Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции (временной добровольной трудовой деятельности гражданина за пределами государства гражданства) после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации.
Россия становится как донором (в России большое количество иностранных работников из стран СНГ), так и реципиентом иностранной рабочей силы (российские работники трудятся почти во всех странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу). Конституция и другие основные законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции и вовлекли в международный трудовой обмен. Это, в свою очередь, поставило Россию перед проблемой регулирования труда работников-мигрантов, а также зашиты прав российских работников за рубежом.
На современном этапе, в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, для Российской Федерации важное значение имеет фактор вхождения в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение в процессы внешней трудовой миграции.

Содержание

Введение

Глава I. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации

1.1 Анализ норм Конституции РФ, федерального законодательства, регулирующих правовое положение иностранцев в России

1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан на территории РФ

1.3 Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации

Глава II. Актуальные проблемы Использования труда иностранных работников в рф и пути их преодоления

2.1 Порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы

2.2 Практика реализации органами исполнительной власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих их труд

2.3 Правовые проблемы внешней трудовой миграции в России

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 93.02 Кб (Скачать)

 

Подлинно демократическое  общество немыслимо без свободы  мысли и слова. Мысли являются продуктом внутреннего мира человека, а во внутренний мир человека никто  не имеет права вмешиваться. Свобода  мысли неразрывно связана со свободой слова и не может определяться связью с государством, «мысль является несвободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных  или опасных для человека последствий»[1].

 

В России независимо от гражданства  или иного признака гарантируются  эти права.

 

Важнейшей формой свободы  личности является свобода передвижения. «Каждый, кто законно находится  на территории Российской Федерации, имеет  право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (ст. 27 Конституции РФ).

 

Это означает, что иностранные  граждане могут свободно передвигаться  по территории России, если такие ограничения  не предусмотрены федеральным законом.

 

«Народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч.2 ст.3 Конституции  РФ). Это правило является основополагающим, из него вытекает, что иностранные  граждане не могут принимать участие  в управлении делами государства. В  противном случае государство рискует  потерять свой суверенитет.

 

Принцип управления делами государства  через своих представителей означает возможность выбора гражданином  своего лица в представительные и  исполнительные органы государственной  власти и местного самоуправления. Иностранные граждане лишены как  активного, так и пассивного избирательного права, то есть избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст.32 Конституции РФ).

 

Важным политическим правом гражданина является право на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, это право дает гражданам возможность  использовать в указанных целях  различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех  или иных задач. Иностранцы лишены и  этого права.

 

Одной из ветвей государственной  власти является судебная власть. В  ч.5 статьи 32 Конституции РФ закреплено право только граждан России участвовать  в отправлении правосудия. Положения  данной статьи детализируется в статье 119 Конституции[2].

 

В статье 59 Конституции России закреплено, что защита Отечества  является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. И хотя Конституцией не закреплено, что иностранные граждане не имеют права нести военную  службу, в федеральных законах  такие ограничения определены.

 

Существуют некоторые  ограничения прав, например свободы  передвижений. Иностранный гражданин  вправе защищать свои права всеми  предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в  суд.

 

Важным является положение  о предоставлении Россией политического  убежища иностранным гражданам. В статье 63 Конституции закреплено, что Российская Федерация может  предоставить политическое убежище  иностранным гражданам и лицам  без гражданства. Такое убежище  должно предоставляться в соответствии с общепринятыми международными нормами права, которые определяют, что такой акт нельзя рассматривать  как недружественный. В каждом конкретном случае вопрос о предоставлении гражданства  решает Президент России по ходатайству  иностранного гражданина.

 

Правовой статус лица определяют не только права, но и обязанности. Иностранные  лица на территории России несут ряд  конституционных обязанностей. Конституция  закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые носят всеобщий характер, не зависят от конкретного  правового статуса лица, закрепляются на высшем, конституционном уровне.

 

Иностранные граждане обязаны  уважать Конституцию РФ и соблюдать  законы, действующие на территории России.

 

Одной из важнейших обязанностей, возлагаемых ст. 57 Конституции, является уплата установленных налогов и  сборов. Иностранные граждане, так  же как и граждане России обязаны  исполнять эту обязанность.

 

Конституция России также  закрепила на высшем уровне обязанность  каждого охранять природу (ст. 58 Конституции  РФ). Эту обязанность наравне с  гражданами России несут и иностранные  граждане.

 

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. При этом иностранный  гражданин, незаконно находящийся  в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной  дактилоскопической регистрации с  последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

 

Сотрудники дипломатических  и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом  и привилегиями, установленными международным  правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется.

 

Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских  судов, военнослужащие, находящиеся  в России по долгу службы) подчиняются  юрисдикции Российской Федерации в  определенных пределах.

 

Основным моментом в освещении  федерального законодательства является отношение иностранца к государственной  власти. По общему правилу, из которого нет исключений, иностранный гражданин  не имеет права на формирование органов  государственной власти. Допустив иностранцев  к управлению государством, государство  рискует потерять свою независимость.

 

Условно нормы, ограничивающие права иностранца в этой области, можно разделить на три группы.

 

Первую группу составляют нормы, ограничивающие право иностранцев  на формирование органов представительной власти, вторую – нормы запрещающие  участие иностранцев в осуществлении  судебной власти, третью - нормы, ограничивающие доступ иностранных граждан в  органы исполнительной власти.

 

Первую группу составляют нормы, регулирующие избирательное  право гражданина. По общему правилу, избирательное право выражается в двух формах: активной и пассивной, иначе говоря, избирать и быть избранным, причем это ограничение действует  как при выборах в федеральные  органы власти, так и при выборе в органы власти субъекта РФ и местного самоуправления. Иностранные граждане лишены права участвовать в референдуме  – высшем волеизъявлении народа. Это  закреплено в статье второй закона РФ «О референдуме»[3].

 

Право иностранного гражданина на выборы в представительные органы власти субъектов ограничено в статье четвертой федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»[4]. Все  эти нормативные акты устанавливают  ограничения не в виде запрета, а  в виде закрепления избирательного права только за гражданами Российской Федерации. Так, в статье четвертой  Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан РФ»  закреплено: гражданин РФ, достигший восемнадцати лет, вправе избирать, а по достижению возраста, установленного Конституцией – быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления[5].

 

Одним из важнейших институтов государственной власти является институт судебной власти, приобретающий особое значение в современных условиях. Представителями судебной власти являются судьи РФ. Для приобретения статуса  кандидата на должность судьи  необходимо выполнить ряд условий, одним из которых является наличие  у кандидата гражданства России. Данное положение распространяется на судей всей судебной системы России.

 

Так, в статье четвертой  закона РФ «О статусе судей РФ»[6] говорится: судьей может быть гражданин  Российской Федерации, достигший возраста 25-ти лет, имеющий высшее юридическое  образование и стаж по юридической  профессии не менее пяти лет. Данное ограничение касается только государственных  судов. Иностранец может быть арбитром в международном коммерческом арбитраже.

 

Третью группу составляют нормы ограничивающие доступ иностранным  гражданам к государственной  службе. Одним из основных документов этой группы является Федеральный Закон  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»[7]. В статье 13 данного закона устанавливается: «Гражданский служащий - гражданин  Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской  службы».

 

Особое значение в осуществлении  государственной власти принадлежит  правоохранительным органам. Работниками  таких органов могут быть также  только граждане России. В статье 40 Федерального Закона «О прокуратуре  Российской Федерации»[8] определено: «Прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ».

 

Одним из институтов составляющих правовое положение иностранного гражданина является институт, регулирующий условия  въезда иностранцев на территорию России. Для въезда на территорию России иностранец обязан выполнить ряд условий, прежде всего по оформлению документов. Основаниями  для оформления въезда на территорию РФ являются:

 

1) обращение иностранного  лица в дипломатическое представительство  РФ за рубежом с ходатайством  о выдаче визы на въезд в  страну;

 

2) приглашение юридического  лица или гражданина;

 

3) договор о туристической  поездке. 

 

После получения ходатайства  о выдаче визы представительство, консульство  России или другое уполномоченное ведомство  решает вопрос о ее выдаче.[9] Если вопрос решается положительно, то иностранному гражданину выдается виза. В случае отказа уполномоченный орган выдает иностранному гражданину мотивированный ответ о причинах отказа.

 

Говоря о въезде, необходимо отличать основания для оформления документов на право въезда и основания  для въезда на территорию России.

 

Основанием для въезда на территорию России является наличие  у иностранного гражданина документов, удостоверяющих его личность, и российской визы. Документом, удостоверяющим личность, является заграничный паспорт или  иной документ, признаваемый в этом качестве Российской Федерацией.

 

Виза - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию  и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному  документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без  гражданства и признаваемому  Российской Федерацией в этом качестве.

 

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая  может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой  временно проживающего лица.

 

Виза может быть однократной, двукратной и многократной.

 

Однократная виза дает право  иностранному гражданину пересечь Государственную  границу Российской Федерации один раз при въезде в Российскую Федерацию  и один раз при выезде из Российской Федерации.

 

Двукратная виза дает право  иностранному гражданину на двукратный въезд в Российскую Федерацию.

 

Многократная виза дает право  иностранному гражданину на неоднократный (более двух раз) въезд в Российскую Федерацию.

 

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию  в целях получения убежища.

 

В статьях 26, 27 Закона РФ «О порядке  выезда из РФ и въезда в РФ» установлены  основания для ограничения въезда. Въезд в РФ может быть не разрешен, если иностранный гражданин нарушил  правила пересечения государственной  границы, таможенные правила, санитарные нормы; сообщил о себе и цели своего пребывания заведомо ложные сведения, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного  преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого  таковым в соответствии с федеральным  законом; два и более раза в  течение трех лет привлекался  к административной ответственности  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации; в  период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонялся  от уплаты налога или административного  штрафа либо не возместил расходы, связанные  с административным выдворением  за пределы Российской Федерации  или с депортацией, - до осуществления  соответствующих выплат в полном объеме; в период своего предыдущего  пребывания в Российской Федерации  находился в Российской Федерации  вследствие его передачи иностранным  государством Российской Федерации  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня передачи в соответствии с указанным договором.

 

В статье 27 закона «О порядке  выезда из РФ и въезда в РФ» предусмотрен ряд случаев, когда уполномоченное лицо обязано запретить въезд, если: это необходимо в целях обеспечения  обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения.

 

В статье десятой Закона РФ «О предупреждении распространения  в РФ заболевания, вызываемого вирусом  иммунодефицита человека»[10] закреплено, что дипломатические представительства  и консульские учреждения РФ выдают российские визы на въезд в РФ иностранным  гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в РФ на срок свыше  трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у  них вируса иммунодефицита человека.

 

Иные правила установлены  для иностранных граждан, желающих пересечь РФ транзитом. Транзитный проезд может быть без права остановки  и с правом остановки и разрешается  в случае предъявления в пункте пропуска российской транзитной визы, визы на въезд  в сопредельное государство или  визы государства назначения и действительных для выезда из РФ документов. Как  правило, транзитный проезд осуществляется без права остановки. Исключением  из этого правила является оформление иностранным гражданином визы с  правом на остановку и вынужденная  остановка.

Информация о работе Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации