Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:02, реферат
Мировой опыт показывает, что предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлек в свою деятельность 50-60 % работоспособного населения, и сформировал 70– 80% новых рабочих мест, на его долю приходиться от 20 до 60% валового национального продукта.
Введение…………………………………………………………..3
Законодательная база …………………………………………….6
Экономические показатели ………………………………………9
Организационно-правовые формы……………………………….10
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
философии и социальных наук
Кафедра
социологии
РЕФЕРАТ
по предмету
СОЦИОЛОГИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
на тему:
Развитие
бизнеса в Республике Беларусь в
2009 году
Выполнила
Минск 2010
Содержание
Введение
Мировой опыт показывает, что предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлек в свою деятельность 50-60 % работоспособного населения, и сформировал 70– 80% новых рабочих мест, на его долю приходиться от 20 до 60% валового национального продукта.
Как
показывает мировая практика, чем больше
в стране субъектов малого бизнеса (количество
которых находится в прямой зависимости
от условий ведения бизнеса), тем выше
доход на душу населения, а, следовательно,
и благополучие в обществе (табл. 1):
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие состояние сектора
Страна | ВВП на душу населения, у.е. | Количество субъектов МСБ на 1000 чел. населения | Условия ведения
бизнеса,
место в рейтинге из 755 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Швеция | 29898 | 54 | 14 |
Литва | 14258 | 17 | 15 |
Беларусь | 7711 | 4 | 106 |
Таблица 2
Количество субъектов малого бизнеса и его для в ВВП страны
Показатель/год | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Количество малых предприятий | 29 044 | 30 987 | 32 824 | 33 094 |
Количество индивидуальных предпринимателей | 189 557 | 188 783 | 183 887 | 177 900 |
Доля малых предприятий в ВВП | 7,2% | 8,2% | 8,8% | 8,1% |
Малое предпринимательство наиболее развито в Минске, где находиться 52,6% от общего числа юридических лиц малого бизнеса и 27% индивидуальных предпринимателей.
Лидером по количеству субъектов малого бизнеса является сфера торговли и общественного питания – 42,8% от общего числа предпринимателей. В промышленности сосредоточено 21,1% юридических лиц малого предпринимательства, в строительстве - 11,7, в сфере транспорта - 5,8, в сельском хозяйстве - 1,1 %. По итогам 2008 года на субъекты малого бизнеса пришлось 8,2 % от общего объема промышленного производства, 9,7 % от общего объема производства потребительских товаров и 5,9 % общего товарооборота.
Основные
проблемы частного предпринимательства,
наиболее часто упоминаемые в
средствах массовой информации (Белорусская
деловая газета, Национальная экономическая
газета, газеты «Белорусы и рынок»,
«Свободные новости») за 2006-2009 гг. представлены
в табл. 3.
Таблица 3
Проблемы частного предпринимательства
№ п.п | Основные проблемы |
1 | Налоги |
2 | Законодательство |
3 | Инфляция |
4 | Макроэкономическая ситуация в республике |
5 | Поставки, дефицит |
6 | Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 | Неплатежеспособность партнёров, клиентов |
8 | Несовершенство банковской системы |
9 | Политическая ситуация |
10 | Бюрократия |
11 | Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки |
12 | Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов |
13 | Недостаток информации, культуры, опыта |
14 | Кадровые проблемы |
15 | Отрицательное отношение к предпринимателям |
Из опроса предпринимателей установлено: главная проблема для предпринимателей Беларуси - административные процедуры.
Характер проверок и система наказаний коммерческих организаций в Беларуси – яркое подтверждение кризиса доверия между бизнесом и властью.
Развитие малого бизнеса имеет большое значение для социально-экономического развития любой страны, поскольку он способствует:
развитию конкуренции на рынке;
развитию экономики через внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям, мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективному их использованию;
улучшению взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности;
созданию рабочих мест;
селекции наиболее энергичных, активных, мобильных индивидуальностей, для которых малых бизнес становится школой самореализации;
увеличению числа собственников, а значит, формированию среднего класса - главного гаранта политической и социальной стабильности в демократическом обществе.
Анализ проблем развития частного предпринимательства в Беларуси позволяет сделать следующие выводы:
Как и три года, и пять лет назад, проблемы у белорусских предпринимателей все те же: постоянно изменяемые правила игры (нестабильное законодательство), высокие штрафы за допущенные нарушения, многочисленные проверки контрольных органов, сложность налогообложения, процедур сертификации и лицензирования, отсутствие гарантий защиты прав частной собственности.
В результате, динамика развития МСП в Беларуси отстает от динамики развития бизнеса в странах-соседках (как с Востока и Юга, так и Запада). Удельный вес МСП в ВВП по-прежнему составляет всего 8-10%, а в общей занятости - не превышает 20%.
Органы государственного управления создали уникальную ситуацию, когда предприниматели полностью зависят от власти, выступая в роли «просителей» лицензий, сертификатов, разрешений и согласований, которые в любой момент могут быть отозваны.
Сравнительное исследование Всемирного банка показывает, что, несмотря на некоторое улучшение ситуации по сравнению с 1999-2000 гг., в Беларуси издержки входа на рынок, ведения бизнеса и его закрытия, расчета и уплаты налогов, получения разрешений и другие показатели качества делового климата остаются высокими по сравнению с показателями ближайших соседей (Латвии, Литвы, Польши, России и Украины).
Основными проблемами при получении разрешений являются большое количество документов, многоступенчатость процедуры их получения, сложность норм и правил. Более того, согласно исследованию МФК, получение разрешений становится продолжительнее и дороже.
МСБ Беларуси по-прежнему сталкивается с трудностями при проверках, среди которых: чрезмерные полномочия инспекторов, отсутствие ответственности за необоснованное препятствование деятельности предприятия, неясность самой процедуры проверки, предвзятость инспекторов.
Вместе с тем, несмотря на сложные и дорогостоящие административные процедуры, регламентирующие ведение бизнеса в стране, фирмы, которые остаются на рынке, продолжают развиваться. Частный бизнес активно и эффективно использует сложившуюся макроэкономическую ситуацию и рост реальных доходов населения.
В то же время, помимо внутренних факторов роста конкурентоспособности, значительными остаются преимущества по знанию законодательства, наличию «нужных» связей и знакомств. Сектору МСБ Беларуси по-прежнему присущи теневые сделки, а 70% руководителей периодически или регулярно дают взятки и откаты.
Огромной проблемой для предпринимателей страны являются высокая стоимость арендной платы и ограниченный доступ к финансовым ресурсам и недвижимости.
Монополизация рынка недвижимости (владельцами являются крупные промышленные предприятия и государство) привела к высоким ставкам арендной платы. Издержки на аренду помещений иногда достигают, в зависимости от вида деятельности, 20-45% в структуре себестоимости продукции.
Владельцы собственности строят свои отношения с частным бизнесом на договорах краткосрочной аренды, что также влечет дополнительные расходы и создает предпосылки для теневых сделок между органами власти и отдельными предпринимателями.
Вследствие низких темпов развития предпринимательства в стране в бюджет не поступают налоги, не создаются рабочие места, явные и неявные транзакционные издержки по ведению предпринимательской деятельности затрудняют конкуренцию и увеличивают стоимость готовой продукции.
В конечном счете, все издержки такой политики оплачивает рядовой потребитель, довольствуясь низкой конкуренцией и более высокими ценами на готовую продукцию предприятий МСБ.
Возможности предпринимателей по лоббированию собственных интересов в одиночку весьма ограничены. Более 80% малых и средних предприятий не входят ни в какие бизнес-ассоциации или союзы, призванные отстаивать их интересы.
Нежелание
предпринимателей объединяться для
защиты собственных интересов
Изменить
отношение к
Законодательная
база
В
2009 году приняты Президентом Республики
Беларусь ряд нормативно-правовых документов,
которые, так или иначе, определяют дальнейшее
развитие бизнеса в Беларуси.
3 января 2009 года принят Указ № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения», направленный на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
16 января 2009 года Президент подписал Декрет № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в соответствии с которым вводится полноценный заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, а также ряд других прогрессивных мер, которые должны способствовать развитию бизнеса в Беларуси.
Указ № 53 от 23.01.2009г. «О внесении изменений в отдельные указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь (их отдельных положений)», направлен на систематизацию и упрощение налогового законодательства.
Указ
№ 49 «О некоторых вопросах стимулирования
реализации продукции, товаров (работ,
услуг) в 2009 году», направленный на повышение
заинтересованности работников коммерческих
организаций в обеспечении
Информация о работе Развитие бизнеса в Республике Беларусь в 2009 году