Развитие бизнеса в Республике Беларусь в 2009 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:02, реферат

Описание работы

Мировой опыт показывает, что предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлек в свою деятельность 50-60 % работоспособного населения, и сформировал 70– 80% новых рабочих мест, на его долю приходиться от 20 до 60% валового национального продукта.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Законодательная база …………………………………………….6
Экономические показатели ………………………………………9
Организационно-правовые формы……………………………….10

Работа содержит 1 файл

реферат по социолигии предприним.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет философии и социальных наук 

Кафедра социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по предмету

СОЦИОЛОГИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

на тему:

Развитие  бизнеса в Республике Беларусь в 2009 году 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010

     Содержание  

  1. Введение…………………………………………………………..3
  2. Законодательная база …………………………………………….6
  3. Экономические показатели ………………………………………9
  4. Организационно-правовые формы……………………………….10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Мировой опыт показывает, что предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлек в свою деятельность 50-60 % работоспособного населения, и сформировал 70– 80% новых рабочих мест, на его долю приходиться от 20 до 60% валового национального продукта.

     Как показывает мировая практика, чем больше в стране субъектов малого бизнеса (количество которых находится в прямой зависимости от условий ведения бизнеса), тем выше доход на душу населения, а, следовательно, и благополучие в обществе (табл. 1): 

     Таблица 1

     Основные  показатели, характеризующие состояние  сектора

Страна ВВП на душу населения, у.е. Количество  субъектов МСБ на 1000 чел. населения Условия ведения  бизнеса,

место в рейтинге из 755

     1      2      3      4
Швеция      29898      54      14
Литва      14258      17      15
Беларусь      7711      4      106
 

     Таблица 2

     Количество  субъектов малого бизнеса и его  для в ВВП страны

Показатель/год 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Количество  малых предприятий 29 044 30 987 32 824 33 094
Количество индивидуальных предпринимателей 189 557 188 783 183 887 177 900
Доля  малых предприятий в ВВП 7,2% 8,2% 8,8% 8,1%
 

     Малое предпринимательство наиболее развито  в Минске, где находиться 52,6% от общего числа юридических лиц малого бизнеса и 27% индивидуальных предпринимателей.

     Лидером по количеству субъектов малого бизнеса  является сфера торговли и общественного  питания – 42,8% от общего числа предпринимателей. В промышленности сосредоточено 21,1% юридических лиц малого предпринимательства, в строительстве - 11,7, в сфере транспорта - 5,8, в сельском хозяйстве - 1,1 %. По итогам 2008 года на субъекты малого бизнеса пришлось 8,2 % от общего объема промышленного производства, 9,7 % от общего объема производства потребительских товаров и 5,9 % общего товарооборота.

     Основные  проблемы частного предпринимательства, наиболее часто упоминаемые в  средствах массовой информации (Белорусская  деловая газета, Национальная экономическая  газета, газеты «Белорусы и рынок», «Свободные новости») за 2006-2009 гг. представлены в табл. 3.  

     Таблица 3

     Проблемы  частного предпринимательства

№ п.п      Основные  проблемы
1      Налоги
2      Законодательство
3      Инфляция
4      Макроэкономическая  ситуация в республике
5      Поставки, дефицит
6      Трудности получения и высокая ставка за кредит
7      Неплатежеспособность партнёров, клиентов
8      Несовершенство  банковской системы
9      Политическая  ситуация
10      Бюрократия
11      Действия  правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки
12      Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов
13      Недостаток  информации, культуры, опыта
14      Кадровые  проблемы
15      Отрицательное отношение к предпринимателям
 

     Из  опроса предпринимателей установлено: главная проблема для предпринимателей Беларуси - административные процедуры.

     Характер  проверок и система наказаний  коммерческих организаций в Беларуси – яркое подтверждение кризиса доверия между бизнесом и властью.

     Развитие  малого бизнеса имеет большое  значение для социально-экономического развития любой страны, поскольку  он способствует:

     развитию  конкуренции на рынке;

     развитию  экономики через внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям, мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективному их использованию;

     улучшению взаимосвязи между различными секторами  экономики, повышению их мобильности  и эффективности;

     созданию  рабочих мест;

     селекции  наиболее энергичных, активных, мобильных  индивидуальностей, для которых  малых бизнес становится школой самореализации;

     увеличению  числа собственников, а значит, формированию среднего класса - главного гаранта  политической и социальной стабильности в демократическом обществе.

     Анализ  проблем развития частного предпринимательства  в Беларуси позволяет сделать  следующие выводы:

     Как и три года, и пять лет назад, проблемы у белорусских предпринимателей все те же: постоянно изменяемые правила игры (нестабильное законодательство), высокие штрафы за допущенные нарушения, многочисленные проверки контрольных  органов, сложность налогообложения, процедур сертификации и лицензирования, отсутствие гарантий защиты прав частной собственности.

     В результате, динамика развития МСП  в Беларуси отстает от динамики развития бизнеса в странах-соседках (как  с Востока и Юга, так и Запада). Удельный вес МСП в ВВП по-прежнему составляет всего 8-10%, а в общей занятости - не превышает 20%.

     Органы  государственного управления создали  уникальную ситуацию, когда предприниматели  полностью зависят от власти, выступая в роли «просителей» лицензий, сертификатов, разрешений и согласований, которые в любой момент могут быть отозваны.

     Сравнительное исследование Всемирного банка показывает, что, несмотря на некоторое улучшение  ситуации по сравнению с 1999-2000 гг., в  Беларуси издержки входа на рынок, ведения  бизнеса и его закрытия, расчета и уплаты налогов, получения разрешений и другие показатели качества делового климата остаются высокими по сравнению с показателями ближайших соседей (Латвии, Литвы, Польши, России и Украины).

     Основными проблемами при получении разрешений являются большое количество документов, многоступенчатость процедуры их получения, сложность норм и правил. Более того, согласно исследованию МФК, получение разрешений становится продолжительнее и дороже.

     МСБ Беларуси по-прежнему сталкивается с  трудностями при проверках, среди которых: чрезмерные полномочия инспекторов, отсутствие ответственности за необоснованное препятствование деятельности предприятия, неясность самой процедуры проверки, предвзятость инспекторов.

     Вместе  с тем, несмотря на сложные и дорогостоящие административные процедуры, регламентирующие ведение бизнеса в стране, фирмы, которые остаются на рынке, продолжают развиваться. Частный бизнес активно и эффективно использует сложившуюся макроэкономическую ситуацию и рост реальных доходов населения.

     В то же время, помимо внутренних факторов роста конкурентоспособности, значительными  остаются преимущества по знанию законодательства, наличию «нужных» связей и знакомств. Сектору МСБ Беларуси по-прежнему присущи теневые сделки, а 70% руководителей периодически или регулярно дают взятки и откаты.

     Огромной  проблемой для предпринимателей страны являются высокая стоимость  арендной платы и ограниченный доступ к финансовым ресурсам и недвижимости.

     Монополизация рынка недвижимости (владельцами  являются крупные промышленные предприятия и государство) привела к высоким ставкам арендной платы. Издержки на аренду помещений иногда достигают, в зависимости от вида деятельности, 20-45% в структуре себестоимости продукции.

     Владельцы собственности строят свои отношения с частным бизнесом на договорах краткосрочной аренды, что также влечет дополнительные расходы и создает предпосылки для теневых сделок между органами власти и отдельными предпринимателями.

     Вследствие  низких темпов развития предпринимательства в стране в бюджет не поступают налоги, не создаются рабочие места, явные и неявные транзакционные издержки по ведению предпринимательской деятельности затрудняют конкуренцию и увеличивают стоимость готовой продукции.

     В конечном счете, все издержки такой политики оплачивает рядовой потребитель, довольствуясь низкой конкуренцией и более высокими ценами на готовую продукцию предприятий МСБ.

     Возможности предпринимателей по лоббированию собственных  интересов в одиночку весьма ограничены. Более 80% малых и средних предприятий не входят ни в какие бизнес-ассоциации или союзы, призванные отстаивать их интересы.

     Нежелание предпринимателей объединяться для  защиты собственных интересов облегчает  задачу властей рассматривать результаты их деятельности как источник пополнения бюджета и личного обогащения. Подавляющее большинство предпринимателей заявили о том, что они вынуждены периодически или постоянно давать взятки.

     Изменить  отношение к предпринимательству  в обществе могут средства массовой информации. Однако только половина руководителей предприятий малого и среднего бизнеса считает, что негосударственные СМИ формируют скорее позитивный образ предпринимателя. Отношение к государственным СМИ еще более настороженное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Законодательная база 

     В 2009 году приняты Президентом Республики Беларусь ряд нормативно-правовых документов, которые, так или иначе, определяют дальнейшее развитие бизнеса в Беларуси. 

     3 января 2009 года принят Указ № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения», направленный на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

     16 января 2009 года Президент подписал Декрет № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в соответствии с которым вводится полноценный заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, а также ряд других прогрессивных мер, которые должны способствовать развитию бизнеса в Беларуси.

     Указ  № 53 от 23.01.2009г. «О внесении изменений в отдельные указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь (их отдельных положений)», направлен на систематизацию и упрощение налогового законодательства.

     Указ  № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году», направленный на повышение  заинтересованности работников коммерческих организаций в обеспечении роста  объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, снижение запасов готовой продукции, поступление валютной выручки.

Информация о работе Развитие бизнеса в Республике Беларусь в 2009 году