Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства гражданства) после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации.
Россия становится как донором (в России большое количество иностранных работников из стран СНГ), так и реципиентом иностранной рабочей силы (российские работники трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу). Конституция и другие основные законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции и вовлекли в международный трудовой обмен. Это, в свою очередь, поставило Россию перед проблемой регулирования труда работников-мигрантов, а также зашиты прав российских работников за рубежом.
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.

Содержание

Введение

Глава I. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации

1.1 Анализ норм Конституции РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение иностранцев в России

1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан на территории РФ

1.3 Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации

Глава II. Актуальные проблемы Использования труда иностранных работников в рф и пути их преодоления

2.1 Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы

2.2 Практика реализации органами исполнительной власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих их труд

2.3 Правовые проблемы внешней трудовой миграции в России

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 93.02 Кб (Скачать)

 

В результате некоторые работодатели используют указанную возможность  для направления своих работников в другой субъект Российской Федерации. Например, подобный случай имел место в 2009 году в Республике Бурятия, когда, в условиях высокого уровня собственной безработицы, без соответствующего согласования, на строительство жилого дома прибыли каменщики из соседнего субъекта Российской Федерации, спровоцировав определенное социальное напряжение. Данная ситуация возникла потому, что профессия каменщика, без уточнения на каких объектах она может использоваться, была отнесена Минздравсоцразвития России к категории разъездных. Очевидно, что проблемы с командированием иностранных работников в другой субъект Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей на объектах работодателя, требуют более тщательной законодательной проработки. Определенные сложности в привлечении и использовании иностранных специалистов связано с требованием обязательного представления легализованного документа о высшем образовании. Данное, во многом, формальное требование не учитывает потребности конкретной компании в уникальных специалистах, которые не имеют таких документов. В свою очередь, формальное требование при оформлении разрешения на работу обязательного представления диплома, который не свидетельствует ни об опыте работы, ни о действительно высоком уровне квалификации, в случаях с подобными компаниями, является негативным фактором, серьезно ограничивающим успешное развитие их инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Очевидно, компания лучше других знает, какой специалист является для нее наиболее ценным и значимым, даже если у него отсутствует соответствующий диплом. Для решения данной проблемы в интересах Российской Федерации и действующих на ее территории иностранных компаний предлагается ввести более гибкое правило подтверждения квалификации иностранного специалиста. Например, альтернативой диплому может стать наличие определенного стажа работы на соответствующей должности или специальности и зарплата, не ниже определенного уровня. Большой стаж работы и готовность компании платить работнику значительную зарплату свидетельствуют, что в таком специалисте компания реально заинтересована.

 

Отмечено, что ограничение  квоты в использовании труда  иностранцев способствует незаконной трудовой миграции. В чем роль инструмента  квотирования?

 

Как считает исполнительный вице-президент РСПП, управляющий  директор управления трудовых отношений  и социальной политики Федор Прокопов, если это ограничение доступа  иностранной рабочей силы для  защиты национального рынка труда, то он не работает. Например, в силу прозрачных границ и свободного перемещения  между странами СНГ. Подавляющее  число граждан из стран с безвизовым режимом въезжают в РФ по личным мотивам - не на работу. Отследить, трудятся ли они или действительно гостят у родственников, крайне сложно. Вот  уже громадный потенциал для  нелегальной трудовой миграции и  минуя все квоты.

 

Если квоты призваны отражать потребность экономики, то и это  не работает - потребность не определяется методом прямого счета, то есть по головам. Например, В конце 2009 года правительство  утвердило квоты для трудовых мигрантов по профессиональным группам. По металлургам ее размер на 2010 год  странным образом совпал с квотой на кризисный 2009 год. Почему?

 

Ответ чиновников прост - такую  потребность заявили работодатели в мае 2009 г., значит, это их промах. Ну не могли компании в это время  дать объективную оценку на 2010 год. Но важно другое - разве это реальная потребность экономики? Это лишь один факт, свидетельствующий о том, что институт квотирования работает плохо.

 

Механизм квотирования настолько  многоэтапен, что до конца его  проходят самые упорные и законопослушные. Но подать заявку на квоту и согласовать  ее еще не означает, что предприятию  разрешат пригласить иностранца.

 

Является ли проблема квот стимулом расширения нелегальной миграции? Похоже, что и этот инструмент, избыточно  усложненный, часто подталкивает законопослушных  работодателей искать обходные пути. Это касается не крупнейших предприятий, которым по разным мотивам невыгодно  играть с законодательством, а малых  и средних предприятий[41].

 

Рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции, необходимо отметить, что проблема миграции сложна и многообразна, а  многосложность требует координации  деятельности всех структур, сосредоточенных  на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между  представителями государственной  власти и гражданским обществом. В этой связи важную роль в решении  проблемы мигрантов играют общественные, неправительственные и другие негосударственные  организации.

 

Как считает Директор ФМС  России К.О.Ромодановский, «необходимо  принять федеральный закон о  частных агентствах занятости либо федеральный закон об основах  деятельности по оказанию услуг в  сфере трудоустройства иностранных  граждан. Для этого необходима, прежде всего, политическая воля. Безусловно, можно много дискутировать, можно  находить какие-то неточности в проекте  этого закона, но то, что он необходим  – это наше твердое убеждение, и полагаю, что, приняв закон о  частных агентствах занятости, государство  во многом снимет излишние вопросы  и введет эту сферу в правовое поле. На сегодняшний день не запрещается  работа частных агентств занятости, но возникает ряд различных толкований в связи с отсутствием такого закона.

 

Безусловно, нужна стратегия, то есть, необходима Концепция государственной  миграционной политики Российской Федерации, я об этом говорил уже не один раз»[42].

 

Есть случаи, когда обращения  мигрантов в судебные органы являются основанием признания не действующими отдельных положений нормативно-правовых актов, т.е. носят корректирующий законодательство характер.

 

В качестве примера в указанной  области можно привести следующие:

 

1) Верховный Суд Российской  Федерации решением от 27 марта  2008 г . № ГКПИ07-1669 при рассмотрении  дела об оспаривании пункта 11 Положения о выдаче иностранным  гражданам и лицам без гражданства  разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства  Российской Федерации от 1 ноября 2002 г . № 789, постановил признать  недействующим со дня вступления  решения суда в законную силу  пункт 11 Положения о выдаче  иностранным гражданам и лицам  без гражданства разрешения на  временное проживание, утвержденного  Постановлением Правительства Российской  Федерации от 1 ноября 2002 г . №  789, в части, возлагающей на  иностранного гражданина, состоящего  в браке с гражданином Российской  Федерации, имеющим место жительства  в Российской Федерации, обязанность  представлять в территориальный  орган Федеральной миграционной  службы одновременно с заявлением  о выдаче разрешения на временное  проживание документ, подтверждающий  наличие у данного гражданина  жилого помещения, на основаниях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, или согласие  граждан Российской Федерации,  достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение

 

2. Постановлением Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 19 мая 2009 г. № 17066/08 в порядке надзора пересмотрел  и отменил решения арбитражных  судов низшей инстанции, ранее  удовлетворивших иск юридического  лица «Производственно-коммерческая  фирма «АРК-Плюс». Речь идет  о том, что гражданин Ирана,  являющийся генеральным директором  указанной фирмы, осуществлял  трудовую деятельность в качестве  генерального директора без оформления  соответствующего разрешения на  работу , пользуясь разрешением на  работу , выданным на работу в  другой организации – «Производственно-коммерческой  фирме «Хорам». В связи с  тем, что разрешение на работу  выдается иностранному гражданину  для осуществления трудовой деятельности  у конкретного работодателя, то  использование иностранным работником  разрешения на работу, выданного  на другое юридическое лицо, является  неправомочным.

 

Решение множества проблем, касающихся различных аспектов пребывания мигрантов в Российской Федерации  и осуществления трудовой деятельности, невозможно без системного подхода  и применения инновационных технологий в сфере услуг, востребованных трудовыми  мигрантами и работодателями, желающими  нанять их на работу.

 

В качестве конкретных мер, направленных на решение комплекса проблем  мигрантов в ходе их пребывания и  осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, а также  работодателей, привлекающих их к трудовой деятельности, можно было бы рекомендовать  следующие:

 

1. Осуществить мероприятия  по созданию инфраструктуры на  основе комплексных миграционных  центров, упорядочивающей приток  мигрантов на основе их организованного  подбора и привлечения к трудовой  деятельности, возможно, по типу  университетских городков, в которых  мигранты могли бы получить  помощь в период адаптации  к новым условиям жизни, обеспечении  их физической безопасности.

 

2. Разработать единую программу  открытия в государствах исхода  трудящихся-мигрантов комплексных  миграционных центров, осуществляющих  организованный подбор и привлечение  из государств-участников СНГ  в Российскую Федерацию иностранных  работников, прежде всего квалифицированных.

 

3. Ускорить решение вопроса  о создании специализированных  учреждений для содержания в  соответствии с судебными решениями  иностранных граждан и лиц  без гражданства, подлежащих административному  выдворению или депортации.

 

4. Создать при руководящих  органах субъектов Российской  Федерации координационные органы (межведомственные комиссии) по вопросам  миграции и взаимодействию с  диаспорами (общественными объединениями  выходцев из других государств).

 

5. Подготовить согласованные  предложения по совершенствованию  действующего порядка определения  потребности в привлечении иностранной  рабочей силы в Российской  Федерации и формированию квот, базирующиеся на рыночных закономерностях.

 

Рассмотрев актуальные проблемы использования труда иностранных  работников в РФ и пути их преодоления, можно сделать следующие выводы:

 

Среди факторов, позволяющих  обеспечивать нормальное управление миграционными  процессами в Российской Федерации, несмотря на сложности, обусловленные  кризисными последствиями, перераспределением сформировавшихся в предшествующие годы миграционных потоков практически  на всем европейском пространстве, первостепенное значение имеют нормативные  правовые механизмы, введенные в  действие с 2007 года. Их реализация с  помощью правоприменительной практики свидетельствует об их системной  устойчивости и способности к  саморегулированию.

 

Кроме того, заложенный в  них потенциал позволяет по мере накопления соответствующего опыта  в сфере регулирования миграционных процессов вносить в действующее  миграционное законодательство прогрессивные  изменения и дополнения.

 

Изменения миграционного  законодательства, вступившего в  силу в 2007г., обозначили новые ориентиры  и кардинальное изменение российской миграционной политики, которые выразились:

 

1.  в четко обозначенной  группе государств, на граждан  которых Россия намерена ориентироваться  как на своих предпочтительных  миграционных партнеров;

 

2.  в стремлении легализировать  трудовую миграцию;

 

3.  в регулировании трудовой  миграции как приоритетном направлении  государственной миграционной политики;

 

4.  в смещении направлений  в борьбе с незаконной миграцией  с самих мигрантов на работодателей,  нарушающих миграционное и трудовое  законодательство;

 

5.  в повышении миграционной  привлекательности России путем  либерализация миграционного законодательства.

 

В последние годы был принят ряд важных решений области миграционной политики: сокращение квот, ужесточение  и увеличение контрольно-проверочных  мероприятий и т.д.

 

Заключение

 

Цель настоящей работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Правовое положение иностранной  рабочей силы в современной России»  можно сделать следующие выводы:

 

1. Миграционные процессы, происходящие в современном мире  принимают такие масштабы, что  от успешного его решения зависит  социальная, политическая и экономическая  стабильность страны, судьбы людей,  уровень и качество их жизни,  государственная и национальная  безопасность в целом. Оптимизация  этих процессов требует взаимодействия  и координации на межгосударственном  и межведомственном уровне. Необходимость  регулирования миграции не подвергается  сомнению. Проблема – в поиске  разумного баланса между максимизацией  выгоды от притока мигрантов  и минимизации неизбежных социальных  рисков.

 

2. Потребность в иностранной  рабочей силе есть и у бизнеса,  и у государства, например, на  олимпийских объектах, у организаций  в сфере ЖКХ. Работодателю нужна  разная рабочая сила, разной квалификации. Как для выполнения работ, не  требующих высокой квалификации, так и высокоинтеллектуальные специалисты. В России сложился кадровый дефицит на двух полюсах. С одной стороны, это дефицит профессионалов - качественно подготовленных рабочих, которые могут зарабатывать даже больше, чем выпускники некоторых вузов. И на другом полюсе - сохраняется потребность в кадрах, не требующих высокой квалификации. Часто достаточно только простых навыков.

Информация о работе Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации