Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 01:43, дипломная работа
В современных условиях одним из главных факторов экономического роста является управление, эффективность которого определяется человеческим капиталом. По данным исследования Всемирного банка, 64% национального богатства 192 стран мира составляет человеческий капитал. Для обеспечения рыночного успеха и жизнеспособности организации на определенный период времени стало явно недостаточным найти подходящую рыночную нишу, организовать эффективное производство соответствующего продукта либо услуги, наладить снабжение и сбыт, успешно противостоять конкурентам.
Введение
1
Изучение основных подходов к исследованию трудоресурсного потенциала региона
1.1
Понятие трудоресурсного потенциала
1.2
Изучение трудоресурсного потенциала
2
Методы оценки трудоресурсного потенциала региона
3
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь
3.1
Оценка трудоресурсного потенциала
3.2
Перспективы развития трудоресурсного потенциала региона
Заключение
Список использованных источников
Нужно:
1.
Теоретические основы исследования трудоресурсного потенциала регионов
1.1
Понятие трудоресурсного (трудового) потенциала
1.2
Изучение трудоресурсного потенциала в экономико-географических исследованиях
1.3
Методы оценки трудоресурсного потенциала регионов
2.
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь (здесь описание по таблицам)
3.
Проблемы и перспективы развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский
государственный университет
Пространственные закономерности развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь
Дипломная работа
по географии
студента
6 курса, преподаватель, заочная форма обучения, группа «А»
Валерия Васильевича Розанова
Научный руководитель
Могилев
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
||
1 |
Изучение основных подходов к исследованию трудоресурсного потенциала региона |
|
1.1 |
Понятие трудоресурсного потенциала |
|
1.2 |
Изучение трудоресурсного потенциала |
|
2 |
Методы оценки трудоресурсного потенциала региона |
|
3 |
Оценка основных
компонентов трудоресурсного |
|
3.1 |
Оценка трудоресурсного потенциала |
|
3.2 |
Перспективы развития трудоресурсного потенциала региона |
|
Заключение |
||
Список использованных источников |
||
Нужно: |
||
1. |
Теоретические основы исследования трудоресурсного потенциала регионов |
|
1.1 |
Понятие трудоресурсного (трудового) потенциала |
|
1.2 |
Изучение трудоресурсного потенциала в экономико-географических исследованиях |
|
1.3 |
Методы оценки трудоресурсного потенциала регионов |
|
2. |
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь (здесь описание по таблицам) |
|
3. |
Проблемы и перспективы развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь |
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим фактором,
обеспечивающим переход к социально-
Рынок трудовых
ресурсов характеризуется
Согласно законодательству, регистрируемыми безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы, способные и готовые трудиться и которым служба занятости не сделала предложений подходящей работы. Таким образом, безработные это, по сути дела, вынужденно незанятые люди, по отношению к которым государство не смогло выполнить своих обязанностей, оно не предоставило им работу.
Осуществление эффективной политики в области занятости связано с пониманием причин безработицы. В этом плане имеется два качественно различных подхода. Первый связан с крайне ограниченным объяснением безработицы, она объявляется следствием высокой заработной платы (в этом суть так называемой “кривой Филипса”). Второй подход состоит в признании в качестве общей основы безработицы накопление капитала.
Следует проводить различие между безработицей, обусловленной первоначальным накоплением капитала и безработицей, возникающей в развитом рыночном хозяйстве. Безработица периода первоначального накоплени связана, прежде всего, с лишением непосредственных тружеников принадлежавших им средств производства.
Создание элементов цивилизованного рынка труда в процессе реформирования экономики чрезмерно затянулось. Деятельность предприятий, масштабы и направления перемещений рабочей силы пока слабо ориентированы на эффективное использование трудовых ресурсов. Несвоевременная выплата заработной платы, вынужденные неоплаченные отпуска, боязнь людей перед лицом безработицы, заставляющей их мириться с малой заработной платой - все это лишает работников стимулов к высокопроизводительному труду. На многих предприятиях при низких результатах хозяйственной деятельности руководители получают очень высокую зарплату, что снижает их заинтересованность в повышении эффективности производства.
Актуальность? Т.Е. почему изучение пространственных различий в трудоресурсном потенциале регионов РБ так важно
Объект исследования?
Предмет исследования?
Цель?
Задачи?
Методы исследования?
Без этого трудно что-либо писать.
Срочно возьмите у других студентов положение о дипломной работе, там изложены все структурные элементы, в т.ч. правила оформления и четко их соблюдайте.
1. Изучение
основных подходов к
1.1. Понятие трудоресурсного потенциала
В отечественной экономической литературе проблема человека и его способностей стала рассматриваться с 20-х годов прошлого столетия. В публикациях появились такие категории как совокупная рабочая сила, совокупный работник, трудовые ресурсы и др. За этими понятиями терялся отдельный человек со своими реальными свойствами и интересами. Он был частью огромной массы природных, производственных, финансовых и других ресурсов, вовлекаемых в экономический оборот. Подобные тенденции были типичны не только для нашей страны, но и для большинства развитых стран начала прошлого века. Вероятно, ускорение НТП способствовало технократическому подходу к оценке места и роли человека в производственном процессе. Человек стал рассматриваться как экономический человек, т.е. как субъект рыночной экономики, принимающий экономически рациональные и оправданные решения. Содержание многих понятий значительно изменилось к началу ХХI века. А сам термин «трудовые ресурсы» некоторыми специалистами сейчас рассматривается как оскорбительное, не учитывающее право лич-ности на «незанятость» понятие [1].
В настоящее время складывается обратная ситуация: именно личным качествам человека приписывается определяющая роль при анализе многих экономических явлений. Отчасти эта позиция обоснована. Необходимость интенсификации производства, повышения производительности труда привели к усилению внимания не только к профессиональной подготовке и квалификации работников, но и к таким их качествам как общая культура, система нравственных ценностей, мотивация трудовой деятельности.
В этой связи
в последние десятилетия
Долгое время
«краеугольным камнем» в
Анализируя
исследования трудового потенциала
в экономической литературе, Сапрыкин
Е.А. выделил два подхода к
•трудовой потенциал понимается как обобщающая характеристика количества и качества совокупных способностей к труду трудоспособного населения по социальному участию в общественно-полезной деятельности;
•трудовой потенциал сводят к потенциалу самого труда, связывая его с совокупным работником. По существу речь идет о массе труда, находящегося в распоряжении общества
Выделяют также «ресурсный» и «факторный» подходы. Так, Костаков В.Г. и Попов А.А. определяли трудовой потенциал страны и ее регионов как «соответствующие трудовые ресурсы, рассматриваемые в единстве их количественной и качественной сторон», где количественную основу трудового потенциала составляет население в трудоспособном возрасте, а качественную – половозрастная структура, уровень образования, профессиональная подготовка и мобильность населения [6].
Где ссылка на рисунок и кто его автор
Рисунок 1. Структурные компоненты трудоресурсного потенциала региона.
В данном контексте
это понятие совпадает с
Следующая трактовка трудового потенциала дается представителями так называемого «факторного подхода»: трудовой потенциал как форма проявления человеческого фактора, и в качественную характеристику трудового потенциала в этом случае включают мотивы, ценностные ориентации, мобильность. Некоторые авторы предлагают еще более широкое толкование понятия, рассматривая его как способность к генерации новых идей, возможность нормальных социальных контактов, психофизиологические возможности участия в общественно-полезной деятельности, рациональность поведения и т.д. [7].
Данная трактовка вытекает из популярной в настоящее время концепции человеческого потенциала. Как видим, термин «трудовой потенциал» дает почти безграничный простор для фантазии авторов. Тем не менее, многие из них противоречат друг другу. К сожалению, из большинства определений непонятно идет ли речь о процессе использования рабочей силы, о самих ресурсах рабочей силы или о невостребованной (невовлеченной в экономическую жизнь) части рабочей силы? Кроме того, как о чем-то равнозначном в определениях упоминается о трудовом потенциале личности, предприятия, региона, страны. Наиболее обоснованной, на наш взгляд, выглядит характеристика трудового потенциала, объединяющая несколько подходов (можно встретить у Масловой И.С. и Сапрыкина Е.А.). В первом случае: трудовой потенциал –это обобщающая характеристика меры и качества совокупности способностей к общественно-полезной деятельности, которыми определяются возможности отдельного человека, групп людей, всего трудоспособного населения по участию в труде [8].
Во втором случае: трудовой потенциал – это интегральная характеристика количества и качества совокупных способностей к труду, определяющих возможности отдельного человека, групп работников, трудоспособного населения в целом по участию в общественно-полезной деятельности на данном уровне социально-экономического развития [4].
И в том и в другом определении говорится о возможности использования трудового потенциала, а во втором случае указывается и на один из факторов, определяющих его использование. Вопрос о дефиниции понятий трудовые ресурсы, рабочая сила и экономически активное население подробно рассматривается в монографии Воронина В.В. [2].
Автор приходит к несколько спорному выводу о том, что «переход от термина «трудовые ресурсы» к «трудовому потенциалу» заключается в методике исчисления трудовых ресурсов включающих рабочую силу. Если же абсолютную величину трудовых ресурсов рассматривать с позиций качественной оценки, то их было бы вернее именовать как трудоресурсный потенциал. На наш взгляд (на Ваш лично или Воронина?), термин трудоресурсный потенциал несколько шире термина трудовые ресурсы и в качественном и в количественном выражении и в большей степени отвечает духу экономико-географических исследований. А вот между понятиями рабочая сила, трудовые ресурсы, экономически активное население не существует принципиальной разницы [9].
Объектом экономико-