Развитие политической мысли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:20, реферат

Описание работы

Политика как явление может представлять собой не только борьбу за власть, управление государством, но она может выражаться во внутренней и внешней активности населения, народа, нации, как в отношении природы, так и в отношении других обществ и государств. Социальные и психологические характеристики населения, такие как политическая и государственная воля, социальные предпочтения и желания, идеи и ценности определяют внутреннюю политическую жизнь государства и составляют его «политический потенциал». Можно утверждать, что географическое положение государства играет ведущую роль в его политическом и экономическом развитии.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 32.30 Кб (Скачать)

  Развитие  политической мысли  Республики Беларусь

  Политика  как явление может представлять собой не только борьбу за власть, управление государством, но она может выражаться во внутренней и внешней активности населения, народа, нации, как в отношении  природы, так и в отношении других обществ и государств. Социальные и психологические характеристики населения, такие как политическая и государственная воля, социальные предпочтения и желания, идеи и ценности определяют внутреннюю политическую жизнь государства и составляют его «политический потенциал». Можно утверждать, что географическое положение государства играет ведущую роль в его политическом и экономическом развитии. Однако «политический потенциал» определяет стратегию внутреннего и внешнего развития государства, его силу и вес на международной арене.

  В современной истории есть масса  примеров того, что огромные по масштабам  территории, с более или менее  благоприятными климатическими условиями  и внутренними природными ресурсами, оказываются слабыми в политическом и социально-экономических аспектах. Так, сопоставив географические, климатические и ресурсные потенциалы таких стран, как Бразилия, Израиль, Китай, Япония, Финляндия и Россия, можно сказать, что география и климат не являются единственным определяющим фактором в развитии экономического и политического могущества государства. И даже страны с практически равными климатическими и географическими условиями оказываются наразличных уровнях как внутриполитического, так и внешнеполитического состояния — в качестве примеров можно привести сравнение Литвы и Беларуси, Румынии и Венгрии.

  Основными причинами такого политического  и социально-экономического разрыва  могут быть как низкий уровень  политического потенциала населения  и, как следствие, неэффективность  функционирования управленческих элит, так и исторические особенности развития государства.

  Периодизация  отечественной политической мысли  соответствует основным этапам истории  развития белорусского этноса и его государственности. К своему нынешнему бытию белорусы шли очень сложной дорогой. Их идейно-политические искания, содержание которых предопределялось существенными аспектами исторического прошлого народа, получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественными мыслителями в различные эпохи. Развитие политических теорий и концепций происходило не только в Западной Европе. Оригинальные, своеобразные идеи о политике, власти, государстве, законе, гражданине возникали и развивались в восточной части Европы, в том числе и в Беларуси.

    Политическая мысль Беларуси  имеет богатую историю. Она  была тесно связана с экономической,  политической и духовной жизнью белорусского народа, давала содержательные ответы на злободневные проблемы, поставленные тем или иным этапом конкретно-исторического развития Беларуси. Она отражала накопленный опыт нашего народа и свидетельствовала о высоком теоретическом уровне национального мышления.

    История показывает то, что момент  абстрактного образования такого государства, как Беларусь, приходится на момент появления Полоцкого княжества, так как именно тогда система органов власти и управления достигла наиболее зрелых форм. Полоцкое княжество имело все признаки, присущие государственным образованиям, в частности наличие верховной власти в лице князя, вооруженные силы, административно-территориальную структуру. Как и в других странах Европы общественно-политическая мысль Беларуси со времен Полоцкого княжества, находилась в тесной связи с христианской религией. Вокруг церкви группировалась тогдашняя образованная интеллигенция. Религиозными и культурно-просветительскими центрами были монастыри. Согласно сведений, которые дошли до нас, наиболее выдающимися представителями просвещения и общественной мысли раннего средневековья были Ефросинья Полоцкая (1120–1173) и Кирилл Туровский (1130–1182). Их произведения посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии. В частности, Ефросинья Полоцкая поднимала свой голос против княжеских междоусобиц, предупреждала, что братоубийственные войны могут привести отчизну к гибели.

   С XIV в. начинает формироваться белорусская народность, её этническое самосознание, которое проявляется, главным образом, в форме развития родного языка, самобытной культуры. Полотчина получает название Белая Русь (вольная, свободная Русь).

    В процессе укрепления феодально-крепостнических  порядков в Великом княжестве  Литовском, Русском и Жемойтском, в состав которого входили и белорусские земли, появляются опубликованные на древнебелорусском языке правовые акты. Исключительный исторический интерес представляют Первый (1529 г.), Второй (1566 г.) и Третий(1588 г.) Статуты Великого Княжества Литовского. Они являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Его можно считать своеобразной феодальной конституцией, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-то личной воли, а только от закона. Согласно статуту ВКЛ гарантировался суверенитет государства, запрещалась покупка земли и недвижимости иностранцами, провозглашалась религиозная терпимость и презумпция невиновности.

    Как и в Западной Европе, так  и в Беларуси в XV–XVI вв. возникают  идейно-политические течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. Эти движения, в отличие от господствовавшей в средневековье религии, поставили в центр своих интересов не бога, а человека с его земными делами и нуждами. Они обращались к внутреннему миру человека, его правам, свободам, достоинству и материальному благополучию.

    У истоков гуманистического движения  в Беларуси стоял белорусский  первопечатник и просветитель  Франциск Скорина (около 1490–1541 гг.). Он оставил богатейшее философское  и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике.

   Особый интерес проявляет Франциск Скорина к праву и закону. Он настаивает на том, что перед законом все должны быть равны – рядовой гражданин и монарх, что законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличается демократичностью. В своих размышлениях он обращается к простым людям, считает их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина является сторонником идей вечного мира.

    В XVI в. в Беларуси действовала целая когорта гуманистов. Большинство из них придерживалось умеренных взглядов и выступало лишь за совершенствование, реформирование феодального общества. К их числу можно отнести Миколу Гусовского, Сымона Будного, Андрея Волона, Льва Сапегу и др.

   Часть же гуманистов выступила за радикальное изменение существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. Идеологами этого направления были Петр из Гоненуза, Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Павел из Винзы и др.

   С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразных проявлений крепостничества выступал Сымон Будный (1530 – 1593). В частности в предисловии к «Катехизису» (1562 г.), Сымон Будный осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583 г.) он выступал с острой критикой феодализма. Мыслитель потребовал ограничения магнатского произвола, равенства всех сословий перед законом и справедливого правосудия. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, ограниченную сословным представительством и законом, во главе с просвещенным монархом.

   Будный сформулировал основные факторы, обуславливающие необходимость власти. К ним он относит установление порядка в государстве, охрану интересов личности и государства.

    Интересными являются рассуждения  С.Будного по проблемам войны и мира. Он делил войны на справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические). Будучи противником войн, он допускал ведение правителем справедливых, оборонительных войн.

    К числу крупнейших белорусских  мыслителей принадлежит Андрей Волан (1530–1610) и Лев Сапега (1557–1633). Большая часть их публикаций посвящена полемике по религиозным вопросам. Вместе с тем, в их трудах довольно четко и основательно отражены политические идеи, в частности, идея правового государства.

    Понятие «правовое государство» появилось в юридической литературе в начале XIX в. в Германии. Сама идея правового государства родилась в античности, а основные её положения были разработаны в XVI–XVII стст. идеологами западноевропейской раннебуржуазной политической мысли. Значительный вклад в развитие проблемы правового государства внесли вышеназванные белорусские ученые-гуманисты и политические деятели. В их публикациях подчеркивалось, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. А.Волан, Л.Сапега любили повторять известный афоризм Цицерона: «Чтобы быть свободными, мы должны являться рабами законов».

    Если в обществе, замечал Л.Сапега, отсутствует уважение к закону и господствует вседозволенность и беззаконие, оно не может считаться человеческим и гуманным, а является волчьей стаей. Только уважение к праву дает возможность пользоваться действительной свободой. Идеи правового государства нашли отражение в статуте Великого Княжества Литовского 1588 г., редактором и издателем которого был Лев Сапега. Статут действовал на территории Беларуси до 1840 г. и сыграл большую роль в сохранении белорусского этноса.

   Основной политической темой в трудах белорусских мыслителей XVI–XVIII вв. являлась борьба с польскими феодалами и отражавшими их интересы католической церковью. Одним из таких борцов был брестский судья Казимир Лыщинский (около 1634–1689 гг.). Свои взгляды он изложил в трактате «О не существовании бога». В нем были изложены оригинальные материалистические, атеистические и общественно-политические идеи. В частности Лыщинский, как свидетельствуют дошедшие до нас источники, был одним из первых сторонников идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии Лыщинский высказал идеи имущественного равенства, всеобщности труда, справедливого деления материального богатства, выступил с осуждением войн, которые в середине XVII в. беспрерывно вела Речь Посполитая, и которые несли бесчисленные страдания трудящимся массам. Лыщинский обосновал необходимость справедливого законодательства, равного суда для всех и так далее. Он желал видеть «мир без власти, города без начальников, народ без хозяев».

   Особое место в общественно-политической жизни XVII–XVIII вв. занимала проблема освобождения Беларуси от Польши и воссоединение её с Россией. Виднейшим представителем этого движения был Симеон Полоцкий (1629–1680 г.).

   Развитие капиталистических отношений в экономике, рост общественного движения в первой половине XIX в. активизировали развитие просветительства в Беларуси. Центром просветительской идеологии Северо-Западного края в то время был Виленский университет, в котором учились белорусы, литовцы и поляки. Развитие белорусской политической мысли в данный период проходило в тесном взаимодействии с прогрессивной мыслью России и Польши.

   После трагического финала восстания 1830–1831 гг. в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Передовые белорусские мыслители того времени начали понимать, что без участия в национально-освободительном движении широких народных масс, прежде всего крестьянства, рассчитывать на успех в борьбе с царизмом невозможно. Большое значение в этом направлении имели деятельность и мировоззрение Франца Савича (1815 – около 1845 гг.) и созданного им «Демократического общества» (1836–1839) – тайной революционной организации. Он выступал за освобождение крестьян от крепостничества через вооруженное восстание, за право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между белорусским, русским, украинским, литовским и польскими народами. Главной действующей силой в создании будущего общества он считал народ, который необходимо готовить к этой роли.

    Наиболее ярким представителем  революционно-демократического движения  в Беларуси был Кастусь Калиновский (1838–1864), руководитель восстания (1863–1864 гг.) в Беларуси и Литве, направленного против крепостничества и царского самодержавия.

   В общественно-политических взглядах Калиновского четко выделяются три части. Во-первых, блестящая критика современных ему феодально-крепостнических отношений. Во-вторых, идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда. И, в-третьих, пути осуществления этого идеала.

    Развивая идеи великих русских  революционеров-демократов, Калиновский  глубоко вскрыл сущность крепостнической эксплуатации во всех её формах, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крепостных крестьян Беларуси.

Информация о работе Развитие политической мысли Республики Беларусь