Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:15, контрольная работа
Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Введение
Термин "социальный институт" употребляется
в самых разнообразных значениях. Говорят
об институте семьи, институте образования,
здравоохранения, институт государства
и т. д. Первое, чаще всего употребляемое
значение термина "социальный институт"
связано с характеристикой всякого рода
упорядочения, формализации и стандартизации
общественных связей и отношений. А сам
процесс упорядочения, формализации и
стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает
в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых
условий появления социальных институтов
служит соответствующая социальная потребность.
Институты призваны организовывать совместную
деятельность людей в целях удовлетворения
тех или иных социальных потребностей.
Так институт семьи удовлетворяет потребность
в воспроизводстве человеческого рода
и воспитании детей, реализует отношения
между полами, поколениями и т. д. Институт
высшего образования обеспечивает подготовку
рабочей силы, дает возможность человеку
развить свои способности для того, чтобы
реализовать их в последующей деятельности
и обеспечивать свое существование и т.д.
Возникновение определенных общественных
потребностей, а также условия для их удовлетворения
являются первыми необходимыми моментами
институционализации. 2) Социальный институт
образуется на основе социальных связей,
взаимодействия и отношений конкретных
лиц индивидов, социальных групп и иных
общностей. Но он, как и другие социальные
системы, не может быть сведен к сумме
этих лиц и их взаимодействий. Социальные
институты носят над индивидуальный характер,
обладают своим собственным системным
качеством.
Следовательно, социальный институт представляет
собой самостоятельное общественное образование,
которое имеет свою логику развития. С
этой точки зрения социальные институты
могут быть рассмотрены как организованные
социальные системы, характеризующиеся
устойчивостью структуры, интегрированностью
их элементов и определенной изменчивостью
их функций.
3) Третьим важнейшим элементом институционализации
является организационное оформление
социального института. Внешне социальный
институт представляет собой совокупность
лиц, учреждений, снабженных определенными
материальными средствами и выполняющими
определенную социальную функцию.
Итак, каждый социальный институт характеризуется
наличием цели своей деятельности, конкретными
функциями, обеспечивающими достижение
такой цели, набором социальных позиций
и ролей, типичных для данного института.
На основе всего вышеизложенного, можно
дать следующее определение социального
института. Социальные институты - это
организованные объединения людей выполняющих
определенные социально значимые функции,
обеспечивающие совместное достижение
целей на основе выполняемого членами
своих социальных ролей, задаваемых социальными
ценностями, нормами и образцами поведения.
Следует различать и такие понятия, как
“социальный институт” и “организация”.
1.Понятие
«социальный институт»
Социальные институты (от
лат. institutum - установление, учреждение)
- это исторически сложившиеся устойчивые
формы организации совместной деятельности
людей.
Социальные институты руководят поведением
членов общности через систему санкций
и наград. В социальном управлении и контроле
институты играют весьма важную роль.
Их задача сводится не только к принуждению.
В каждом обществе существуют институты,
осуществляющие гарантии свободы в определенных
видах деятельности - свободу творчества
и нововведений, свободу слова, права на
получение определенной формы и величины
дохода, на жилье и бесплатное медицинское
обслуживание и т. д. Например, литераторы
и артисты имеют гарантированную свободу
творчества, поиска новых художественных
форм; ученые и специалисты обязываются
исследовать новые проблемы и осуществлять
поиск новых технических решений и т. д.
Социальные институты могут быть охарактеризованы
с точки зрения как их внешней, формальной
(“ материальной”) структуры, так и внутренней,
содержательной.
Внешне социальный институт выглядит
как совокупность лиц, учреждений, снабженных
определенными материальными средствами
и осуществляющих конкретную социальную
функцию. С содержательной стороны - это
определенная система целесообразно ориентированных
стандартов поведения определенных лиц
в конкретных ситуациях. Так, если есть
юстиция как социальный институт внешне
может быть охарактеризована как совокупность
лиц, учреждений и материальных средств
осуществляющих правосудие, то с содержательной
точки зрения - это совокупность стандартизированных
образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих
данную социальную функцию. Указанные
стандарты поведения воплощаются в определенных
ролях, характерных для системы юстиции
(роль судьи, прокурора, адвоката, следователя
и т. д.).
Социальный институт, таким образом, определяет
ориентацию социальной деятельности и
социальных отношений посредством взаимосогласованной
системы целесообразно ориентированных
стандартов поведения. Их возникновение
и группировка в систему зависят от содержания
решаемых социальным институтом задач.
Каждый такой институт характеризуется
наличием цели деятельности, конкретными
функциями, обеспечивающими ее достижение,
набором социальных позиций и ролей, а
также системой санкций, обеспечивающих
поощрение желаемого и подавление отклоняющегося
поведения.
Следовательно, социальные институты
выполняют в обществе функции социального
управления и социального контроля как
одного из элементов управления. Социальный
контроль дает возможность обществу и
его системам обеспечить соблюдение нормативных
условий, нарушение которых наносит ущерб
социальной системе. Основными объектами
такого контроля являются правовые и моральные
нормы, обычаи, административные решения
и т. п. Действие социального контроля
сводится, с одной стороны, к применению
санкций в отношении поведения, нарушающего
социальные ограничения, с другой - к одобрению
желательного поведения. Поведение индивидов
обусловлено их потребностями. Эти потребности
могут быть удовлетворены различными
способами, и выбор средств для их удовлетворения
зависит от системы ценностей, принятой
данной социальной общностью или обществом
в целом. Принятие определенной системы
ценностей способствует идентичности
поведения членов общности. Воспитание
и социализация направлены на то, чтобы
передать индивидам установленные в данной
общности образцы поведения и способы
деятельности.
Под социальным институтом ученые понимают
комплекс, охватывающий, с одной стороны,
совокупность нормативноценостно обусловленных
ролей и статусов, предназначенных для
удовлетворения определенных социальных
потребностей, и с другой - социальное
образование, созданное для использования
ресурсов общества в форме интеракции
для удовлетворения этой потребности.
Социальные институты и социальные организации
тесно связаны между собой. Среди социологов
нет единого мнения по поводу того, как
они соотносятся друг с другом. Одни считают,
что вообще нет необходимости различать
эти два понятия, употребляют их как синонимы,
так как многие социальные явления, такие,
например, как система социального обеспечения,
образование, армия, суд, банк, могут одновременно
рассматриваться и как социальный институт,
и как социальная организация, другие
же приводят более или менее четкое их
разграничение. Трудность проведения
четкого “водораздела” между этими двумя
понятиями связана с тем, что социальные
институты в процессе своей деятельности
выступают как социальные организации
— они структурно оформлены, институционализированы,
имеют свои цели, функции, нормы и правила.
Сложность заключается в том, что при попытке
выделить социальную организацию как
самостоятельный структурный компонент
или социальное явление приходится повторять
те свойства и черты, которые характерны
и для социального института.
Также следует отметить, что, как правило,
организаций значительно больше, чем институтов.
Для практической реализации функций,
целей и задач одного социального института
часто формируется несколько специализированных
социальных организаций. Например, на
базе института религии созданы и функционируют
различные церковно- культовые организации,
церкви и конфессии (православие, католицизм,
ислам и др.)
2.Виды социальных
институтов
Социальные институты отличаются друг
от друга своими функциональными качествами:
1) Экономическо-социальные институты
-собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные
объединения различном типа - обеспечивают
всю совокупность производства и распределения
общественного богатства соединяя, вместе
с тем, экономическую жизнь с другими сферами
социальной жизни.
2)Политические институты - государство,
партии, профсоюзы и другого рода общественные
организации, преследующие политические
цели, направленные на установление и
поддержание определенной формы политической
власти. Их совокупность составляет политическую
систему данного общества. Политические
институты обеспечивают воспроизводство
и устойчивое сохранение идеологических
ценностей, стабилизируют доминирующие
в обществе социально- классовые структуры.
3) Социокультурные и воспитательные институты
ставят целью освоение и последующее воспроизводство
культурных и социальных ценностей, включение
индивидов в определенную субкультуру,
а также социализацию индивидов через
усвоение устойчивых социокультурных
стандартов поведения и, наконец, защиту
определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие
- механизмы морально-этической ориентации
и регуляции поведения индивидов. Их цель
- придать поведению и мотивации нравственную
аргументацию, этическую основу. Эти институты
утверждают в сообществе императивные
общечеловеческие ценности, специальные
кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие
- общественно-социальную регуляцию поведения
на основе норм, правил и предписаний,
закрепленных в юридических и административных
актах. Обязательность норм обеспечивается
принудительной силой государства и системой
соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические
и ситуационно-конвенциональные институты.
Эти институты основаны на более или менее
длительном принятии конвенциональных
(по договору) норм, их официальном и неофициальном
закреплении. Эти нормы регулируют повседневные
контакты, разнообразные акты группового
и межгруппового поведения. Они определяют
порядок и способ взаимного поведения,
регламентируют методы передачи и обмена
информацией, приветствия, обращения и
т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность
каких-то объединений.
Нарушение нормативного взаимодействия
с социальной, средой, в качестве которой
выступает общество или сообщество, называется
дисфункцией социального института. Как
отмечалось ранее, основой формирования
и функционирования конкретного социального
института является удовлетворение той
или иной социальной потребности. В условиях
интенсивного протекания общественных
процессов, ускорения темпов социальных
перемен может возникнуть ситуация, когда
изменившиеся общественные потребности
не находят адекватного отражения в структуре
и функциях соответствующих социальных
институтов. В результате в их деятельности
может возникнуть дисфункция. С содержательной
точки зрения, дисфункция выражается в
неясности целей деятельности института,
неопределенности функций, в падении его
социального престижа и авторитета, вырождении
его отдельных функций в "символическую",
ритуальную деятельность, то есть деятельность,
не направленную на достижение рациональной
цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального
института является персонализация его
деятельности. Социальный институт, как
известно, функционирует по своим, объективно
действующим механизмам, где каждый человек,
на основе норм и образцов поведения, в
соответствии со своим статусом, играет
определенные роли. Персонализация социального
института означает, что он перестает
действовать в соответствии с объективными
потребностями и объективно установленными
целями, меняя свои функции в зависимости
от интересов отдельных лиц, их персональных
качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность
может вызвать к жизни стихийное появление
нормативно неурегулированных видов деятельности,
стремящихся восполнить дисфункцию института,
однако за счет нарушения существующих
норм и правил. В своих крайних формах
активность подобного рода может выражаться
в противоправной деятельности. Так, дисфункция
некоторых экономических институтов является
причиной существования так называемой
"теневой экономики", выливается
в спекуляцию, взяточничество, кражи и
т.п. Исправление дисфункции может быть
достигнуто изменением самого социального
института или же созданием нового социального
института, удовлетворяющего данную общественную
потребность.
Исследователи выделяют две формы существования
социальных институтов: простую и сложную.
Простые социальные институты - организованные
объединения людей, которые выполняют
определенные социально значимые функции,
обеспечивающие совместное достижение
целей на основе выполнения членами института
своих социальных ролей, обусловленных
социальными ценностями, идеалами, нормами.
На этом уровне управляющая система не
выделилась в самостоятельную систему.
Социальные ценности, идеалы, нормы сами
обеспечивают устойчивость существования
и функционирования социального института.
Важнейшими социальными институтами являются
политические. С их помощью устанавливается
и поддерживается политическая власть.
Экономические институты обеспечивают
процесс производства и распределения
благ и услуг. Семья также один из важных
социальных институтов. Ее деятельность
(отношения между родителями, родителями
и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется
системой правовых и иных социальных норм.
Наряду с этими институтами существенное
значение имеют и такие социально-культурные
институты, как система образования, здравоохранение,
социальное обеспечение, культурно-воспитательные
учреждения и т. д. Все еще заметную роль
в обществе продолжает играть институт
религии
3.Функции
социальных институтов
Социологический подход фиксирует особое
внимание на социальных функциях института
и его нормативной структуре. В частности,
реализация институтом социально значимых
функций обеспечивается наличием в рамках
социального института целостной системы
стандартизированных образцов поведения,
т.е. ценностно-нормативной структуры.
К числу важнейших функций, которые социальные
институты выполняют в обществе, относятся:
-регулирование деятельности членов общества
в рамках социальных отношений;
-создание возможностей для удовлетворения
потребностей членов общества;
-обеспечение социальной интеграции, устойчивости
общественной жизни;
- социализация индивидов.
Структура социальных институтов чаще
всего включает определенный набор составных
элементов, выступающих в более или менее
оформленном виде в зависимости от типа
института. Тут можно выделить следующие
структурные элементы социального института:
- цель и сферу деятельности института;
- функции, предусмотренные для достижения
цели;
-нормативно-обусловленные социальные
роли и статусы, представленные в структуре
института;
- средства и учреждения достижения цели
и реализации функций.
Из всех возможных критериев классификации
социальных институтов целесообразно
остановиться на двух: предметном (содержательном)
и формализованном. На основании предметного
критерия, т.е. характера содержательных
задач, выполняемых институтами, выделяются:
политические институты (государство,
партии, армия); экономические институты
(разделение труда, собственность, налоги
и т.п.); институты родства, брака и семьи;
институты, действующие в духовной сфере
(образование, культура, массовые коммуникации
и др.)
На основании второго критерия, т.е. характера
организации, институты делятся на формальные
и неформальные. Деятельность первых основана
на строгих, нормативно и, возможно, юридически
закрепленных предписаниях, правилах,
инструкциях и т.д. в неформальных институтах
такая регламентация социальных ролей,
функций, средств и методов деятельности
и санкций за ненормативное поведение
отсутствует. Она заменяется регулированием
неформальным через традиции, обычаи,
социальные нормы и т.п.
Каждый социальный институт входит в исторически
конкретную социальную структуру, соответствует
интересам конкретной социальной группы,
выполняет ряд взаимосвязанных функций,
таких, например, как: 1) воспроизводство
представителей той или иной социальной
группы; 2) социализацию конкретных индивидов
в форме передачи им социально значимых
норм и ценностей; 3) поддержание стабильности
и морального порядка внутриинституционального
характера, а также имеет внешнее оправдание,
реализующееся в процессах социального
обмена. При этом важно подчеркнуть, что
отдельные организации и конкретные социальные
группы сами по себе не составляют социального
института, в связи с чем описание, анализ
функций и прогноз тенденций развития
вполне определенного социального института
не сводится к рассмотрению только его
“видимых воплощений” и требуют разумного
сочетания подхода системного и междисциплинарного
с подходом конкретно-историческим и эмпирическим.
В последние время значительно возросло
внимание к проблемам брака и семьи. Мы
хотим знать , что происходит в семье и
почему так часты разводы, отчего семья
всё чаще ограничивается одним ребенком,
в силу каких причин множество мужчин
и женщин, испытывающих потребность в
любви и заботе, стремящихся отдать своё
тепло близкому человеку, остаются одинокими.
Вступление в брак , рождение и воспитание
детей, создание крепкой семьи- дело отнюдь
не такое простое. успешно решать эту задачу
большой общественной значимости может
лишь тот, кто вступает в брак с сознаем
своей огромной ответственности.
Брак может существовать и в том случае,
если супруги далеко не всегда проявляют
друг о друге заботу, если их сексуальная
жизнь далека от гармонии, если муж злоупотребляет
алкоголем или не всегда может объяснить,
где он “пропадал”. Но исследования, проведенные
на больших группах людей, показывают,
что грубость и нетерпимость, злоупотребление
алкоголем или супружеские измены являются
высоким фактором риска брака. Информация
о том, какие факторы в большей, а какие
– в меньшей степени влияют на успешность
супружества, могут побудить людей серьёзно
задуматься о том, как им сохранить семью
и сделать свою супружескую жизнь счастливой.
Усиленное общественное внимание к семье
связано с современным демографическим
развитием. Даже беглый взгляд на статистические
данные, касающиеся рождаемости в Р.Ф.,
позволяют заметить, что это процесс весьма
нестабильный и в значительной степени
зависящий от конкретных мероприятий,
осуществляемых в рамках государственной
демографической политики. На демографическое
поведение супругов оказывают многообразные
факторы. В их числе общественные и семейные
традиции, желание иметь более высокий
жизненный уровень, качество помощи, оказываемой
семье обществом, уровень подготовки к
обязанностям супругов и родителей.
Говоря о демографическом развитии общества,
мы не имеем в виду лишь простой рост населения.
Важно, чтоб он сопровождался положительными
качественными сдвигами, чтоб возрастал
общий культурный уровень населения, что
в свою очередь благоприятствует высокому
уровню воспитания детей
В ряду причин усиленного внимания к проблемам
семьи, находится стремление общества
искоренить такие негативные социальные
явления, как преступность наркомания,
самоубийства. Так как на развитие тех
или иных качеств личности играет семья.
Естественно есть немало и других причин,
побуждающих общество всё глубже заниматься
вопросами семьи. Нередко упускают из
виду связь между характером супружеских
отношений и стабильностью кадров на производстве.
С семейной атмосферой тесно связано психическое
и физическое здоровье человека. По некоторым
данным, в основе 42%всех случаев, когда
люди вынуждены были обращаться за медицинской
помощью в связи со своими психологическими
проблемами, лежат супружеские конфликты.
Всё выше сказанное подводит к однозначному
выводу: исходный пункт профилактики негативных
социальных явлений – семья.
4.Семья
и как важнейший социальный институт
Термины брак и семья как в обыденной речи,
так и в научных публикациях находятся
рядом, что действительно правомерно,
поскольку реальности, обозначаемые этими
терминами, тесно взаимосвязаны. Однако
брак и семья- не одно и тоже, это не тождественные,
а скорее пересекающиеся понятия, ведь
семья может существовать без брака, а
брак без семьи.
Брак- это общественное установление,
учреждение или, как говорят социологи,
особый общественный институт. Это исторически
обусловленное, регулируемое обществом
форма отношений между полами, между мужчиной
и женщиной, устанавливающие их права
и обязанности по отношению друг к другу
и к детям. Иными словами, брак – это традиционное
средство формирования семьи и общест-венного
контроля за ней, одно из орудий способов
сохранения и развития общества. Брачная
форма регулирования отношений между
представителями разных полов появилось
не сразу. В глубочайшей древности отношения
между людьми, в том числе между полами,
регулировалось только биологическими
импульсами. В это время в половое общение
могли вступать друг с другом все члены
общества: братья с сёстрами, родители
со своими детьми. Такая форма отношений
между полами, беспорядочная связь между
ними называется промискуитетом.
Каждая женщина данного стада могла принадлежать
каждому мужчине этого же стада. Такое
явление называется эндогамией, т.е. браком
внутри данной общности. Впоследствии
такие связи стали угрожать существованию
данного рода. Было введено половое табу,
полный запрет на сексуальные связи между
людьми внутри данного рода. Постепенно
это породило новые, экзогамные связи
между людьми: лишенные возможности вступать
в связь с женщиной своего рода, мужчины
стали вступать в случайные связи с женщинами
другого рода. От этой связи рождались
более жизнестойкие дети. Поэтому постепенно
эндогамные связи были совершенно запрещены.
Таким образом, первой формой брака был
групповой дуально-родовой брак. При нём
все мужчины одного рода имели право на
супружеские отношения с любой женщиной
другого рода. Групповой брак существовал
до конца каменного века. Впоследствии
преимущественные связи именно с наиболее
предпочитаемыми партнёрами получили
всё большее распространение, таким образом
общество постепенно перешло к новой форме
брака - парному браку. В нём объединялась
уже одна супружеская семья. Правда, любой
из напарников мог при этом составлять
такие пары одновременно, а тем более последовательно.
Поскольку отцовство в таких условиях
было трудно установить, родство считалось
по материнской линии. Дети, рождённые
данной женщиной, принадлежали тому роду,
которому принадлежала сама эта женщина.
В самом конце каменного века, с возникновением
земледелия, с ростом производительности
труда постепенно создаются условия, когда
супружеская пара оказывалась способной
самостоятельно содержать и кормить своих
детей. И постепенно эта пара отпочковывалась
от рода. Муж и жена объединили свои усилия
не только в деторож-дении, но и в производстве
вещей. Отношение между полами стабилизировалось,
стало более надёжным установление отцовства,
и ответственность за семью всё более
переходило к мужчине. Матриархатные отношения
перешли в патриархатные, когда родство
уже считалось по отцовской линии. И на
смену парной семье пришла новая, высшая
форма семьи :моногамная семья. Жена перешла
на жительство к своему мужу и вместе с
детьми попала под его власть.
Надо сказать, что патриархатная семья
существовало и существует в форме не
только моногамного брака, но и полигамного
брака, когда муж имеет право владеть несколькими
женами. Ныне полигамия существует в некоторых
мусульманских странах. Но история знает
и иную форму неравенства в браке : полиандрия,
многому-жество. И до сих пор полиандрия
встречается в некоторых племенах Индии,
Тибета. В Индии чаще всего жена старшего
брата становилась общей женой всех братьев
– и получалась так называемая фратериальная
семья, или братская.
Семьёй в социологии называют социальные
объединения, члены которого связаны общностью
быта, взаимной моральной ответственностью
и взаимопомощью. По существу семья представляет
собой систему отношений между мужем и
женой, родителями и детьми, основанную
на браке или кровном родстве и имеющих
исторически определённую организацию.
Иными словами, семья – это новый объект,
с новыми свойствами, где старые свойства
семьи могут таинственным образом исчезнуть.
Семья - это прежде всего отношения между
её лицами. Мы зачастую не понимаем, что
создать семью – это означает не только
найти человека и поставить соответствующий
штампик в паспорт. Создать семью – это
значит построить отношения любви, взаимопонимания
и поддержки.
Вопрос о том, что первично – брак или
семья, пока ещё дискутируется. Некоторые
исследователи утверждают, что брак является
основой семьи. Каждая перепись населения
в России показывает, что число женщин,
состоящих в браке, превышает число женатых
мужчин. И это означает, что у нас существует
многоженство. По-видимому, одно и то же
явление, фактический брак, люди расценивают
по разному : женщины его объявляют настоящим,
равный юридическому, мужчины же полагают
безбрачием.
Из определённого выше определения семьи
следует, что основными являются три её
признака :
брачные или кровнородственные связи
между всеми её членами
совместное проживание в одном помещении
общий семейный бюджет
Юридическая сторона тут не выступает
непременным условием.
Семья относится к особым, фундаментальным
группам общества. Семья оказывает довольно
заметное воздействие на общество. Прежде
всего своей воспроизводящей потомство
функцией. Именно семья осуществляет рождение,
воспитание, выращивание новых членов
общества. Кроме того, семья упорядочивает
сексуальные отношения между людьми. В
какой-то мере она является своеобразной
моделью общества, всех социальных связей
и отношений для молодого человека. Например,
в семье существуют отношения материальные,
складывающиеся независимо от воли людей.
Это и отношения между полами, и экономические
отношения между членами семьи в процессе
производства необходимых благ. В семье
человек впервые сталкивается с разделением
труда.
В семье между её членами существуют идеологические,
правовые, нравственные и религиозные
отношения. Формирование трудовых ресурсов,
квалификационный рост, миграция населения
– все эти вопросы находятся под влиянием
семьи. И именно в семье принимается решение
о том, куда молодому человеку пойти учиться.
Но все эти отношения преломляются в семье
через особый психологический механизм
: они основываются на чувствах любви привязанности
и заботы.
Или взять такую важную проблему, как проблему
заболеваемости и состояния здоровье
население. Ведь именно в семье закладываются
генетические, биологичес- кие основы
здоровья, а так же привычки, навыки по
отношению к здоровью. Занимается человек
физкультурой или нет, ведёт подвижный
образ жизни или малоподвижный – всё это
начинается обычно с семьи. Потребление
людьми материальных благ и духовных ценностей
во многом определяется семьёй. Именно
она воспитывает вкусы, потребности у
младшего населения.
Каково качество специалиста во многом
зависит от семьи. Потому-что именно здесь,
на личном примере добросовестного труда
родителей у молодого человека воспитание
высокосознательное отношение к своему
делу.
Именно в семье закладываются привычки,
нравственные основы отношения к старшему
поколению: милосердие или бездушие.
Всё это относится к социальной значимости
семьи. Но она обладает и персональной
значимостью. Семейное положение человека
и качество его семейной жизни оказывают
значительное влияние на его физическое,
психическое состояние и самочувствие.
По данным зарубежных исследователей
смертность у людей, не состоящих в браке,
значительно превышает смертность у людей
семейных. Разумеется, благотворно влияет
на человека лишь здоровая, благополучная
семья, создание которой требует значительных
усилий. Неблагоприятная же скорее усугубляет,
ухудшает его положение.
Список использованной литературы
1. Андриевич Ю.П. Категория <социальный
институт> // Философские науки.2003. №
1.
2. Аникев А. Г. Политическая власть: Вопросы
методологии исследования, Красноярск.
2001. Власть: Очерки современной политической
философии Запада. М., 2003
3. Воучелин Э.Ф. Семья и родство //Американская
социология. М., 2006. С. 163 -- 173.
4. Земскирин М. Семья и личность. М., 2002.
5. Коэн Дж. Структура социологической
теории. М., 2002.
6. Лейманигин И.И. Наука как социальный
институт. Л., 2005.
7. Мацковсков М.С. Социология семьи. Проблемы
теории, методологии и методики. М., 2002.
8. Титмонагин А. К вопросу о предпосылках
институционализации науки //Социологические
проблемы науки. М., 2004.
9. Троцин М. Социология образования //Американская
социология. М., 2001. С. 174 -- 187.
10. Харачевин Г.Г. Брак и семья в России.
М., 2003.
11. Харачевин А.Г., Мацковский М. С. Современная
семья и ее проблемы. М., 2001.