Отчет по практике в организации ВСЖД – филиал ОАО «РЖД»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:21, отчет по практике

Описание работы

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2007 году железным дорогам в России исполнилось 170 лет!

Содержание

Раздел 1. Характеристика системы управления персоналом 3

1.1. ОАО "РЖД" сегодня 3

1.2. Организационная структура ОАО «РЖД» 16

1.3. Анализ динамики основных технико-экономических показателей 16

1.3.1. Анализ показателей производительности 16

1.3.2. Анализ состояния трудового потенциала предприятия 23

1.4. Корпоративная культура 25

Раздел 2. Характеристика службы управления персоналом 31

2.1. Анализ организации службы управления персоналом 31

2.2. Основные задачи и функции СУП 39

2.3. Тип СУП 44

Основные задачи отдела руководящих кадров: 46

Основные задачи сектора соревнования и наград 48

Основные задачи сектора учета кадров и информационного обеспечения: 48

Основные задачи отдела жилищной корпоративной политики и социального развития 49

2.4. Профессионально-квалификационный состав работников службы управления персоналом 50

2.5. Содержание трудового процесса 51

2.6. Анализ соответствия форм и содержания документов 51

2.7. Проблемы в деятельности СУП 52

2.8. Внешние контакты с консалтинговыми фирмами 52

Раздел 3. Анализ системы управления персоналом 52

3.1. Планирование персонала 52

3.1.1. Планирование потребности в персонале 52

3.1.2. Методы поиска и отбора персонала 55

3.1.3. Система высвобождения персонала 56

3.2. Анализ системы оценки и контроля персонала 56

3.3. Анализ системы вознаграждения персонала 66

Тарифная сетка по оплате труда рабочих (ТСР) 71

Тарифная сетка по оплате труда служащих 74

3.4. Оценка системы управления профессионально-квалификационным продвижением персонала (трудовой карьерой) 80

3.5. Анализ системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала 83

3.6. Организация и эффективность социального партнёрства 91

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике в РЖД.docx

— 792.93 Кб (Скачать)

8) контролирует соблюдение  работниками Департамента трудовой  и исполнительской дисциплины;

9) применяет к работникам  Департамента меры поощрения,  налагает на них дисциплинарные  взыскания в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

10) направляет работников  Департамента на профессиональную  переподготовку и повышение квалификации;

11) согласовывает назначение  на должность и освобождение  от должности руководителей подведомственных подразделений ОАО "РЖД";

12) пользуется другими  правами, предоставленными ему  в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД".

  • Отделы (секторы) Департамента выполняют свои функции в соответствии с настоящим Положением и положениями об отделах (секторах).
  • Работники отделов (секторов) Департамента руководствуются при выполнении своих функций должностными инструкциями.

Департамент является центральным  органом управления работой всех кадровых служб филиалов и подразделений  ОАО «РЖД».

Стратегия развития кадрового  потенциала, разработанная в ОАО  «РЖД» с 2006 года, определяет наиболее общие задачи и функции для кадровых служб всех филиалов ОАО «РЖД»:

- стратегическое планирование  человеческих ресурсов

- форсированное внедрение  и модернизация Единой корпоративной  автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР) в целях организации и объединения функций по учету, анализу, планированию, оперативному руководству кадровыми процессами

- организация целевых  мер и программ по качественному  отбору, подбору и обучению новых работников

- мониторинг параметров  отраслевого и региональных рынков  труда для планирования потребностей  производства в трудовых ресурсах

- прогнозирование перспективных  профессий, уровней квалификации (навыков и умений) работников Компании

- оценка потребности в  кадрах по видам деятельности, хозяйствам и специальностям, а  также в региональном разрезе

- оптимизация численности  и содействие занятости высвобождаемых  работников ОАО "РЖД";

- руководство системой  управления человеческими ресурсами;  организация служб и подразделений управления персоналом; координация их деятельности с общей системой управления ОАО «РЖД»

- развитие взаимоотношений  с дочерними и зависимыми обществами  ОАО "РЖД" в сфере человеческих  ресурсов

- определение перспективных  объемов подготовки, переподготовки  и повышения квалификации работников  ОАО «РЖД», его дочерних и  зависимых обществ

- совершенствование системы  взаимодействия ОАО «РЖД» и  образовательных учреждений по подготовке специалистов для Компании

- совершенствование программ  обучения, в т.ч. технической учебы,  по наиболее актуальным направлениям  подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, профессиям и специальностям с учетом темпов и направлений развития ОАО «РЖД»

- управление деловой карьерой  и работа с кадровым резервом (дифференциация работы с кадровым резервом с одновременным тотальным планированием деловой карьеры, профессионального  и социального роста работников)

- внедрение специального, узкопрофильного обучения управленческим технологиям – курсы маркетинга, логистики, информатики, иностранных языков, знакомство руководителей с принципами корпоративного управления, партнерства и сотрудничества

- совершенствование форм  соревнования филиалов и подразделений,  соревнования работников ОАО  «РЖД»

- обеспечение преемственности  поколений и уважения традиций  железных дорог

Мониторинг факторов корпоративной  среды:

- непрерывный мониторинговый  анализ факторов внешней среды,  влияющих на воспроизводство  персонала, а также позиционное  прогнозирование тенденций на рынке труда с учетом региональных и отраслевых особенностей

- регулярное проведение  массовых опросов персонала по  проблемам адаптации к условиям  труда, профессионального обучения, внутреннего социально-психологического климата в своих подразделениях и Компании в целом.

Развитие корпоративной  культуры, включая:

- введение, как обязательного  элемента, программ обучения во  всех образовательных учреждениях железнодорожного транспорта курса корпоративной культуры.

-   определение требований  к персоналу, обеспечивающего  за счет влияния общей культуры  поведения, качества общения с  клиентами усиление престижности железнодорожной профессии, повышение интеллектуального, творческого, инновационного потенциала работников Компании

В структуре ВСЖД вопросами  управления персоналом занимается, во-первых, кадровая служба при Управлении ВСЖД (ЦКАДР). Во-вторых, в каждом подразделении существуют свои кадровые службы, называемые отделенческими.

                     

2.2. Основные задачи и функции СУП

На основе отраслевых положений  ОАО «РЖД» в ВСЖД разработаны локальные нормативные документы, определяющие основные задачи и функции СУП.

Рассмотрим эти задачи и функции:

  1. Создание на дороге эффективной системы управления и обеспечения кадрами, качественное формирование и использование высокопрофессионального кадрового потенциала путем подбора, расстановки и воспитания кадров на железнодорожном транспорте для обеспечения безопасности движения поездов и достижения высоких качественных и количественных экономических показателей работы за счет использования не противоречащих закону методов работы с персоналом с целью создания и реализации эффективной кадровой политики.
  2. Укомплектование штата предприятий и организаций дороги работниками необходимой квалификации, в первую очередь руководящего звена, с учетом выполняемых работ.
  3. Проведение единой государственной и отраслевой политики в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров рабочих профессий и специалистов с учетом потребности в кадрах структурных подразделений дороги.
  4. Изучение качественного состава работников, прогнозирование, определение текущей и перспективной потребности в кадрах массовых профессий и специалистах, определение источников ее пополнения и организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом новых направлений техники и технологии, экономики, финансов.
  5. Оценка деловых и личностных качеств кадров руководителей и специалистов с применением социально-психологических методик и формирование на этой основе действенного резерва на выдвижение, выработка рекомендаций по рациональному использованию руководящих кадров.
  6. Контроль за порядком назначения, расстановки и использования кадров руководителей и специалистов дороги с учетом существующей номенклатуры должностей. Разработка методических документов, регламентирующих порядок назначения руководящих работников.
  7. Изучение и анализ причин сменяемости кадров на предприятиях, организациях и учреждениях дороги, выработка совместно со службами и самостоятельными отделами мер по стабилизации кадрового состава.
  8. В целях повышения престижа работы на железнодорожном транспорте и формирования стабильных трудовых коллективов взаимодействие с местными органами исполнительной власти, общественными организациями и объединениями, средствами массовой информации.
  9. Подготовка предложений в коллективный договор дороги по установлению дополнительных льгот и гарантий, направленных на закрепление кадров.
  10. Изучение, прогноз и анализ рынка рабочей силы на дороге, разработка на этой основе основных направлений обеспечения занятости высвобождаемых работников в условиях нестабильности объемов перевозочной и эксплуатационной работы. Координация действий предприятий, служб дороги с региональными центрами занятости населения и определение, с учетом политики регулирования занятости на дороге, возможности трудоустройства работников на основе изучения их социальных потребностей и возможностей рынка труда. Организация взаимодействия и выработка совместно с региональными службами занятости населения программ по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников. Реализация действующего законодательства о занятости, контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах высвобождения работников, льгот и компенсаций им. Выработка предложений в коллективный договор о дополнительных льготах и гарантиях высвобождаемым с дороги работникам.
  11. Контроль за качеством, структурой и порядком приема и увольнения работников в подразделениях дороги.
  12. Изучение, анализ и контроль за состоянием трудовой дисциплины на предприятиях дороги, разработка мероприятий по ее укреплению, как важнейшего фактора обеспечения безопасности движения поездов и улучшения финансово-экономического положения дороги.
  13. Проведение профилактических мероприятий по сокращению случаев хищения грузов с подвижного состава железнодорожниками, совершенствование воспитательной работы в трудовых коллективах.
  14. Осуществление контроля за применением трудового законодательства и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации в части приема, перемещения, увольнения работников и наложения дисциплинарных взысканий, ведением кадрового делопроизводства на предприятиях, организациях дороги.
  15. Осуществление взаимодействия с профсоюзами, либо иными уполномоченными коллективными органами по разрешению конфликтных ситуаций в коллективах в соответствии с действующим законодательством.
  16. Работа по обеспечению предприятий, организаций, учреждений и других структурных подразделений дороги инструкциями, другими методическими и юридическими пособиями для правильного ведения кадровой работы.
  17. Методическое руководство кадровой работой на предприятиях и организациях железной дороги, разработка и издание соответствующих указаний, распоряжений и рекомендаций.
  18. Организация последипломного образования работников дороги, повышения квалификации кадров, в том числе за рубежом.
  19. Организация работы по командированию работников дороги заграницу, оформление загранпаспортов.
  20. Руководство и контроль за работой по обеспечению дороги кадрами специалистов, по заключению договоров на подготовку специалистов с высшими и средними профессиональными учебными заведениями в структурных подразделениях дороги. Оказание содействия в распределении выпускников высших и средних специальных учебных заведений, организация их практики и стажировки.
  21. Корректировка системы обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования железнодорожного профиля в соответствии с потребностью в кадрах специалистов со средним и высшим образованием на каждый временной период. Организация работы по целевому направлению работников дороги на учебу в различные образовательные учреждения и на стажировку на передовые предприятия дороги и отрасли. Распределение выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по предприятиям, организациям и учреждениям дороги, методическое руководство стажировкой молодых специалистов.
  22. Контроль за начальной профессиональной подготовкой кадров массовых профессий в профессионально-технических училищах, дорожных технических школах, региональных учебных центрах, лицеях, учебных подразделениях предприятий.
  23. Оформление личных дел, контрактов, приказов, графиков отпусков на работников номенклатуры МПС и начальника дороги.
  24. Организация работы с ветеранами дороги в рамках закона «О ветеранах», разработка и реализация программы «Забота».
  25. Изучение, прогнозирование и анализ социальных процессов, общественного мнения.
  26. Участие в проведении научно-исследовательских работ по проблемам кадрового обеспечения и социальной защищенности работников подведомственных предприятий дороги.
  27. Развитие и совершенствование форм и методов организации соревнования за достижение высоких показателей в труде, финансово-экономической стабилизации дороги, безаварийной работы, формирование высокого чувства ответственности за дела в коллективах.
  28. Подготовка предложений и оформление необходимых документов по представлению работников дороги к государственным, отраслевым, дорожным наградам и поощрениям.
  29. Проведение совместно со службами и самостоятельными отделами дороги мероприятий по мобилизационной готовности кадров дороги.
  30. Организация, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом в подведомственных образовательных учреждениях, а также учреждениях культуры.
  31. Проведение Государственной политики в сфере образования и культуры с учетом региональной и национальной специфики и обеспечение максимального использования имеющихся возможностей для решения стоящих перед ними задач.
  32. Обеспечение развития системы образования и культуры в соответствии с изменяющимися потребностями общества и открывающимися в ходе его социально-экономического развития новыми возможностями.
  33. Разработка перспективных программ развития системы образования и культуры на дороге.
  34. Анализ состояния систем образования и культуры на дороге, тенденций их развития и прогнозирование перспективы улучшения материально-технической базы.
  35. Осуществление подготовки квалифицированных педагогических кадров и кадров для учреждений культуры через систему подготовки кадров в профильных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, Института повышения квалификации работников образования, Дорожный методический кабинет и Центральный методический кабинет.
  36. Организация системы повышения квалификации педагогических работников и работников культуры путем изучения и распространения передового опыта, информации о новых научно-методических разработках.
  37. Содействие разработке авторских учебных планов и программ, организация их экспертизы, совершенствование и внедрение новых форм и методов учебно-воспитательного процесса.
  38. Развитие не противоречащих действующему законодательству форм и методов предпринимательской деятельности в учреждениях образования и культуры.
  39. Развитие альтернативных государственных учреждений образования.
  40. Выработка мер по социальной защите работников образования и культуры, детей и подростков, выработка предложений вышестоящим органам по этим вопросам, совершенствование системы оплаты труда педагогических работников и работников культуры.
  41. Совместно с институтом железнодорожного транспорта, детской железной дорогой, Улан-Удэнским колледжем железнодорожного транспорта, техническим лицеем, школами и дошкольными учреждениями осуществляет мероприятия по профессиональной ориентации молодежи и созданию условий учащимся образовательных школ для выбора профессии.
  42. Совершенствование совместно с центром санэпиднадзора механизм контроля за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и укрепления здоровья детей, учащихся в учебно-воспитательных учреждениях.
  43. Оказание методической помощи органам, осуществляющим функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, защите прав детей, нуждающихся в помощи государства.
  44. Организация системы работы с детьми, подростками, имеющими отклонения в поведении и недостатки умственного и физического развития.
  45. Анализ, изучение и распространение передового опыта по подготовке кадров, учебно-воспитательной работе учреждений, учреждений культуры, организация аттестации педагогических работников и работников учреждений культуры.
  46. Осуществление функций заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий образовательных учреждений и учреждений культуры дороги, проведение экспертизы и утверждения в установленном порядке проектно-сметной документации на строительство объектов образования и культуры.
  47. Содействие образовательным учреждениям и учреждениям культуры по укреплению их материально-технической базы, снабжению учебно-наглядными пособиями, оборудованием и материалами.
  48. Обеспечение и контроль в подведомственных учреждениях образования и культуры правильности постановки и достоверности бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с действующим Законодательством, Положениями, инструкциями и указаниями. Сводные бухгалтерские отчеты и балансы образовательных учреждений и учреждений культуры представляет в Департамент кадров и учебных заведений Министерства путей сообщения.
  49. Контроль за соблюдением финансовой и расчетной дисциплины, за сохранностью и использованием по назначению денежных средств, товарно-материальных ценностей в подведомственных учреждениях образования и культуры.
  50. Разработка сводных перспективных планов по экономической стабилизации.
  51. Прием граждан по личным вопросам, работа с письмами и жалобами работников дороги.
  52. Соблюдение режима секретности и осуществление мероприятий по защите секретных и служебных сведений от разглашения.

 

 

2.3. Тип СУП

Приведём структурную  схему службы ЦКАДР (ВСЖД), которая  координирует работу всех отделенческих служб управления персоналом (Рис. 5).

 

 

Рис. 5

 

Рассмотрим более подробно основные задачи отделов и секторов ЦКАДР (СУП).

Основные задачи отдела руководящих кадров:

  • Оценка деловых и личностных качеств кадров руководителей и специалистов с применением социально-психологических методик и формирование на этой основе действенного резерва на выдвижение, выработка рекомендаций по рациональному использованию руководящих кадров.
  • Контроль за порядком назначения, расстановки и использования кадров руководителей с учетом существующей номенклатуры должностей.
  • Оформление личных дел, контрактов, приказов, графиков отпусков на работников номенклатуры МПС и начальника дороги.
  • Разработка методических документов, регламентирующих порядок назначения руководящих работников.
  • Изучение, прогнозирование и анализ социальных процессов, общественного мнения.

Основные задачи сектора  рабочих кадров и занятости:

  • Изучение качественного состава работников, прогнозирование, определение текущей и перспективной потребности в кадрах массовых профессий и специалистах, определение источников ее пополнения и организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом новых направлений техники и технологии, экономики, финансов.
  • Изучение и анализ причин сменяемости кадров на предприятиях, организациях и учреждениях дороги, выработка совместно со службами и самостоятельными отделами мер по стабилизации кадрового состава.
  • Изучение, прогноз и анализ рынка рабочей силы на дороге, разработка на этой основе основных направлений обеспечения занятости высвобождаемых работников в условиях нестабильности объемов перевозочной и эксплуатационной работы. Координация действий предприятий, служб дороги с региональными центрами занятости населения и определение, с учетом политики регулирования занятости на дороге, возможности трудоустройства работников на основе изучения их социальных потребностей и возможностей рынка труда. Организация взаимодействия и выработка совместно с региональными службами занятости населения программ по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников. Реализация действующего законодательства о занятости, контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах высвобождения работников, льгот и компенсаций им. Выработка предложений в коллективный договор о дополнительных льготах и гарантиях высвобождаемым с дороги работникам.
  • Изучение, анализ и контроль за состоянием трудовой дисциплины на предприятиях дороги, разработка мероприятий по ее укреплению, как важнейшего фактора обеспечения безопасности движения поездов и улучшения финансово-экономического положения дороги.
  • Проведение профилактических мероприятий по сокращению случаев хищения грузов с подвижного состава железнодорожниками, совершенствование воспитательной работы в трудовых коллективах.
  • Осуществление контроля за применением трудового законодательства и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации в части приема, перемещения, увольнения работников и наложения дисциплинарных взысканий, ведением кадрового делопроизводства на предприятиях, организациях дороги.
  • Контроль за качеством, структурой и порядком приема и увольнения работников в подразделениях дороги.
  • Работа по обеспечению предприятий, организаций, учреждений и других структурных подразделений дороги инструкциями, другими методическими и юридическими пособиями для правильного ведения кадровой работы.
  • Внедрение автоматизированных систем управления кадрами.

Основные задачи отдела подготовки кадров и повышения квалификации:

  • Анализ замещения должностей руководителей и специалистов, анализ использования специалистов. Разработка программы замены практиков.
  • Руководство и контроль за работой по обеспечению дороги кадрами специалистов, по заключению договоров на подготовку специалистов с высшими и средними профессиональными учебными заведениями в структурных подразделениях дороги. Оказание содействия в распределении выпускников высших и средних специальных учебных заведений, организация их практики и стажировки.
  • Организация последипломного образования работников дороги
  • Корректировка системы обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования железнодорожного профиля в соответствии с потребностью в кадрах специалистов со средним и высшим образованием на каждый временной период. Организация работы по целевому направлению работников дороги на учебу в различные образовательные учреждения и на стажировку на передовые предприятия дороги и отрасли. Распределение выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по предприятиям, организациям и учреждениям дороги, методическое руководство стажировкой молодых специалистов.
  • Контроль за начальной профессиональной подготовкой кадров массовых профессий в профессионально-технических училищах, дорожных технических школах, региональных учебных центрах, лицеях, учебных подразделениях предприятий.

Основные задачи сектора соревнования и наград

  • Взаимодействие с местными органами исполнительной власти, общественными организациями и объединениями, средствами массовой информации в целях повышения престижа работы на железнодорожном транспорте и формирования стабильных трудовых коллективов.
  • Подготовка предложений в коллективный договор дороги по установлению дополнительных льгот и гарантий, направленных на закрепление кадров.
  • Организация работы с ветеранами дороги в рамках закона "О ветеранах", разработка и реализация программы "Забота".
  • Развитие и совершенствование форм и методов организации соревнования за достижение высоких показателей в труде, финансово-экономической стабилизации дороги, безаварийной работы, формирование высокого чувства ответственности за дела в коллективах.
  • Участие в подготовке предложений и оформление необходимых документов по представлению работников дороги к государственным, отраслевым, дорожным наградам и поощрениям.

Информация о работе Отчет по практике в организации ВСЖД – филиал ОАО «РЖД»