Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа
Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства гражданства) после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации.
Россия становится как донором (в России большое количество иностранных работников из стран СНГ), так и реципиентом иностранной рабочей силы (российские работники трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу). Конституция и другие основные законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции и вовлекли в международный трудовой обмен. Это, в свою очередь, поставило Россию перед проблемой регулирования труда работников-мигрантов, а также зашиты прав российских работников за рубежом.
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.
Введение
Глава I. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации
1.1 Анализ норм Конституции РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение иностранцев в России
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан на территории РФ
1.3 Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации
Глава II. Актуальные проблемы Использования труда иностранных работников в рф и пути их преодоления
2.1 Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы
2.2 Практика реализации органами исполнительной власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих их труд
2.3 Правовые проблемы внешней трудовой миграции в России
Заключение
Список литературы
Согласно Закону о правовом
положении иностранцев
а) постоянно проживающие;
б) временно проживающие;
в) временно пребывающие.
От режима нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации во многом зависит их право на осуществление трудовой деятельности в России.
Наиболее многочисленной категорией иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, являются временно пребывающие иностранные граждане. Согласно Закону о правовом положении иностранцев временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В соответствии с Федеральным
законом «О миграционном учете иностранных
граждан в Российской Федерации»
временно пребывающие в Российской
Федерации иностранные граждане
подлежат учету по месту пребывания[19].
При этом под местом пребывания иностранного
гражданина понимается жилое помещение,
не являющееся местом жительства, а
также иное помещение, учреждение или
организация, в которых иностранный
гражданин или лицо без гражданства
находится и (или) по адресу которых
иностранный гражданин или лицо
без гражданства подлежит постановке
на учет по месту пребывания в порядке,
установленном Законом о
Можно выделить ряд общих моментов, определяющих правовой статус иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности:
1) цель фактической деятельности
иностранных граждан в
2) работодатель, желающий
привлечь к трудовой
3) заключение трудовых
отношений с работодателем,
4) работодатель, в случае
привлечения к работе граждан
государств, с которыми у России
действует визовой режим
5) иностранный гражданин
для осуществления трудовой
6) трудовые отношения с
временно пребывающими в
7) состояние здоровья
В соответствии со статьей 5 Закона о правовом положении иностранцев срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных этим законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым законом.
Иностранные граждане данной
категории, прибывшие в Российскую
Федерацию с целью
В настоящее время без
визы в Россию могут въезжать граждане
следующих государств-
В течение указанного срока иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, вправе подыскивать устраивающее его место работы, а в случае отрицательного результата – обязан выехать из Российской Федерации.
В соответствии с пунктом
5 статьи 5 Закона о правовом положении
иностранцев в случае заключения
иностранным гражданином
Указанное ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.3 указанного закона и с частью 2 статьи 16 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»[20].
С учетом формы бланка разрешения на работу, не позволяющей вносить в него изменения, продление срока действия разрешения на работу осуществляется путем выдачи иностранному гражданину нового бланка разрешения на работу. В квоте выдачи разрешений на работу учитывается только первый, 90-дневный, бланк разрешения.
В соответствии с Приказом ФМС России[21] в бланк разрешения на работу при его продлении вносятся реквизиты работодателя, с которым иностранный гражданин заключил трудовой договор.
Приказом ФМС России от 26 февраля 2009 г. № 36[22] дополнительно указывается, что при выдаче разрешений на работу иностранным гражданам территориальные органы должны руководствоваться, в том числе, положениями пунктов 1 и 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В случае трудоустройства иностранного гражданина и представления им в территориальный орган ФМС России заключенного договора, ему продлевается срок пребывания в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона и одновременно оформляется разрешение на работу на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда на территорию Российской Федерации.
Пунктами 45, 46 и 136.7 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства[23], определено, что выдача иностранному гражданину разрешения на работу рассматривается как юридически значимое действие и за его совершение взимается государственная пошлина.
Обзор видов трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.
В соответствии со статьей 2 Закона о правовом положении иностранцев трудовой деятельностью иностранца в Российской Федерации является его работа на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Таким образом, согласно положениям данной статьи, иностранные граждане в период пребывания в Российской Федерации вправе осуществлять трудовую деятельность на основании заключения трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
В Законе о правовом положении
иностранцев отсутствуют
Данная норма закона разрешает
иностранным гражданам
Согласно статьи 13 Закона
о правовом положении иностранцев
иностранные граждане вправе свободно
распоряжаться своими способностями
к труду, выбирать род деятельности
и профессию, а также свободно
использовать свои способности и
имущество в целях
Например, в соответствии
с Федеральным законом «Об
иностранных инвестициях в
Вместе с тем, анализ содержания ст. 14 Закона о правовом положении иностранцев показывает, что она не определяет отношения к перечисленным в ней видам трудовой профессиональной деятельности, как это указывается в ее названии, а на самом деле устанавливает запрет на занятие иностранными гражданами отдельных должностей и занятие определенными видами трудовой деятельности.
Иностранцам запрещается
поступать на муниципальную службу,
замещать должности в составе
судовых экипажей, быть членом экипажа
военного корабля или другого
судна, эксплуатируемого в некоммерческих
целях судна, а также летательного
аппарата государственной или
Надо заметить, что ограничение на занятие должности в составе экипажа торговых судов расходится с нормой Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации[25]. Статья 56 Кодекса разрешает принимать в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В то же самое время они не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника, механика и радиоспециалиста.
Кроме того, Правительство России запретило иностранцам в 2011 году заниматься розничной торговлей в палатках, на рынках и прочей розничной торговлей вне магазинов, в также продавать алкогольные напитки, включая пиво и фармацевтические товары[26].
В соответствии с этим документом, на 2011 год устанавливается допустимая доля иностранных работников в розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, «в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами».
Точно такой же уровень установлен для иностранных работников, занятых в розничной торговле фармацевтическими товарами, торговле в палатках и на рынках, а также «прочей розничной торговле вне магазинов».
С 1 января 2007 года для иностранных мигрантов уже действовал запрет на торговлю лекарствами, алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Также для найма иностранцев для работы вне магазинов уже была установлена квота. Иностранцев в торговых палатках и ларьках должно быть не больше 40% от общего числа продавцов.
Таким образом, характеристика трудовых отношений, возникающих в ходе осуществления трудовой деятельности иностранного работника, определяется его трудовым или гражданско-правовым договором, заключенным с работодателем, заказчиком работ (услуг).
Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на основании трудового договора[27]:
В соответствии со статьей 11
Трудового кодекса Российской Федерации[28]
(ТК РФ), которой определяется сфера
действия норм трудового права и
распространяются на иностранных граждан
нормы трудового
Согласно указанной статьи ТК РФ, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Следовательно, иностранные граждане, осуществляя трудовую деятельность в Российской Федерации в соответствии с нормами трудового права, могут являться как работниками, так работодателями.
Если иностранные граждане выступают в качестве работников, то их трудовые отношения с работодателем определяются на основе заключенного трудового договора.