мый вспомо¬гательный заработок от мелких перепродаж или выполнения подсоб¬ных работ. Но как только правительство РБ на деле, а не на словах пойдет на банкротства многочисленных нерентабельных пред¬приятий, рост официальной безработицы, несомненно, вызовет но¬вую волну увеличения числа МП.  
Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отра¬жение в от¬дельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увели¬чилось количество МП в строи¬тельстве и на транспорте (на 18 и 19% в 2005 г.). В торговле и сфере обществен¬ного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в сфере об¬слу¬живания произошло абсолютное сокращение числа малых предприя¬тий (-5,6%).  
В 2006 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравне¬нию с 2005 г. увеличилась на 0,8% Конечно, величина прироста неве¬лика, но она подтвер¬ждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП вы¬сказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала предприятий. И что очень важ¬но, они указы¬вают на то, что настало время перехода от полулегаль¬ной занятости к нормаль¬ной, адекватной действующим законам.  
Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 2006 г. возрос в 4 раза, причем в промышлен¬ности - в 7,4 раза.  
Можно констатировать, что в 2005-2006 гг. проводимая прави¬тельством политика умеренно-жесткой финансовой стаби¬лизации, с одной сто¬роны, сопровождалась значительным замедле¬нием темпов роста количества МП, но с другой стороны, имела выраженный оздоровительный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП на¬ча¬ли играть роль, характерную для малого предпринимательства в нор¬мальной рыночной экономике.   
Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоя¬тельно при¬спосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособно¬сти МП активно скрывают реальную хозяйствен¬ную и инвестиционную деятель¬ность. Более чем половина МП нетор¬гового профиля помимо основной деятель¬ности в 2006 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно при¬быльной дея¬тельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торго¬вые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.  
В целом можно предположить, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неиз¬бежен. Его следует ожи¬дать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы ры¬ночного хозяйствования, реши¬тельных шагов в области демонополизации эконо¬мики, дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе ожив¬ления и подъема производства и производственного инвестирования [8, с. 76].  
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенден¬ций роста белорусского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его дея¬тельности требуется активизация государ¬ственной поддержки МП на всех уров¬нях. В первую очередь в под¬держке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизне¬са, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрез¬вычайно важно также расширение инновационной и научной деятель¬ности МП в интере¬сах развития всех сфер белорусской экономики.   
Начало реального подъема в эко¬номике позволит перейти к следующе¬му этапу по-настоящему рыночного развития белорусского малого бизнеса. Заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г. по наст. время) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.  
На данном этапе актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий. Обвал рубля в Беларуси привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, вообще перестали существовать.   
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада прак¬тически во всех сферах белорусской экономики.   
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий.   
Для стран с переходной экономикой, к которым относится и Республики Беларусь, характерно сочетание рыночного «саморазвития» и государственного регулирования. При этом переход к рыночным механизмам является не самоцелью, а лишь средством динамичного развития республики, её интегрирование в мировое экономическое пространство и на этой основе роста благосостояния граждан.  
Рыночная экономика для своего нормального функционирования нуждается в развитой инфраструктуре юридических и финансовых институтов, формальных и неформальных норм, общепризнанных ценностей и традиционных правил общения. Как показывает опыт экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ, в период реформирование необходимо твердое государственное регулирование для того, чтобы использовать весь накопленный потенциал экономики страны, обеспечить развитие промышленности и устойчивый рост ВВП.  
Развиваясь в этих условиях, негосударственный сектор экономики Республики Беларусь, к настоящему времени представляет собой достаточно ёмкий сектор общественного производства, ощутимую экономическую силу. Удельный вес его в объёме валового внутреннего продукта в 2006 году достиг 45,7% (в 1994 году этот показатель равнялся 39,6%). Однако очевидны достаточно скромные темпы прироста вклада продукции негосударственных предприятий в ВВП страны.  
В негосударственном секторе функционирует более тысячи акционерных обществ и более 24 тысяч малых предприятий. Темпы прироста выпуска продукции негосударственными предприятиями в 2006 году по сравнению с предыдущим годом составили 17,8%, в то время как государственными – 6,1%. Капиталоёмкость продукции в негосударственном секторе экономики на 20% ниже по сравнению с государственным. Вместе с тем с началом экономических реформ рост негосударственного сектора экономики Республики Беларусь происходи в основном за счет разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности.  
На сегодня, в основном, исчерпаны прежние возможности первоначального накопления и формирования стартового капитала за счет спекулятивного торгового оборота. В тоже время благоприятная рыночная среда для более интенсивного роста негосударственного сектора экономики и получения от него высокой отдачи пока не создана [6, с. 104].  
Это обусловлено, прежде всего, утяжеленной системой налогообложения и регистрации хозяйственной деятельности, неразвитостью фондового рынка, непривлекательностью предложения долгосрочного кредита, недостаточными объёмами привлечения сбережений населения и иностранных инвестиций. При этом очевидно ослабление рычагов государственного управления, в то время, как механизм корпоративного управления, заключающийся в действенном акционерном контроле, не работает в полной мере. Не создана также финансовая база для проведения глубокой технологической реструктуризации и интенсивного экономического роста, - следствии слабой привлекательности финансовых инвестиций для частных и иностранных инвесторов, а также утечки финансового капитала в зарубежные страны. Это предопределяет угрозу технологического отставания, снижение конкурентоспособности и вытеснение отечественных производителей с внешнего и внутреннего рынка зарубежными конкурентами.  
С учетом указанных факторов, СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПЛАНОМ развития негосударственного сектора экономики представляется необходимым обеспечить рост главным образом за счет инвестиционных вливаний и перемещения рабочей силы на технологически обновленные рабочие места. К 2010 году планируется увеличение доли продукции негосударственного сектора в общем объёме промышленного производства, по крайней мере, до 65%. При этом объектом пристального внимания должно стать существенное повышение уровня эффективности производства и качества продукции [2, с. 152].  
Особое место в негосударственном секторе занимает малый и средний бизнес, формирующий рыночную экономику с более высоким темпами динамики экономического роста и эффективности, чем в государственном секторе экономики. По итогам 2006 года, число малых предприятий в Республике Беларусь достигло более 32% от общего числа предприятий негосударственной формы собственности. За 2006 год в малом предпринимательстве республики введено более 64000 дополнительных рабочих мест.  
В структуре предприятий и организаций малого бизнеса по результатам последних лет наибольший удельный вес имеют субъекты хозяйствования, занятые в следующих отраслях экономики:  
1. торговля и общественное питание – 51,0%;  
2. промышленность – 17,0%;  
3. строительство – 11,4%;  
4. транспорт – 3,9%;  
5. непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 0,8%.  
Организации и предприятия малого предпринимательства негосударственной формы собственности в преобладающем большинстве представляют собой субъектов с коллективной формой собственности (около 79), из них 76,6% составляют хозяйственные товарищества. Доля частных предприятий в общей структуре сравнительно невелика (20,4%), при этом в ней работает около 19% от общего числа занятых в малом предпринимательстве республики.  
Уровень рентабельности в сфере малого предпринимательства году составил 16,5%, в то время, как по народному хозяйству - 11%. Наиболее высок этот показатель для малых предприятий и организаций, занятых в сфере торговли и общественного питания (23,9%) и в сельском хозяйстве (21,9%). Уровень рентабельности предприятий и организаций малого предпринимательства частной формы собственности в году составил 20% (в 2005 году – 14,7%, 2006 году – 17,9%).  
Общеизвестно, что стратегическое значение развития малого и среднего предпринимательства (МСП) обусловлено тем, что малые и средние предприятия:  
• в большей степени, чем крупные предприятия, содействуют росту занятости, и их доля в общем числе рабочих мест может быть весьма значительной (в государствах ЕС малые и средние предприятия обеспечивают 55% рабочих мест в экономике);  
• могут помочь реорганизации крупных государственных предприятий, позволяя поглотить и не задействовать основные фонды, и излишнюю численность работников;  
• дают экономике дополнительную гибкость в оказании услуг в производстве разнообразных потребительских товаров;  
• способствуют усилению конкуренции на рынке и ограничению монополизма крупных предприятий;  
• могут служить «Инкубатором» предпринимательских (рыночных навыков и инноваций).  
Прирост численности работающих на малых предприятиях обеспечивает занятость высвобождающихся работников государственного сектора (среднегодовые темпы прироста за последние 5 лет составили 13,2%). Это представляется особенно важным в условиях переходной экономики, т. к. снижает социальную напряженность в обществе.  
Однако предпринимательство пока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем экономику на рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит при органической поддержке со стороны государства, особенно в деле привлечения инвестиций частных и иностранных инвесторов.   
В этих условиях главной целью развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно – правовой, финансово – инвестиционной, научно – инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест.  
Для достижения указанной цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи  
• улучшить предпринимательский климат, создать благоприятную рыночную среду для ускорения развития субъектов малого и среднего бизнеса;  
• устранить причины, обуславливающие отток предпринимательского и научно – технического потенциала, а также финансового капитала в зарубежные страны. Создать условия для его реинвестирования в отечественную экономику;  
• упростить систему регистрации, учета и отчетности, а также облегчить налоговое бремя. Упорядочить лицензируемые виды деятельности и упростить порядок выдачи лицензий и других видов государственного регулирования с учетом опыта стран с переходной экономикой;  
• формировать устойчивую финансовую базу развития малого и среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг, залоговых форм привлечения частных и иностранных инвестиций и других форм инвестирования отечественного бизнеса, обеспечить доступность банковского кредита, повысить привлекательность долгосрочного кредитования, надежно гарантировать возврат используемых инвестиционных ресурсов;  
• совершенствовать систему государственной поддержки развития предпринимательства и государственного регулирования деятельности предпринимательских структур, повысить всех форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;  
• совершенствовать отношения собственности и внедрять корпоративное управление производством.  
Для выхода на новый уровень государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь, обеспечить следующие мероприятия:  
• совершенствование нормативно – правовой базы поддержки развития малого предпринимательства, в том числе и с учетом необходимости её унификации с законодательством РБ. Ожидается, что к 2005 году создание и деятельность субъектов предпринимательства будет регламентироваться предпринимательским кодексом;  
• установление ряда налоговых льгот и льготирование долгосрочного кредитования, расширение системы микрокредитования и увеличения объёмов финансового лизинга, в том числе и международного;  
• внедрение залоговых и других нетрадиционных форм привлечения финансовых инвестиций;  
• совершенствование и развитие инфраструктуры и поддержки предпринимательства (центры поддержки, «инкубаторы» малого бизнеса, инновационные центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного кредитования и страхования, а также другие инновационно – инвестиционные структуры);  
• формирование разветвлённой системы подготовки переподготовки кадров для предпринимательских структур, использования для этих целей потенциала высших и средних специальных учебных заведений страны.  
Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий могут быть реализованы при скорейшем переходе на нетрадиционные формы привлечения инвестиций, обеспечивающие перелив капитала, накопленного в сфере услуг и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства.  
В республике должно предусматриваться дальнейшее совершенствование системы налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решения на действующих предприятиях, в том числе и в сфере бытовых услуг населению.  
Все эти меры могут значительно усилить общественный интерес к предпринимательской деятельности в целом, а также к таким её отраслям, как бытовые услуги для населения [6, с. 121].  
По прогнозным оценкам, в ближайшей перспективе повысится удельный вес занятых в сфере предпринимательства в 1,5 раза. К 2010 году вклад в ВВП республики малого и среднего предпринимательства достигнет 20-25%.  
В этих условиях ожидается значительное расширение круга эффективно работающих малых предприятий, где темпы роста реализованной продукции на 1-2 пункта будут превышать её рост в негосударственном секторе в целом, а рентабельность производства в 1,5-1,7 раза. Указанная тенденция обуславливается спецификой малых организационных форм управления производством, с также развертыванием инфраструктуры их поддержки в приоритетных для государства направлениях.  
По экспертным оценкам, ожидается повышение удельного веса малого бизнеса в негосударственном секторе экономики с 21% до 30% в 2010 году, что значительно улучшит конкурентную среду на отечественном рынке товаров и услуг. При этом экономическое развитие отечественных производителей будет происходить в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными производителями на внутреннем и внешних рынках.  
Начиная с 2001 года ежегодно выполняются и принимаются программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь.   
Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.  
 
 
   
Заключение  
 
Эффективные меры государственного регулирования экономики не только не враждебны интересам предпринимательства, но и стимулируют его.  
Эксцессы нецивилизованного, “дикого” рынка вызывают апатию и ощущение безысходности у многих из тех, кто заинтересован в поисках оптимального пути развития отечественного бизнеса. Происходит это в значительной степени из-за того, что за пределами действия государственных рычагов (прежде всего экономических и законодательных) оказались:  
-перевод капиталовложений и прибыли из Беларуси в зарубежные страны;  
-не денежные формы расчетов;  
Традиционные меры государственного воздействия и белорусское законодательство оказались в этом отношении неэффективными.  
Во-первых, налоговое законодательство, направленное на борьбу с манипуляцией ценами и с искажением показателей прибыли, не обеспечивает контроля за движением отечественных капиталов, поскольку налоговая служба — в зачаточном состоянии.  
Во-вторых, нынешняя кредитно-денежная политика не в состоянии предотвратить массовый отток капиталов в другие страны, не содержит элементов эффективного стимулирования производства. Далее.  
Антимонопольное законодательство принимается слабо, не препятствуя существованию сверхмонополий. Отраслевые монополии бесконтрольно диктуют свои условия, блюдя собственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами социально-экономического развития страны.  
Естественно, когда приоритет отдается рыночным механизмам, объем государственного регулирования сокращается. Но при всех условиях государство резервирует за собой следующие важные функции:  
 -координация интересов частного бизнеса и национальной экономики в целом (отсутствует, получение, тем или иным способом, доступа к бюджетным ресурсам остается, в настоящее время, самым прибыльным бизнесом, что направляет частную инициативу в разрушительное для национальных интересов русло);  
-обеспечение социальной защиты малоимущих и нетрудоспособных (присутствует на уровне обеспечения выживания);  
-антимонопольные меры, контроль за соответствием деятельности внешнеэкономических структур государственным интересам, экспортный контроль;  
-таможенные тарифы, налоги, кредитная политика;  
-стимулирование научно-технического прогресса.  
Многие экономические законы РБ предполагает регулирование развитой рыночной инфраструктуры, а реально не имеют механизма его реализации из-за сохранившихся государственных монополий и отсутствия конкуренции. Анализ состояния отечественного законодательства говорит о том, что многие законы регулируют рыночные отношения, пока не существующие в белорусской действительности. Вероятно, иногда это результат бездумного копирования западных образцов правовых актов.  
Необходимо тесное взаимодействие государственных органов с коммерческими структурами в целях стимулирования новых технологий. Как показывает опыт промышленно развитых стран, экспериментальные и внедренческие разработки невозможны, если государство не создает для коммерческих структур благоприятный климат, включающий, в частности, налоговые льготы. Формально белорусское государство налоговое законодательство предусматривает такие льготы, но, судя по всему, они не достаточны. Требуется стимулирование перспективной инвестиционной деятельности с помощью продуманной фискальной и кредитно–денежной политикой государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
Список использованной литературы  
 
1. Авравшков Л.Я., Адамчук В.В., Антонова О.В. Экономика предприятия.– М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.   
2. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - М., БГЭУ, 2007  
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон. спец.- 4-е изд., доп и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2004   
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.:Юристъ, 2005.  
5. Булатов А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов - М.: 2007.  
6. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М., 2000.  
7. Давидовская И.Л. “Доходы и расходы организации” - М. 2002.  
8. Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирмы – М.: Финансы и статистика, 2006.   
9. Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории - “АСА”, Минск, 2006.  
10. Кузнецова Е.В. Финансовое управление компанией. – М.: Фонд “Правовая культура”, 2002.   
11. Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,2004.-716с.  
12. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В.Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 2007.-736 с.  
13. Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М.Н.Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой   
14. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблема и политика: пер. с англ. Т. 1, 2. – М. Республика, 2006.  
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Минск: ИП "Экоперспектива" 2005.  
16. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. “Финансы предприятий”. Москва, 2003 г.

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь