Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства гражданства) после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации.
Россия становится как донором (в России большое количество иностранных работников из стран СНГ), так и реципиентом иностранной рабочей силы (российские работники трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу). Конституция и другие основные законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции и вовлекли в международный трудовой обмен. Это, в свою очередь, поставило Россию перед проблемой регулирования труда работников-мигрантов, а также зашиты прав российских работников за рубежом.
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.

Содержание

Введение

Глава I. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации

1.1 Анализ норм Конституции РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение иностранцев в России

1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан на территории РФ

1.3 Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации

Глава II. Актуальные проблемы Использования труда иностранных работников в рф и пути их преодоления

2.1 Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы

2.2 Практика реализации органами исполнительной власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих их труд

2.3 Правовые проблемы внешней трудовой миграции в России

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 93.02 Кб (Скачать)

 

Этим иностранным гражданам  на основании приглашения работодателя выдается документ, разрешающий осуществлять трудовую деятельность сразу с момента  прибытия в Россию. Указанный документ выдается вне каких-либо квот на срок действия трудового или гражданско-правового  договора с пригласившим иностранного гражданина работодателем.

 

По прибытии на территорию Российской Федерации иностранные  граждане и члены их семей (супруги  и дети) на основании данного разрешения на работу смогут получить вид на жительство также на срок действия договора и  приобрести правовой статус постоянно  проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан.

 

При этом работодатель, пригласивший такого иностранного работника, обязан будет предоставить определенные гарантии по его обустройству вместе с членами  семьи.

 

При этом отменяется и необходимость  получения заключения органа занятости  о целесообразности привлечения  иностранных работников. Указанным  специалистам увеличивается до трех лет срок, на который может быть выдано разрешение на работу. Соответственно, иностранным гражданам, прибывшим  в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, увеличивается  срок действия рабочей визы.

 

В третий поток входят иностранные  граждане и лица без гражданства, законно въехавшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, вставшие на учет по месту пребывания и самостоятельно осуществляющие поиск  места работы.

 

Данный миграционный поток  разделится за счет применения двух различных  механизмов регулирования трудовой деятельности. Одни будут трудиться  у работодателей – хозяйствующих  субъектов (юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей), а  другие – у работодателей, являющихся физическими (частными) лицами, которые  от использования труда иностранного работника не преследуют цель извлечения прибыли (т.н. «частный сектор»).

 

Для осуществления трудовой деятельности в «частном секторе» иностранным  гражданам потребуется приобрести в территориальном органе ФМС  России специальный патент, стоимость  установлена в 1000 рублей за один месяц  работы. Срок действия патента может  неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий  срок действия патента с учетом продлений  не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

 

При необходимости срок действия патента может быть продлен на очередной месячный срок путем оплаты через банковскую систему стоимости  выданного ему патента, что рассматривается  налоговым органом в качестве авансовой формы уплаты налога на доходы физических лиц.

 

Ожидается, что в результате введения патента численность иностранных  работников, которые захотят приобрести патент, составит по данным ФМС России приблизительно 2 млн. чел.

 

Современное миграционное законодательство России формируется под влиянием различных тенденций. Это необходимость  реагирования на быстро меняющуюся ситуацию в сфере миграции, постоянный поиск  наиболее оптимальных правовых решений, адаптация международных стандартов, попытки приспособить миграционное законодательство к потребностям бизнеса, и целый ряд других факторов.

 

Соответственно предмету регулирования, миграционное законодательство дополняется нормами административного, трудового, семейного, жилищного, налогового и других отраслей права, касающихся проблематики правового статуса  мигрантов.

 

В результате, регулирование  процессов внешней трудовой миграции в той или иной мере входит в  компетенцию различных федеральных  органов исполнительной власти. Среди  них следующие:

 

·  Федеральная миграционная служба;

 

·  Министерство внутренних дел Российской Федерации;

 

·  Министерство иностранных  дел Российской Федерации;

 

·  Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации;

 

·  Федеральная служба по труду и занятости;

 

·  Министерство регионального  развития Российской Федерации;

 

·  Министерство экономического развития Российской Федерации;

 

·  Министерство финансов Российской Федерации;

 

·  Министерство транспорта Российской Федерации;

 

·  Федеральное агентство  по рыболовству;

 

·  Министерство образования  и науки Российской Федерации;

 

·  Министерство связи  и массовых коммуникаций Российской Федерации;

 

·  Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

 

·  Федеральная пограничная  служба.

 

Таким образом, законодательство, регулирующее миграционные процессы в  Российской Федерации, представляет довольно сложную, многоплановую конструкцию, понимание и практическое владение которой вызывает определенные затруднения  у неспециалистов в этой области, в особенности, у работодателей  и иностранных граждан, намеривающихся или уже работающих по найму у  юридических и физических лиц  в Российской Федерации.

 

В настоящее время в  сфере миграции действует множество  нормативных правовых актов различного уровня юрисдикции, определяющие характер правоотношений государственных органов, работодателей и иностранных  граждан. Многие положения, непосредственно  касающиеся регулирования миграционных процессов, изложены в самостоятельных  нормативных правовых актах. В результате, их восприятие как целостной системы, регламентирующей взаимоотношения  участников миграционных процессов, прежде всего в сфере трудовой миграции, а также возможность комментирования  норм права в целях практического  применения, существенно усложняется.

 

К источникам миграционного  права, помимо федеральных законов  и иных нормативных правовых актов, следует отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и  соглашения нормативного характера, международные  договоры Российской Федерации и  общепризнанные нормы международного права.

2.3 Правовые проблемы внешней  трудовой миграции в России

 

В настоящее время можно  утверждать, что органы, обладающие правом законодательной инициативы, в процессе нормотворчества по вопросам миграционного законодательства фокусируют усилия на решении отдельных проблем, наиболее актуальных с их точки зрения, путем внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты.

 

В итоге, сложившаяся в  сфере миграции проблемная ситуация не получает комплексного решения, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон (государственных органов, общественных структур, иностранных граждан и  привлекающих их к труду работодателей).

 

Примером здесь могут  послужить Федеральные Законы «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации», «О миграционном учет иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации», в которые  неоднократно вносились изменения  и дополнения: в первый – 21, во второй – 7.

 

Кроме того, недостаточно проработан ряд положений, изложенных в федеральных  законах, постановлениях Правительства  Российской Федерации, ведомственных  нормативных правовых актах органов  исполнительной власти, которые оставляют  открытыми вопросы, в частности, однозначного определения правового  статуса иностранного гражданина в системе отношений с органами исполнительной власти в сфере миграции.

 

Так, в Законе о правовом положении иностранцев определены категории иностранных граждан, которые могут получить разрешение на временное проживание вне рамок  квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. В частности, согласно п. 3.5 статьи 6 Закона о правовом положении  иностранцев, без учета утвержденной Правительством Российской Федерации  квоты разрешение на временное проживание может быть выдано, в том числе, иностранному гражданину, осуществившему инвестиции в Российской Федерации  в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Эта же категория иностранных  граждан указана в п. «д» статьи 9 Положения о выдаче иностранным  гражданам и лицам без гражданства  разрешения на временное проживание, утвержденное Постановлением Правительства  Российской Федерации от 1 ноября 2002 г . № 789 и п. 5 статьи 28 Административного  регламента по предоставлению Федеральной  Миграционной Службой государственной  услуги по выдаче иностранным гражданам  и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г . № 40.

 

Вместе с тем, размер указанных  инвестиций до настоящего времени Правительством Российской Федерации не установлен и порядок обращения с заявлением об оформлении указанного разрешения не определен.

 

Также до сих пор не получили необходимого законодательного урегулирования вопросы, связанные с заемным  трудом применительно к привлечению  и использованию иностранных  работников. В последнее время  отмечаются случаи заключения российскими  организациями договоров с иностранными компаниями на предоставление ими персонала  для организации какого-либо направления  деятельности. Указанные иностранные  граждане, являясь работниками иностранного юридического лица, расположенного за пределами Российской Федерации, на деле трудовую деятельность осуществляют на территории России.

 

Например, московской сети гостиниц «Мариотт» российским юридическим  лицам со 100% российским капиталом  – ЗАО «Грандъ-Отель», ЗАО «Гостиница Тверская», ООО Гостиница «Аврора-Люкс»  потребовались административно-управленческие работники, обладающие определенной профессиональной подготовкой, которая среди российских граждан отсутствует. При этом американская сервисная компания «ИХК Сервисез Компани, Л.Л.К.» согласилась предоставить находящихся у нее в штате  работников исключительно на основе заключения договора возмездного оказания услуг .

 

В итоге вопрос с привлечением указанного персонала был решен  на основе заключения между указанной  сервисной компанией и соответствующей  российской гостиницей (организацией-услугополучателем) гражданско-правового договора возмездного  оказания услуг, дополненного гражданско-правовом договором социального характера, в котором были отражены существенные социальные условия работников, направленных сервисной компанией-работодателем[40].

 

В качестве недоработки, присутствующей в действующих миграционных нормативных  правовых актах, является отсутствие мотивированного  практическим смыслом механизма  регулирования трудовой деятельности иностранных граждан за пределами  субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу.

 

Постановление Правительства  Российской Федерации от 17 февраля 2007г . № 97 «Об установлении случаев  осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или  лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено  временное проживание)» устанавливает  случаи и сроки осуществления  трудовой деятельности иностранными гражданами:

 

- в рамках 10 календарных  дней в случае направления  иностранного работника в служебную  командировку и 60 календарных  дней в случае, если постоянная  работа осуществляется работником  в пути или носит разъездной  характер, и это определено его  трудовым договором (для иностранных  граждан, временно пребывающих  на территории РФ);

 

- в рамках 40 календарных  дней в случае направления  иностранного работника в служебную  командировку и 90 календарных  дней в случае, если постоянная  работа осуществляется работником  в пути или носит разъездной  характер и это определено  его трудовым договором (для  иностранных граждан, временно  проживающих в РФ).

 

Практическая деятельность в Российской Федерации иностранных  инвестиционных компаний, свидетельствует, что иностранным работникам, которые, как правило, относятся к руководящему составу, в целях развития и продвижения  бизнеса требуются частые посещения  представительств и филиалов головной компании, действующие в различных  субъектах Российской Федерации. Подобные ограниченные сроки командирования, в подавляющем большинстве случаев, препятствуют нормальному исполнению этими иностранными работниками  возложенных служебных обязанностей и как следствие снижают эффективность  инвестиционной деятельности иностранных  компаний в Российской Федерации.

 

При информировании миграционных органов о перемещениях иностранного гражданина по территории РФ или при  выезде за ее пределы предполагает подачу до 20 документов каждый раз при  любом таком перемещении. Согласно действующему порядку приходится доказывать факт пребывания иностранного гражданина в другом регионе Российской Федерации, предоставляя билеты, копии постановки на учет в регионе и т.п.

 

Очевидно, что данная норма  не отвечает современным реалиям  деловой жизни с привлечением иностранных инвесторов и специалистов. Нынешний порядок создает излишнюю административную и финансовую нагрузку на работодателей.

 

В целях решения данной проблемы следует рассмотреть возможность  однократной постановки принимающей  стороной на миграционный учет временно пребывающего в Российской Федерации  иностранного гражданина с условием снятия его с миграционного учета  только в случае изменения места  работы или проживания.

 

В то же время действующим  законодательством предусмотрена  возможность исполнения иностранными работниками своих служебных  обязанностей в субъекте Российской Федерации, в котором они не получали разрешение на работу. Это возможно, если в трудовом договоре записано, что их работа носит разъездной характер и профессия входит в соответствующий  перечень, утвержденный Минздравсоцразвития  России.

Информация о работе Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации