Социальный институт журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель моего курсового проекта – разбор сложных вопросов теории журналистики, исходя из особенностей ее действия как социального института. Поскольку социальный институт – предмет рассмотрения социологии, то, естественно, теоретической основой анализа журналистики в качестве социального института является социология, а не политология, как это пытаются делать некоторые исследователи, что приводит к преувеличению влияния «четвертой власти». В связи с этим главной задачей проекта является просмотр комплексности действий различных социальных институтов, в том числе и журналистики, направленных на поддержание и укрепление стабильности социальной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. 1.3Социальный институт. 1.2Функции………………4
Социальный институт журналистики………………...5
Функции социального института журналистики……………....6

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.86 Кб (Скачать)

 
     В рамках главных  институтов существуют неглавные,  формализованные и неформализованные,  которые тоже играют значительную  роль в совместной жизни людей.  Так, в институте семьи можно  выделить  институт материнства  и отцовства, институт наследования, имянаречения, ухаживания, побратимства, кровной мести. Два последних, являясь неформализованными, играют важную роль в жизни народов определенных регионов, главным

образом – Кавказа. Что  касается института ухаживания, то он так же, как и институт дуэли, исчез в связи с необходимостью регулировать отношения в этой сфере. Хотя в некоторых сельских районах  еще могут сохраниться его  элементы. Стал неформализованным и  институт имя наречения.

      В рамках  института журналистики можно  выделить, в свою очередь, институт  печатной прессы, институт радио,  институт телевидения и ряд  других. Можно также говорить  об аудитории как о социальном институте. Буквально на наших глазах проходит процесс институализации Интернета. Споры вокруг Интернета, правил его действия, границ дозволенности, несомненно, в конечном итоге приведут к формализации его действий, выработке законодательных решений, определяющих правила его поведения. Часть из них уже существует.  
      Все социальные институты находятся между собой в переплетении множества связей и взаимоотношений. Например, институту образования

необходимо учитывать  нужды института производства в  квалифицированных кадрах, чтобы  не сложилось такое положение, когда  специалистов одних профессий –  избыток, а других – недостаток. В то же время сам институт образования зависит от института власти, от других правительственных институтов, которые определяют условия получения образования (на бюджетной основе, на коммерческой, учеба в кредит, распределение грантов, именных стипендий и пр.). Зависит он и от института семьи. Процесс обучения идет тем успешнее, чем больше внимания уделяется в семье развитию и воспитанию ребенка.  Этими взаимопереплетениями и объясняется то обстоятельство, что ни один социальный институт не может полностью контролировать действия и поведение своих членов.

      Некоторые  социальные институты пытаются  захватить контроль над другими,  особенно теми, чье влияние в  обществе довольно велико. Так,  власть, а также политические  организации, церковь пытаются  контролировать институт образования.  Большие деньги вкладываются в создание молодежных объединений, воскресных школ, военно-патриотическую работу.

       Во всех  странах власть пытается подчинить  себе журналистику, использовать  как инструмент влияния на  население. Одним из основных  средств подчинения такого влиятельного  социального института является  подбор руководителей. Не случайно  уже на заре появления пролетарской  печати Маркс и Энгельс постоянно  поднимали вопрос о подотчетности  действий редактора издания, о  необходимости следования им  программным и тактическим установкам  партии. Основоположники научного  коммунизма считали обязанностью  руководящих органов Интернационала  постоянно контролировать свою прессу.  Однако вопрос о жестком администрировании в то время не стоял. Для высказываний Маркса и Энгельса, относящихся к 70-80 гг. XIX в., характерно стремление убеждать, разъяснять необходимость партийного контроля над прессой.    

       В Советском  Союзе партийное  руководство  печатью было возведено в основополагающий  принцип действия всей журналистики. Партийный комитет утверждал  не только редакторов, но и  заведующих отделами, собственных  и специальных корреспондентов.  Текущие и перспективные редакционные  планы  изданий также рассматривались  и утверждались партийными комитетами.

      В западных  странах формально не было  такого откровенно жесткого давления  на журналистику. Однако  также  можно проследить влияние на ее действия через руководящих лиц. Но самым главным способом давления является финансовый. Это мы наблюдаем сейчас и в нашей стране. Можно сколько угодно декларировать свободу журналистики, но эта свобода должна быть обеспечена материально. Типографское оборудование, бумага, почтовые расходы, оплата труда творческих и технических работников и пр. – все это стоит немалых денег.

 

      Социальный  институт, сформировавшись, обладает  определенной стабильностью и  устойчивостью, имеет самоорганизационную природу, которая особенно наглядно проявляется в кризисные, переломные моменты, связанные с социальными изменениями.  Это означает, что несмотря на различные «возмущения» среды, институт продолжает выполнять свои функции. Однако в такие периоды в жизни общества наблюдается сдвиг от формализованных институтов к неформализованным. Так. в преддверии краха советской системы в России широко распространилась теневая экономика, появилась в большом объеме самиздатовская пресса, неподотчетная власти.

3. 4 Дисфункция социальных  институтов

Чтобы разобраться, почему происходит несостыковка действий социальных институтов, противоборство между ними, хотя их общая задача – сохранить целостность системы, следует обратиться к такому понятию как дисфункции социального института. В условиях социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят своего отражения в  структуре и функциях соответствующих социальных институтов, когда их деятельность тормозит или противоречит поступательному развитию общества, в таких случаях можно говорить о дисфункциях социального института. По мнению Р. Мертона, дисфункции – «те наблюдаемые последствия, которые уменьшают адаптацию или регулирование в системе»

      На определенном этапе развития системы возможна  деформация некоторых социальных институтов. Начинается это с кризисных явлений, например, кризис власти обусловлен разложением того социального слоя, который формирует эту власть, определяет идеологию. В этот период прекращается поступательное развитие общества. Власть, стремясь удержать свое господство с помощью силовых институтов – права и армии – пытается противостоять натиску социальных институтов – журналистики, образования, партий, профсоюзов. И тогда говорят о дисфункции института власти.

       Внешне  проявление дисфункции института  может выражаться по-разному.  Например,  неспособность  справиться  с народными волнениями, организовать  нормальную жизнь в стране  может свидетельствовать о   дисфункции института власти, слабо  подготовленные кадры  –   о дисфункции института образования,  организационная неразбериха на  предприятиях – о дисфункции  института производства,  постоянные  потрясения на биржевых рынках, дефолты, кризисы – о дисфункции  финансовых институтов.

       В некоторых  случаях дисфункции ряда формализованных  социальных институтов могут  привести к полной их ликвидации. И дело не только в исчезновении  потребности, как это часто  происходит с неформализованными      


институтами. Причины дисфункций разные:  изменение норм взаимодействия со средой, в качестве которой выступают  различные сообщества, неясность  целей деятельности, падение престижа и авторитета, неопределенность функций  или вырождение отдельных функций  в ритуальную деятельность, то есть не направленную на достижение определенной цели; персонализация института, когда он перестает действовать по своим собственным законам, а меняет функции в зависимости от персональных свойств и качеств отдельных личностей.

      Деперсонализация  деятельности – одно из важных  условий функционирования социального  института. Если этого нет,  то институт перестает действовать  в соответствии с объективными  потребностями , а меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц. Неизвестно, сохранился бы в России институт президентства если бы Б.Н. Ельцин был переизбран на третий срок. Не секрет, что Конституция и ряд других законов писались «под Ельцина». Они с легкостью могли быть им изменены.. 
      Сейчас нередко можно слышать голоса о деструктивной роли журналистики. В определенной степени с этим можно согласиться. Вместо объединения и сплочения общества она нередко его разъединяет, формируя  неприязненное отношение друг к другу различных слоев населения. Не способствует социализации и тиражирование в качестве героев современности  откровенно криминальных элементов. С самых ранних лет процесс социализации ребенка начинался со сказок, в которых добро обязательно побеждало зло. Но если читатель, зритель сейчас начинает сочувствовать криминальному герою, хочет, чтобы тот избежал наказания, то это явный перекос в воспитании. Сформируется человек, для которого моральные нормы – пустой звук, а в основе поведения – только собственные желания и потребности. Декларирование этого принципа у нас особенно ярко наблюдалось в 90-е гг. ХХ столетия. Некоторые исследователи говорят о том, что журналистика сейчас перестает нести достоверную информацию, создает искаженную картину мира, драматизируя малозначимые события и замалчивая важные. Естественно, что все это создает предпосылки для «возмущения» системы.

       В обществе  все сильнее высказывается недовольство  деятельностью журналистики. Скорее всего, это реакция на проявляющиеся дисфункции данного социального института, которые могут привести к его трансформации. Уже сейчас становится очевидным, что функцию социализации в большой степени берут на себя институты образования и религии. Журналистике, особенно электронной, все больше отводится роль распространителя, а иногда и просто транслятора массовой культуры

 

 

 

Глава 4.  Характеристика основных функций журналистики

4.1.  Социальные  функции журналистики

                                        
      С течением времени усложняется, видоизменяется и функциональная структура журналистики. Однако главная цель остается прежней – сохранить, поддержать целостность системы, способствовать ее устойчивости и развитию. Функции, с помощью которых достигается эта цель и которые способствуют удовлетворению потребностей системы в целом, относятся к разряду социальных. Они являются общими для всех социальных институтов, однако, проявляются у разных институтов по-разному. Какие факторы определяют содержание социальных функций? Прежде всего, конкретные социально-экономические отношения, господствующие в обществе, интересы социальных слоев, групп, классов, которые владеют средствами массовой информации.

      Таким образом,  государство, являясь главным  политическим институтом, определяет  содержательную сторону социальных  функций всех других институтов, будь то образование, право,  армия, экономика, журналистика  и т.д. Может быть, в меньшей   степени это относится к семье  и религии. Но и они не  являются полностью не зависимыми  от государства. Отсюда, хотим  мы это признать или нет,  но журналистика как социальный  институт выполняет социальный  заказ государства, власти. Следовательно,  журналист, заявляющий о своей  нейтральности, это миф. Он  может искренне в него верить, но суть его профессиональной  деятельности от этого не меняется. Журналист, действительно, принадлежит к сословию людей государственных (А.С.Пушкин). А декларируемый им нейтралитет, как справедливо указывал Ленин, – это молчаливая поддержка того, кто силен, кто господствует.

       Однако  личность, выполняя определенную  роль внутри  данного социального  института (журналистика, партия, профсоюз, социальное движение и т.п.), порой  вместе с ним  включается  в борьбу с системой. К институту  – «возмутителю спокойствия»  присоединяются другие, в конечном  итоге это может привести к  трансформации и даже ликвидации  как отдельных институтов, так и главного – государства. И новая власть  уже в новых условиях определяет содержание деятельности других

социальных институтов.

      Каковы  же в настоящий момент социальные  функции журналистики? Во-первых, это  те, которые мы называли в числе  общих для всех социальных  институтов:

    • Регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений (управление и контроль);
    • Обеспечение социальной интеграции, устойчивости социальной жизни;
    • Социализация индивидов, включение их в систему общественных отношений;
    • Трансляция культурных ценностей, навыков и форм поведения от поколения к поколению.
    • Обеспечение в рамках института передачи информации от субъекта к институту и наоборот (коммуникативная).

 

     Кроме общих, у каждого института есть и другие социальные функции. Например, у журналистики  – это информационная.   Она наблюдается в деятельности любого другого института, потому что обмен информацией, осуществление обратной связи в рамках  института является необходимым условием его нормального функционирования. Но именно в журналистике  она приобрела характер социальной, потому что способствовала бурному развитию общества. В настоящее время она подверглась значительным изменениям. Кроме прежней задачи – облегчить сношение между регионами и тем самым способствовать экономическому и политическому развитию общества, она включает ряд других аспектов:

    • Распространение знаний о действительности, создание у населения картины мира.

 

      К социальным можно отнести также следующие функции: 

    • Налаживание общественного диалога.
    • Формирование общественного мнения;
    • Обмен коллективным опытом.

       Финская  исследовательница Терхи  Рантанен в своей книге об информационных агентствах постсоветской России приводит слова английского ученого Б. Андерсона о том, что большинство граждан одного и того же государства  никогда друг друга не увидят, «поэтому им необходима пресса, чтобы сделать возможным обмен коллективным опытом, который принадлежит одной и той же нации». Это способствует поддержанию государственности, то есть иными словами, стабильности системы. А что это как не задача социальной функции?

     

Информация о работе Социальный институт журналистики