Пространственные закономерности развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 01:43, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях одним из главных факторов экономического роста является управление, эффективность которого определяется человеческим капиталом. По данным исследования Всемирного банка, 64% национального богатства 192 стран мира составляет человеческий капитал. Для обеспечения рыночного успеха и жизнеспособности организации на определенный период времени стало явно недостаточным найти подходящую рыночную нишу, организовать эффективное производство соответствующего продукта либо услуги, наладить снабжение и сбыт, успешно противостоять конкурентам.

Содержание

Введение

1
Изучение основных подходов к исследованию трудоресурсного потенциала региона

1.1
Понятие трудоресурсного потенциала

1.2
Изучение трудоресурсного потенциала

2
Методы оценки трудоресурсного потенциала региона

3
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь

3.1
Оценка трудоресурсного потенциала

3.2
Перспективы развития трудоресурсного потенциала региона


Заключение


Список использованных источников


Нужно:

1.
Теоретические основы исследования трудоресурсного потенциала регионов

1.1
Понятие трудоресурсного (трудового) потенциала

1.2
Изучение трудоресурсного потенциала в экономико-географических исследованиях

1.3
Методы оценки трудоресурсного потенциала регионов

2.
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь (здесь описание по таблицам)

3.
Проблемы и перспективы развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь

Работа содержит 1 файл

Розанов.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

В целях регулирования внутренней миграции предусматриваются меры, направленные на разработку экономических рычагов  воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли и уменьшению оттока специалистов из сельской местности. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках соответствующих международных договоров и соглашений.

В 2011–2020 гг. предусматривается снижение темпов убыли населения. В возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста.

Демографическая политика в этот период будет направлена на обеспечение режима воспроизводства  населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого сознательно  регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся ожидаемой продолжительностью жизни. В целях стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало- к среднедетности. Для укрепления здоровья населения и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер, включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска, угрожающими здоровью населения, на государственном, общественном и индивидуальном уровнях.

 

Рисунок 4. Удельный вес семей с детьми по количеству проживающих в них детей в возрасте до 18 лет, в процентах

 

 

Для регулирования внешней миграции необходимо осуществить меры, способствующие сокращению миграционного оттока и сохранению интеллектуального потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и созданию условий жизнедеятельности населения с учетом потребностей социально-экономического развития регионов страны.

В качестве ресурсной базы обеспечения  устойчивого развития выступают  трудовые ресурсы. Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом. Численность  трудовых ресурсов в 2002 г. достигла 6,1 млн  чел., или 61,6% населения страны. Адаптация экономики к рыночным отношениям сопровождается снижением спроса на рабочую силу при росте ее предложения на рынке труда. Численность работающих в экономике уменьшилась до 4380,8 тыс. чел., что составило 85% от уровня 1990 г. Однако уровень занятости остается достаточно высоким и составит 73,7% от трудоспособного населения, в то время как в Швеции – 71, России – 66, Украине – 64, Германии – 63, Польше – 62%.

На  современном этапе политика государства  преимущественно направлена на сохранение кадрового потенциала и максимальное поддержание занятости, что обусловливает стабильно низкий уровень регистрируемой безработицы по сравнению с другими странами с переходной экономикой – 3,1% к экономически активному населению на конец 2003 г. (в Польше – 16,1, Латвии – 9,2, Литве – 6,4%).

Основными проблемами в сфере занятости  являются: содержание излишней численности  персонала; нерациональная отраслевая структура и дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным составляющим; расширение масштабов неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы.

Стратегической  целью государственной политики на рынке труда является обеспечение  свободно избранной, продуктивной занятости  и создание условий для более  рационального использования трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека. Повышение эффективности труда должно сопровождаться сокращением избыточной занятости на производстве и перераспределением рабочей силы в альтернативные сферы деятельности.

В долгосрочной перспективе формирование трудового потенциала будет происходить  под влиянием прироста трудоспособного  населения до 2006 г. и его абсолютного  сокращения в последующий период. Это обусловит рост численности  трудовых ресурсов до 6193 тыс. чел. в 2005 г., который затем сменится тенденцией их уменьшения – до 6064 тыс. в 2010 г. и 5301 тыс. чел. в 2020 г.

В ближайшие годы на фоне увеличения трудовых ресурсов прогнозируется сокращение численности работающих в общественном производстве – численность занятых в экономике может уменьшиться до 4210 тыс. чел.

С учетом прироста трудовых ресурсов и прогнозируемых масштабов высвобождения работников из общественного производства уровень безработицы к концу 2011 г. может возрасти до 3,7–3,8% к экономически активному населению. В связи с этим потребуется разработка комплекса мер по предупреждению увеличения безработицы и ликвидации ее последствий в монофункциональных поселениях с отдельными градообразующими предприятиями, усиление адресности социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения.

В 2006–2010 гг. с  учетом активизации структурной  перестройки экономики ожидается  более активное высвобождение работников из общественного производства. Численность  занятых в экономике к 2010 г. может  уменьшиться до 4125 тыс. чел. В структуре занятости произойдет переориентация на непроизводственные отрасли экономики за счет создания малых предприятий и расширения индивидуального предпринимательства в сфере услуг, где доля работающих увеличится до 58%. Сокращение уровня занятости ожидается в условиях уменьшения численности трудовых ресурсов, что обусловит снижение масштабов предложения рабочей силы на рынке труда. В результате уровень безработицы к концу 2010 г. сократится до 3,0–3,5%.

 

Рисунок 5. Трудовые ресурсы  Республики Беларусь, тысяч человек

 

 

Основной  целью государственной политики в этот период станет реализация системы  мер по достижению эффективной занятости, отвечающей потребностям экономики. Для  этого необходимо повышение эффективности  использования, конкурентоспособности и профессиональной мобильности рабочей силы. Главные усилия должны быть направлены на рационализацию структуры занятости на основе приоритетного создания рабочих мест в экспортоориентированных производствах и сфере услуг, стимулирование развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, повышение качества системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом перспективных потребностей экономики. Предстоит создать действенные механизмы содействия самозанятости населения с целью уменьшения дисбаланса спроса и предложения рабочих мест на рынке труда и упреждения высокого уровня безработицы.

Политика  занятости населения в 2011–2020 гг. должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала страны. В этот период прогнозируются более высокие темпы сокращения уровня занятости, что будет обусловлено дальнейшей оптимизацией численности кадрового персонала исходя из потребностей структурной перестройки производства, а также уменьшением притока кадров вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. По прогнозу, численность занятых в экономике к 2020 г. сократится до 3865 тыс. чел. Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости. Доля работающих в сфере услуг, по расчетам, увеличится до 64%.

Предполагается  создать эффективные механизмы  кадровой политики в направлении  роста образовательного и профессионального  уровня работников, формирования действенных  стимулов к высокопроизводительному  труду. Приоритетное внимание будет  уделено обеспечению рационализации структуры занятости по профессиональному составу, повышению качества рабочей силы соответственно требованиям к профессиональной квалификации, предъявляемым на национальном и международном рынках труда. Стратегия повышения конкурентоспособности рабочей силы предусматривает решение проблем внешней трудовой миграции, включая такие задачи как содействие в трудоустройстве граждан Беларуси за рубежом, контроль за использованием иностранной рабочей силы, предупреждение нелегальной трудовой миграции, защита национального рынка труда.

Частью населения  и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, но данный термин используется, как  правило, за рубежом. В Беларуси оперируют  категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы - это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы». Термин «трудовые ресурсы» впервые применил академик С.Г. Струмилин в 20-е годы XX века. Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Физические и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят: из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих в экономике страны граждан моложе трудоспособного возраста (работающие подростки) граждан, старше трудоспособного возраста (работающие пенсионеры)

Трудоспособный (рабочий) возраст - это период, в  течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. К трудовым ресурсам из лиц  трудоспособного возраста не относятся  инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях. С учетом социально-экономических условий страны и физиологических особенностей мужского и женского организма в каждом государстве устанавливаются законодательными актами возрастные границы трудоспособного (рабочего) возраста. Исторически эти границы менялись по социальным и экономическим мотивам.

В Беларуси трудоспособным возрастом в настоящее время  считается: у мужчин -16-59 лет включительно, у женщин - 16 - 54 года. Нижняя граница  определяет возраст вступления в трудоспособность, а верхняя - возраст выхода на пенсию. Беларусь является единственной или одной из немногих стран мира, где самая низкая верхняя граница для женщин, где для отдельных категорий работников пенсионный возраст сокращается на 5 - 10 лет (с вредными условиями труда); это связано, прежде всего, с уровнем жизни и с ее средней продолжительностью.

Трудовые  ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение  между экономическими категориями  «население страны » и «экономически активное население». В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе. [11]

Однако  трудовые ресурсы - это не единственное понятие, которое выражает человеческие ресурсы. В странах с развитой рыночной экономикой уже давно (с 1966 года) утвердилось понятие «экономически  активное население». В Российской Федерации и Беларуси переход на международную систему квалификации состава населения осуществлен с 1993 года. Экономически активное население - это совокупность работающих и безработных (или, точнее, активно ищущих работу). Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. [4]

Экономически  неактивное население - это то население, которое не входит в состав рабочей  силы. К нему относятся следующие  категории: учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты очных форм обучения; лица, получающие различные виды пенсии; лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными; лица, отчаявшиеся найти работу, прекратившие ее поиск; лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.

В экономической теории принято рассчитывать уровень экономической активности населения по формуле:

Уэа=Чэан/Чн*100%

где Уэа - уровень экономической активности населения;

Чэан - численность экономически активного  населения;

Чн- общая численность населения

Например, в Новополоцке этот показатель составляет 48,8%

Структура трудовых ресурсов многогранна, ее можно  поделить на две группы: - количественная характеристика; (состав по полу, возрасту, общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики.) -качественная характеристика; (образовательный уровень трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационную структуру).

Это ко 2 главе. А  здесь нужно – кто и в  каком аспекте изучал трудовой потенциал  и трудовые ресурсы.

Дальше  исправляйте с учетом измененного содержания

 

 

 

2. Методы  оценки трудоресурсного потенциала  региона

 

Современное экономическое  развитие все в большей степени  связывается с включением в качестве основной движущей силы хозяйственного прогресса человеческого фактора. По мнению многих специалистов, образовательный уровень и квалификация людей относятся к социально-экономическим характеристикам, которые в наибольшей мере будут определять перспективные позиции тех или иных территорий на национальных и международных рынках [1].

Актуальность  темы исследования вызвана отсутствием  в настоящее время налаженного  механизма управления трудовыми  ресурсами территории, осуществляемого  на базе рационального формирования кадрового потенциала экономики  и обеспечения эффективной занятости населения. Вследствие этого возникает ряд несоответствий и проблем: несоответствие

структуры и  количества подготавливаемых специалистов и потребности в них территориального хозяйственного комплекса, нерациональное использование трудовых ресурсов, недостаточная социальная защищённость работников, безработица, снижение качества жизни населения.

Информация о работе Пространственные закономерности развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь