Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства гражданства) после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации.
Россия становится как донором (в России большое количество иностранных работников из стран СНГ), так и реципиентом иностранной рабочей силы (российские работники трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу). Конституция и другие основные законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции и вовлекли в международный трудовой обмен. Это, в свою очередь, поставило Россию перед проблемой регулирования труда работников-мигрантов, а также зашиты прав российских работников за рубежом.
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.

Содержание

Введение

Глава I. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации

1.1 Анализ норм Конституции РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение иностранцев в России

1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан на территории РФ

1.3 Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации

Глава II. Актуальные проблемы Использования труда иностранных работников в рф и пути их преодоления

2.1 Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы

2.2 Практика реализации органами исполнительной власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих их труд

2.3 Правовые проблемы внешней трудовой миграции в России

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 93.02 Кб (Скачать)

 

Согласно Закону о правовом положении иностранцев установлены  определенные категории иностранных  граждан в соответствии с режимом  их нахождения в Российской Федерации:

 

а) постоянно проживающие;

 

б) временно проживающие;

 

в) временно пребывающие.

 

От режима нахождения иностранных  граждан на территории Российской Федерации  во многом зависит их право на осуществление  трудовой деятельности в России.

 

Наиболее многочисленной категорией иностранных граждан, находящихся  на территории Российской Федерации, являются временно пребывающие иностранные  граждане. Согласно Закону о правовом положении иностранцев временно пребывающий в Российской Федерации  иностранный гражданин – это  лицо, прибывшее в Российскую Федерацию  на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и  получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

 

В соответствии с Федеральным  законом «О миграционном учете иностранных  граждан в Российской Федерации» временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания[19]. При этом под местом пребывания иностранного гражданина понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а  также иное помещение, учреждение или  организация, в которых иностранный  гражданин или лицо без гражданства  находится и (или) по адресу которых  иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом о миграционном учете.

 

Можно выделить ряд общих  моментов, определяющих правовой статус иностранных граждан, временно пребывающих  на территории Российской Федерации  с целью осуществления трудовой деятельности:

 

1) цель фактической деятельности  иностранных граждан в Российской  Федерации должна соответствовать  цели их въезда в Россию, заявленной  при получении визы или при  пересечении государственной границы;

 

2) работодатель, желающий  привлечь к трудовой деятельности  иностранных граждан, должен в  установленном порядке получить  от уполномоченного органа субъекта  Российской Федерации подтверждение  о возможности полного или  частичного удовлетворения его  заявки на привлечение иностранной  рабочей силы;

 

3) заключение трудовых  отношений с работодателем, заказчиком  работ (услуг) осуществляется  на основании требований миграционного  и трудового законодательства;

 

4) работодатель, в случае  привлечения к работе граждан  государств, с которыми у России  действует визовой режим взаимных  поездок, должен заблаговременно  получить разрешение на привлечение  и использование иностранных  работников и оформить каждому  потенциальному иностранному работнику  персональное приглашение на  въезд в Российскую Федерацию;

 

5) иностранный гражданин  для осуществления трудовой деятельности  на законных основаниях должен  иметь разрешение на работу  или патент;

 

6) трудовые отношения с  временно пребывающими в Российской  Федерации иностранными гражданами  носят срочный характер и должны, соответственно, оформляться срочным  трудовым договором;

 

7) состояние здоровья привлекаемого  к трудовой деятельности иностранного  гражданина должно отвечать требованиям,  установленным российским законодательством.

 

В соответствии со статьей 5 Закона о правовом положении иностранцев  срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации  определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных этим законом.

 

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем  получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных  упомянутым законом.

 

Иностранные граждане данной категории, прибывшие в Российскую Федерацию с целью осуществления  трудовой деятельности и вставшие на миграционный учет в соответствующем  территориальном органе ФМС России, могут обратиться в миграционный орган за разрешением на работу, срок действия которого не может превышать  разрешенного срока временного пребывания.

 

В настоящее время без  визы в Россию могут въезжать граждане следующих государств-участников СНГ: Республики Беларусь, Казахстана, Таджикистана, Кыргызской Республики, Украины, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы, Армении.

 

В течение указанного срока  иностранный гражданин, прибывший  в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, вправе подыскивать устраивающее его место работы, а в случае отрицательного результата – обязан выехать из Российской Федерации.

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о правовом положении  иностранцев в случае заключения иностранным гражданином трудового  или гражданско-правового договора между с работодателем срок его  временного пребывания в Российской Федерации может быть продлен  на срок действия заключенного договора, исчисляемый со дня въезда иностранца в Российской Федерации, но не более  чем на 1 год.

 

Указанное ограничение срока  временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных  специалистов, а также на иностранных  граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.3 указанного закона и с частью 2 статьи 16 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»[20].

 

С учетом формы бланка разрешения на работу, не позволяющей вносить  в него изменения, продление срока  действия разрешения на работу осуществляется путем выдачи иностранному гражданину нового бланка разрешения на работу. В  квоте выдачи разрешений на работу учитывается только первый, 90-дневный, бланк разрешения.

 

В соответствии с Приказом ФМС России[21] в бланк разрешения на работу при его продлении вносятся реквизиты работодателя, с которым  иностранный гражданин заключил трудовой договор.

 

Приказом ФМС России от 26 февраля 2009 г. № 36[22] дополнительно  указывается, что при выдаче разрешений на работу иностранным гражданам  территориальные органы должны руководствоваться, в том числе, положениями пунктов 1 и 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

 

В случае трудоустройства  иностранного гражданина и представления  им в территориальный орган ФМС  России заключенного договора, ему  продлевается срок пребывания в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона и одновременно оформляется разрешение на работу на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда на территорию Российской Федерации.

 

Пунктами 45, 46 и 136.7 Административного  регламента предоставления Федеральной  миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области  содействия занятости населения, Федеральным  агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству  государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании  иностранных работников, разрешений на привлечение и использование  иностранных работников, а также  разрешений на работу иностранным гражданам  и лицам без гражданства[23], определено, что выдача иностранному гражданину разрешения на работу рассматривается  как юридически значимое действие и  за его совершение взимается государственная  пошлина.

 

Обзор видов трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.

 

В соответствии со статьей 2 Закона о правовом положении иностранцев  трудовой деятельностью иностранца в Российской Федерации является его работа на основании трудового  договора или гражданско-правового  договора на выполнение работ (оказание услуг).

 

Таким образом, согласно положениям данной статьи, иностранные граждане в период пребывания в Российской Федерации вправе осуществлять трудовую деятельность на основании заключения трудового договора либо гражданско-правового  договора на выполнение работ (оказание услуг).

 

В Законе о правовом положении  иностранцев отсутствуют ограничения  в отношении трудовых отношений  с участием иностранцев в какой-либо определенной отрасли экономики. Поэтому  законодательство допускает, что иностранные  граждане могут заниматься в Российской Федерации и другими видами деятельности, как предусмотренными в Законе о  правовом положении, так и осуществляемыми  на основе норм других федеральных  законов, что подтверждается статьей 2 Закона о занятости.

 

Данная норма закона разрешает  иностранным гражданам заниматься различными видами деятельности, выполнение которых позволяет считать этих граждан занятыми трудовой деятельностью.

 

Согласно статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев  иностранные граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также свободно использовать свои способности и  имущество в целях предпринимательской  и иной, не запрещенной законом, экономической  деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством  Российской Федерации.

 

Например, в соответствии с Федеральным законом «Об  иностранных инвестициях в Российской Федерации»[24], иностранные граждане и лица без гражданства могут  на условиях, установленных данным законом, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, получать доходы и прибыль от предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

 

Вместе с тем, анализ содержания ст. 14 Закона о правовом положении  иностранцев показывает, что она  не определяет отношения к перечисленным  в ней видам трудовой профессиональной деятельности, как это указывается  в ее названии, а на самом деле устанавливает запрет на занятие  иностранными гражданами отдельных  должностей и занятие определенными  видами трудовой деятельности.

 

Иностранцам запрещается  поступать на муниципальную службу, замещать должности в составе  судовых экипажей, быть членом экипажа  военного корабля или другого  судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной  авиации, быть командиром воздушного судна  гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с  обеспечением безопасности, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск к которым ограничен  федеральным законом.

 

Надо заметить, что ограничение  на занятие должности в составе  экипажа торговых судов расходится с нормой Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации[25]. Статья 56 Кодекса  разрешает принимать в состав экипажа судна, плавающего под Государственным  флагом Российской Федерации, кроме  граждан Российской Федерации иностранных  граждан и лиц без гражданства. В то же самое время они не могут  занимать должности капитана судна, старшего помощника, механика и радиоспециалиста.

 

Кроме того, Правительство  России запретило иностранцам в 2011 году заниматься розничной торговлей  в палатках, на рынках и прочей розничной  торговлей вне магазинов, в также  продавать алкогольные напитки, включая пиво и фармацевтические товары[26].

 

В соответствии с этим документом, на 2011 год устанавливается допустимая доля иностранных работников в розничной  торговле алкогольными напитками, включая  пиво, «в размере 0% общей численности  работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами».

 

Точно такой же уровень  установлен для иностранных работников, занятых в розничной торговле фармацевтическими товарами, торговле в палатках и на рынках, а также  «прочей розничной торговле вне  магазинов».

 

С 1 января 2007 года для иностранных  мигрантов уже действовал запрет на торговлю лекарствами, алкогольной  и спиртосодержащей продукцией. Также  для найма иностранцев для  работы вне магазинов уже была установлена квота. Иностранцев  в торговых палатках и ларьках  должно быть не больше 40% от общего числа  продавцов.

 

Таким образом, характеристика трудовых отношений, возникающих в  ходе осуществления трудовой деятельности иностранного работника, определяется его трудовым или гражданско-правовым договором, заключенным с работодателем, заказчиком работ (услуг).

 

Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на основании  трудового договора[27]:

 

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации[28] (ТК РФ), которой определяется сфера  действия норм трудового права и  распространяются на иностранных граждан  нормы трудового законодательства, иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации на основании трудового  договора.

 

Согласно указанной статьи ТК РФ, на территории Российской Федерации  правила, установленные трудовым законодательством  и иными актами, содержащими нормы  трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без  гражданства, организаций, созданных  или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с  их участием, международных организаций  и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации.

 

Следовательно, иностранные  граждане, осуществляя трудовую деятельность в Российской Федерации в соответствии с нормами трудового права, могут  являться как работниками, так работодателями.

 

Если иностранные граждане выступают в качестве работников, то их трудовые отношения с работодателем  определяются на основе заключенного трудового договора.

Информация о работе Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации