Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 01:43, дипломная работа
В современных условиях одним из главных факторов экономического роста является управление, эффективность которого определяется человеческим капиталом. По данным исследования Всемирного банка, 64% национального богатства 192 стран мира составляет человеческий капитал. Для обеспечения рыночного успеха и жизнеспособности организации на определенный период времени стало явно недостаточным найти подходящую рыночную нишу, организовать эффективное производство соответствующего продукта либо услуги, наладить снабжение и сбыт, успешно противостоять конкурентам.
Введение
1
Изучение основных подходов к исследованию трудоресурсного потенциала региона
1.1
Понятие трудоресурсного потенциала
1.2
Изучение трудоресурсного потенциала
2
Методы оценки трудоресурсного потенциала региона
3
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь
3.1
Оценка трудоресурсного потенциала
3.2
Перспективы развития трудоресурсного потенциала региона
Заключение
Список использованных источников
Нужно:
1.
Теоретические основы исследования трудоресурсного потенциала регионов
1.1
Понятие трудоресурсного (трудового) потенциала
1.2
Изучение трудоресурсного потенциала в экономико-географических исследованиях
1.3
Методы оценки трудоресурсного потенциала регионов
2.
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь (здесь описание по таблицам)
3.
Проблемы и перспективы развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь
В целях регулирования внутренней миграции предусматриваются меры, направленные на разработку экономических рычагов воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли и уменьшению оттока специалистов из сельской местности. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках соответствующих международных договоров и соглашений.
В 2011–2020 гг. предусматривается снижение темпов убыли населения. В возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста.
Демографическая политика в этот период будет направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся ожидаемой продолжительностью жизни. В целях стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало- к среднедетности. Для укрепления здоровья населения и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер, включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска, угрожающими здоровью населения, на государственном, общественном и индивидуальном уровнях.
Рисунок 4. Удельный вес семей с детьми по количеству проживающих в них детей в возрасте до 18 лет, в процентах
Для регулирования внешней миграции необходимо осуществить меры, способствующие сокращению миграционного оттока и сохранению интеллектуального потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и созданию условий жизнедеятельности населения с учетом потребностей социально-экономического развития регионов страны.
В качестве ресурсной базы обеспечения устойчивого развития выступают трудовые ресурсы. Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом. Численность трудовых ресурсов в 2002 г. достигла 6,1 млн чел., или 61,6% населения страны. Адаптация экономики к рыночным отношениям сопровождается снижением спроса на рабочую силу при росте ее предложения на рынке труда. Численность работающих в экономике уменьшилась до 4380,8 тыс. чел., что составило 85% от уровня 1990 г. Однако уровень занятости остается достаточно высоким и составит 73,7% от трудоспособного населения, в то время как в Швеции – 71, России – 66, Украине – 64, Германии – 63, Польше – 62%.
На современном этапе политика государства преимущественно направлена на сохранение кадрового потенциала и максимальное поддержание занятости, что обусловливает стабильно низкий уровень регистрируемой безработицы по сравнению с другими странами с переходной экономикой – 3,1% к экономически активному населению на конец 2003 г. (в Польше – 16,1, Латвии – 9,2, Литве – 6,4%).
Основными
проблемами в сфере занятости
являются: содержание излишней численности
персонала; нерациональная отраслевая
структура и дисбаланс спроса
и предложения рабочей силы по
профессионально-
Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более рационального использования трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека. Повышение эффективности труда должно сопровождаться сокращением избыточной занятости на производстве и перераспределением рабочей силы в альтернативные сферы деятельности.
В долгосрочной перспективе формирование трудового потенциала будет происходить под влиянием прироста трудоспособного населения до 2006 г. и его абсолютного сокращения в последующий период. Это обусловит рост численности трудовых ресурсов до 6193 тыс. чел. в 2005 г., который затем сменится тенденцией их уменьшения – до 6064 тыс. в 2010 г. и 5301 тыс. чел. в 2020 г.
В ближайшие годы на фоне увеличения трудовых ресурсов прогнозируется сокращение численности работающих в общественном производстве – численность занятых в экономике может уменьшиться до 4210 тыс. чел.
С учетом прироста
трудовых ресурсов и прогнозируемых
масштабов высвобождения
В 2006–2010 гг. с
учетом активизации структурной
перестройки экономики
Рисунок 5. Трудовые ресурсы Республики Беларусь, тысяч человек
Основной целью государственной политики в этот период станет реализация системы мер по достижению эффективной занятости, отвечающей потребностям экономики. Для этого необходимо повышение эффективности использования, конкурентоспособности и профессиональной мобильности рабочей силы. Главные усилия должны быть направлены на рационализацию структуры занятости на основе приоритетного создания рабочих мест в экспортоориентированных производствах и сфере услуг, стимулирование развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, повышение качества системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом перспективных потребностей экономики. Предстоит создать действенные механизмы содействия самозанятости населения с целью уменьшения дисбаланса спроса и предложения рабочих мест на рынке труда и упреждения высокого уровня безработицы.
Политика занятости населения в 2011–2020 гг. должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала страны. В этот период прогнозируются более высокие темпы сокращения уровня занятости, что будет обусловлено дальнейшей оптимизацией численности кадрового персонала исходя из потребностей структурной перестройки производства, а также уменьшением притока кадров вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. По прогнозу, численность занятых в экономике к 2020 г. сократится до 3865 тыс. чел. Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости. Доля работающих в сфере услуг, по расчетам, увеличится до 64%.
Предполагается создать эффективные механизмы кадровой политики в направлении роста образовательного и профессионального уровня работников, формирования действенных стимулов к высокопроизводительному труду. Приоритетное внимание будет уделено обеспечению рационализации структуры занятости по профессиональному составу, повышению качества рабочей силы соответственно требованиям к профессиональной квалификации, предъявляемым на национальном и международном рынках труда. Стратегия повышения конкурентоспособности рабочей силы предусматривает решение проблем внешней трудовой миграции, включая такие задачи как содействие в трудоустройстве граждан Беларуси за рубежом, контроль за использованием иностранной рабочей силы, предупреждение нелегальной трудовой миграции, защита национального рынка труда.
Частью населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, но данный термин используется, как правило, за рубежом. В Беларуси оперируют категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы - это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы». Термин «трудовые ресурсы» впервые применил академик С.Г. Струмилин в 20-е годы XX века. Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Физические и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят: из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих в экономике страны граждан моложе трудоспособного возраста (работающие подростки) граждан, старше трудоспособного возраста (работающие пенсионеры)
Трудоспособный (рабочий) возраст - это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. К трудовым ресурсам из лиц трудоспособного возраста не относятся инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях. С учетом социально-экономических условий страны и физиологических особенностей мужского и женского организма в каждом государстве устанавливаются законодательными актами возрастные границы трудоспособного (рабочего) возраста. Исторически эти границы менялись по социальным и экономическим мотивам.
В Беларуси трудоспособным возрастом в настоящее время считается: у мужчин -16-59 лет включительно, у женщин - 16 - 54 года. Нижняя граница определяет возраст вступления в трудоспособность, а верхняя - возраст выхода на пенсию. Беларусь является единственной или одной из немногих стран мира, где самая низкая верхняя граница для женщин, где для отдельных категорий работников пенсионный возраст сокращается на 5 - 10 лет (с вредными условиями труда); это связано, прежде всего, с уровнем жизни и с ее средней продолжительностью.
Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население страны » и «экономически активное население». В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе. [11]
Однако
трудовые ресурсы - это не единственное
понятие, которое выражает человеческие
ресурсы. В странах с развитой
рыночной экономикой уже давно (с 1966
года) утвердилось понятие «
Экономически неактивное население - это то население, которое не входит в состав рабочей силы. К нему относятся следующие категории: учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты очных форм обучения; лица, получающие различные виды пенсии; лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными; лица, отчаявшиеся найти работу, прекратившие ее поиск; лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.
В экономической теории принято рассчитывать уровень экономической активности населения по формуле:
Уэа=Чэан/Чн*100%
где
Уэа - уровень экономической
Чэан - численность экономически активного населения;
Чн- общая численность населения
Например, в Новополоцке этот показатель составляет 48,8%
Структура
трудовых ресурсов многогранна, ее можно
поделить на две группы: - количественная
характеристика; (состав по полу, возрасту,
общественным группам, месту жительства,
национальности и языку, религии, занятости
по отраслям и сферам
экономики.) -качественная характеристика;
(образовательный уровень трудовых ресурсов,
их профессионально-
Это ко 2 главе. А здесь нужно – кто и в каком аспекте изучал трудовой потенциал и трудовые ресурсы.
Дальше исправляйте с учетом измененного содержания
2. Методы
оценки трудоресурсного
Современное экономическое
развитие все в большей степени
связывается с включением в качестве
основной движущей силы хозяйственного
прогресса человеческого
Актуальность
темы исследования вызвана отсутствием
в настоящее время налаженного
механизма управления трудовыми
ресурсами территории, осуществляемого
на базе рационального формирования
кадрового потенциала экономики
и обеспечения эффективной
структуры и
количества подготавливаемых специалистов
и потребности в них