Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа
Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства гражданства) после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации.
Россия становится как донором (в России большое количество иностранных работников из стран СНГ), так и реципиентом иностранной рабочей силы (российские работники трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу). Конституция и другие основные законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции и вовлекли в международный трудовой обмен. Это, в свою очередь, поставило Россию перед проблемой регулирования труда работников-мигрантов, а также зашиты прав российских работников за рубежом.
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.
Введение
Глава I. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации
1.1 Анализ норм Конституции РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение иностранцев в России
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан на территории РФ
1.3 Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации
Глава II. Актуальные проблемы Использования труда иностранных работников в рф и пути их преодоления
2.1 Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы
2.2 Практика реализации органами исполнительной власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих их труд
2.3 Правовые проблемы внешней трудовой миграции в России
Заключение
Список литературы
Порядок получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников:
Основанием для оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников является обращение работодателя, заказчика работ (услуг) в ФМС России или ее территориальный орган с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и документами, предусмотренными Административным регламентом.
В случае отказа в предоставлении государственной услуги представленные документы возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) и ему разъясняются причины и основания отказа, оформляется решение в письменной форме, которое выдается на руки работодателю, заказчику работ (услуг).
Срок оформления и выдачи ФМС России и ее территориальными органами разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказа в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников не должен превышать 30 дней со дня приема документов.
Выдача работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы:
Для получения разрешения на работу иностранным гражданам, работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в территориальный орган ФМС России документы, установленные Административным регламентом[34].
В случае выявления оснований для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации данного решения работодателю, заказчику работ (услуг) должно быть направлено письменное уведомление с изложением причины отказа (см.Прил.1).
Выдача иностранным гражданам разрешения на работу, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы:
Для получения разрешения на работу иностранным гражданам иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом.
Юридическим основанием для
рассмотрения документов, поданных иностранным
гражданином, прибывшим в Российскую
Федерацию в порядке, не требующем
получения визы или представителем
уполномоченной им по доверенности организации,
в установленном порядке
В соответствии с п. 7 статьи
13.1 Закона о правовом положении иностранцев
территориальный орган ФМС
Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.
В случае выявления оснований для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации решения об отказе должно быть направлено письменное уведомление с изложением причины отказа.
Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок, и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера, являющейся документом строгой отчетности, форма которого утверждается ФМС России.
За выдачу иностранцу разрешения
на работу взимается государственная
пошлина. В соответствии с изменениями
в Налоговый Кодекс РФ, внесенными
Федеральным законом Российской
Федерации от 27 декабря 2009 г . № 374-ФЗ,
с 29 января 2010 г. ее величина составляет
2000 рублей. Повышена также величина
госпошлины при оформлении разрешения
на привлечение и использование
иностранных работников. В этом случае
работодателю придется уплачивать 6000
руб. за каждого привлекаемого
Основания для приостановления действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников и аннулирования разрешения на работу:
ФМС России или ее территориальный
орган вправе приостановить действие
разрешения на привлечение и использование
иностранных работников, в случае
выявления нарушений
Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если работодатель:
- не обеспечил получение
иностранным гражданином,
- не уведомил в 3-дневный
срок территориальный орган
- не уведомил в течение
10 рабочих дней налоговый орган
по месту своего учета о
прибытии иностранного
- не направил в 3-дневный
срок в территориальный орган
ФМС России информацию о
- не уведомил в 3-дневный
срок территориальный орган
- не обеспечил соблюдение
гарантий материального,
Приостановление действия выданного
разрешения на привлечение и использование
иностранных работников производится
на основании решения ФМС России
или ее территориального органа, оформленного
в соответствии с приложением
№ 11 к Административному
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:
– подачи работодателем соответствующего заявления;
– ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
– выявления факта
представления работодателем
– использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) РФ, в котором ему разрешено их привлекать;
– не устранения работодателем допущенных нарушений в предписанный срок.
Таким образом, в целом, если
оценивать соотношение
Такое положение создает существенные трудности для их практического использования ввиду сложности конструкции итоговой правовой нормы, содержание которой, в свою очередь, определяется множеством самостоятельных нормативных правовых документов.
2.2 Практика реализации
органами исполнительной
Результаты
Согласно данным сборника ФМС России в 2007 году, т.е. в первом году применения нового миграционного законодательства, на миграционный учет было поставлено почти 8 млн. иностранных граждан (в два раза больше, чем в 2006 г.), свыше 1,7 млн. трудовых мигрантов получили разрешения на работу (в 3 раза больше, чем в 2006 г.). При этом 85% всех трудовых мигрантов в Российской Федерации составили граждане государств-участников СНГ[35].
В 2008 году число иностранных граждан, вставших на миграционный учет, увеличилось на 1,3 млн. по сравнению с 2007 годом (или на 16,7%) и составило 9,2 млн. человек. В связи с воздействием, начиная со второй половины 2008 года, мирового финансово-экономического кризиса на экономику Российской Федерации и ростом безработицы, численность трудящихся-мигрантов, квота на которых была увеличена почти до 4 млн. человек, реально на конец года было выдано всего около 2,1 млн. разрешений на работу. Как и в предшествующие годы, основной контингент иностранных работников составляли граждане, прибывающие в Российскую Федерацию из государств СНГ (81%)[36].
В 2009 году на фоне последствий мирового финансово-экономического кризиса тенденция на снижение численности привлекаемых трудовых мигрантов получила дальнейшее развитие. В результате этот показатель находился на уровне 1,4 млн. человек. На фоне продолжающегося роста безработицы в Российской Федерации указанную величину можно рассматривать как адекватный спрос на иностранную рабочую силу в нынешних посткризисных условиях[37].
Правительство РФ ограничило квоту на привлечение иностранной рабочей силы в 2011 году на 200 тыс. чел. – до 1,745 млн. чел. Приглашения на въезд в страну для работы получат около 500 тыс. чел.
Но по большому счету уменьшение квот на мигрантов мало что дает. Во-первых, нелегальную миграцию еще никому не удавалось отменить. А во-вторых, и, в-главных, — сложно контролировать процесс, пока нет четкого понимания, зачем России иностранные работники.
Сегодня в России, согласно данным Федеральной миграционной службы, находится порядка 7 млн. мигрантов. Среди них 1,8-1,9 млн. человек прибыли в Россию с конкретной целью, к примеру, учиться и другими, не связанными с трудовой деятельностью целями, что подтверждено документами.
Остальные 5 млн. человек, как рассказал глава ФМС Константин Ромодановский, приехали «либо работать, либо с частными целями, последних примерно полмиллиона». «Но только 1 млн. из работающих делают это по разрешительным документам», - отметил он[38].
То есть, 4,5 млн. мигрантов приехали легально, но трудовую деятельность осуществляют незаконно. При этом, по оценкам специалистов, на которых сослался глава ФМС, России необходимо как минимум 5 млн. трудовых мигрантов.
В настоящее время результаты последних двух лет правоприменительной практики в сфере трудовой миграции, носящие отпечаток либеральных реформ в миграционном законодательстве, вызывают противоречивые оценки и настроения в российском обществе.
В продолжение изменений и дополнений, вступивших в силу с 15 января 2007 г., на тот момент ознаменовавших качественный поворот миграционной политики от запретов и ограничений в сторону расширения легитимного пространства миграции, заинтересованными государственными структурами Российской Федерации предпринимаются очередные шаги в направлении совершенствования регулирования миграционных процессов.
12 мая Государственная
Дума приняла в третьем,
Его цели: совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции и защита национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы.
Закон выделяет основные потоки внешней трудовой миграции. Первый поток формируют иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие для осуществления трудовой деятельности из государств, с которыми у Российской Федерации действует визовой режим. Действующий порядок привлечения и использования данной категории иностранных граждан остается без изменений.
Второй поток формируется за счет иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в государствах, с которыми у Российской Федерации действует безвизовый режим, и являющихся квалифицированными специалистами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, а также научных сотрудников и преподавателей.