Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства гражданства) после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации.
Россия становится как донором (в России большое количество иностранных работников из стран СНГ), так и реципиентом иностранной рабочей силы (российские работники трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу). Конституция и другие основные законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции и вовлекли в международный трудовой обмен. Это, в свою очередь, поставило Россию перед проблемой регулирования труда работников-мигрантов, а также зашиты прав российских работников за рубежом.
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.

Содержание

Введение

Глава I. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации

1.1 Анализ норм Конституции РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение иностранцев в России

1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан на территории РФ

1.3 Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации

Глава II. Актуальные проблемы Использования труда иностранных работников в рф и пути их преодоления

2.1 Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы

2.2 Практика реализации органами исполнительной власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих их труд

2.3 Правовые проблемы внешней трудовой миграции в России

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 93.02 Кб (Скачать)

Дипломная работа: Особенности  законодательного регулирования труда  иностранных граждан на территории Российской Федерации Название: Особенности  законодательного регулирования труда  иностранных граждан на территории Российской Федерации

 Раздел: Рефераты по  государству и праву

 Тип: дипломная работа  Добавлен 23:21:18 28 апреля 2011 Похожие работы

 Просмотров: 1337 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать 

оглавление

 

Введение

 

Глава I. Правовое регулирование  труда иностранных граждан в  Российской Федерации

 

1.1 Анализ норм Конституции  РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение  иностранцев в России

 

1.2    Особенности  правового статуса иностранных  граждан на территории РФ

 

1.3 Специфика правового  регулирования трудовой деятельности  иностранных граждан в Российской  Федерации

 

Глава II. Актуальные проблемы Использования труда иностранных  работников в рф и пути их преодоления

 

2.1 Порядок привлечения  и использования в Российской  Федерации иностранной рабочей  силы

 

2.2 Практика реализации  органами исполнительной власти  в сфере миграции прав иностранных  граждан и работодателей, использующих  их труд

 

2.3 Правовые проблемы внешней  трудовой миграции в России

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

иностранная рабочая сила правовое регулирование

 

Актуальность темы исследования: за прошедшее десятилетие, благодаря  росту уровня жизни (так, реальные зарплаты и пенсии за этот период возросли более  чем в 3 раза), социальным и демографическим  программам заметно выросла рождаемость  и одновременно – снизилась смертность.

 

Если на рубеже тысячелетий  естественная убыль населения составляла без малого миллион человек в  год, то к 2009-му она сократилась примерно в 4 раза. Но всё же это – убыль. А значит, в России не так уж много  рабочих рук. Уже одного этого  аргумента (а есть и множество  других) достаточно, чтобы признать: приток тех, кто готов трудиться, России нужен.

 

Однако верно и другое. Раз люди едут сюда, раз они готовы работать в России – значит, наша страна для них привлекательна. И  значит, мы имеем возможность выбирать, кого сюда приглашать. Речь идет и о  качестве мигрантов, т.е. уровне их образования  и квалификации; и о том, какие  территории более всего нуждаются  в их притоке (а какие, соответственно, не очень); и о том, каким предприятиям и отраслям они нужны.

 

Россия столкнулась с  процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства  гражданства) после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации.

 

Россия становится как  донором (в России большое количество иностранных работников из стран  СНГ), так и реципиентом иностранной  рабочей силы (российские работники  трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую  силу). Конституция и другие основные законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции и вовлекли в международный трудовой обмен. Это, в свою очередь, поставило  Россию перед проблемой регулирования  труда работников-мигрантов, а также  зашиты прав российских работников за рубежом.

 

На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет  фактор вхождения в мировое экономическое  пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в  этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.

 

Проблема обеспечения  эффективного регулирования миграционных процессов в интересах устойчивого  социально-экономического развития, обеспечения  национальной безопасности, прав и  свобод человека и гражданина прочно утвердилась в ряду приоритетных задач внутренней и внешней политики Российской Федерации.

 

Сегодня от миграционных процессов, в особенности связанных с  внешней трудовой миграцией, во многом зависят количественные и качественные показатели российской экономики. Сбалансированная миграционная политика выступает весомым  аргументом во внешней политике России на пространстве СНГ и ряде направлений  в дальнем зарубежье, фактором, способным  оказывать ощутимое влияние на социально-экономическую  ситуацию в регионах страны.

 

Особую актуальность проблематика трудовой миграции приобрела в свете  сложившейся непростой ситуации в мировой экономике. Подобно  другим странам, подвергшимся воздействию  мирового финансово-экономического кризиса, рынок труда в России на кризис отреагировал увеличением безработицы  среди российских и иностранных  граждан.

 

Степень научной разработанности  темы: в связи с тем, что проблемы, связанные с международным трудом новы для России, тема правового  регулирования труда работников-мигрантов  стала разрабатываться лишь с 90-х  годов 20 века. И хотя проблема международного труда является актуальной для российской правовой науки, вопросы регулирования  трудовых отношений работников-мигрантов  в не многочисленных литературных источниках рассмотрены лишь косвенно.

 

Во-первых, большинство работ  призваны дать практический комментарий  нормативных актов, регулирующих вопросы  международного труда, и оказать  помощь в правоприменительной практике трудящимся-мигрантам и работодателям. В связи с этим в них не исследуются  правовые проблемы регулирования труда  работников-мигрантов.

 

Во-вторых, некоторые исследования носят социально-экономический характер, что оставляет поле деятельности для изучения правовых вопросов международного трудового обмена.

 

В-третьих, остаются не исследованными особенности трудовых отношений  работников-мигрантов.

 

Все это обуславливает  необходимость целенаправленного  изучения проблем регулирования  труда работников-мигрантов.

 

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области применения российского  законодательства в отношении иностранных  физических лиц.

 

Предметом исследования являются состояние обеспечения конституционного порядка пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан  и лиц без гражданства, а также  нормы законодательных и других нормативных актов, имеющих отношение  к правовому положению иностранных  граждан и лиц без гражданства  в России.

 

Целью исследования является определение особенностей трудоправового статуса работников-мигрантов и  специфики правового регулирования  их трудовой деятельности на территории РФ, анализ практики реализации органами исполнительной власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих их труд.

 

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих  задач:

 

1. Проанализировать нормативные  правовые акты, регулирующие труд  иностранных граждан в Российской  Федерации.

 

2. Рассмотреть актуальные  проблемы использования труда  иностранных работников в РФ  и пути их преодоления.

 

Методологическую основу исследования составляют комплекс общенаучных  и специальных методов изучения правовых явлений и процессов  в сфере миграционной политики: исторический, сравнительно-правовой, логико-аналитический, системно-структурный, анализ нормативных  актов, изучение и анализ научной  литературы.

 

Правовая и законодательная  база исследования базируется на нормах Конституции Российской Федерации, действующего миграционного и гражданского законодательства, а также других законов и ведомственных нормативных  актов.

 

Теоретической основой исследования послужили работы по науке трудового  права, а также по наукам конституционного, гражданского, административного, семейного, международного, международного частного права, в которых рассматриваются  вопросы, относящиеся к теме исследования.

 

Практическая значимость положений, выносимых на защиту, состоит  в научном осмыслении сущности современного миграционного процесса в Российской Федерации, обобщении и анализе  имеющегося по этой проблеме научного материала.

 

Структура исследования: цели и задачи исследования определили структуру  и логику построения работы. Она  состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Глава I. Правовое регулирование  труда иностранных граждан в  Российской Федерации

1.1 Анализ норм Конституции  РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение  иностранцев в России 

 

Принципы и нормы, которым  должно следовать государство в  определении правового статуса  иностранных граждан, закреплены в  Декларации о правах человека в отношении  лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г.

 

Такие нормы закрепляют: права  любого государства устанавливать  правовой режим иностранцев, исходя при этом из своих международных  обязательств; обязанность иностранцев  соблюдать законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести  ответственность наравне с гражданами этого государства; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно  находящихся на территории данной страны (индивидуальная высылка возможна только по закону); право иностранца на защиту государства своего гражданства: для  пользования своими правами иностранному гражданину должен быть предоставлен свободный доступ в дипломатические  представительства и консульские  учреждения государства его гражданства.

 

Правовое положение иностранных  граждан на территории России регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства  Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской Федерации. Наряду с этим правовое положение иностранных  граждан в Российской Федерации  определяется международными договорами Российской Федерации.

 

Основным нормативным  правовым актом, определяющим статус иностранцев  на территории Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации, где в части 3 статьи 62 говорится  о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне  с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации.

 

То есть в статье гарантируется  равенство прав граждан России и  иностранных граждан, ограничить которое  нельзя ни Президенту, ни Правительству, ни какому другому исполнительному  органу в РФ.

 

Основным, не отчуждаемым  правом человека, является право на жизнь, закрепляемое статьей двадцатой  Конституции РФ. Это право не зависит  от цвета кожи, национальности или  гражданства, оно едино для всех людей.

 

В России охраняется достоинство  личности, и ничто не может быть основанием для его умаления. Данное положение не только закрепляется ст. 21 Конституции, определяя достоинство  личности как одну из высших ценностей, но и закрепляет за государством обязанность  охранять это право.

 

Иностранным гражданам в  Российской Федерации также гарантируется  право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

 

Неприкосновенность жилища является важной конституционной гарантией, она означает, что никто не может  войти в жилище, а также находиться в нем против воли проживающих  там лиц. Тайна переписки и  иных сообщений означает, что никакое  лицо, в том числе и правоохранительный орган не имеет права получать информацию против воли лица ее передающего. В ст. 23 Конституции четко оговорено  ограничение данного права исключительно  судебным решением.

 

Одним из основополагающих является принцип частной собственности. Право собственности принадлежит  каждому от рождения: «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно  с другими лицами» (ст.35 Конституции  РФ).

 

Термин «каждый» означает, что иностранные граждане также  обладают этим правом. Исключением  из этого правила является право  частной собственности на землю. Статья 36 Конституции РФ закрепляет, что «граждане и их объединения  вправе иметь в частной собственности  землю». Из этого вытекает, что иностранцы не имеют такого права.

 

Иностранные граждане, постоянно  проживающие в РФ, имеют право  на основаниях и в порядке, установленных  для граждан РФ, получить в пользование  жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов, могут  в соответствии с российским законодательством  иметь в РФ жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского  предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и  личные неимущественные права.

 

Иностранные граждане пользуются в части наследования такими же правами, как и россияне.

 

Каждый, в том числе  и иностранный гражданин, вправе исповедовать любую религию или  не исповедовать никакой, и это положение  включает в себя право исповедовать и распространять религиозные убеждения. Наличие религиозных убеждений  запрещено фиксировать в официальных  документах. «Личным правом является принятие или не принятие религиозных  верований, исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные или иные убеждения  и действовать в соответствии с ними» (ст. 28 Конституции РФ).

Информация о работе Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации