Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства гражданства) после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации.
Россия становится как донором (в России большое количество иностранных работников из стран СНГ), так и реципиентом иностранной рабочей силы (российские работники трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу). Конституция и другие основные законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции и вовлекли в международный трудовой обмен. Это, в свою очередь, поставило Россию перед проблемой регулирования труда работников-мигрантов, а также зашиты прав российских работников за рубежом.
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.

Содержание

Введение

Глава I. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации

1.1 Анализ норм Конституции РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение иностранцев в России

1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан на территории РФ

1.3 Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации

Глава II. Актуальные проблемы Использования труда иностранных работников в рф и пути их преодоления

2.1 Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы

2.2 Практика реализации органами исполнительной власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих их труд

2.3 Правовые проблемы внешней трудовой миграции в России

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 93.02 Кб (Скачать)

 

Иностранные граждане могут  также быть и работодателями. В  соответствии со статьей 13 Закона о  правовом положении иностранцев  работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование  иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании  заключенных с ними трудовых договоров. Иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, также могут выступать в качестве работодателей.

 

В соответствии с международным  правом юрисдикция Российской Федерации, включая трудовое законодательство, распространяется на всю территорию Российской Федерации (в том числе, на морские суда, плавающие под  ее флагом, на континентальный шельф, на территорию за рубежом, занятую дипломатическими и консульскими учреждениями Российской Федерации).

 

Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на основании  гражданско-правовых договоров:

 

Осуществление иностранным  гражданином трудовой деятельности на основании гражданско-правового  договора на выполнение работ (оказание услуг) регулируется соответствующими нормами гражданского законодательства Российской Федерации, среди которых  особое место занимает Гражданский  кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

 

Вид гражданско-правового  договора зависит от характера и  специфики выполняемых работ (оказываемых  услуг).

 

В соответствии с законодательством  Российской Федерации иностранные  граждане вправе заключать гражданско-правовые договоры, связанные с трудовой деятельностью  на территории Российской Федерации, предусмотренные  федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и договоренностью  сторон.

 

Согласно статье 23 ГК РФ иностранный  гражданин может быть зарегистрирован  в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица.

 

Заказчиком работ (услуг), в соответствии с Законом о  правовом положении иностранцев, определяется физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке  разрешение на привлечение и использование  иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании  заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

 

Иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, также могут выступать в качестве заказчиков работ (услуг).

 

Рассмотрев правовое регулирование  труда иностранных граждан в  Российской Федерации, можно сделать  следующие выводы:

 

С момента распада СССР на постсоветском пространстве, а  именно на территории России и СНГ  возникла крупная проблема трудовой миграции населения, а точнее её дисбаланс, в частности приток большого количества трудовых мигрантов в Россию из СНГ.

 

Последствия этого разнообразны, и несут отрицательный характер, как для России, так и для  СНГ. Для стран СНГ – это  колоссальный отток рабочей силы, и как следствие отсутствие кадров для поднятия уровня жизни и развития инфраструктуры в стране, а как  следствие – безработица и  перечисленные ранее проблемы.

 

На мой взгляд, политика государства, направленная на решение  этой крупной проблемы чересчур вялотекущая, и не совсем не соответствующая развитию проблемы, и не отвечающая последним  мнениям общества. Относительное  бездействие государства может  привести к тяжелым последствиям как экономического, так и социального  характера в России, ровно как  и в странах содружества.

 

Миграционные процессы, происходящие в современном мире принимают  такие масштабы, что от успешного  его решения зависит социальная, политическая и экономическая стабильность страны, судьбы людей, уровень и качество их жизни, государственная и национальная безопасность в целом. Оптимизация  этих процессов требует взаимодействия и координации на межгосударственном и межведомственном уровне. Необходимость  регулирования миграции не подвергается сомнению. Проблема – в поиске разумного  баланса между максимизацией  выгоды от притока мигрантов и  минимизации неизбежных социальных рисков.

 

Глава II. Актуальные проблемы использования труда иностранных  работников в рф и пути их преодоления

2.1 Порядок привлечения  и использования в Российской  Федерации иностранной рабочей  силы

 

Для регулирования привлечения  и использования в Российской Федерации иностранной рабочей  силы законодательством Российской Федерации установлены определенные правила, обязательные как для работодателей, так и для иностранцев, желающих работать в Российской Федерации.

 

В числе таких правил –  установление определенной ежегодной  квоты на количество иностранцев, которые  могут занять вакантные рабочие  места на российском рынке труда, обязательное оформление работодателем установленных разрешительных документов, дающих ему право на законных основаниях нанимать и использовать труд иностранных работников, обязательное получение иностранным гражданином разрешения на работу в Российской Федерации на срок действия заключенного трудового, гражданско-правового договора.

 

Наличие потребности в  привлечении иностранцев на работу в Россию регулируется посредством  ежегодного формирования и утверждения  квот на выдачу приглашений на въезд  в Российскую Федерацию и разрешений на работу.

 

Согласно п. 1 статьи 18 Закона о правовом положении иностранцев  квота на выдачу иностранцам приглашений  на въезд в Российской Федерации  в целях осуществления трудовой деятельности утверждается ежегодно Правительством РФ по предложениям исполнительных органов  государственной власти субъектов  РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и  возможностей данного субъекта по обустройству иностранцев.

 

Кроме того, пп. 3 и 4 статьи 18.1 указанного Закона в целях обеспечения  национальной безопасности, поддержания  оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке  трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях  решения иных задач внутренней и  внешней политики государства Правительство  РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так  и на всей территории РФ.

 

Квоты, могут устанавливаться  в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также  в зависимости от иных экономических  и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

 

Важно отметить, что федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной  политики и нормативному правовому  регулированию занятости населения  по согласованию с федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативному правовому  регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли вправе утвердить  перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных  специалистов, трудоустраивающихся  по имеющейся у них профессии (специальности), на которые квоты  не будут распространяться.

 

Предложения органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  в отношении величины потребности  в привлекаемых иностранных работниках формируются с учетом соблюдения принципа приоритетного использования  национальных трудовых ресурсов, а  также текущей и прогнозируемой ситуации на национальном рынке труда.

 

Порядок определения исполнительными  органами государственной власти субъектов  РФ потребности в привлечении  иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в  РФ, утвержден постановлением Правительства  РФ[29].

 

Согласно п. 12 указанного Порядка территориальные органы обязаны рассматривать заявки работодателей, с учетом имеющейся в этих органах  следующей информации:

 

а) использование в предыдущем и текущем годах установленных  квот и соблюдение допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики  хозяйствующими субъектами;

 

б) допущенные работодателями нарушения порядка привлечения  иностранных работников и их устранение;

 

в) страны происхождения (государства  гражданской принадлежности) иностранных  работников.

 

Целесообразно также добавить в этот перечень оценочный параметр, которым является уровень нелегальной  миграции, так как суммарное количество легальных и нелегальных трудовых мигрантов дает возможность определить реальную величину потребности в  иностранных работниках в субъекте РФ.

 

Квота на выдачу иностранцам  приглашений на въезд в Российской Федерации в целях осуществления  трудовой деятельности, утверждаемая Правительством Российской Федерации  на каждый год в целом по стране, затем распределяется по субъектам  Российской Федерации на основании  предложений органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.

 

Общие подходы к привлечению  и использованию в Российской Федерации иностранной рабочей  силы:

 

В соответствии с п. 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при  наличии разрешения на привлечение  и использование последних.

 

В свою очередь, иностранный  работник имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии  разрешения на работу.

 

При этом согласно п. 9 статьи 13.1 Закона о правовом положении иностранцев, работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших  в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и  имеющих разрешение на работу, без  получения разрешения на привлечение  и использование иностранных  работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании  территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости  населения в соответствующем  субъекте Российской Федерации.

 

Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены  приказом Федеральной миграционной службы[30].

 

Следует подчеркнуть, что  срок подачи такого уведомления в  территориальный орган ФМС России не должен превышать 3-х рабочих дней с даты заключения трудового или  гражданско-правового договора.

 

Разрешительный порядок  в сфере трудоустройства не касается иностранцев, на законном основании  постоянно проживающих на территории Российской Федерации. То есть указанные  лица могут работать в Российской Федерации без получения каких-либо дополнительных разрешений, заключая различные виды договоров о труде. Конечно, должны учитываться особенности их правового статуса при осуществлении отдельных видов трудовой деятельности.

 

Обязательный порядок  получения разрешений на работу и  разрешений на привлечение и использование  иностранных не применяется к  ряду категорий иностранцев.

 

В п. 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев, кроме иностранных  граждан, которые постоянно проживают  в Российской Федерации или являются участниками Государственной программы  по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию, перечислены также и  другие категории иностранных граждан, в отношении которых указанный  разрешительный порядок не применяется.

 

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на освобождение ряда категорий  иностранцев от получения разрешения на работу, работодатели, тем не менее, обязаны при привлечении иностранных  граждан, въехавших в Российскую Федерацию в порядке, требующем  получения визы, получать разрешение на привлечение и использование  иностранных работников. Данное правило  в соответствии с международными нормативными правовыми актами и  соблюдением принципа взаимности не применяется в отношении сотрудников  дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных  государств в Российской Федерации, международных организаций, аккредитованных  в Российской Федерации иностранных  работников иностранных СМИ.

 

Следовательно, для привлечения  и использования остальных, не входящих в указанный перечень, категорий  иностранных работников, являющихся иностранными гражданами, въехавшими в РФ в порядке, требующем получения  визы, работодателю необходимо оформить в установленном порядке разрешение на привлечение и использование  иностранных работников.

 

Иностранные граждане могут  осуществлять профессиональную деятельность в представительстве иностранного СМИ в Российской Федерации при  условии соблюдения правил аккредитации и пребывания на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.[31]

 

Дополнительно необходимо отметить, что особенности осуществления  трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации  в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются отдельным Федеральным законом[32].

 

В свою очередь, особенности  осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи  с организацией проведения встречи  глав государств и правительств стран  –участников форума «Азиатско-тихоокеанское  экономическое сотрудничество»  в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом[33].

Информация о работе Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации