Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства гражданства) после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации.
Россия становится как донором (в России большое количество иностранных работников из стран СНГ), так и реципиентом иностранной рабочей силы (российские работники трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу). Конституция и другие основные законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции и вовлекли в международный трудовой обмен. Это, в свою очередь, поставило Россию перед проблемой регулирования труда работников-мигрантов, а также зашиты прав российских работников за рубежом.
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.

Содержание

Введение

Глава I. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации

1.1 Анализ норм Конституции РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение иностранцев в России

1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан на территории РФ

1.3 Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации

Глава II. Актуальные проблемы Использования труда иностранных работников в рф и пути их преодоления

2.1 Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы

2.2 Практика реализации органами исполнительной власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих их труд

2.3 Правовые проблемы внешней трудовой миграции в России

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 93.02 Кб (Скачать)

 

Порядок получения разрешений на привлечение и использование  иностранных работников:

 

Основанием для оформления и выдачи разрешения на привлечение  и использование иностранных  работников является обращение работодателя, заказчика работ (услуг) в ФМС России или ее территориальный орган с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и документами, предусмотренными Административным регламентом.

 

В случае отказа в предоставлении государственной услуги представленные документы возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) и ему  разъясняются причины и основания  отказа, оформляется решение в  письменной форме, которое выдается на руки работодателю, заказчику работ (услуг).

 

Срок оформления и выдачи ФМС России и ее территориальными органами разрешения на привлечение  и использование иностранных  работников или отказа в выдаче разрешения на привлечение и использование  иностранных работников не должен превышать 30 дней со дня приема документов.

 

Выдача работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем  получения визы:

 

Для получения разрешения на работу иностранным гражданам, работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно  в территориальный орган ФМС  России документы, установленные Административным регламентом[34].

 

В случае выявления оснований  для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, в 3-дневный  срок со дня вынесения и регистрации  данного решения работодателю, заказчику  работ (услуг) должно быть направлено письменное уведомление с изложением причины  отказа (см.Прил.1).

 

Выдача иностранным гражданам  разрешения на работу, прибывшим в  Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы:

 

Для получения разрешения на работу иностранным гражданам  иностранный гражданин, прибывший  в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган  документы, установленные Административным регламентом.

 

Юридическим основанием для  рассмотрения документов, поданных иностранным  гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем  получения визы или представителем уполномоченной им по доверенности организации, в установленном порядке осуществляющей трудоустройство иностранных граждан  в Российской Федерации, либо лицом, выступающим в соответствии с  гражданским законодательством  Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина, является их регистрация  при приеме в ФМС России или  ее территориальном органе.

 

В соответствии с п. 7 статьи 13.1 Закона о правовом положении иностранцев  территориальный орган ФМС России не позднее 10 рабочих дней со дня  принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию  в порядке, не требующем получения  визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или  уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.

 

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его  личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

 

В случае выявления оснований  для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в 3-дневный  срок со дня вынесения и регистрации  решения об отказе должно быть направлено письменное уведомление с изложением причины отказа.

 

Разрешение на работу оформляется  на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок, и выполненном  в виде пластиковой карты стандартного размера, являющейся документом строгой  отчетности, форма которого утверждается ФМС России.

 

За выдачу иностранцу разрешения на работу взимается государственная  пошлина. В соответствии с изменениями  в Налоговый Кодекс РФ, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2009 г . № 374-ФЗ, с 29 января 2010 г. ее величина составляет 2000 рублей. Повышена также величина госпошлины при оформлении разрешения на привлечение и использование  иностранных работников. В этом случае работодателю придется уплачивать 6000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника.

 

Основания для приостановления  действия выданного разрешения на привлечение  и использование иностранных  работников и аннулирования разрешения на работу:

 

ФМС России или ее территориальный  орган вправе приостановить действие разрешения на привлечение и использование  иностранных работников, в случае выявления нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг) норм миграционного  законодательства, до устранения им в  установленный срок допущенных нарушений.

 

Приостановление действия выданного  разрешения на привлечение и использование  иностранных работников производится, если работодатель:

 

- не обеспечил получение  иностранным гражданином, привлекаемым  к трудовой деятельности, разрешения  на работу;

 

- не уведомил в 3-дневный  срок территориальный орган ФМС  России о месте временного  пребывания иностранного работника,  если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации;

 

- не уведомил в течение  10 рабочих дней налоговый орган  по месту своего учета о  прибытии иностранного гражданина  к месту работы или месту  пребывания, либо получении иностранным  гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным  работником нового трудового  договора или гражданско-правового  договора на выполнение работ  (оказание услуг), либо аннулировании  разрешения на работу иностранному  работнику;

 

- не направил в 3-дневный  срок в территориальный орган  ФМС России информацию о нарушении  иностранным работником условий  трудового договора или гражданско-правового  договора на выполнение работ  (оказание услуг), а также о  досрочном расторжении договора;

 

- не уведомил в 3-дневный  срок территориальный орган ФМС  России, и территориальный орган  федерального органа исполнительной  власти, ведающий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным  работником места работы или  места пребывания;

 

- не обеспечил соблюдение  гарантий материального, медицинского  и жилищного обеспечения иностранному  гражданину.

 

Приостановление действия выданного  разрешения на привлечение и использование  иностранных работников производится на основании решения ФМС России или ее территориального органа, оформленного в соответствии с приложением  № 11 к Административному регламенту, с указанием вида нарушения и  срока его устранения, вручаемого под расписку работодателю.

 

Разрешение на привлечение  и использование иностранных  работников аннулируется в случае:

 

–  подачи работодателем  соответствующего заявления;

 

–  ликвидации организации  или прекращения деятельности индивидуального  предпринимателя;

 

–  выявления факта  представления работодателем недостоверных  сведений при подаче документов для  выдачи разрешения на привлечение и  использование иностранных работников;

 

–  использования работодателем  иностранных работников за пределами  субъекта (субъектов) РФ, в котором  ему разрешено их привлекать;

 

–  не устранения работодателем  допущенных нарушений в предписанный срок.

 

Таким образом, в целом, если оценивать соотношение нормативных  правовых актов, регулирующих миграционные процессы в Российской Федерации, с  точки зрения их юридической силы, то можно прийти к выводу, что  значительное их число имеет характер подзаконных актов, регламентирующих и уточняющих «правила игры» для  ее участников – государственных  органов, иностранных граждан, работодателей.

 

Такое положение создает  существенные трудности для их практического  использования ввиду сложности  конструкции итоговой правовой нормы, содержание которой, в свою очередь, определяется множеством самостоятельных  нормативных правовых документов.

2.2 Практика реализации  органами исполнительной власти  в сфере миграции прав иностранных  граждан и работодателей, использующих  их труд

 

Результаты правоприменительной  практики ФМС России в 2007 г. после  вступления в силу нового миграционного  законодательства продемонстрировали, что принятые законодательные меры в сфере миграции принесли зримый позитивный эффект. В сравнении с  предшествующими годами значительно  возросла численность иностранных  граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, которые выбрали законный путь осуществления  трудовой деятельности.

 

Согласно данным сборника ФМС России в 2007 году, т.е. в первом году применения нового миграционного  законодательства, на миграционный учет было поставлено почти 8 млн. иностранных  граждан (в два раза больше, чем  в 2006 г.), свыше 1,7 млн. трудовых мигрантов получили разрешения на работу (в 3 раза больше, чем в 2006 г.). При этом 85% всех трудовых мигрантов в Российской Федерации составили граждане государств-участников СНГ[35].

 

В 2008 году число иностранных  граждан, вставших на миграционный учет, увеличилось на 1,3 млн. по сравнению  с 2007 годом (или на 16,7%) и составило 9,2 млн. человек. В связи с воздействием, начиная со второй половины 2008 года, мирового финансово-экономического кризиса  на экономику Российской Федерации  и ростом безработицы, численность  трудящихся-мигрантов, квота на которых  была увеличена почти до 4 млн. человек, реально на конец года было выдано всего около 2,1 млн. разрешений на работу. Как и в предшествующие годы, основной контингент иностранных работников составляли граждане, прибывающие в  Российскую Федерацию из государств СНГ (81%)[36].

 

В 2009 году на фоне последствий  мирового финансово-экономического кризиса  тенденция на снижение численности  привлекаемых трудовых мигрантов получила дальнейшее развитие. В результате этот показатель находился на уровне 1,4 млн. человек. На фоне продолжающегося  роста безработицы в Российской Федерации указанную величину можно  рассматривать как адекватный спрос  на иностранную рабочую силу в  нынешних посткризисных условиях[37].

 

Правительство РФ ограничило квоту на привлечение иностранной  рабочей силы в 2011 году на 200 тыс. чел. – до 1,745 млн. чел. Приглашения на въезд в страну для работы получат  около 500 тыс. чел.

 

Но по большому счету уменьшение квот на мигрантов мало что дает. Во-первых, нелегальную миграцию еще  никому не удавалось отменить. А  во-вторых, и, в-главных, — сложно контролировать процесс, пока нет четкого понимания, зачем России иностранные работники.

 

Сегодня в России, согласно данным Федеральной миграционной службы, находится порядка 7 млн. мигрантов. Среди них 1,8-1,9 млн. человек прибыли  в Россию с конкретной целью, к  примеру, учиться и другими, не связанными с трудовой деятельностью целями, что подтверждено документами.

 

Остальные 5 млн. человек, как  рассказал глава ФМС Константин Ромодановский, приехали «либо работать, либо с частными целями, последних  примерно полмиллиона». «Но только 1 млн. из работающих делают это по разрешительным документам», - отметил он[38].

 

То есть, 4,5 млн. мигрантов  приехали легально, но трудовую деятельность осуществляют незаконно. При этом, по оценкам специалистов, на которых  сослался глава ФМС, России необходимо как минимум 5 млн. трудовых мигрантов.

 

В настоящее время результаты последних двух лет правоприменительной  практики в сфере трудовой миграции, носящие отпечаток либеральных  реформ в миграционном законодательстве, вызывают противоречивые оценки и настроения в российском обществе.

 

В продолжение изменений  и дополнений, вступивших в силу с 15 января 2007 г., на тот момент ознаменовавших качественный поворот миграционной политики от запретов и ограничений  в сторону расширения легитимного  пространства миграции, заинтересованными  государственными структурами Российской Федерации предпринимаются очередные шаги в направлении совершенствования регулирования миграционных процессов.

 

12 мая Государственная  Дума приняла в третьем, заключительном  чтении закон «О внесении изменений  в Федеральный закон «О правовом  положении иностранных граждан  в Российской Федерации» и  отдельные законодательные акты  Российской Федерации»[39].

 

Его цели: совершенствование  механизмов регулирования внешней  трудовой миграции и защита национального  рынка труда от избыточного привлечения  иностранной рабочей силы.

 

Закон выделяет основные потоки внешней трудовой миграции. Первый поток формируют иностранные  граждане и лица без гражданства, въезжающие для осуществления трудовой деятельности из государств, с которыми у Российской Федерации действует  визовой режим. Действующий порядок  привлечения и использования  данной категории иностранных граждан  остается без изменений.

 

Второй поток формируется  за счет иностранных граждан и  лиц без гражданства, проживающих  в государствах, с которыми у Российской Федерации действует безвизовый режим, и являющихся квалифицированными специалистами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, а также научных сотрудников  и преподавателей.

Информация о работе Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации